ТОП 10:

Классификация прав профсоюзов



Права профсоюзов как представителей работников преду­смотрены почти в 100 статьях ТК РФ.

Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:

1) по их положению в системе прав данной организации;

2) по степени общности;

3) по степени самостоятельности;

4) по формам реализации;

5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их участием);

6) по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать профсоюзы.

Классификация по положению в системе прав проводится в за­висимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или коллективном договоре.

Классификация по степени общности позволяет выделить общие для всех профсоюзов права и права, предоставленные определенным профсоюзным органам. В результате появляется возможность соотне­сти принцип единства в регулировании общественных отношений, в которых участвуют профсоюзы, с принципом дифференциации.

Когда права профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для представительства и защиты прав и интересов ра­ботников. Например, несмотря на почти полное отсутствие пря­мых норм о правах средних звеньев системы профсоюзных орга­нов (городских, областных комитетов; городских, областных фе­дераций профсоюзов и т. д.), они могут пользоваться общими правами, предоставленными профсоюзам как организации.

Раздел I ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Дифференциация прав по профсоюзным органам дает возмож­ность конкретному звену профсоюзных органов пользоваться, помимо общих, еще и конкретными правами, для них предусмот­ренными. Особое значение имеют конкретные права, предостав­ленные выборным органам первичных профсоюзных организа­ций, действующих на предприятиях,— профсоюзным комитетам (профкомам). В некоторых профсоюзах приняты иные наимено­вания органа первичной организации. Но поскольку в большин­стве профсоюзов существуют именно профсоюзные комитеты, этот термин более привычен и содержится в законодательстве.

Значение прав профкомов в статусе профсоюзов и системе их прав определяется местом этих органов — тем, что они объединя­ют работников непосредственно на предприятии, в организации, действуют там, где реализуются трудовые правоотношения.

Наличие общих прав и прав, конкретизированных по отдель­ным профсоюзным органам, обеспечивает единую для всех проф­союзов правовую основу их деятельности и ее необходимую диф­ференциацию.

Всем профсоюзам и их органам принадлежит общее право на представительство интересов работников. Каждому — на своем уровне, в своем масштабе. Основанное на уставах и законе, оно отражается на положении профсоюзов как организации трудя­щихся для защиты их интересов, работающей непосредственно в трудовых коллективах, способной знать, достойно представлять и защищать их права и интересы. Профсоюзы призваны аккуму­лировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, местными органами, ра­ботодателями, их объединениями и представителями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Однако не всегда и не все профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами. В последние годы им все труднее добиваться социальной справедливости при решении тру­довых вопросов в интересах трудящихся, особенно вопросов заня­тости, оплаты и охраны труда.

Классификация прав профсоюзов по степени самостоятельности позволяет подразделить их на права:

а) по участию в принятии решений работодателями (их пред­ставителями), государственными и местными органами по вопро­сам, связанным с управлением трудом (регулированием трудовых отношений);

б) по решению вопросов на паритетных началах;

в) самостоятельно принимать решения.

Например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов в установлении и применении условий труда в случаях, преду­смотренных законодательством.

Глава 5 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА 109

На паритетных (равноправных) началах заключаются коллек­тивные договоры, соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами исполнительной власти.

Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении трудовых споров.

Существует две группы форм реализации профсоюзами их прав (форм деятельности):

а) неправовые, т. е. предусмотренные уставами профсоюзов;

б) правовые, т. е. предусмотренные законодательством^* -Классификация прав профсоюзов по формам их реализации

(правовым формам) позволяет выделить разные по юридической силе действия профсоюзов. Это выражение мнения (например, в правотворчестве — см. ст. 8, 372 ТК РФ, в правопримене­нии — см. ст. 82, 373 ТК РФ); согласование (например, при оп­ределении минимума необходимых работ, услуг — ст. 412 ТК РФ, а также когда согласование предусмотрено коллективным договором, соглашением — см. ст. 8 ТК РФ); согласие (при увольнении по инициативе работодателя профсоюзных работни­ков определенных категорий — см. ст. 374, 376 ТК РФ); требова­ние (например, о привлечении к дисциплинарной ответственно­сти должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о профсоюзах,— см. п. 2 ст. 30 Федерального закона «О проф­союзах, их правах и гарантиях деятельности»); представительство (например, в органах по разрешению трудовых споров — в ко­миссиях по трудовым спорам, примирительных комиссиях — см. ст. 384, 402 ТК РФ).

