Переизбрание В. В. Путина Президентом РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переизбрание В. В. Путина Президентом РФ



14 марта 2004 г. состоялись очередные президентские выборы. Президентом России вновь был избран В.В.Путин. Он победил с большим отрывом от остальных кандидатов: представи­теля КПРФ Н.Харитонова, лидера блока "Родина" С.Глазьева, демократического кандидата И.Хакамады, представителя ЛДПР О.Малышкина, председателя Совета Федерации С.Миронова.

7 мая 2004 г. состоялась церемония вступления В.Путина в должность президента РФ на второй срок. Президент торжест­венно обещал «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, защищать су­веренитет и независимость, безопасность и целостность государ­ства, верно служить народу».

Проблема чеченского урегулирования

Руководство России активизировало усилия установлению в Чечне конституционного порядка. В 2003 г. на референдуме была принята Конституция Чеченской республики, на основе которой были созданы новые органы власти и проведены выборы президента Чечни. Им был избран Ахмад Кадыров (убит терро­ристами 9 мая 2004 г. на стадионе в Грозном).

Большая роль в процессе урегулирования отводится также восстановлению экономики республики.

Была продолжена начатая в 1999 г. антитеррористическая кампания в Чечне. Боевики были вытеснены из населенных пунктов в горы, что, однако не вернуло прежнего спокойствия на землю Чечни. Используя помощь из-за рубежа, боевики про­должили политику террора, взрывая жилые дома и захватывая в плен заложников (в 2002 г. Они взорвали жилой дом в Волго­донске, дом правительства в Грозном, убили и ранили десятки людей во время демонстрации 9 мая в Каспийске, захватили около тысячи заложников в театральном центре на ул. Дубровка в Москве). В ответ правительство продолжило борьбу с боеви­ками. Несмотря на определенные успехи в деле стабилизации положения в Чечне антитеррористическая компания здесь не за­вершена.

 

 

ЛЕКЦИЯ 25. Международное положение и внешняя политика в начале XXI века

Внешняя политика

В области внешней политики основные усилия руководства страны были направлены на укрепле­ние позиций России на международной арене.

В 2000-2003 гг. Россия развивала свои отношения со странами СНГ, стремясь не только отстаивать свои интересы, но и макси­мально учитывать интересы членов Содружества. С этой целью регулярно проводятся встречи глав государств (саммиты) и Меж­парламентские ассамблеи СНГ.

2002 год стал годом экономических разочарований для многих стран СНГ. Поэтому главными темами встреч последних двух лет стали экономические проблемы. Практически во всех странах СНГ стала очевидна необходимость восстановления прежних экономических связей между бывшими республиками СССР. Тем не менее, этого не смогли достичь даже на самом продвинутом участке Содружества - Союзе Беларусь-Россия. Договор с Бело­руссией о введении в 2003 г. единого платежного средства отло­жен до 2006 г. Медленно реализуется заключенный в 2002 г. Рос­сией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном договор о едином экономическом пространстве (ЕЭП).

Решения руководящих органов Содружества в военной сфере реализует Штаб по координации военного сотрудничества госу­дарств - участников СНГ. В 2002 г. начал работу Антитеррори­стический центр СНГ.

После известных террористических актов в США 11 сентября 2001 г. геополитическая ситуация в мире резко изменилась. Одним из ведущих направлений внешней политики РФ стало активное участие в борьбе мирового сообщества с международным тер­роризмом. Весной 2002 г. была создана российско-американская рабочая группа по вопросам взаимодействия, обмена информаци­ей и разработке прогнозов борьбы с терроризмом. Подобные группы были созданы, совместно и с другими странами.

 

Новые черты во внешней политике

К началу тысячелетия россий­ская внешняя политика завершила стадию своего становления. Ре­зультатом осмысления роли и места в мировом сообществе и путях реализации долгосрочных национальных интересов нашей страны на международной арене стало появление в 2000 г. трех новых важных базовых документов. Концепция национальной безопасности содер­жит анализ внешних угроз интересам Российского государства. На ее основе принята Военная доктрина, развивающая положения этой Концепции применительно к оборонному строительству. Концепция внешней политики (2000, июнь) решает ту же задачу применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности страны.

Суть внешней политики России в концентрированном виде изло­жена В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в апреле 2002 г. «Мы строим со всеми государствами мира — хочу это подчеркнуть — со всеми государствами мира — конструктив­ные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире яв­ляется и жесткая конкуренция — за рынки, за инвестиции, за поли­тическое и экономическое влияние. И в этой борьбе... России надо быть сильной и конкурентоспособной... Российская внешняя полити­ка и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и интересов — военно-стратегических, эконо­мических, политических. А также с учетом интересов наших партне­ров, прежде всего по СНГ».

Реализуя идею разновекторной политики, Россия в 2000—2004 гг. поддерживала связи со многими странами мира на разных континен­тах. Продолжался интенсивный диалог по самой широкой проблема­тике с США и другими государствами Запада. Наряду с двусторонни­ми контактами сотрудничество осуществлялось в рамках многосто­ронних форумов и организаций («большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.). Помимо визитов в западные страны, российский президент посетил Китай, Индию, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, участвовал в региональных форумах Азиат­ско-Тихоокеанского региона.

Огромное влияние на состояние международных отношений ока­зали террористические акты в США 11 сентября 2001 г. Они привели к консолидации мирового сообщества в борьбе против мирового тер­роризма. Сентябрьские события объективно способствовали осозна­нию той важной роли, которую призвана играть Россия в формирова­нии новой системы международной безопасности, где на первый план выдвигаются противостояние терроризму и борьба за нераспростра­нение средств массового поражения.

