Осложнение внешнеполитических условий развития СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осложнение внешнеполитических условий развития СССР



Прямо­линейность «геронтократов» в осуществлении консервативного курса но внешней политике стала одной из причин нового обострения меж­дународной напряженности. Соглашение СССР и США об ограниче­нии стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), которым устанавливалась предельная численность у сторон стратегических бомбардировщиков и разделяющихся боеголовок, действовало с ноября 1974 г. Однако оно не приобрело юридической силы из-за отказа США учитывать предельно допустимые уровни по новым видам вооруже­ний. 18 июня 1979 г. во время встречи Л. И. Брежнева и президента Д. Картера в Вене договор ОСВ-2 был все-таки подписан. Он ограни­чивал у сторон на период до 1985-го количество ядерных вооружений всех видов числом 2400. Однако американский конгресс договор не ратифицировал, и администрация США до 1986 г. выполняла его условия «добровольно».

В 1978 г. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронных боеприпасов. Идея массовых убийств при сохра­нении материальных ценностей вызвала возмущение европейской общественности. 7 апреля 1978 г. нейтронный проект был приостанов­лен. Но уже 12 декабря 1979 г. на сессии НАТО принято решение о размещении в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего ра­диуса действия (Першинг II) и крылатых ракет «Томагавк», способ­ных достигать территории Советского Союза за считанные минуты.

Администрация нового президента США Р. Рейгана (1981-1988) оказалась совсем не расположенной к поискам компромиссов с «ком­мунистами». В июне 1982-го, предпринимая новое пропагандистское наступление против СССР, Рейган провозгласил «всемирную демо­кратическую революцию», которая «сметет марксистско-ленинские режимы на свалку истории, как это уже случилось с другими тиранами, подавляющими свободу народов и их право на самовыражение».В ноябре 1982 г. вышла директива Рейгана по защите национальной or (опасности, провозглашавшая, что цель политики США — подрыв сырьевого комплекса СССР. Другая директива, от января 1983, пре­дусматривала дополнительное финансирование оппозиционного дви­жения в странах Восточного блока в размере 108 млн. долларов. По мотивам одного из ее авторов Р. Пайпса, она четко формулировала, что американской целью является «не сосуществование с СССР, а изме­нение советской системы».

В 1983-1984 гг. новые ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании, Италии. В свою очередь, Советский Союз, по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР, разместил в этих странах в 1984 г. вместо устаревших ядерных ракет РСД-4 и РСД-5 новые ракеты среднего радиуса действия РСД-20 (на Западе их называли «СС-20»).

Таким образом, европейская разрядка была сломана, гонка воо­ружений ускорилась, мир снова стал приближаться к опасной черте. Гонка ложилась тяжелым бременем на советскую экономику, усугуб­ляя негативные тенденции ее развития. Темпы гонки оказались для, СССР непосильными. С конца 70-х годов он начал постепенно отстаивать от США по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось с появлением у американцев крылатых ракет и стало еще более очевидно после обнародования в марте 1983 г., в нарушение Договора по ПРО 1972 г., программы стратегической оборонной инициативы (СОИ).

Другим «источником разорения» СССР становилась помощь развивающимся странам. В конце 70-х годов он был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами, почти поло­вину из них составляли развивающиеся. Стремясь к расширению сво­его влияния, Советский Союз направлял для работы в страны «третьего мира» военных и гражданских специалистов, выделял огромные льгот­ные долговременные кредиты, осуществлял поставки дешевого воо­ружения и сырья. Если в 1955-1968 гг. поставки оружия «братским режимам» составляли сумму в 4,5 млрд. долларов; а в 1966—1975 — 9,2; то в 1978-1982 гг. они измерялись уже суммой в 35,4 млрд. СССР нес большие затраты на обучение многочисленных иностранных студентов и аспирантов. Однако эффективность помощи оказалась незначи­тельной, кредиты по большей части не возвращались.

В конце 70-х — начале 80-х годов возросли противоречия в отно­шениях Советского Союза с его союзниками по Организации Вар­шавского Договора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики. Особенно острым стал социально-экономический и политический кризис, разразившийся в конце 70-х годов в Польше. Расширение экономическойпомощи, советы первому секретарю ЦК ПОРП С. Кане и другим польским руководителям успеха не имели. Кризис разрастался. В 1980 г, рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Правительство было вынуждено пойти на уступки. На встрече с руководством нашей страны в апреле 1981 г. С. Каня признал, что «контрреволюция сильнее власти». Однако «братская помощь Польше по чехословацкому варианту исключалась, «геронтократы» страшились возникновения «второго Афганистана». Они соблегчением встретили отставку С. Кани и избрание первым секрет рем ЦК ПОРП генерала В. Ярузельского, который ввел 13 декабря военное положение в стране. Л. И. Брежнев заверил лидера Польши, что он может рассчитывать «на нашу твердую политическую и моральную поддержку... посильную экономическую помощь». СССР под­держивал Ярузельского суммами в 3—4 млрд. долларов в год, в середи­не 80-х годов эти расходы уменьшились до L—2 млрд. «Солидарность» была запрещена, антиправительственные силы ушли в подполье, од­нако кризис преодолеть не удалось, В 1989 г. лидеры профсоюза при­шли к власти. Поражение социализма в Польше стало началом распа­да социалистической системы в Европе.

