Лекция 22. Культурное развитие России в 1990 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 22. Культурное развитие России в 1990 гг.



 

Общие условия развития культуры

На развитие российской куль­туры в 90-е годы большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сфе­рах. Государственное регулирование культурной жизни осуществля­лось, прежде всего, на базе «Основ законодательства РФ о культуре», утвержденных в 1992 г. Документ определяет, что к. обязанностям го­сударства в области культуры относятся; разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития куль­туры, создание условий для развития национальных культур РФ, обес­печение доступности для граждан культурной деятельности, культур­ных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, условий для самореализации талантов, со­хранение памятников истории и культуры, ведение статистики куль­туры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

Специальные акты (законы, указы, постановления) конкретизи­ровали политику в отдельных областях культуры. В 90-е годы приняты Законы «О библиотечном деле», «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», «О государственной поддержке кинематографии РФ». Действо­вали федеральные государственные программы сохранения и разви­тия культуры и искусства (на 1993-1996, 1997-1999, 2001-2005 гг.). Однако острейшими вопросами, вплоть до наших дней, остаются вы­полнение государством обширного перечня взятых на себя социальных обязательств, их ресурсное обеспечение, создание организационных и правовых механизмов их реализации на федеральном, региональ­ном и муниципальном уровнях.

Уже в 1992—1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Од­нако ситуация радикально изменилась в середине 90-х, когда про­изошло обвальное сокращение бюджетного финансирования соци­ально-культурной сферы. Развитие отрасли происходило в условиях значительного дефицита ресурсов. В 1995 г. объем финансирования куль­туры уменьшился на 40% по сравнению с 1994, а в 1996 — на 43 по сравнению с 1995. Из-за секвестрования федерального бюджета в 1995 г. средств на культуру выделено 42% от запланированных, а в 1996 г.— только 40. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инф­ляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с пред­шествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999 г., по свиде­тельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура профинансирована на 100%, а федеральные программы — на 90. Не выглядела оптимистично и динамика бюджетных расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83, а в 2000-м — 0,55% от бюджета. Все это свидетельствует о том, что установленные законом нормативы бюджетных расходов на культуру (2%) на федеральном уровне не толь­ко не выдерживаются, но и уменьшаются. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло за собой падение престижности их профессий.

Образование и наука

Скудость финансирования (в 2000 — 40% от уровня 1991) предопределила кризисное состояние системы образо­вания. В 1992 г. принят Закон «Об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 клас­сов (в СССР предусматривалось обязательное полное среднее образо­вание). Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами шко­лы многих ребят — в 1995 г. их оказалось 1,5 млн. И хотя впоследствии указом президента конкурс был отменен, негативные результаты пре­дыдущего решения преодолеть не удалось. Современная школа играет определенную роль и в развитии социально-классовой структуры, уг­лублении социальной поляризации общества. Ухудшение экономичес­кого положения значительных социальных слоев сократило возможнос­ти для получения образования их детьми. Появление же «дополнитель­ных образовательных услуг» (как правило, платных) в старших классах, открытие платных школ, гимназий, лицеев обусловливает воспроиз­водство социального неравенства уже на уровне молодежи.

Пыталась адаптироваться к новым условиям и высшая школа. С 1992 по 2000 г. число государственных вузов выросло с 535 до 590. Особенно популярными были «рыночные» профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист. Преимущественно по этим и некоторым другим специальностям вели подготовку и новые негосударственные, в ос­новном коммерческие, вузы. Их число с 1993 по 2000 г. выросло с 78 до 349. Однако в 1992—1995 гг. общее число студентов было меньше, чем в советское время, составляя в среднем чуть более 2,6 млн. в год (1991 — 2,8). Затем желающих учиться становилось все больше, и в 2000 г. численность студентов превысила 4 млн. человек.

В Законе «Об образовании» 1992 г. проводились идеи о его деидеологизации и вариативности. Утверждение этих принципов шло проти­воречиво. Деидеологизация образования часто сводилась к замеще­нию коммунистической идеологии, которая господствовала в совет­ской школе, либеральной в ее крайне упрощенном виде. Вариативность же оказалась средством размывания общегосу­дарственного стандарта. Появились сотни новых учебников и посо­бий, прежде всего по гуманитарным дисциплинам, которые внедря­лись в учебный процесс без должной предварительной апробации. Многие содержавшиеся в них идеи получили неоднозначную оценку научной и педагогической общественности.

К началу нового тысячелетия сформировались представления об основных направлениях модернизации всей системы образования а России. Ее цель — осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Школа станет 12-летней: 10 классов обязательны для всех, 2 после­дних — профильное образование. Начинать учиться дети будут с 6 лет, а в 16 смогут получить аттестат зрелости. После этого ученик должен определиться — идти в профтехучилище или продолжать образование в старшей, профильной школе.

90-е годы были очень трудными для отечественной науки. Резкое сокращение инвестирования в фундаментальные исследования и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо­ты) оказало негативное влияние на состояние как естественных, так и гуманитарных наук. Численность работающих в научно-технической сфере снизилась более чем в 2,5 раза — с 2,1 млн. в 1990-м до менее 800 тыс. в 2000-м. До критического уровня уменьшился приток в науку молодых специалистов: ныне средний возраст докторов наук более 60 лет, а кандидатов — приближается к 55. Свыше 50 тыс. ученых (прежде всего математиков, физиков, химиков, биологов), вынуж­денных покинуть Россию, работают в других странах. Крайне недоста­точно обновлялась материально-техническая база науки, сократилось ее информационное обеспечение.

Согласно принятому в 1996 г. «Закону о науке и государственной научно-технической политике», расходы на науку гражданского на­значения должны составлять не менее 4% расходной части бюджета. Однако добиться этого не удалось. В этих условиях укрепляется пред­ставление о том, что приоритетному финансированию подлежат те отрасли науки, в которых Россия уже занимает признанные в мире позиции, а также сферы, способные обеспечить технологический про­рыв в отечественной экономике. На это направлена реализация таких федеральных начинаний, как «Российская космическая программа», Программа конверсии, «Электронная Россия». Признанием достиже­ний российской науки стало награждение Нобелевской премией из­вестного физика академика Ж. И. Алферова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.007 с.)