Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация прав профсоюзовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Права профсоюзов как представителей работников предусмотрены почти в 100 статьях ТК РФ. Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков: 1) по их положению в системе прав данной организации; 2) по степени общности; 3) по степени самостоятельности; 4) по формам реализации; 5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их участием); 6) по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать профсоюзы. Классификация по положению в системе прав проводится в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или коллективном договоре. Классификация по степени общности позволяет выделить общие для всех профсоюзов права и права, предоставленные определенным профсоюзным органам. В результате появляется возможность соотнести принцип единства в регулировании общественных отношений, в которых участвуют профсоюзы, с принципом дифференциации. Когда права профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для представительства и защиты прав и интересов работников. Например, несмотря на почти полное отсутствие прямых норм о правах средних звеньев системы профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных федераций профсоюзов и т. д.), они могут пользоваться общими правами, предоставленными профсоюзам как организации. Раздел I ОБЩАЯ ЧАСТЬ Дифференциация прав по профсоюзным органам дает возможность конкретному звену профсоюзных органов пользоваться, помимо общих, еще и конкретными правами, для них предусмотренными. Особое значение имеют конкретные права, предоставленные выборным органам первичных профсоюзных организаций, действующих на предприятиях,— профсоюзным комитетам (профкомам). В некоторых профсоюзах приняты иные наименования органа первичной организации. Но поскольку в большинстве профсоюзов существуют именно профсоюзные комитеты, этот термин более привычен и содержится в законодательстве. Значение прав профкомов в статусе профсоюзов и системе их прав определяется местом этих органов — тем, что они объединяют работников непосредственно на предприятии, в организации, действуют там, где реализуются трудовые правоотношения. Наличие общих прав и прав, конкретизированных по отдельным профсоюзным органам, обеспечивает единую для всех профсоюзов правовую основу их деятельности и ее необходимую дифференциацию. Всем профсоюзам и их органам принадлежит общее право на представительство интересов работников. Каждому — на своем уровне, в своем масштабе. Основанное на уставах и законе, оно отражается на положении профсоюзов как организации трудящихся для защиты их интересов, работающей непосредственно в трудовых коллективах, способной знать, достойно представлять и защищать их права и интересы. Профсоюзы призваны аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их объединениями и представителями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Однако не всегда и не все профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами. В последние годы им все труднее добиваться социальной справедливости при решении трудовых вопросов в интересах трудящихся, особенно вопросов занятости, оплаты и охраны труда. Классификация прав профсоюзов по степени самостоятельности позволяет подразделить их на права: а) по участию в принятии решений работодателями (их представителями), государственными и местными органами по вопросам, связанным с управлением трудом (регулированием трудовых отношений); б) по решению вопросов на паритетных началах; в) самостоятельно принимать решения. Например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов в установлении и применении условий труда в случаях, предусмотренных законодательством. Глава 5 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА 109 На паритетных (равноправных) началах заключаются коллективные договоры, соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами исполнительной власти. Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении трудовых споров. Существует две группы форм реализации профсоюзами их прав (форм деятельности): а) неправовые, т. е. предусмотренные уставами профсоюзов; б) правовые, т. е. предусмотренные законодательством^* -Классификация прав профсоюзов по формам их реализации (правовым формам) позволяет выделить разные по юридической силе действия профсоюзов. Это выражение мнения (например, в правотворчестве — см. ст. 8, 372 ТК РФ, в правоприменении — см. ст. 82, 373 ТК РФ); согласование (например, при определении минимума необходимых работ, услуг — ст. 412 ТК РФ, а также когда согласование предусмотрено коллективным договором, соглашением — см. ст. 8 ТК РФ); согласие (при увольнении по инициативе работодателя профсоюзных работников определенных категорий — см. ст. 374, 376 ТК РФ); требование (например, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о профсоюзах,— см. п. 2 ст. 30 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»); представительство (например, в органах по разрешению трудовых споров — в комиссиях по трудовым спорам, примирительных комиссиях — см. ст. 384, 402 ТК РФ). Когда законодательство не предусматривает определенную правовую форму действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или иных вопросов, это означает, что профсоюзы вправе выражать свое мнение, и это мнение орган, полномочный принять решение, обязан выяснить. Это мнение может быть учтено при принятии решения. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, установленный ст. 372 и 373 ТК РФ, предусматривает право работодателя принять решение по этим вопросам без учета мотивированного мнения профсоюзного органа. Согласование означает обязанность выяснить мнение профсоюза и принять решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа, принимающего решение (работодателя), но на нем должна быть отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя соответствующего профсоюзного органа. Без согласования, если оно предусмотрено зако- по Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ нодательством, коллективным договором, такой акт юридической силы не имеет. Требование профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их деятельности, обязательно к исполнению. Когда в приведенном выше примере профсоюз требует наказания лица, виновного в нарушении законодательства, это требование должно быть выполнено. Лицо, в отношении которого такое требование выдвинуто, имеет право его обжаловать. Представительство как правовую форму деятельности профсоюзов следует отличать от их общего права представлять работников в отношениях с работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления. Использование