Когда законодательство не предусматривает определенную правовую форму действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или иных вопросов, это означает, что профсоюзы вправе выражать свое мнение, и это мнение орган, полномочный принять решение, обязан выяснить. Это мнение может быть учтено при принятии решения.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, пред­ставляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового до­говора по инициативе работодателя, установленный ст. 372 и 373 ТК РФ, предусматривает право работодателя принять реше­ние по этим вопросам без учета мотивированного мнения проф­союзного органа.

Согласование означает обязанность выяснить мнение проф­союза и принять решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа, принимающего решение (работодателя), но на нем должна быть отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя соответствующего профсоюз­ного органа. Без согласования, если оно предусмотрено зако-

по

Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

нодательством, коллективным договором, такой акт юридиче­ской силы не имеет.

Требование профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их деятельности, обязательно к исполнению. Когда в приведенном выше примере профсоюз требует наказания лица, виновного в нарушении законодательства, это требование должно быть выполнено. Лицо, в отношении которого такое требование выдвинуто, имеет право его обжаловать.

Представительство как правовую форму деятельности проф­союзов следует отличать от их общего права представлять работ­ников в отношениях с работодателями, государственными органа­ми, органами местного самоуправления. Использование всех форм (в том числе представительства) является реализацией пред­ставительских полномочий профсоюзов. Наглядным примером в этом отношении служит право профсоюзов по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (предприятием, учреждением).

Соглашение может рассматриваться не только как форма акта, принятого на основе социального партнерства, но и как форма деятельности профсоюзов в этих отношениях.

Таким образом, выражение профсоюзами мнения по тем или иным вопросам носит либо совещательный, либо паритетный (со­циально-партнерский), либо обязательный характер.

Следует отметить, что такая правовая форма деятельности профсоюзов, как разрешение, ранее предусматривавшееся законо­дательством как форма их представительских полномочий, в ТК РФ отсутствует.

В прежних Конституциях СССР и РСФСР было предусмотре­но право законодательной инициативы профсоюзов. Оно доволь­но широко использовалось. Профсоюзы разрабатывали и предла­гали законодательным органам проекты социальных законов, многие из которых были приняты. Одним из них был Закон СССР от 10 декабря 1990 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».

В действующей Конституции РФ право профсоюзов на зако­нодательную инициативу отсутствует. Оно сохранилось в консти­туциях и уставах ряда субъектов РФ и перенесено в принятые там свои законы о профсоюзах.

Право законодательной инициативы означает не только воз­можность предлагать принятие тех или иных законов, подготовку и внесение проектов законов, но и встречную обязанность зако­нодательного органа официально отреагировать на такие предло­жения: либо принять к рассмотрению, вынести на заседание (сес­сию) законодательного органа, либо отклонить, но с соответст­вующей мотивировкой.

Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА 111

Возможность правотворческой инициативы перед органами исполнительной власти, работодателями сохранилась. Профсою­зам необходимо в полной мере ее использовать на всех уровнях, несмотря на трудности прохождения и рассмотрения их предло­жений в различных инстанциях. В интересах трудящихся они стремятся проявлять активность в правотворчестве по социаль­ным вопросам, используя совещательные полномочия, проводить экспертизу и давать замечания по проектам, участвовать в рабо­чих группах по их подготовке и др.

По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимо­сти от вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы: а) трудового договора; б) обеспечения занятости; в) рабочего вре­мени; г) времени отдыха; д) оплаты и нормирования труда; е) га­рантий и компенсаций; ж) дисциплины труда; з) охраны труда; и) контроля за соблюдением трудового законодательства и законо­дательства об охране труда; к) разрешения трудовых споров.

Укрупненно, по содержанию они делятся на права: во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений, во-вторых, по контролю за соблюдением трудового законодательства и, в-треть­их, по участию в разрешении трудовых споров.

По существу, это деление прав профсоюзов по правоотноше­ниям, стороной которых они являются.

Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе сочетания централизованных начал с локальным, при возрастании роли соглашений, коллективных договоров и инди­видуальных трудовых договоров. На всех уровнях профсоюзам предоставлены довольно широкие полномочия, с тем чтобы они могли выразить и отстоять права и интересы работников.

Как отмечалось выше, работодатель вправе принять локаль­ный нормативный акт или решение об увольнении работника без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа, действующего в организации. При этом ТК РФ устанавливает по­рядок обжалования таких решений работодателя (см ст. 372, 373). Если же мнение профсоюзного органа не учитывается в других случаях, когда его выяснение обязательно для работодателя, зако­нодательно установленной процедуры его обжалования не преду­смотрено.

