Национальная политика и национальные движения в 1953-1964 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная политика и национальные движения в 1953-1964 гг.



Национальная сфера получила, пожалуй, наиболее заметные импульсы для изменений сразу же после смерти Ста­лина.

Коренизация высшего и среднего звена партийно-хо­зяйственного аппарата, означавшая на практике разгром русских кад­ров в национальных республиках, началась заменой на посту первого секретаря ЦК КП Украины русского Л. Г. Мельникова украинцем А. И. Кириченко. В Белоруссии пленум ЦК принял решения, предоп­ределенные постановлением ЦК КПСС от 12 июня. Оно гласило: «Ос­вободить т. Патоличева Н. С. от обязанностей первого секретаря ЦК КП Белоруссии, отозвав его в распоряжение ЦК КПСС», и «реко­мендовать первым секретарем ЦК КП Белоруссии т. Зимянина М. В., члена ЦК КПСС, бывшего второго секретаря ЦК КП Белоруссии, освободив его от работы в Министерстве иностранных дел СССР».

В докладе, подготовленном группой Зимянина для пленума ЦК КПБ, в частности, предлагалось, для исправле­ния нарушения принципов ленинской национальной политики, вве­сти белорусскую письменность в государственном аппарате, ведя только на белорусском языке всю переписку, совещания, собрания и съезды. В докладе признавалось, что русским, конечно, труднее будет рабо­тать в Белоруссии, поскольку не все они хорошо знают белорусский язык. Отношение к ним в выступлениях сторонников коренизации, по воспоминаниям Патоличева, было таково: «Русские товарищи во многом помогли белорусам. Земной поклон им за это. А сейчас, кому из них будет очень трудно, мы им поможем переехать в другое место».

Коренизация партийно-хозяйственного аппарата, осуществленная на Украине, в Белоруссии и Прибалтике, попытки ввести в республиках собственные ордена в честь выдаю­щихся национальных деятелей для награждения местных работников культурного фронта, другие меры по развитию национальных тради­ций в области культуры и языка, которые способствовали бы повышению чувства национальной гордости, — все это не проходило бесследно, имея двоякий результат. С одной стороны, это способствовало ликвидации вооруженного националистического подполья в этих рес­публиках. С другой, действительно активизировало буржуазно-националистические элементы, национально-сепаратистские и русофобские построения, способствовало возникновению в 50—60-х годах многочисленных националистических кружков и групп, участниками кото­рых была в основном молодежь.

Стремясь не допустить разрастания местного национализма, Н. С. Хрущев порой резко реагировал на факты явного нарушения интернационалистских принципов» кадровой политики. Так, он публично выговаривал азербайджанскому руководителю И. Д. Мустафаеву за то, что в Азербайджане был принят ряд решений, ущемляющих представителей некоренной национальности, в частности русских. Никто русских сейчас не может заподозрить, — говорил он, что они проводят какую-то шовинистическую политику. Вы посмотрите, русские — они нередко в ущерб своей республике оказывали и оказывают помощь братским народам. И сейчас эти народы не только вы­ровнялись, а нередко по жизненному уровню стоят выше отдельных и частей Российской Федерации».

Первые последствия хрущевских реабилитаций.

Одна из первых инициатив Н. С. Хрущева, оказавшая в целом негативное влияние на развитие национальных отношений в стране, связана с праздновани­ем в начале 1954 г. 300-летия воссоединения Украины с Россией. По данному поводу 12 января от имени ЦК КПСС опубликованы «Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией», где в очередной раз подчеркивалась огромная прогрессивная значимость решений Переяславльской рады, выразившаяся главным образом в трех историчес­ких фактах. «Соединившись с Россией в рамках единого Российского государства, Украина была спасена от порабощения шляхетской Польшей и поглощения султанской Турцией». «Рост силы и могуще­ства СССР дал возможность претворить в жизнь вековые чаяния укра­инского народа о его национальном воссоединении» (включении в Советскую Украину Западной Украины в 1939, Буковины и Измаиль­ской области в 1940, Закарпатской Украины в 1945). «Только благода­ря братской помощи великого русского народа и других народов СССР Украина была освобождена от фашистского ига».

