Государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав работников



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав работников



Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,— способ защиты трудовых прав работников, используемый полномочными на то органами во взаимодействии с реализацией других способов, предусмотренных ТК РФ.

Конституция РФ в ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека, а значит, и трудовых прав работников.

В ч. 1 ст. 1 ТК РФ предусмотрено, что целью трудового законо­дательства является установление государственных гарантий трудовых прав и интересов работников и работодателей.

В числе основных принципов правового регулирования труда ст. 2 ТК РФ называет обеспечение прав каждого на защиту госу­дарством его трудовых прав и свобод. Этот принцип конкретизи­рован в главах 57 и 58 раздела XIII ТК РФ, посвященного защите трудовых прав работников.

В современной России среди работодателей возрастает число организаций частной собственности, где регулирование трудовых отношений не всегда основано на трудовом законодательстве. В связи с этим возрастает роль и значение защиты трудовых прав работников, надзора и контроля за его соблюдением.

Основные способы защиты трудовых прав работников опреде­ляет ТК РФ (ст. 352). В их числе названы:

1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства (ст. 353—369 ТК РФ);

2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами (ст. 370-373 ТК РФ);

3) самозащита работниками трудовых прав (ст. 379—380 ТК РФ). Кроме того, защите трудовых прав работников способствует

рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров и их разрешение в установленном порядке (ст. 381—418 ТК РФ).

Вопросы государственного надзора и контроля и профсоюзно­го контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового пра­ва, как способы защиты трудовых прав работников, рассмотрены в главах 17 и 18.

Что же касается самозащиты работниками своих прав, то ТК РФ предусматривает их формы и обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты.

К формам самозащиты работниками своих трудовых прав ст. 379 ТК РФ относит:

1) отказ работника от выполнения работы, не предусмотрен­ной трудовым договором;

2) отказ работника от выполнения работы, которая непосред­ственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

На время отказа от указанной работы за работником сохраня­ются все права, предусмотренные ТК РФ, иными законами и другими нормативными правовыми актами.

Отказ работника от выполнения работ на законном основа­нии, в том числе в случае возникновения опасности для его жиз­ни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, либо от выполнения тяжелых работ и работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудо­вым договором, не влечет за собой привлечение его к дисципли­нарной ответственности (см. ст. 220 ТК РФ).

Законным основанием для приостановки работы может послу­жить задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней. В таких случаях работник должен известить работодателя в пись­менной форме, после чего он вправе приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Это право не может быть реализовано в предусмотренных ТК РФ случаях (см. ст. 142).

К способам защиты работниками своих трудовых прав следует отнести также их обращение в полномочные органы за разреше­нием индивидуальных и коллективных трудовых споров.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своих прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, закрепленное в ч. 1 ст. 21 ТК РФ. В связи с этим работники, защищая свои трудовые права, мо­гут использовать не только те способы, которые указаны в ТК РФ.

Государственный надзор и контроль занимает особое место среди способов защиты трудовых прав работников, так как при его осуществлении используются сила государственного (правового) воздействия на работодателей, их представителей, принуждающая их к обязательному выполнению предписаний полномочных орга­нов по устранению обнаруженных нарушений, и, кроме того, меры государственного принуждения — привлечение виновных в наруше­нии трудового законодательства к дисциплинарной, администра­тивной или уголовной ответственности в соответствующих случаях.

Государственный надзор и контроль деятельность полномочных государственных органов, направленная на проверку соответствия трудовому законодательству действий работодателей по управле-

440 Раздел IV. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

нию трудом (установлению условий труда и применению норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений), предотвращение и выявле­ние нарушений, привлечение к ответственности виновных в наруше­ниях работодателей и их представителей.

Органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства являются:

1) органы федеральной инспекции труда;

2) органы специализированного федерального надзора (феде­ральные надзоры);

3) федеральные органы исполнительной власти, органы ис­полнительной власти субъектов РФ;

4) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (см. ст. 353 ТК РФ).

Органы федеральной инспекции труда осуществляют государ­ственный надзор и контроль за соблюдением трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права, во всех организациях на территории РФ.

Федеральные надзоры осуществляют государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдель­ных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда.

Федеральные органы исполнительной власти и органы испол­нительной власти субъектов РФ осуществляют внутриведомствен­ный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового пра­ва, в подведомственных организациях.

Внутриведомственный контроль осуществляют также органы местного самоуправления в подведомственных им организациях.

Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соот­ветствии с федеральным законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственные органы надзора и контроля взаимодейству­ют при осуществлении своей деятельности между собой, а также с профсоюзами, инспекторами труда профсоюзов, объединения­ми работодателей, другими организациями. Координация дея­тельности органов государственного надзора и контроля и орга­нов общественного контроля профсоюзов, их объединений про­водится федеральной инспекцией труда (см. ст. 365 ТК РФ).

Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда единая централизованная систе­ма государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных пра-

Глава 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ 441

вовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК РФ).