В законодательстве прямо не решен вопрос и о последствиях принятия нормативных правовых актов о труде на уровне выше организации-работодателя или их применения без участия проф­союзов, когда это обязательно. Между тем, решения по таким во­просам непосредственно затрагивают права и интересы работни­ков. Поэтому правовые последствия неучастия профсоюзов в принятии решений об установлении или применении условий труда, когда оно по закону обязательно, необходимо определять

Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА

в зависимости от того, нарушают ли эти решения права и интере­сы работников и исполнены ли они.

Вариант первый. Неисполненное решение должно быть отме­нено. Оно не должно выполняться.

Вариант второй. Если решение исполнено и не ущемляет прав и интересов работников, его следует рассмотреть соответствующе­му профсоюзному органу, несмотря на то, что оно уже принято. Согласие (согласование) придает такому решению законность. При отказе в согласии (согласовании) оно должно быть отменено.

Вариант третий. Если решение, принятое без участия проф­союзов, нарушает права или ущемляет интересы работников (ра­ботника) при применении установленных условий труда, его сле­дует признавать недействительным, не порождающим правовых последствий.

В объеме полномочий профсоюзов как общественной органи­зации и их органов по контролю за соблюдением трудового законо­дательства существенных изменений не произошло. Они вправе осуществлять общественный контроль (ст. 370 ТК РФ). В компе­тенции инспекций труда профсоюзов еще ранее произошли кар­динальные изменения. С созданием специализированных государ­ственных органов по надзору и контролю за соблюдением зако­нодательства о труде и охране труда к ним от профсоюзной инспекции труда перешли государственно-властные полномочия в этой области, т. е. государственные по природе и сути полно­мочия возвращены органам государства (Гострудинспекции).

В разрешении трудовых споров профсоюзы выступают на сторо­не работников в качестве их законных представителей.

При рассмотрении индивидуальных трудовых споров они (че­рез руководителей, других сотрудников профсоюзных органов) могут быть представителями и защитниками прав работников, выступать в качестве экспертов, свидетелей по делу, вправе за­явить иск в интересах работника.

При коллективных трудовых спорах профсоюзы вправе выра­батывать требования и предъявлять их работодателю, руководить забастовкой, на паритетных началах с работодателем участвовать в создании и деятельности примирительной комиссии, выборе посредника, формировании трудового арбитража.

По кругу лиц, в защиту которых выступают профсоюзы, их права подразделяются на права по защите: а) членов профсоюза и б) работников — вне зависимости от членства в профсоюзе.

В соответствии с действующими уставами и законодательст­вом профсоюзы представляют и защищают интересы членов сво­ей организации. Так обстоит дело, когда необходимо защитить трудовые права конкретного работника. Индивидуальные права и интересы профсоюзы вправе и обязаны защищать тогда, когда работник является членом профсоюза. Вместе с тем, закон не за-

прещает профсоюзам встать на защиту и тех, кто не состоит в этой организации, по их просьбе или по собственной инициа­тиве.

Когда же речь идет о коллективных правах и интересах работ­ников, то профсоюзы вправе действовать независимо от того, со­стоят ли они все членами профсоюза (например, при выработке условий коллективных договоров, соглашений). И это естественно, так как закон не допускает различий в условиях труда в зависимо­сти от членства в профсоюзе. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежно­сти к общественным объединениям (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Дискриминация граждан по признаку принадлежности или непри­надлежности к профсоюзам прямо запрещена Федеральным зако­ном «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятель­ности» (ст. 9).

Гарантии прав профсоюзов

Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной природой и стоящими перед ними задачами, тре­буют особого подхода к обеспечению реализации ими прав и вы­полнения обязанностей.

Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в основном внутри профсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных органов, работников плат­ного аппарата, активистов, с помощью которых используются профсоюзные полномочия.

С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе внутрипрофсоюзных актов. Это поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению,— они могут быть премированы, награж­дены почетными знаками, грамотами. К недостаточно активным работникам платного аппарата профсоюзные органы вправе при­менить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудо­вым законодательством (правовые меры воздействия).

Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящих профсоюзных органов.

Освобожденные и не освобожденные от основной работы чле­ны профсоюзных органов могут быть выведены из состава проф­союзных органов по решению избравших их (делегировавших) членов профсоюза, принятому на общем собрании (конферен­ции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего) профсоюзного органа, т. е. отзыв с профсоюзной работы осуще­ствляется в том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган.

Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уро­вень правосознания трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость поддержки в ее работе.

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), их объеди­нениями, должностными лицами государственных органов, орга­нов местного самоуправления.

К таким средствам относится, например, возможность требо­вать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников организации (предпри­ятия), нарушающих права профсоюза, т. е. применения к ним определенных мер юридического воздействия.

