РСФСР в канун превращения в Российскую Федерацию. Сентябрь — декабрь 1991. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РСФСР в канун превращения в Российскую Федерацию. Сентябрь — декабрь 1991.



Изменения в системе государственной власти и управления. После политического кризиса 19—21 августа 1991 г. начинается качественно новый этап политики российских властей. Если в 1990 — середине 1991 г. их усилия были направлены на борьбу против союзного Цент­ра, то теперь появилась возможность сконцентрироваться собственно на осуществлении реформ. Развернулось активное преобразование всей системы политических, экономических, социальных отношений.

В среде августовских победителей доминировали антикоммунис­тические настроения, которые во второй половине 1991-го стали оп­ределять официальный курс политики быстро идущей к независимо­сти РСФСР. Этот курс получал и теоретическое обоснование. 28 авгу­ста группа известных общественных деятелей «Демроссии» выступила с Заявлением, где произошедшие 19~21 августа события трактова­лись как «Августовская революция». Политики отмечали, что можно с разными и смешанными чувствами воспринимать развал государства, которое раньше называлось Российской империей, а затем СССР, но «этот свершившийся факт должны приветствовать все истинные де­мократы как существенную сторону краха коммунистического режи­ма и проявление в принципе прогрессивной тенденции». Вскоре по­литический кризис 19 — 21 августа стали называть антикоммунисти­ческой или демократической революцией. Зримым доказательством перемен стал демонтаж памятников — символов «тоталитарной эпо­хи» — Ленину, Дзержинскому, Андропову, возвращение историчес­ких названий городам, улицам (Екатеринбург, Павлов-Посад).

Поражение высших представителей союзных структур придало новый мощный импульс концентрации управленческих полномочий и руках исполнительной власти России, олицетворяемых институтом президента. Это было связано с представлением о том, что в период динамичных экономических и политических изменений страна нуж­дается в усилении исполнительной власти, которая должна квалифи­цированно и оперативно решать выдвигаемые жизнью проблемы. На государственно-политическом уровне это вело к изменению существовавшей в СССР системы Советской власти, которая соединяла зако­нодательные, распорядительные и контрольные функции. Первыми практическими шагами в этом направлении были прямые выборы глав исполнительной власти на общероссийском уровне (Президента РСФСР) и в обеих «столицах» (мэров Москвы и Ленинграда), состо­явшиеся 12 июня 1991 г. Дальнейшее развитие этой тенденции требо­вало избрания глав исполнительной власти краев, областей, городов России. Следующий шаг диктовал необходимость разделения власти и полномочий между новыми исполнительными структурами и ранее «всевластными Советами».

21 августа на волне противостояния с ГКЧП принято постановле­ние Верховного Совета РСФСР, согласно которому Президенту РСФСР предоставлялось право впредь, до принятия Закона РСФСР об управлении краем, областью, отстранять от должности председа­телей (всех уровней) Советов народных депутатов в случае неиспол­нения этими Советами законодательства РСФСР, указов Президента и актов Правительства, а также исполнения ими решений антикон­ституционных органов. Не менее революционным был второй пункт постановления, которым вводилась должность главы администрации в крае, области и других административно-территориальных едини­цах как руководителя соответствующего исполнительного органа. Гла­ва администрации становился правопреемником исполкома Совета народных депутатов. В третьем пункте постановления Президенту РСФСР предоставлялось право («впредь до принятия закона», где ре­гулировался бы порядок выборов, т.е. на четко неопределенный срок) единолично назначать глав администраций и освобождать от этих дол­жностей. Постановление вводилось в действие с момента принятия. Документ существенно изменял действовавшую систему управленчес­ких отношений, значительно ограничивая властные функции Сове­тов и усиливая «исполнительную вертикаль», подчиненную непос­редственно (и почти исключительно) президенту.

21 сентября 1991 г. опубликован президентский Указ № 112 «О роли Совета Министров РСФСР в системе исполнительной власти Россий­ской Федерации». Он, с одной стороны, ставил перед Совмином за­дачи по «построению динамичной модели рыночной экономики», а с другой — определял отношения между предсовмина и президентом. Предусматривалось, в частности, что президент не только должен контролировать деятельность Совмина и «совместно решать принци­пиальные вопросы организации работы Правительства РСФСР, ко­миссий и других рабочих органов», но и при необходимости предсе­дательствовать на его заседаниях для «обеспечения Правительством РСФСР его полномочий в полном объеме».

Огромное влияние на последующее политическое развитие стра­ны оказали решения об изменении властного баланса, принятые па V съезде народных депутатов РСФСР (28 октября — 13 ноября 1991). Постановление «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» предоставляло президенту право самостоятельно реорганизовывать структуру высшей исполни­тельной власти России и самостоятельно решать вопросы кадрового назначения в этой системе. Таким образом, президент получал нео­бычайную свободу в плане подбора лиц на высшие посты в структуре исполнительной власти, не будучи при этом обязанным согласовы­вать даже с парламентом свои назначения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.19.189 (0.005 с.)