Кризис социалистической системы проявился и в военном столк­новении 1979 г. между Китаем и Вьетнамом, в котором Советский Союз поддерживал Вьетнам. В конце 70-х годов в Китае началось про­ведение экономических реформ, основанных на принципах нэпа. Совет­ские руководители не сумели извлечь пользы из этого опыта, расце­нив реформы как начало реставрации капитализма в Китае.

Ослабление, неудачи СССР во внешней политике и особенно уча­стие в афганской войне стали причинами падения его авторитета и растущей изоляции на международной арене. Ведущие капиталисти­ческие страны объявили научно-технический бойкот Советскому Со­юзу и его союзникам. Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ, созданный по инициативе США в 1949) ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и тех­нологий. Следствием широкой антисоветской кампании, развернутой ни Западе, стал и отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом в 1979 г. договор о дальнейшем ограничении гон­ки ядерных вооружений (ОСВ-2), бойкот XXII Олимпийских игр в Москве и ответный бойкот соцстранами XXIII Олимпиады 1984 г. в США. (Бойкот осуществлен по инициативе ЧССР в знак протеста про­тив размещения американских ракет в Европе и военного присут­ствия в Никарагуа.) Антисоветская кампания особенно усилилась в спичи со сбитым в ночь на 1 сентября 1983 г. над Сахалином южноко-рс11ским «Боингом», принятым за американский самолет-разведчик, и гибелью 269 пассажиров самолета. Тон кампании задал президент США Р. Рейган, который назвал Советский Союз «империей зла» и опьянил о начале работ над программой СОИ, называвшейся также Программой «звездных войн».

Призывы к разрушению советской «империи» в США с особен­ной силой звучали ежегодно в течение третьей недели июля, отмечаемой как Неделя порабощенных Советским Союзом наций. Резолю­ции о них принята конгрессом США в июле 1959 г. В ней утверждалось, что «империалистическая агрессивная политика русского коммунизма привела к созданию обширной империи, которая представляет зловещую угрозу для безопасности Соединенных Штатов и других свободных народов мира». Резолюция требовала освобождения и возвращения независимости целому ряду стран и народов, в том числе Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болгарии, континентального Китая, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Тибета, Туркестана, Се­верного Вьетнама и др. Решено было ежегодно отмечать в США тре­тью неделю июля как неделю порабощенных наций до тех пор, пока «не будет достигнута свобода и независимость для всех плененных наций мира».

Неправомерность отождествления СССР с империей противоре­чит данным исторической науки. Хорошо известно, что системообра­зующим признаком империи является наличие метрополии и коло­ний — военно-политической системы, ставящей угнетенные народы колоний в зависимое положение от привилегированной нации метро­полии. Так было в Римской, Оттоманской, Австро-Венгерской, Бри­танской, Французской и других колониальных империях. Русская на­ция, несшая в советское время основную тяжесть бремени «братской помощи» другим народам, ничего общего с имперскими нациями не имела. В этом смысле Советский Союз был, скорее, антиимперией. Жесткая централизация управления государством и экономикой, реп­рессии в отношении ряда народов, имевшая место нетерпимость к «национализму» были проявлениями не имперского, а диктаторского характера Советского государства. Диктатура пролетариата и партии представлялась здесь исторически не оправдавшей себя «демократией высшего типа».

Афганская война

Особенно негативным по последствиям оказа­лось решение Политбюро об оказании помощи революционному дви­жению в Афганистане, на практике лидерам Народно-демократи­ческой партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти в стране врезультате «апрельской революции» 1978 г. и заявившей о своей при­верженности марксизму и социализму. Увидев в Афганистане «вторую Монголию», перепрыгивающую из феодализма в социализм, руково­дители СССР решили не упускать возможности расширения социали­стического содружества. Помощь оказывалась правительству Нура Мухаммеда Тараки, с сентября 1979 — правительству Хафизуллы Амина, свергшего Тараки. По его просьбе 25 декабря советские войс­ка вошли в Афганистан. 27 декабря с помощью советского «спецназа» в Кабуле был совершен переворот, к власти пришел очередной лидер НДПА Бабрак Кармаль. На стороне последнего советские войска были втянуты в гражданскую войну. После ввода советских войск в Афгани­стан США объявили торговые санкции против СССР, а страны НАТО — бойкот предстоящих Олимпийских игр в Москве в 1980 г.

«Интернациональная помощь» афганскому народу растянулась на 10 лет и обернулась для СССР ежегодными расходами в 3-4млрд. долларов сверх 14,5 тыс. погибших советских солдат. Через Афганистан за эти годы прошло 620 тыс. советских военнослужащих; 35 тыс. из них вернулись оттуда ранеными, более 100 тыс. — больными гепатитом. Вывод советских войск в феврале 1989 г. не остановил гражданской войны в Афганистане. После распада СССР создалась угроза ее рас­пространения на территорию Таджикистана и других государств, об­разовавшихся на постсоветском пространстве.

Осложнение внешнеполитических условий развития, неблагопри­ятная конъюнктура для СССР, складывавшаяся на мировом эконо­мическом рынке, ускорили нарастание кризисных явлений в стране.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.249.219 (0.061 с.)