Общественно-культурное развитие СССР в 1945-1953 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-культурное развитие СССР в 1945-1953 гг.



Сталинское правительство в полной мере сознавало решающую роль образования, науки, культуры в осуществлении сто­ящих перед страной задач и дальнейших преобразованиях самого об­щества. Несмотря на крайнее напряжение госбюджета, были найдены определенные средства на их развитие. Сразу же после войны была восстановлена система всеобщего начального образования, построенная в 30-е годы. С 1952 г. обязательным становится семилетнее образование, открываются вечерние школы для работающей молодежи. Возможности культурной и поли­тической просвещенности населения резко расширялись с развитием вещания советского телевидения и радио.

В годы четвертой пятилетки почти на треть увеличилось число на­учно-исследовательских институтов, созданы академии наук в Казах­стане, Латвии и Эстонии, образована Академия художеств СССР. История этого периода отмечена выдающимися достижениями уче­ных и конструкторов, появлением литературных произведений, ярко отразивших минувшую войну (А. Фадеев, Б. Полевой, В. Некрасов) и другие этапы исторического прошлого советских народов (Л. Леонов, Ф. Гладков, К. Федин, М. Ауэзов); новыми достижениями композито­ров (С. Прокофьев, Д. Шостакович, Н. Мясковский), живописцев (А. Герасимов, П. Корин, М. Сарьян), кинорежиссеров (И. Пырьев, В. Пудовкин, С. Герасимов) и др.

В ходе воины и сразу после нее интеллигенция, прежде всего научная и творческая, надеялась на либерализацию общественной жизни и ослабление жесткого партийно-госу­дарственного контроля. Велики были надежды на развитие и укрепление культурных контактов с США, Англией, Францией, уж не говоря о контактах с коллегами из стран "народной демократии". Речь о всестороннем послевоенном со­трудничестве шла на Ялтинской и Потсдамской конференциях. И такое сотрудничество налаживалось. В 1948 г. ООН во "Всеоб­щей декларации прав человека" закрепила за каждым человеком свободу творчества и передвижений, независимо от государст­венных границ.

Основой долговре­менной пропагандистской кампании по воспитанию народов СССР в духе советского патриотизма стали положения выступления И. В. Ста­лина на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии 24 мая 1945 г. В знаменитом тосте «За здоровье русского наро­да», в сущности, признавалось, что победа достигнута не только за счет преимуществ социалистического строя, «морально-политического единства советского народа», но, прежде всего, за счет патриотизма русского народа. В этом выступлении Сталин провозгласил, что рус­ский народ «является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза», что он заслужил в войне «об­щее признание как руководящей силы Советского Союза». Отмечены были не только «ясный ум» народа, но и такие его качества, как стойкий характер и терпение, доверие правительству в моменты отча­янного положения, готовность идти на жертвы.

Руководители пропагандистского аппарата старались не допустить разногласий в понимании сталинского тоста. Передовые статьи «Прав­ды» и других изданий разъясняли, что «патриотизм советского, рус­ского народа ничего общего не имеет с выделением своей нации как "избранной", "высшей", с презрением к другим нациям». Утвержда­лось, что русскому народу, «старшему и могучему брату в семье совет­ских народов, довелось взять на себя главную тяжесть борьбы с гитле­ровскими разбойниками, и он с честью выполнил эту свою великую историческую роль. Без помощи русского народа ни один из народов, входящих в состав Советского Союза, не смог бы отстоять свою свободу и независимость, а народы Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, временно порабощенные немецкими империалистами, не могли бы освободиться от немецко-фашистской кабалы».

Победа в войне позволяла по-новому оценить значение русской культуры для культуры других народов СССР и мировой. Исторический оптимизм советского человека власти стремились питать не только героизмом свершений советского периода истории, но и всей многовековой культурой страны. Прославления ее деятелей, с именами которых связывались «великие вклады в мировую науку, выдающиеся научные открытия, составляющие важнейшие вехи раз­вития современной культуры и цивилизации», начались на заключи­тельном этапе войны и были с новой силой продолжены после ее окончания.

2 января 1946 г. П. Л. Капица направил Сталину письмо, в котором сетовал, что мы «мало представляем себе, какой большой кладезь творческого таланта всегда был в нашей инженерной мысли. В особен­ности сильны были наши строители». Рекомендуя к изданию книгу Л. И. Гумилевского «Русские инженеры» (издавалась в 1947 и 1953), он утверждал: «Большое число крупнейших инженерных начинаний за­рождалось у нас», «мы сами почти никогда не умели их развивать (кроме как в области строительства)», «причина неиспользования новаторства в том, что обычно мы недооценивали свое и переоцени­вали иностранное». Недооценку своих и переоценку заграничных сил, излишнюю скромность высоко ценимый Сталиным ученый называл недостатком еще большим, чем «излишняя самоуверенность». Капица предлагал дополнить книгу рассказами о таких чрезвычайно крупных инженерах-электриках, как Попов (радио), Яблочков (вольтова дуга), Лодыгин (лампочка накаливания) и др.

ЛЕКЦИЯ 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.004 с.)