Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полномочия профсоюзов в сфере труда.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Закона). Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях организации) и защитная — по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся. Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах. По объему компетенции в правах различают: а) права самостоятельного характера: участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству; участвуют в коллективных переговорах, заключают коллективные договоры и соглашения от имени работников; представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда; осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда; обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов; б) права совместного характера: участвуют в распределении жилья, построенного производством, в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивидуальные неисковые споры совместно с администрацией; в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм трудового законодательства. Таких прав в соответствии с ТК у профсоюзов стало меньше. Права профсоюзов указаны и в ст. 32, 51, 52, 54, 83 и др. Закона РФ о профсоюзах. По сфере деятельности различают следующие права: представительства работников для осуществления своей защитной функции; на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности; на защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений; на социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т. д.); профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников; на участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки; на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями. Профсоюзы управляют находящимися в их ведении санаториями, пансионатами, домами отдыха,профилакториями, клубами, спортивными базами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями, имеют свою профсоюзную собственность, в том числе и на указанные учреждения. Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран. Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические гарантии этих прав и их деятельности и дополнительные специальные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников. Эти гарантии предусмотрены в гл. III Закона о профсоюзах (ст. 24—28), ст. 374, 375 и 376 Кодекса, а также в ряде других законов (Основы об охране труда, о занятости населения и др.). Гарантии основных прав профсоюзов тоже входят в их правовой статус. Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в следующем: — гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами; не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности; право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в соответствии с их уставами (ст. 24 Закона); все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности (ст. 377 Кодекса); — предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу; • предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу (профкому, стройкому и т. д.) бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие (лучшие) условия могут быть предусмотрены коллективным договором (ч. I ст. 377 ТК); здания, помещения, сооружения, сады и парки для ведения культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хозяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предприятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда — при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных трудовых споров как представители работников Субъекты коллективного трудового права – сторонами этих отношений выступают объединения работников, которыми могут быть профессиональные союзы, выборные органы, органы общественной самодеятельности и отдельные представители. Если речь идет о других уровнях, например, уровень субъекта, то это объединение работодателей. Органы социального партнерства – комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Профсоюзы. Признаки: Добровольность объединения. Цель защита прав и представительство интересов. Общнть профессиональных интересов. Членство в профсоюзе. Профессиональные союзы образуются на 2-ух принципах: Территориальный. Отраслевой. Профсоюзом признается первичная профсоюзная организация, создаваемая на уровне работодателя, а уже из первичных организаций создаются объединения профсоюзов. Права профсоюзов – это правомочия, установленные законом, и все они по своему содержанию могут быть поделены на: Защитные права, связанные с обеспечением интересов членов профсоюзов. Представительные права – право представлять интересы как индивидуальные (в суде), так и коллективные.
Имущественные права – профсоюзы, имеющие статус юридического лица, могут иметь в собственности различное имущество. Информационные права – право на получение информации от работодателя об условиях труда, а также право на издание своих средств массовой информации. Организационные права – возможность определять свою структуру и правила поведения. По юридической силе: Согласительные права – ни одно решение без согласия профсоюза не имеет силы. Учет мнения. Право на участие в управлении производством. Право на участие в обсуждении. Другие органы: К ним относятся: комиссии по трудовым спорам (орган локальной юрисдикции, по трудовым спорам, но созданный сторонами (своеобразный аналог третейского суда, но создается при участии работников и работодателя из равного числа представителей)). В учебной литературе существует мнение о том, что самостоятельным субъектом является третейский суд, но здесь надо иметь в виду, что этот суд не может являться субъектом трудового права в силу прямого указания в законе. Еще одной группой субъектов являются органы по разрешению коллективных трудовых споров (примирительные комиссии). Создаются из работников и работодателей. Посредник – субъект, который не имеет субъективной (личной) заинтересованности в исходе спора и приглашается сторонами для его разрешения. Трудовой арбитраж – это вовсе не орган судебной системы. Он создается при участии сторон коллективного трудового спора, но представляет собой состав из одного или нескольких арбитров, которые не имеют статуса судьи. В качестве представителей работодателейна уровне организации выступает руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) либо уполномоченные ими лица в пределах, предусмотренных законом.При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Статья 4. Виды объединений работодателей 1. Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. 2. Общероссийское объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации. Уставам общероссийских объединений работодателей может предусматриваться членство в них также работодателей. 3. Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности. 4. Межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов Российской Федерации. 5. Региональное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации. 6. Региональное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации. 7. Территориальное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования. 8. Территориальное отраслевое объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования. Государственные органы как субъекты трудового права. В 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, и тем самым приняла на себя обязательства по созданию системы инспекций труда за соблюдением трудового законодательства, включая нормы по охране труда. Правовое положение этих органов как субъектов трудового права закреплено в гл. 57 Трудового кодекса РФ. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. Служба действует на основании Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324. Федеральная служба по труду и занятостиосуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы — государственные инспекции труда О. Государственные инспекции республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов, городов и межрегиональные государственные инспекции во главе с Федеральной службой по труду и занятости составляют единую централизованную систему государственных органов — Федеральную инспекцию труда О. Инспекция уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра здравоохранения и социального развития РФ. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости представляет министру здравоохранения и социального развития РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов и проект положения о территориальных органах Службы. Федеральная инспекция труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Российской Федерации. Права государственных инспекторов: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; отстранть от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ. лиц. виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд; иные права, перечисленные в ст. 357 ТК РФ. Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности обязаны соблюдать Конституцию РФ® и требования действующего законодательства, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности считать конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (ст. 358 ТК РФ). К функциям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) относятся принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в т.ч. в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба(Госсанэпидемнадзор) осуществляет надзор за состоянием производственных помещений, рабочих мест и т.д., проверяет соблюдение гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил. Госсанэпидем надзор действует на основании Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Функции органов государственного энергетического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Государственный энергетический надзоросуществляется на основании Положения об Управлении государственного энергетического надзора, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 17.07.2006 г. № 688, при проведении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.
При проведении мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора, независимы и подчиняются только закону.
Государственный надзор по ядерной и радиационной безопасностиосуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации (соответствующими управлениями Ростехнадзора). Работники специального органа, ведающего вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.110 (0.014 с.) |