Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав работниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,— способ защиты трудовых прав работников, используемый полномочными на то органами во взаимодействии с реализацией других способов, предусмотренных ТК РФ. Конституция РФ в ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека, а значит, и трудовых прав работников. В ч. 1 ст. 1 ТК РФ предусмотрено, что целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и интересов работников и работодателей. В числе основных принципов правового регулирования труда ст. 2 ТК РФ называет обеспечение прав каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод. Этот принцип конкретизирован в главах 57 и 58 раздела XIII ТК РФ, посвященного защите трудовых прав работников. В современной России среди работодателей возрастает число организаций частной собственности, где регулирование трудовых отношений не всегда основано на трудовом законодательстве. В связи с этим возрастает роль и значение защиты трудовых прав работников, надзора и контроля за его соблюдением. Основные способы защиты трудовых прав работников определяет ТК РФ (ст. 352). В их числе названы: 1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (ст. 353—369 ТК РФ); 2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами (ст. 370-373 ТК РФ); 3) самозащита работниками трудовых прав (ст. 379—380 ТК РФ). Кроме того, защите трудовых прав работников способствует рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров и их разрешение в установленном порядке (ст. 381—418 ТК РФ). Вопросы государственного надзора и контроля и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как способы защиты трудовых прав работников, рассмотрены в главах 17 и 18. Что же касается самозащиты работниками своих прав, то ТК РФ предусматривает их формы и обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты. К формам самозащиты работниками своих трудовых прав ст. 379 ТК РФ относит: 1) отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором; 2) отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные ТК РФ, иными законами и другими нормативными правовыми актами. Отказ работника от выполнения работ на законном основании, в том числе в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, либо от выполнения тяжелых работ и работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности (см. ст. 220 ТК РФ). Законным основанием для приостановки работы может послужить задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней. В таких случаях работник должен известить работодателя в письменной форме, после чего он вправе приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Это право не может быть реализовано в предусмотренных ТК РФ случаях (см. ст. 142). К способам защиты работниками своих трудовых прав следует отнести также их обращение в полномочные органы за разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своих прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, закрепленное в ч. 1 ст. 21 ТК РФ. В связи с этим работники, защищая свои трудовые права, могут использовать не только те способы, которые указаны в ТК РФ. Государственный надзор и контроль занимает особое место среди способов защиты трудовых прав работников, так как при его осуществлении используются сила государственного (правового) воздействия на работодателей, их представителей, принуждающая их к обязательному выполнению предписаний полномочных органов по устранению обнаруженных нарушений, и, кроме того, меры государственного принуждения — привлечение виновных в нарушении трудового законодательства к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствующих случаях. Государственный надзор и контроль — деятельность полномочных государственных органов, направленная на проверку соответствия трудовому законодательству действий работодателей по управле- 440 Раздел IV. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ нию трудом (установлению условий труда и применению норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений), предотвращение и выявление нарушений, привлечение к ответственности виновных в нарушениях работодателей и их представителей. Органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства являются: 1) органы федеральной инспекции труда; 2) органы специализированного федерального надзора (федеральные надзоры); 3) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ; 4) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (см. ст. 353 ТК РФ). Органы федеральной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ. Федеральные надзоры осуществляют государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях. Внутриведомственный контроль осуществляют также органы местного самоуправления в подведомственных им организациях. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Государственные органы надзора и контроля взаимодействуют при осуществлении своей деятельности между собой, а также с профсоюзами, инспекторами труда профсоюзов, объединениями работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля профсоюзов, их объединений проводится федеральной инспекцией труда (см. ст. 365 ТК РФ). Федеральная инспекция труда Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных пра- Глава 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ 441 вовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК РФ). Положение о федеральной инспекции труда утверждено поста-§ новлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федераль-|Ной инспекции труда»1. Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осу- (ществляет главный государственный инспектор труда РФ. Руководители государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда РФ (ч. 3 и 4 ст. 354 ТК РФ). Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда входит в структуру Минтруда России и действует на основании Положения, утвержденного приказом Минтруда России от 24 ноября 2000 г. Деятельность органов федеральной инспекции труда и их должностных лиц осуществляется на основе принципов: уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; законности; независимости и гласности (см. ч. 1 ст. 355 ТК РФ). Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются: 1) обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; 2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов (см. ч. 2 ст. 355 ТК РФ). В соответствии с возложенными на них задачами органам федеральной инспекции труда предоставлены широкие полномочия, основные из которых указаны в ст. 356 ТК РФ. Среди них: 1) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения 1 СЗ РФ. 2000. № 5. Ст. 760. 442 Раздел IV. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом; 2) рассмотрение дел о нарушениях трудового законодательства, отнесенных законом к числу административных правонарушений в соответствии с КоАП; 3) проведение предупредительного надзора за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих безопасность; 4) осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев; 5) дача заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда; 6) ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (см. ст. 356 ТК РФ). Основные права государственных инспекторов труда предусмотрены ст. 357 ТК РФ. Они разнообразны, широки и позволяют эффективно бороться с нарушениями трудового законодательства. Государственные инспекторы труда имеют право: 1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности; 2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорно-контрольных функций; 3) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; 4) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; 5) приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые содержат угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; Глава 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ 443 6) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда; 7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; 8) запрещать использование и производство не имеющих смерти -фикатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 9) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; 10) выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов; 11) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении норм трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд. Среди прав государственных инспекторов труда принципиальное значение имеет их независимость при осуществлении надзора и контроля. При этом они находятся под защитой государства как его полномочные представители, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (см. ст. 359 ТК РФ). В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке, а решение главного государственного инспектора труда — в суд (см. ст. 361 ТК РФ). 444 Раздел IV. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ Гарантией реализации прав государственной инспекцией труда служит ответственность за воспрепятствование ее деятельности. Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 363 ТК РФ). При осуществлении надзорно-контрольных функций государственные инспекторы труда несут установленные ТК РФ (ст. 358) обязанности: 1) соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов органов федеральной инспекции труда и их должностных лиц; 2) хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей деятельности; 3) считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 4) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы. За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК РФ). За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным инспектором труда (как и другим работником) по его вине возложенных на него трудовых обязанностей он несет дисциплинарную ответственность в соответствии со ст. 192 ТК РФ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.009 с.) |