Положение о федеральной инспекции труда утверждено поста-§ новлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федераль-|Ной инспекции труда»1.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осу-

(ществляет главный государственный инспектор труда РФ. Руково­дители государственных инспекций труда — главные государствен­ные инспекторы труда назначаются на должность и освобождают­ся от должности главным государственным инспектором труда РФ (ч. 3 и 4 ст. 354 ТК РФ).

Департамент государственного надзора и контроля за соблюде­нием законодательства о труде и охране труда входит в структуру Минтруда России и действует на основании Положения, утвер­жденного приказом Минтруда России от 24 ноября 2000 г.

Деятельность органов федеральной инспекции труда и их долж­ностных лиц осуществляется на основе принципов:

уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; законности; независимости и гласности (см. ч. 1 ст. 355 ТК РФ).

Основными задачами органов федеральной инспекции труда яв­ляются:

1) обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законо­дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения поло­жений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государст­венной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов (см. ч. 2 ст. 355 ТК РФ).

В соответствии с возложенными на них задачами органам фе­деральной инспекции труда предоставлены широкие полномочия, основные из которых указаны в ст. 356 ТК РФ. Среди них:

1) осуществление государственного надзора и контроля за соблю­дением в организациях трудового законодательства и иных норматив­ных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредст­вом проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения

1 СЗ РФ. 2000. № 5. Ст. 760.

442 Раздел IV. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к от­ветственности в соответствии с федеральным законом;

2) рассмотрение дел о нарушениях трудового законодательст­ва, отнесенных законом к числу административных правонаруше­ний в соответствии с КоАП;

3) проведение предупредительного надзора за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственно­го назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвраще­ния отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, сни­жающих безопасность;

4) осуществление надзора и контроля за соблюдением уста­новленного порядка расследования и учета несчастных случаев;

5) дача заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

6) ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восста­новлению нарушенных прав (см. ст. 356 ТК РФ).

Основные права государственных инспекторов труда предусмотре­ны ст. 357 ТК РФ. Они разнообразны, широки и позволяют эф­фективно бороться с нарушениями трудового законодательства. Го­сударственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удосто­верения установленного образца посещать в целях проведения ин­спекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и без­возмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорно-контрольных функций;

3) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

4) предъявлять работодателям и их представителям обязатель­ные для исполнения предписания об устранении нарушений тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушен­ных прав работников, привлечении виновных в указанных нару­шениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

5) приостанавливать работу организаций, отдельных произ­водственных подразделений и оборудования при выявлении нару­шений требований охраны труда, которые содержат угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

Глава 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ 443

6) направлять в суды при наличии заключений государствен­ной экспертизы условий труда требования о ликвидации органи­заций или прекращении деятельности их структурных подразделе­ний вследствие нарушений требований охраны труда;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

8) запрещать использование и производство не имеющих смерти -фикатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

9) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, тех­ническое переоснащение производственных объектов, производст­во и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

10) выдавать заключения о возможности принятия в эксплуа­тацию новых или реконструируемых производственных объектов;

11) привлекать к административной ответственности в поряд­ке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нару­шении норм трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной от­ветственности, предъявлять иски в суд.

Среди прав государственных инспекторов труда принципиаль­ное значение имеет их независимость при осуществлении надзора и контроля. При этом они находятся под защитой государства как его полномочные представители, независимы от государст­венных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами (см. ст. 359 ТК РФ).

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, на­ходящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рас­смотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или во­просов, по которым имеется решение суда), государственный ин­спектор труда при выявлении нарушения трудового законодатель­ства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание мо­жет быть обжаловано работодателем в судебном порядке.

Решения государственных инспекторов труда могут быть об­жалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судеб­ном порядке, а решение главного государственного инспектора труда — в суд (см. ст. 361 ТК РФ).

444 Раздел IV. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

Гарантией реализации прав государственной инспекцией труда слу­жит ответственность за воспрепятствование ее деятельности. Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контро­ля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняю­щие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным ин­спекторам труда, членам семей и их имуществу, несут ответствен­ность, установленную федеральными законами (ст. 363 ТК РФ).

При осуществлении надзорно-контрольных функций государ­ственные инспекторы труда несут установленные ТК РФ (ст. 358) обязанности:

1) соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудово­го права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов органов федеральной инспекции труда и их должностных лиц;

2) хранить охраняемую законом тайну (государственную, слу­жебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осу­ществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей деятельности;

3) считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жа­лобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о зая­вителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а зая­витель возражает против сообщения работодателю данных об ис­точнике жалобы.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную феде­ральными законами (ст. 364 ТК РФ). За неисполнение или не­надлежащее исполнение государственным инспектором труда (как и другим работником) по его вине возложенных на него трудовых обязанностей он несет дисциплинарную ответственность в соот­ветствии со ст. 192 ТК РФ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.120.26 (0.01 с.)