Курс на создание «регулируемой рыночной экономики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс на создание «регулируемой рыночной экономики»



В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собствен­ности во всех отраслях народного хозяйст­ва (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провоз­глашена новая цель экономической реформы — не ус­корение, а переход к рыночной экономике.

Поскольку государство, отказываясь от пятилетних всеохва­тывающих планов, не хотело и не могло свернуть свою роль в экономической жизни, то была выбрана модель "регулируемого рынка". Она предполагала сочетание плана и рынка и была за­креплена в постановлении Верховного Совета СССР "О концеп­ции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР" (июнь 1990 г.).

Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании 12-й пя­тилетки. Это была программа "арендизации экономики", главным разработчиком которой был академик Л. Абалкин. Она оконча­тельно сменила программу "ускорения экономического роста", к создателям которой относили академика А. Аганбегяна. Согласно новой программе, до 1995 г. было намечено перевести на аренду 20% промышленных предприятий.

В том же году активные критики избранного курса (академик С. Шаталин и др.), доказывая, что есть или план, или рынок, а то и другое вместе — это "жареный лед", разработали свою про­грамму. В ее создании большую роль сыграл кандидат экономи­ческих наук Г. Явлинский. Она получила название "500 дней". Это была программа поэтапной "приватизации экономики". По­скольку она предусматривала не просто сокращение, а лишение союзного правительства монопольной экономической власти, альтернативная программа была отклонена.

Новая цель экономической реформы потребовала новых зако­нов. И они довольно быстро стали приниматься Верховным Со­ветом СССР: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о земле, о предприятиях в СССР, о местном само­управлении и местном хозяйстве и др. Они должны были регули­ровать процессы децентрализации и разгосударствления собст­венности, ликвидации крупных промышленных монополий, соз­дания акционерных обществ, развития мелких предприятий, раз­вертывания свободы хозяйственной деятельности и предприни­мательства. С конца 1989 по 1991 гг. было принято более ста за­конов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало.

Если в 1986—1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%), то с 1989 г. нача­лось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%. Реальные доходы населения стали падать. В стране возник острый дефицит на все товары. Цены на них стали возрастать. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., она стала осознан­ной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Первыми взялись за это, казалось, давно забытое, оружие шахтеры ("горячее лето" 1989 г.). Они заявили на своем съезде, что не считают КПСС пар­тией рабочего класса. Шахтеров поддержали трудящиеся других отраслей, хотя и менее организованно.

Непродуманные реформы привели к снижению производства. За счет иностранных займов долг страны вырос с 10 млрд. долларов в 1985 г. до 52 млрд.долларов в 1991 г. золотой запас снизился в 10 раз, снизился жизненный уровень населения.

Значительно ухудшилась валютная ситуация. Внешний долг увеличился до 76, а внутренний — до 5,6 млрд. долларов. Резко сократились золотовалютные резервы, их запас был рекордно низким: в 1989—1990 гг. за рубеж было вывезено более I тыс. т золота, на 1 января 1991 г. его осталось лишь 289,6 т. К концу октября 1991-го ликвидные валютные ресурсы были полностью исчерпаны, и Внешэкономбанку пришлось приостановить все платежи за границу (за поставляемые товары и услуги, взносы в международные организации), за исключе­нием платежей по обслуживанию внешнего долга.

Неблагополучие в производственной и денежно-финансовой сфе­рах привело к распаду потребительского рынка. В разряд дефицитных перешли практически все виды товаров. Происходил обвал производства. На рынке снизилась товарная масса, правительство вынуждено было перейти на систему распределения товаров, были введены талоны на основные товары народного потребления.

Большинство городов страны были охвачены карточной системой. Однако даже скудные нормы, определяемые местными властями, не обеспечивались ресурсами, снабжение не гарантировалось, талоны не отоваривались месяцами, а реализация товаров по ним проходила нервно, с огромными очередя­ми. В результате паралича всех звеньев и систем управления снабже­ние, прежде всего городов и армии, оказалось практически нарушен­ным. Так, в январе 1992 г. ресурсы продовольственного зерна состави­ли около 3 млн. т в месяц при потребности страны свыше 5 млн. т. Это делало обязательным ежемесячный импорт около 3 млн. т зерна, на что, как уже отмечалось, в казне не было средств.

Таким образом, любые реформаторы в России в конце 1991 г. долж­ны были исходить из сочетания трех кризисов: инфляционного (уско­ряющаяся открытая инфляция при острой нехватке товаров), платеж­ного (острый дефицит золотовалютных ресурсов и подрыв кредито­способности страны), системного (утрата органами госвласти на всех уровнях способности регулировать ресурсопотоки).

В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и "срыв пере­стройки", глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Новый глава правительства В.С. Павлов, надеясь оживить финан­совую систему, решился на непопулярные меры: обмен денег и повышение цен в 2—10 раз (апрель, 1991 г.). "Павловское" по­вышение цен сопровождалось 40% компенсацией населению за понесенные убытки. Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии народов союзного государства были отда­ны республиканским руководителям, которые обещали провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б.Н. Ельциным.

В 1988 г. союзное руководство во главе с М.С. Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдержива­ет политическая система и переключило свое главное внимание на политические преобразования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.004 с.)