всех форм (в том числе представительства) является реализацией представительских полномочий профсоюзов. Наглядным примером в этом отношении служит право профсоюзов по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (предприятием, учреждением). Соглашение может рассматриваться не только как форма акта, принятого на основе социального партнерства, но и как форма деятельности профсоюзов в этих отношениях. Таким образом, выражение профсоюзами мнения по тем или иным вопросам носит либо совещательный, либо паритетный (социально-партнерский), либо обязательный характер. Следует отметить, что такая правовая форма деятельности профсоюзов, как разрешение, ранее предусматривавшееся законодательством как форма их представительских полномочий, в ТК РФ отсутствует. В прежних Конституциях СССР и РСФСР было предусмотрено право законодательной инициативы профсоюзов. Оно довольно широко использовалось. Профсоюзы разрабатывали и предлагали законодательным органам проекты социальных законов, многие из которых были приняты. Одним из них был Закон СССР от 10 декабря 1990 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности». В действующей Конституции РФ право профсоюзов на законодательную инициативу отсутствует. Оно сохранилось в конституциях и уставах ряда субъектов РФ и перенесено в принятые там свои законы о профсоюзах. Право законодательной инициативы означает не только возможность предлагать принятие тех или иных законов, подготовку и внесение проектов законов, но и встречную обязанность законодательного органа официально отреагировать на такие предложения: либо принять к рассмотрению, вынести на заседание (сессию) законодательного органа, либо отклонить, но с соответствующей мотивировкой. Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА 111 Возможность правотворческой инициативы перед органами исполнительной власти, работодателями сохранилась. Профсоюзам необходимо в полной мере ее использовать на всех уровнях, несмотря на трудности прохождения и рассмотрения их предложений в различных инстанциях. В интересах трудящихся они стремятся проявлять активность в правотворчестве по социальным вопросам, используя совещательные полномочия, проводить экспертизу и давать замечания по проектам, участвовать в рабочих группах по их подготовке и др. По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы: а) трудового договора; б) обеспечения занятости; в) рабочего времени; г) времени отдыха; д) оплаты и нормирования труда; е) гарантий и компенсаций; ж) дисциплины труда; з) охраны труда; и) контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда; к) разрешения трудовых споров. Укрупненно, по содержанию они делятся на права: во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений, во-вторых, по контролю за соблюдением трудового законодательства и, в-третьих, по участию в разрешении трудовых споров. По существу, это деление прав профсоюзов по правоотношениям, стороной которых они являются. Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе сочетания централизованных начал с локальным, при возрастании роли соглашений, коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров. На всех уровнях профсоюзам предоставлены довольно широкие полномочия, с тем чтобы они могли выразить и отстоять права и интересы работников. Как отмечалось выше, работодатель вправе принять локальный нормативный акт или решение об увольнении работника без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа, действующего в организации. При этом ТК РФ устанавливает порядок обжалования таких решений работодателя (см ст. 372, 373). Если же мнение профсоюзного органа не учитывается в других случаях, когда его выяснение обязательно для работодателя, законодательно установленной процедуры его обжалования не предусмотрено. В законодательстве прямо не решен вопрос и о последствиях принятия нормативных правовых актов о труде на уровне выше организации-работодателя или их применения без участия профсоюзов, когда это обязательно. Между тем, решения по таким вопросам непосредственно затрагивают права и интересы работников. Поэтому правовые последствия неучастия профсоюзов в принятии решений об установлении или применении условий труда, когда оно по закону обязательно, необходимо определять Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА в зависимости от того, нарушают ли эти решения права и интересы работников и исполнены ли они. Вариант первый. Неисполненное решение должно быть отменено. Оно не должно выполняться. Вариант второй. Если решение исполнено и не ущемляет прав и интересов работников, его следует рассмотреть соответствующему профсоюзному органу, несмотря на то, что оно уже принято. Согласие (согласование) придает такому решению законность. При отказе в согласии (согласовании) оно должно быть отменено. Вариант третий. Если решение, принятое без участия профсоюзов, нарушает права или ущемляет интересы работников (работника) при применении установленных условий труда, его следует признавать недействительным, не порождающим правовых последствий. В объеме полномочий профсоюзов как общественной организации и их органов по контролю за соблюдением трудового законодательства существенных изменений не произошло. Они вправе осуществлять общественный контроль (ст. 370 ТК РФ). В компетенции инспекций труда профсоюзов еще ранее произошли кардинальные изменения. С созданием специализированных государственных органов по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда к ним от профсоюзной инспекции труда перешли государственно-властные полномочия в этой области, т. е. государственные по природе и сути полномочия возвращены органам государства (Гострудинспекции). В разрешении трудовых споров профсоюзы выступают на стороне работников в качестве их законных представителей. При рассмотрении индивидуальных трудовых споров они (через руководителей, других сотрудников профсоюзных органов) могут быть представителями и защитниками прав работников, выступать в качестве экспертов, свидетелей по делу, вправе заявить иск в интересах работника. При коллективных трудовых спорах профсоюзы вправе вырабатывать требования и предъявлять их работодателю, руководить забастовкой, на паритетных началах с работодателем участвовать в создании и деятельности примирительной комиссии, выборе посредника, формировании трудового арбитража. По кругу лиц, в защиту которых выступают профсоюзы, их права подразделяются на права по защите: а) членов профсоюза и б) работников — вне зависимости от членства в профсоюзе. В соответствии с действующими уставами и законодательством профсоюзы представляют и защищают интересы членов своей организации. Так обстоит дело, когда необходимо защитить трудовые права конкретного работника. Индивидуальные права и интересы профсоюзы вправе и обязаны защищать тогда, когда работник является членом профсоюза. Вместе с тем, закон не за- прещает профсоюзам встать на защиту и тех, кто не состоит в этой организации, по их просьбе или по собственной инициативе. Когда же речь идет о коллективных правах и интересах работников, то профсоюзы вправе действовать независимо от того, состоят ли они все членами профсоюза (например, при выработке условий коллективных договоров, соглашений). И это естественно, так как закон не допускает различий в условиях труда в зависимости от членства в профсоюзе. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Дискриминация граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам прямо запрещена Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 9). Гарантии прав профсоюзов Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной природой и стоящими перед ними задачами, требуют особого подхода к обеспечению реализации ими прав и выполнения обязанностей. Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в основном внутри профсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных органов, работников платного аппарата, активистов, с помощью которых используются профсоюзные полномочия. С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе внутрипрофсоюзных актов. Это поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению,— они могут быть премированы, награждены почетными знаками, грамотами. К недостаточно активным работникам платного аппарата профсоюзные органы вправе применить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством (правовые меры воздействия). Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящих профсоюзных органов. Освобожденные и не освобожденные от основной работы члены профсоюзных органов могут быть выведены из состава профсоюзных органов по решению избравших их (делегировавших) членов профсоюза, принятому на общем собрании (конференции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего) профсоюзного органа, т. е. отзыв с профсоюзной работы осуществляется в том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган. Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень правосознания трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость поддержки в ее работе. Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления. К таким средствам относится, например, возможность требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т. е. применения к ним определенных мер юридического воздействия. Юридические гарантии, являясь элементом общей системы условий, средств и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обязанностей и занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм. Юридические гарантии — это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей, их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия. Гарантии как возможность применения предусмотренных законодательством средств обеспечения прав профсоюзов относятся к статутным, поскольку они находятся на одном уровне со статусом данной общественной организации. Статутные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения профсоюзов к положению определенного профсоюзного органа в возможных правоотношениях и к его субъективным правам в конкретном (наличном) правоотношении, что и означает гарантированность реального использования прав профсоюзов. Юридические гарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии: общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсоюзов и прав, специализированных по признакам субъекта и содержания; направленные на обеспечение использования прав самими профсоюзами и на их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, других органов, организаций и лиц. Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА 115 Охрана прав профсоюзов — это предупреждение их нарушения путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие превентивных мер, побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение препятствий на пути реализации прав. Защита состоит в принятии принудительных мер к реализации и восстановлению нарушенного права, наказании правонарушителей. Законодательством предусмотрены специальные юридические гарантии, обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов. В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии: а) имущественные; б) личные; в) обязанность государственных органов, работодателей содействовать деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами; г) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов; д) юридическая ответственность. Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественными правами. Личные гарантии — это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Дополнительные гарантии им предоставляются: а) при увольнении по инициативе работодателя; б) при предоставлении работы после окончания выборных полномочий. ТК РФ резко сократил объем дополнительных гарантий, предоставляемых профсоюзным работникам, существенно сузил круг лиц, которым эти гарантии предоставляются: исключены гарантии при переводах на другую работу и наложении дисциплинарных взысканий; оставшиеся гарантии предусмотрены только для руководителей выборных профсоюзных органов в организации и их заместителей. Раздел I ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 5 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА 117 По кругу лиц дополнительные трудовые гарантии профсоюзным работникам подразделяются на гарантии: 1) работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов в организации и не освобожденным от основной работы (ст. 374 ТК РФ); 2) гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы в организации (ст. 375 ТК РФ); 3) гарантии работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа организации (ст. 376 ТК РФ). 1. Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, подп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. При отсутствии вышестоящего профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ. Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профсоюзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашениями. 2. Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии (с согласия работника) — другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК РФ. Отсутствие прежней работы (должности), которую работник выполнял (занимал) до его избрания на профсоюзную работу, может иметь место в случаях: а) сокращения численности или штата работников; б) заключения трудового договора на выполнение этой работы (занятие должности) с другим работником. Это возможно, так как закон не предусматривает права профсоюзного работника на сохранение за ним прежней работы (должности) в организации. Возможность предоставления прежней работы (должности) возникает при наличии вакансии по этой работе (должности). При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации — общероссийский (межрегиональный) профсоюз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до 1 года. ^ Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж. Работник, освобожденный от основной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором. 3. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по п. 2, подп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ с руководителем выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителями в течение 2 лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК РФ, т. е., как правило, с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Когда представители профсоюза являются членами примирительной комиссии, то на время участия в разрешении коллективного трудового спора они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение года (ст. 405 ТК РФ). Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа (см. ст. 405 ТК РФ). Такие же гарантии предусмотрены для представителей профсоюзов, их объединений, участвующих в коллективных переговорах по заключению коллективных договоров, соглашений в период их ведения (см. ст. 39 ТК РФ). Гарантии, предусмотренные в период ведения переговоров или разрешения коллективного трудового спора, распространяются на всех профсоюзных представителей независимо от того, являются ли они членами профсоюзных органов или нет. Обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности прямо предусмотрена законом. Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА Содействие профсоюзам выражается путем: а) отчисления организациями профсоюзу средств на проведение социально-культурной и иной работы в организации (размеры отчислений определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, коллективным договором, соглашением); б) предоставления соответствующему профсоюзному органу, организации бесплатно необходимых помещений, транспортных средств и средств связи в соответствии с ТК РФ и коллективным договором; в) передачи в бесплатное пользование профсоюзам находящихся на балансе организации либо арендуемых ею зданий, сооружений, помещений и других объектов, а также баз отдыха, спортивных и оздоровительных центров, необходимых для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей; г) перечисления членских профсоюзных взносов из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением на основании соответствующих письменных заявлений работников. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств. Кроме того, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями. Приведенные формы и способы содействия государственных органов, работодателей предусмотрены в ст. 377 ТК РФ. Они уточнены с учетом новых условий экономической деятельности предприятий, организаций, расширения возможностей регулирования взаимоотношений между ними и профсоюзами с помощью коллективных договоров, соглашений. Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью. Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, за несоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав прямо установлена Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 30) и ТК РФ (ст. 378). За такие правонарушения виновные должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, их представители, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность: а) дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе законодательства о профсоюзах, входит в их должностные обязанности); б) административную (поскольку законодательство о профсоюзах является частью трудового законодательства и его нарушение может являться административным правонарушением); в) материальную (если нарушение прав профсоюзов привело к материальному ущербу — по нормам гражданского законодательства). Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает уголовную ответственность за нарушение прав профсоюзов в соответствии с федеральными законами. В прежнем УК была ст. 137 об ответственности за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов. В новом УК ответственность за такие правонарушения отсутствует, как и за нарушение законодательства о труде. В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным до-эвором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных [>рганов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор должностным лицом, если он нарушает законодательство профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению. Ответственность профсоюзов Как и все другие общественные объединения, профсоюзы случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность a основании Федерального закона «Об общественных объедине-шях» (ст. 41). Одной из юридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение обязательств профсоюзов по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда такая ответственность установлена федеральными законами. Возможность привлечения к имущественной (гражданско-право- Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ вой) ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной, предусмотрена в ст. 417 ТК РФ. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом. Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а за незаконную забастовку — поскольку они обязаны соблюдать нормы законодательства. Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза. Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа. В таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав. За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения), могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании ст. 417 ТК РФ. ТК РФ предусматривает административную ответственность за определенные нарушения законодательства о социальном партнерстве не только представителей работодателей, но и представителей работников, следовательно — и профсоюзных работников (см. ст. 54—55). Однако Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) 2001 г. предусматривает ответственность за те же правонарушения только работодателей и их представителей (см. ст. 5.28—5.31). Поскольку приоритет в регулировании отношений, связанных с административной ответственностью, принадлежит КоАПу, после его введения в действие (с 1 июля 2002 г.) представители работников — члены профсоюзных органов к административной ответственности за подобные нарушения привлекаться не могут.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.252.16 (0.02 с.) |