Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Курс на создание «регулируемой рыночной экономики»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провозглашена новая цель экономической реформы — не ускорение, а переход к рыночной экономике. Поскольку государство, отказываясь от пятилетних всеохватывающих планов, не хотело и не могло свернуть свою роль в экономической жизни, то была выбрана модель "регулируемого рынка". Она предполагала сочетание плана и рынка и была закреплена в постановлении Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР" (июнь 1990 г.). Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании 12-й пятилетки. Это была программа "арендизации экономики", главным разработчиком которой был академик Л. Абалкин. Она окончательно сменила программу "ускорения экономического роста", к создателям которой относили академика А. Аганбегяна. Согласно новой программе, до 1995 г. было намечено перевести на аренду 20% промышленных предприятий. В том же году активные критики избранного курса (академик С. Шаталин и др.), доказывая, что есть или план, или рынок, а то и другое вместе — это "жареный лед", разработали свою программу. В ее создании большую роль сыграл кандидат экономических наук Г. Явлинский. Она получила название "500 дней". Это была программа поэтапной "приватизации экономики". Поскольку она предусматривала не просто сокращение, а лишение союзного правительства монопольной экономической власти, альтернативная программа была отклонена. Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. И они довольно быстро стали приниматься Верховным Советом СССР: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о земле, о предприятиях в СССР, о местном самоуправлении и местном хозяйстве и др. Они должны были регулировать процессы децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, создания акционерных обществ, развития мелких предприятий, развертывания свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. С конца 1989 по 1991 гг. было принято более ста законов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало. Если в 1986—1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%), то с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%. Реальные доходы населения стали падать. В стране возник острый дефицит на все товары. Цены на них стали возрастать. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., она стала осознанной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Первыми взялись за это, казалось, давно забытое, оружие шахтеры ("горячее лето" 1989 г.). Они заявили на своем съезде, что не считают КПСС партией рабочего класса. Шахтеров поддержали трудящиеся других отраслей, хотя и менее организованно. Непродуманные реформы привели к снижению производства. За счет иностранных займов долг страны вырос с 10 млрд. долларов в 1985 г. до 52 млрд.долларов в 1991 г. золотой запас снизился в 10 раз, снизился жизненный уровень населения. Значительно ухудшилась валютная ситуация. Внешний долг увеличился до 76, а внутренний — до 5,6 млрд. долларов. Резко сократились золотовалютные резервы, их запас был рекордно низким: в 1989—1990 гг. за рубеж было вывезено более I тыс. т золота, на 1 января 1991 г. его осталось лишь 289,6 т. К концу октября 1991-го ликвидные валютные ресурсы были полностью исчерпаны, и Внешэкономбанку пришлось приостановить все платежи за границу (за поставляемые товары и услуги, взносы в международные организации), за исключением платежей по обслуживанию внешнего долга. Неблагополучие в производственной и денежно-финансовой сферах привело к распаду потребительского рынка. В разряд дефицитных перешли практически все виды товаров. Происходил обвал производства. На рынке снизилась товарная масса, правительство вынуждено было перейти на систему распределения товаров, были введены талоны на основные товары народного потребления. Большинство городов страны были охвачены карточной системой. Однако даже скудные нормы, определяемые местными властями, не обеспечивались ресурсами, снабжение не гарантировалось, талоны не отоваривались месяцами, а реализация товаров по ним проходила нервно, с огромными очередями. В результате паралича всех звеньев и систем управления снабжение, прежде всего городов и армии, оказалось практически нарушенным. Так, в январе 1992 г. ресурсы продовольственного зерна составили около 3 млн. т в месяц при потребности страны свыше 5 млн. т. Это делало обязательным ежемесячный импорт около 3 млн. т зерна, на что, как уже отмечалось, в казне не было средств. Таким образом, любые реформаторы в России в конце 1991 г. должны были исходить из сочетания трех кризисов: инфляционного (ускоряющаяся открытая инфляция при острой нехватке товаров), платежного (острый дефицит золотовалютных ресурсов и подрыв кредитоспособности страны), системного (утрата органами госвласти на всех уровнях способности регулировать ресурсопотоки). В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и "срыв перестройки", глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Новый глава правительства В.С. Павлов, надеясь оживить финансовую систему, решился на непопулярные меры: обмен денег и повышение цен в 2—10 раз (апрель, 1991 г.). "Павловское" повышение цен сопровождалось 40% компенсацией населению за понесенные убытки. Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии народов союзного государства были отданы республиканским руководителям, которые обещали провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа. Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б.Н. Ельциным. В 1988 г. союзное руководство во главе с М.С. Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система и переключило свое главное внимание на политические преобразования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.009 с.) |