Юридические гарантии, являясь элементом общей системы ус­ловий, средств и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они призваны обеспе­чить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обя­занностей и занимают в связи с этим особое место в регулирова­нии общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.

Юридические гарантии — это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей, их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

Гарантии как возможность применения предусмотренных за­конодательством средств обеспечения прав профсоюзов относятся к статутным, поскольку они находятся на одном уровне со стату­сом данной общественной организации. Статутные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения профсою­зов к положению определенного профсоюзного органа в возмож­ных правоотношениях и к его субъективным правам в конкретном (наличном) правоотношении, что и означает гарантированность реального использования прав профсоюзов.

Юридические гарантии в основном направлены на обеспече­ние любого правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии:

общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсоюзов и прав, специализированных по признакам субъекта и содержания;

направленные на обеспечение использования прав самими профсоюзами и на их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, других органов, организаций и лиц.

Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА 115

Охрана прав профсоюзов — это предупреждение их нарушения путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие превентивных мер, побуждающих обязанного субъекта к выполне­нию обязанностей, устранение препятствий на пути реализации прав.

Защита состоит в принятии принудительных мер к реализа­ции и восстановлению нарушенного права, наказании правонару­шителей.

Законодательством предусмотрены специальные юридические гарантии, обеспечивающие использование, охрану и восстановле­ние в случае нарушения прав профсоюзов.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят га­рантии:

а) имущественные;

б) личные;

в) обязанность государственных органов, работодателей со­действовать деятельности профсоюзов, с их участием решать со­циально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами;

г) надзор и контроль за соблюдением законодательства о пра­вах профсоюзов;

д) юридическая ответственность.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законо­дательстве сформулированы в основном как их права: право соб­ственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования иму­ществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественными правами.

Личные гарантии — это дополнительные трудовые гарантии ли­цам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями, их объедине­ниями, органами исполнительной власти, органами местного са­моуправления.

Дополнительные гарантии им предоставляются:

а) при увольнении по инициативе работодателя;

б) при предоставлении работы после окончания выборных полномочий.

ТК РФ резко сократил объем дополнительных гарантий, пре­доставляемых профсоюзным работникам, существенно сузил круг лиц, которым эти гарантии предоставляются: исключены гаран­тии при переводах на другую работу и наложении дисциплинар­ных взысканий; оставшиеся гарантии предусмотрены только для руководителей выборных профсоюзных органов в организации и их заместителей.

Раздел I ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 5 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА 117

По кругу лиц дополнительные трудовые гарантии профсоюз­ным работникам подразделяются на гарантии:

1) работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов в организации и не освобожденным от основной работы (ст. 374 ТК РФ);

2) гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы в организации (ст. 375 ТК РФ);

3) гарантии работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа организации (ст. 376 ТК РФ).

1. Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, подп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместите­лей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается поми­мо общего порядка увольнения только с предварительного согла­сия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного ор­гана.

При отсутствии вышестоящего профсоюзного органа увольне­ние указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ.

Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профсоюзами съез­дов, конференций, а также для участия в работе их выборных ор­ганов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты време­ни участия в указанных мероприятиях определяются коллектив­ным договором, соглашениями.

2. Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий пре­доставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии (с согласия работника) — другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Отсутствие прежней работы (должности), которую работник выполнял (занимал) до его избрания на профсоюзную работу, мо­жет иметь место в случаях: а) сокращения численности или штата работников; б) заключения трудового договора на выполнение этой работы (занятие должности) с другим работником. Это воз­можно, так как закон не предусматривает права профсоюзного работника на сохранение за ним прежней работы (должности) в организации. Возможность предоставления прежней работы

(должности) возникает при наличии вакансии по этой работе (должности).

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организа­ции — общероссийский (межрегиональный) профсоюз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоуст­ройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквали­фикации — на срок до 1 года. ^

Время работы освобожденных профсоюзных работников, из­бранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

Работник, освобожденный от основной работы в связи с избра­нием его в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллектив­ным договором.

3. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по п. 2, подп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ с руководителем выбор­ного профсоюзного органа данной организации и его заместителями в течение 2 лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК РФ, т. е., как правило, с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Когда представители профсоюза являются членами примири­тельной комиссии, то на время участия в разрешении коллектив­ного трудового спора они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение года (ст. 405 ТК РФ).

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в пери­од разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дис­циплинарному взысканию, переведены на другую работу или уво­лены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа (см. ст. 405 ТК РФ). Такие же гарантии предусмотрены для представителей профсоюзов, их объединений, участвующих в коллективных пере­говорах по заключению коллективных договоров, соглашений в период их ведения (см. ст. 39 ТК РФ).