Успехи Украины (17-кратный рост промышленности в советское время, опережение всех стран Европы по числу студентов и др.), со­гласно «Тезисам», были еще одним доказательством того, что «толь­ко социализм обеспечивает свободную и счастливую жизнь, развитие и расцвет всех народов и наций, подлинную дружбу народов, их со­трудничество и взаимопомощь», что СССР «являет собою вдохновля­ющий пример страны, в которой впервые в истории человечества раз­решен национальный вопрос».

В пропагандистской литературе степень единства народов Совет­ского Союза приобретала законченное выражение. Говорилось, что следствием преобразований жизни советских народов после 1917 г «явилось полное и окончательное разрешение национального вопро­са». В 1951 г. со страниц партийного журнала (Большевик Украины. № 9) было объявлено, что единство народов СССР приобрело прин­ципиально новое качественное состояние. «В ходе социалистически преобразований в нашей стране сложилась невиданная в истории общ­ность людей — советский народ, содружество двух классов, рабочих и крестьян, и подлинно народной интеллигенции, содружество все народов СССР. Советские люди всех национальностей являются тружениками единой социалистической системы хозяйства, имеют единую систему государственной жизни — советское государство, единую идеологию — марксизм-ленинизм, единую цель — построении коммунизма, единую партию, выражающую их кровные интересы ведущую их от победы к победе, — партию Ленина—Сталина. Все народы имеют единое Отечество — Советский Союз».

К долговременным негативным последствиям привела передача Крымской области из состава России Украине по решению Президи­ума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г. В корне противоре­чащая интересам русского народа операция принималась под абсурд­ным, с точки зрения национально-государственных интересов Рос­сии, предлогом. Это учитывало якобы «общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные свя­зи между Крымской областью и Украинской ССР».

Реальной причиной хрущевского дара крымской территории с преобладающим русским населением (всего в Крыму, по данным на 1954 г., насчитывалось 1,2 млн. жителей, из них 71,4% составляли рус­ские) было стремление загладить личную вину за санкционирован­ные в 1938—1940 гг. репрессии. Их жертвами стали 167 465 жителей Украины, в том числе более 2 тыс. представителей руководства рес­публики. С осуществлением этой операции («завоевания на свою сто­рону Украины», как говорил Д. Т. Шепилов) Н. С. Хрущев рассчитывал не только на поддержку представителей республики в Президиу­ме ЦК КПСС, но и на 36 гарантированных голосов членов ЦК от украинской партийной организации на пленумах ЦК, насчитывавшего 175 членов. Недаром при перелете из Пицунды в Москву 14 октября 1964 г. Хрущев пытался уговорить сопровождавших его охранников, обещая произвести их командира майора в полковники и присвоить каждому звание Героя Советского Союза: «В столице — заговор!.. Летим на Киев. Там — наше спасение».

Стихийное возвращение выселенных народов обострило межнациональную обстановку на Северном Кавказе, где на их место были поселены другие люди. Наиболее спокойно проходило возвращение в родные земли балкарцев. Это объяснялось тем, что партийные органы и местное население, заселившее территории депортированных, по­ложительно относились к их возвращению. Однако стихийное возвра­щение карачаевцев вызвало конфликты с русскими и грузинскими переселенцами, размещенными на их землях. Еще большее обостре­ние породило возвращение чеченцев и ингушей. Жители Грозненской oбласти, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР категорически выступали против их стихийного возвращения.

Первые их партии прибывали небольшими группами, по 10—15 человек. Они привозили с собой в мешках останки родственников, умер­ших в местах ссылки, для перезахоронения на своей земле. Возвращав­шиеся встречались враждебно. Им отказывали в прописке, не брали на работу. Однако это их не останавливало. Прибывшие ходили вооружен­ными по селам и устраивали стрельбу, провоцируя местных жителей ни ответные действия и столкновения. Угрозами и силой они вселялись в свои дома, выгоняя из них проживавшие там семьи дагестанцев, русских. Некоторые из возвратившихся пополнили действовав­шие в горах со времен войны «повстанческие» отряды, которые частично занимались грабежом, угоном скота из колхозов. Их жертвами стали и рядовые колхозники. Очаги межнациональной напряженности лишили массовый выезд русского населения из республики.

Борьба народов за попранные права дала первые результаты. 9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР рекомендовал восстановить национальную автономию балкарского, ингушского, кал­мыцкого, карачаевского и чеченского народов. В соответствии с этим Президиум Верховного Совета РСФСР принял указы о преобразова­нии Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР, о восстановлении Чечено-Ингушской АССР, о преобразовании Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую автономную область и восстановлении Калмыцкой автономной области.