В октябре 2001 г. США начали крупную акцию возмездия в Афганистане, где, по их мнению, находился центр главной «виновницы» американской трагедии 11 сентября — руководимой Ладеном органи­зации «Аль-Каида». Центральным событием международной жизни в 2003 г. стала начатая 20 марта США и Великобританией антитеррори­стическая операция в Ираке. Формальным предлогом для вооруженного вмешательства в обход ООН стала информация о наличии у «не­предсказуемого» иракского руководства оружия массового уничтоже­ния. Однако подтвердить эти сведения не удалось. Руководство России назвало агрессию «серьезной ошибкой США». События в Ираке при­вели к росту антиамериканизма в мире, вызвали всплеск терроризма. Вновь, как и после югославских событий 1999 г., возобновилась дис­куссия о месте ООН в структуре современных международных отно­шений.

Интенсивными были многосторонние и двусторонние контакты России со странами, входящими в СНГ. И хотя уровень взаимодей­ствия с различными государствами был разным, концентрация вни­мания на решении конкретных проблем (безопасность, совместные экономические проекты и т.д.) способствовала прагматизации отно­шений между ними. Наша страна стала уделять больше внимания под­держке российской диаспоры за рубежом. Этой теме посвящался Кон­гресс соотечественников в Москве в октябре 2001 г.

Проблема чеченского урегулирования

Эта проблема и в 2000—2004 гг. занимала важное место в политической жизни России. Походом Ш. Басаева в Дагестан в августе 1999 г. террористические действия сепаратистов не ограничились. 5 и 9 сентября последовали взрывы домов в Буйнакске (Дагестан) и Москве. В результате 147 человек по­гибли и десятки получили ранения. Комментируя все эти события, В. В. Путин еще в ранге и.о. премьера заявил: «Россия защищается: на нас напали. И поэтому мы должны отбросить все синдромы, в том числе и синдром вины». 23 сентября ракетно-бомбовому удару были подвергнуты склады боеприпасов и оружия боевиков в окрестностях Грозного, а 29 сентября федеральные войска перешли границу с Чеч­ней и начали наземные операции против бандформирований. Актив­ные боевые действия продолжались зимой 1999—2000 гг., в феврале федеральные войска взяли Грозный. В марте 2000-го командующий российской группировкой генерал Г. Н. Трошев заявил о завершении войсковой фазы операции. Однако в дальнейшем проявились сложно­сти партизанской войны. Будучи победителями в дневное время, «фе­дералы» уступали инициативу противнику ночью. Зимой 2001 г. руко­водство операцией в Чечне передано от Министерства обороны Фе­деральной службе безопасности (руководитель — Н. П. Патрушев).

В 2000 г. федеральный Центр предпринял решительные шаги по созданию гражданских органов власти в Чечне. В июне указом Прези­дента РФ муфтий Чечни А. Кадыров назначен главой администрации. Утверждение в этом статусе бывшего активного участника первой че­ченской войны свидетельствовало о готовности Москвы считаться со сложившимися внутричеченскими реалиями. В январе 2001 г. в прави­тельстве России была учреждена должность федерального министра по делам Чечни, создано правительство Чеченской республики, при­нята Федеральная программа восстановления ее экономики и социальной сферы, на которую выделено 14,7 млрд. руб. (примерно 500 млн. долл.). Реализовать же мирные планы оказалось трудно, поскольку отряды боевиков вели борьбу как против российских военных, так и кадыровской администрации. Сохранялась ситуация вялотекущего кон­фликта и по-прежнему оставался открытым вопрос о его политиче­ском урегулировании в новых условиях. С конца 2001 г. велись перего­воры между доверенным лицом А. Масхадова М. Удуговым и предста­вителем Президента РФ в Южном федеральном округе В. Казанцевым. Однако видимых результатов они не дали.

23 октября 2002 г. отряд чеченских террористов-смертников под командованием М. Бараева численностью более 50 человек захватил в заложники около тысячи зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке в Москве. Лидеры боевиков требова­ли от российского руководства полного вывода войск с территории Чечни, угрожая взорвать здание. Но в спецоперации по спасению за­ложников 26 октября почти все террористы были уничтожены, взрыв здания удалось предотвратить. Хотя в результате штурма погибли и 129 заложников — в основном вследствие вынужденного применения усыпляющего газа на фоне переутомления и длительного стресса. Впер­вые со времен рейда Басаева на Буденновск в 1995 г. террористам не удалось уйти с места преступления. Российская власть продемонстри­ровала твердое намерение не идти на уступки террористам.

События октября 2002 г. актуализировали поиск альтернативных военным подходов. В ноябре того же года инициировано начало кон­ституционного процесса в Чечне. В марте 2003 г. в республике проведен референдум, в котором за принятие предложенного проекта Консти­туции высказались 96% его участников. Они поддержали также идею выборов президента и парламента республики, что отразило стремле­ние населения к нормализации обстановки. В октябре 2003 г. выборы состоялись, президент и парламент избраны. Началась подготовка до­говора о разграничении полномочий между федеральными и респуб­ликанскими органами власти, значительно увеличились ассигнова­ния на восстановление разрушенной экономики и социальной сферы. Эти меры призваны привести к постепенному перенесению центра тя­жести борьбы с боевиками и наведения порядка в Чечне на местные структуры. Для решения этих проблем активно привлекалась чеченская диаспора России, возвращающиеся беженцы из Ингушетии. Однако события 2000-2004 гг. продемонстрировали, что и у новой чеченской политики Москвы по-прежнему имеются непримиримые противники. Помимо действий боевиков в самой Чечне, страна узнала новый вид преступлений — акции террористов-смертников. Жертвой теракта стал и Президент Чеченской республики А. Кадыров, взорванный на ста­дионе в Грозном 9 мая 2004 г. во время торжественного парада.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.009 с.)