Гарантии, предусмотренные в период ведения переговоров или разрешения коллективного трудового спора, распространяются на всех профсоюзных представителей независимо от того, являются ли они членами профсоюзных органов или нет.

Обязанность государственных органов, предприятий, учрежде­ний, организаций всемерно содействовать профсоюзам в их дея­тельности прямо предусмотрена законом.

Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СФЕРЕ ТРУДА

Содействие профсоюзам выражается путем:

а) отчисления организациями профсоюзу средств на проведе­ние социально-культурной и иной работы в организации (разме­ры отчислений определяются в порядке и на условиях, установ­ленных федеральным законодательством, законодательством субъ­ектов РФ, коллективным договором, соглашением);

б) предоставления соответствующему профсоюзному органу, организации бесплатно необходимых помещений, транспортных средств и средств связи в соответствии с ТК РФ и коллективным договором;

в) передачи в бесплатное пользование профсоюзам находя­щихся на балансе организации либо арендуемых ею зданий, со­оружений, помещений и других объектов, а также баз отдыха, спортивных и оздоровительных центров, необходимых для орга­низации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оз­доровительной работы с работниками и членами их семей;

г) перечисления членских профсоюзных взносов из заработ­ной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением на основании соответствующих письменных заявле­ний работников. Работодатель не вправе задерживать перечисле­ние указанных средств.

Кроме того, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых соглаше­ний, работодатели по письменному заявлению работников, не яв­ляющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллектив­ными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Приведенные формы и способы содействия государственных органов, работодателей предусмотрены в ст. 377 ТК РФ. Они уточнены с учетом новых условий экономической деятельности предприятий, организаций, расширения возможностей регулиро­вания взаимоотношений между ними и профсоюзами с помощью коллективных договоров, соглашений.

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов при­звана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью.

Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осу­ществляют сами профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ве­дении правовая инспекция труда.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, за несоблюдение предусмотренных этим законода­тельством профсоюзных прав прямо установлена Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 30) и ТК РФ (ст. 378).

За такие правонарушения виновные должностные лица госу­дарственных органов, органов местного самоуправления, работо­датели, их представители, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность:

а) дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том чис­ле законодательства о профсоюзах, входит в их должностные обя­занности);

б) административную (поскольку законодательство о проф­союзах является частью трудового законодательства и его наруше­ние может являться административным правонарушением);

в) материальную (если нарушение прав профсоюзов привело к материальному ущербу — по нормам гражданского законодатель­ства).

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает уголовную ответствен­ность за нарушение прав профсоюзов в соответствии с федераль­ными законами. В прежнем УК была ст. 137 об ответственности за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов. В но­вом УК ответственность за такие правонарушения отсутствует, как и за нарушение законодательства о труде.

В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» органы общероссий­ских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, пер­вичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения долж­ностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным до-эвором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных [>рганов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор должностным лицом, если он нарушает законодательство профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективно­му договору, соглашению.

Ответственность профсоюзов

Как и все другие общественные объединения, профсоюзы случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность a основании Федерального закона «Об общественных объедине-шях» (ст. 41).

Одной из юридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение обязательств профсоюзов по коллективному договору, соглашению, за органи­зацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда такая ответственность установлена федеральными законами. Возможность привлечения к имущественной (гражданско-право-

Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

вой) ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом неза­конной, предусмотрена в ст. 417 ТК РФ. В таких случаях профсо­юзная организация обязана возместить убытки, причиненные не­законной забастовкой, за счет своих средств в размере, опреде­ленном судом.

Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невы­полнении профсоюзами своих обязательств по коллективным до­говорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответст­венности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а за незаконную забастовку — поскольку они обязаны соблюдать нормы законодательства. Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.

Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа. В таком же порядке не­сут ответственность освобожденные и не освобожденные от ос­новной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.

За участие в незаконной забастовке не освобожденные от ос­новной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения), мо­гут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании ст. 417 ТК РФ.

ТК РФ предусматривает административную ответственность за определенные нарушения законодательства о социальном парт­нерстве не только представителей работодателей, но и представи­телей работников, следовательно — и профсоюзных работников (см. ст. 54—55). Однако Кодекс об административных правона­рушениях (КоАП) 2001 г. предусматривает ответственность за те же правонарушения только работодателей и их представителей (см. ст. 5.28—5.31). Поскольку приоритет в регулировании от­ношений, связанных с административной ответственностью, принадлежит КоАПу, после его введения в действие (с 1 июля 2002 г.) представители работников — члены профсоюзных орга­нов к административной ответственности за подобные наруше­ния привлекаться не могут.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.83 (0.018 с.)