Чечено-Ингушская республика восстановлена с расширением ее территории. Переданная в свое время в Северную Осетию часть Пригородного района (977,5 кв. км) оставлена в составе этой республики. В то же время к исторической территории расселения чеченцев и ин­гушей были присоединены три равнинных района поймы реки Терек из состава Ставропольского края. Эти районы (Наурский, Надтереч­ный и Шелковской, которые вместе составляли 5,2 тыс. кв. км, или 27% всей территории ЧИАССР, занимавшей 19,3 тыс. кв. км) были населены в основном русскими. Включение этих районов позволяло сделать экономику республики более устойчивой, за счет же увеличе­ния численности русского населения власти надеялись усилить влия­ние Центра на общественную жизнь автономии. В этих актах и расчетах в очередной раз дала о себе знать давнишняя традиция решать нацио­нальные проблемы в стране за счет русского народа.

Вскоре после воссоздания национальная государственность репрессированных народов удостоилась государственных наград. Ордена Ленина в ознаменование 400-летия добровольного присоединения к России были удостоены Кабардино-Балкария (июль 1957) и Карача­ево-Черкесия (сентябрь 1957), а в связи с 350-летием добровольного вхождения в Россию — Калмыкия {август 1957). 29 июня 1958 г. послед­няя была преобразована в Калмыцкую АССР. Чечено-Ингушетия на­граждена орденом Ленина в 1965 г. Награды означали стремление власти подвести черту под прошлыми невзгодами репрессированных народов. Однако это мало способствовало налаживанию добрососед­ства и «расцвету дружбы» национальностей в этом регионе.

Продолжавшиеся мелкие националистические эксцессы при попустительстве властей привели к настоящему межэтническому столкновению в августе 1958-го между русским населением Грозного и чеченцами и ингушами. Поводом к нему послужило убийство ингушом русского. Похороны убитого вылились в погром чеченцев и ингушей со стороны русских. В течение трех дней жизнь в городе была парали­зована. Митингующие требовали выселения всех чеченцев и ингушей из республики, местные власти бежали из города. Срочно стали на­правляться туда войска. Из Москвы в Грозный прибыли председатель Президиума Верховного Совета РСФСР М. А. Яснов и секретарь ЦК КПСС Н. Г. Игнатов. Волнения подавили, однако противостояния ко­ренного и «пришлого» (русского) населения в республике преодолеть не удалось. Тем не менее, в последующие годы возвращение чеченцев и ингушей на Северный Кавказ происходило более организованно и сопровождалось меньшими эксцессами. К 1963 г. оно в основном за­вершено. Из 418 тыс. чеченцев, проживавших в Казахской и Киргиз­ской ССР, в Чечено-Ингушетию прибыли 384 тыс. (91,7%), из 106 тыс. ингушей — 84 тыс. (79,2). Еще 8 тыс. ингушей (7,5%) направились и Дагестан и Северную Осетию.

Камнем преткновения в отношениях между ингушами и осетина­ми стала правобережная часть Пригородного района, до 1944 г. при­надлежавшая ингушам и оставшаяся в составе Северо-Осетинской ССР после воссоздания Чечено-Ингушской АССР. Ингуши, не переставая, посылали заявления в ЦК КПСС и правительство с требованием |о передаче района Чечено-Ингушетии, направляли делегации своих представителей в Москву.

Национальное движение советских немцев долгое время ограничивалось борьбой за восстановление своей автономии в Поволжье. Оно включало только легальные методы борьбы: письма, обращения, пешие делегации, демонстрации. Декабрьский указ Президиума Верховного Совета СССР 1955 г. снял с немцев ограничения в правовом положении. Реабилитационное движение имело своим результатом Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1964-го о внесе­нии изменений в принятый 28 августа 1941 г. Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Положения нового Указа снимали клеймо предателей и изменников со всего народа. До этого времени советские немцы испытывали скрытую дискриминацию. Ущем­ление касалось развития культуры, языка, поступления в высшие учеб­ные заведения; проявлялось при приеме в партию и назначении на руководящие партийные и хозяйственные посты. При призывах на службу в Советскую Армию немецкую молодежь не брали в элитные подразделения (воздушно-десантные, пограничные и др.). Нежелание илистей восстанавливать автономию немцев в Поволжье вызвало негативные настроения. Этому в немалой степени содействовала пропандистская деятельность радиостанции «Немецкая волна», религиоз­ных, культурных и других организаций ФРГ, а также религиозных общин, значительно укрепивших свое влияние среди немецких «спецпереселенцев» за годы ссылки.

