Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осложнение внешнеполитических условий развития СССРСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Прямолинейность «геронтократов» в осуществлении консервативного курса но внешней политике стала одной из причин нового обострения международной напряженности. Соглашение СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), которым устанавливалась предельная численность у сторон стратегических бомбардировщиков и разделяющихся боеголовок, действовало с ноября 1974 г. Однако оно не приобрело юридической силы из-за отказа США учитывать предельно допустимые уровни по новым видам вооружений. 18 июня 1979 г. во время встречи Л. И. Брежнева и президента Д. Картера в Вене договор ОСВ-2 был все-таки подписан. Он ограничивал у сторон на период до 1985-го количество ядерных вооружений всех видов числом 2400. Однако американский конгресс договор не ратифицировал, и администрация США до 1986 г. выполняла его условия «добровольно». В 1978 г. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронных боеприпасов. Идея массовых убийств при сохранении материальных ценностей вызвала возмущение европейской общественности. 7 апреля 1978 г. нейтронный проект был приостановлен. Но уже 12 декабря 1979 г. на сессии НАТО принято решение о размещении в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия (Першинг II) и крылатых ракет «Томагавк», способных достигать территории Советского Союза за считанные минуты. Администрация нового президента США Р. Рейгана (1981-1988) оказалась совсем не расположенной к поискам компромиссов с «коммунистами». В июне 1982-го, предпринимая новое пропагандистское наступление против СССР, Рейган провозгласил «всемирную демократическую революцию», которая «сметет марксистско-ленинские режимы на свалку истории, как это уже случилось с другими тиранами, подавляющими свободу народов и их право на самовыражение».В ноябре 1982 г. вышла директива Рейгана по защите национальной or (опасности, провозглашавшая, что цель политики США — подрыв сырьевого комплекса СССР. Другая директива, от января 1983, предусматривала дополнительное финансирование оппозиционного движения в странах Восточного блока в размере 108 млн. долларов. По мотивам одного из ее авторов Р. Пайпса, она четко формулировала, что американской целью является «не сосуществование с СССР, а изменение советской системы». В 1983-1984 гг. новые ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании, Италии. В свою очередь, Советский Союз, по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР, разместил в этих странах в 1984 г. вместо устаревших ядерных ракет РСД-4 и РСД-5 новые ракеты среднего радиуса действия РСД-20 (на Западе их называли «СС-20»). Таким образом, европейская разрядка была сломана, гонка вооружений ускорилась, мир снова стал приближаться к опасной черте. Гонка ложилась тяжелым бременем на советскую экономику, усугубляя негативные тенденции ее развития. Темпы гонки оказались для, СССР непосильными. С конца 70-х годов он начал постепенно отстаивать от США по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось с появлением у американцев крылатых ракет и стало еще более очевидно после обнародования в марте 1983 г., в нарушение Договора по ПРО 1972 г., программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Другим «источником разорения» СССР становилась помощь развивающимся странам. В конце 70-х годов он был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами, почти половину из них составляли развивающиеся. Стремясь к расширению своего влияния, Советский Союз направлял для работы в страны «третьего мира» военных и гражданских специалистов, выделял огромные льготные долговременные кредиты, осуществлял поставки дешевого вооружения и сырья. Если в 1955-1968 гг. поставки оружия «братским режимам» составляли сумму в 4,5 млрд. долларов; а в 1966—1975 — 9,2; то в 1978-1982 гг. они измерялись уже суммой в 35,4 млрд. СССР нес большие затраты на обучение многочисленных иностранных студентов и аспирантов. Однако эффективность помощи оказалась незначительной, кредиты по большей части не возвращались. В конце 70-х — начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях Советского Союза с его союзниками по Организации Варшавского Договора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики. Особенно острым стал социально-экономический и политический кризис, разразившийся в конце 70-х годов в Польше. Расширение экономическойпомощи, советы первому секретарю ЦК ПОРП С. Кане и другим польским руководителям успеха не имели. Кризис разрастался. В 1980 г, рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Правительство было вынуждено пойти на уступки. На встрече с руководством нашей страны в апреле 1981 г. С. Каня признал, что «контрреволюция сильнее власти». Однако «братская помощь Польше по чехословацкому варианту исключалась, «геронтократы» страшились возникновения «второго Афганистана». Они соблегчением встретили отставку С. Кани и избрание первым секрет рем ЦК ПОРП генерала В. Ярузельского, который ввел 13 декабря военное положение в стране. Л. И. Брежнев заверил лидера Польши, что он может рассчитывать «на нашу твердую политическую и моральную поддержку... посильную экономическую помощь». СССР поддерживал Ярузельского суммами в 3—4 млрд. долларов в год, в середине 80-х годов эти расходы уменьшились до L—2 млрд. «Солидарность» была запрещена, антиправительственные силы ушли в подполье, однако кризис преодолеть не удалось, В 1989 г. лидеры профсоюза пришли к власти. Поражение социализма в Польше стало началом распада социалистической системы в Европе. Кризис социалистической системы проявился и в военном столкновении 1979 г. между Китаем и Вьетнамом, в котором Советский Союз поддерживал Вьетнам. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономических реформ, основанных на принципах нэпа. Советские руководители не сумели извлечь пользы из этого опыта, расценив реформы как начало реставрации капитализма в Китае. Ослабление, неудачи СССР во внешней политике и особенно участие в афганской войне стали причинами падения его авторитета и растущей изоляции на международной арене. Ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ, созданный по инициативе США в 1949) ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. Следствием широкой антисоветской кампании, развернутой ни Западе, стал и отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом в 1979 г. договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2), бойкот XXII Олимпийских игр в Москве и ответный бойкот соцстранами XXIII Олимпиады 1984 г. в США. (Бойкот осуществлен по инициативе ЧССР в знак протеста против размещения американских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа.) Антисоветская кампания особенно усилилась в спичи со сбитым в ночь на 1 сентября 1983 г. над Сахалином южноко-рс11ским «Боингом», принятым за американский самолет-разведчик, и гибелью 269 пассажиров самолета. Тон кампании задал президент США Р. Рейган, который назвал Советский Союз «империей зла» и опьянил о начале работ над программой СОИ, называвшейся также Программой «звездных войн». Призывы к разрушению советской «империи» в США с особенной силой звучали ежегодно в течение третьей недели июля, отмечаемой как Неделя порабощенных Советским Союзом наций. Резолюции о них принята конгрессом США в июле 1959 г. В ней утверждалось, что «империалистическая агрессивная политика русского коммунизма привела к созданию обширной империи, которая представляет зловещую угрозу для безопасности Соединенных Штатов и других свободных народов мира». Резолюция требовала освобождения и возвращения независимости целому ряду стран и народов, в том числе Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болгарии, континентального Китая, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Тибета, Туркестана, Северного Вьетнама и др. Решено было ежегодно отмечать в США третью неделю июля как неделю порабощенных наций до тех пор, пока «не будет достигнута свобода и независимость для всех плененных наций мира». Неправомерность отождествления СССР с империей противоречит данным исторической науки. Хорошо известно, что системообразующим признаком империи является наличие метрополии и колоний — военно-политической системы, ставящей угнетенные народы колоний в зависимое положение от привилегированной нации метрополии. Так было в Римской, Оттоманской, Австро-Венгерской, Британской, Французской и других колониальных империях. Русская нация, несшая в советское время основную тяжесть бремени «братской помощи» другим народам, ничего общего с имперскими нациями не имела. В этом смысле Советский Союз был, скорее, антиимперией. Жесткая централизация управления государством и экономикой, репрессии в отношении ряда народов, имевшая место нетерпимость к «национализму» были проявлениями не имперского, а диктаторского характера Советского государства. Диктатура пролетариата и партии представлялась здесь исторически не оправдавшей себя «демократией высшего типа». Афганская война Особенно негативным по последствиям оказалось решение Политбюро об оказании помощи революционному движению в Афганистане, на практике — лидерам Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти в стране врезультате «апрельской революции» 1978 г. и заявившей о своей приверженности марксизму и социализму. Увидев в Афганистане «вторую Монголию», перепрыгивающую из феодализма в социализм, руководители СССР решили не упускать возможности расширения социалистического содружества. Помощь оказывалась правительству Нура Мухаммеда Тараки, с сентября 1979 — правительству Хафизуллы Амина, свергшего Тараки. По его просьбе 25 декабря советские войска вошли в Афганистан. 27 декабря с помощью советского «спецназа» в Кабуле был совершен переворот, к власти пришел очередной лидер НДПА Бабрак Кармаль. На стороне последнего советские войска были втянуты в гражданскую войну. После ввода советских войск в Афганистан США объявили торговые санкции против СССР, а страны НАТО — бойкот предстоящих Олимпийских игр в Москве в 1980 г. «Интернациональная помощь» афганскому народу растянулась на 10 лет и обернулась для СССР ежегодными расходами в 3-4млрд. долларов сверх 14,5 тыс. погибших советских солдат. Через Афганистан за эти годы прошло 620 тыс. советских военнослужащих; 35 тыс. из них вернулись оттуда ранеными, более 100 тыс. — больными гепатитом. Вывод советских войск в феврале 1989 г. не остановил гражданской войны в Афганистане. После распада СССР создалась угроза ее распространения на территорию Таджикистана и других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. Осложнение внешнеполитических условий развития, неблагоприятная конъюнктура для СССР, складывавшаяся на мировом экономическом рынке, ускорили нарастание кризисных явлений в стране.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.90 (0.013 с.) |