В сложных условиях проходила борьба крымских татар за восстановление автономии и право жить на своей земле. Отмена спецпоселенческого статуса с народа, обвиненного в годы войны в и (мене Родине, не могла его удовлетворить. Подозрительное отноше­ние властей ко всем лицам крымско-татарской национальности подогревалось воспоминаниями бывших командиров партизанских отрядов и Крыму. Клеймо предателей и изменников, лежавшее на всем народе со времен войны, было снято постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 г. «О порядке примене­ния статьи 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 апре­ли 1956 г.». Беспрестанные обращения в высшие партийные и государственные инстанции с просьбами о восстановлении в Крыму автоно­мии крымских татар не имели положительных последствий. Нелегально переехавших в Крым татар, как правило, сразу же выдворяли.

Запрет властей Украины, которой в 1954 г. передана Крымская ««тлеть, на переезд татар в Крым стал причиной национального движения, возглавлявшегося «инициативными группами» из представителей крымско-татарской интеллигенции, бывших руководящих партийных и советских работников Крыма. Первая из таких групп была создана в Узбекистане в 1956 г. Активисты движения с самого начала избрали конституционные методы борьбы. Так, в 1958 г. в адрес ЦК КПСС от крымских татар поступили два письма с просьбой о возвра­щении народа на родину (16 и 12 тыс. подписей). В 1959 г. аналогичное письмо подписали 10 тыс. человек, в 1961 г. — 18 тыс. Помимо петиций устраивались митинги и демонстрации, приуроченные к знаменатель­ным датам — годовщине образования Крымской АССР, ко дню рож­дения В. И. Ленина, считавшегося основателем Крымской республики. Эти акции нередко заканчивались разгоном участников.

Чтобы как-то приглушить проблему, власти предпринимали попытки представить крымских татар частью татарской нации. Тем из них, кто хотел уехать из Средней Азии, разрешалось поселиться на территории Татарской АССР. Но это не устраивало крымских татар, которые требовали создания условий для развития своего языка и культуры. В начале 60-х годов крымско-татарское движение приняло более организованные формы. Это проявилось в попытке создания массовой организации — Союз крымских татар со своей программой и уставом. В 1962 г. в Узбекистане два главных ее участника М. Омеров и С. Умеров были арестованы и осуждены. Репрессии в отношении активистов крымско-татарского движения вынуждали его лидеров искать иные пути и методы борьбы.

Национально-государственное устройство СССР за послевоенные годы принципиально не изменилось. В начале 60-х годов в стране было 15 союзных и 19 автономных республик (из них 15 в РСФСР, две в Грузии, по одной в Азербайджане и Узбекистане). Число последних, по сравнению с довоенными годами, увеличилось за счет преобразования в июле 1956 г. Карело-Финской союзной республики в Карельскую автономную республику, включенную в РСФСР, а в октябре 1961 г. Тувинской автономной области РСФСР в автономную республику. В стране насчитывалось также 8 автономных областей. Пять из них входили в состав российских краев: Адыгейская — в Краснодар­ский, Карачаево-Черкесская — в Ставропольский, Горно-Алтайская — и Алтайский, Хакасская — в Красноярский; Еврейская — в Хабаров­ский. Три автономные области были составными частями других со­юзных республик: Юго-Осетинская — Грузии, Нагорно-Карабахская — Азербайджана, Горно-Бадахшанская — Таджикистана. Неизменным с довоенных времен оставался перечень национальных округов. Все они находили в состав областей и краев РСФСР. На ее европейской терри­тории располагаются Ненецкий автономный округ (Архангельская обл.) и Коми-Пермяцкий {Пермская обл.); на северо-западе Сибири — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий (Тюменская обл.), Эвенкий­ский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) — в Красноярском крае; на северо-востоке Сибири — Корякский (Камчатская обл.) и Чукотский (Магаданская обл.). Кроме того, в Сибири находятся национальные округа: Агинский (Бурятский) в Читинской и Усть-Ордынский (Бу­рятский) в Иркутской обл.

ЛЕКЦИЯ 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.012 с.)