ТОП 10:

Основные причины возникновения профсоюзов.



Основные причины возникновения профсоюзов.

Профессиональные союзы (профсоюзы), добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально-экономических прав и интересов своих членов. Возникли в странах Западной Европы и США в конце XVIII века как общества взаимопомощи; в развитых странах были легализованы в XIX веке. Призваны защищать интересы работников в области условий труда, заработной платы, быта, культуры и т. д. В последние годы численность профсоюзов, как в России, так и во многих странах мира резко сократилась. Одной из причин уменьшения рядов членов профсоюзов может быть утрата связей с рядовыми работниками, прежде всего с молодежью. Другим мотивом, вызвавшим ослабление интереса к профсоюзам, является снижение степени оперативности и точности их реагирования на запросы трудящихся в связи с тем, что по экономическим причинам произошло слияние профсоюзных организаций, объединяющих работников с разными, порой противоположными, интересами и потребностями.

 

И все же, несмотря на большое количество возникающих проблем, профсоюзы находят способы их решения, вовлекают в свои ряды новых членов, расширяют сферы своей деятельности, сотрудничают с государственными органами и работодателями в решении различных вопросов, помогают отстаивать работникам их трудовые права.

В Трудовом кодексе РФ закреплены полномочия профсоюзов в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства. Но, к сожалению, как показывает практика, данные функции на практике профсоюзами зачастую не выполняются. Особенно это касается предприятий малого бизнеса.

 

 

Правовые акты, определяющие порядок работы трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Конституция РФ;

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений";

Трудовой Кодекс РФ ( ТКРФ).

 

В ч. 4 ст. 35 ТК РФ предусмотрена возможность создания комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на местном уровне.Деятельность таких комиссий осуществляется в соответствии с федеральным, региональным законодательством. Положение об этих комиссиях утверждается представительными органами местного самоуправления.

 

В соответствии с ч. 5 ст. 35 ТК РФ на федеральном, региональном уровне могут быть созданы отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, они в своей деятельности также должны руководствоваться федеральным и региональным законодательством.

 

Начало создания первых профессиональных союзов.

В середине XVIII века начинается промышленный переворот в странах Западной Европы. Одно за другим появляются открытия и изобретения, совершившие революцию в технике, то есть в способах обработки сырья. Основные этапы данной революции: механическая прядильная машина, механический ткацкий станок, применение двигательной силы пара.

 

Благодаря открытиям и изобретениям конца XVIII и начала XIX веков был сделан колоссальный прогресс в области развития производительных сил.

Переворот в области техники, прежде всего появление машинного производства, вызвал к жизни переворот в области общественных отношений. С появлением машинного производства резко изменилось положение труда и капитала. Промышленный капитал сделался важнейшим фактором общественной жизни. В то время, наряду с ростом капитала, росла нищета наёмных работников, которые, лишаясь какой бы то ни было собственности, были вынуждены продавать владельцам орудий и средств производства свою рабочую силу.

 

Возникновение и развитие профсоюзного движения средирабочего класса Европы стало одним из проявлений в социальной жизни общества закона борьбы за существование.

 

Выделяют следующие причины его возникновения:

 

 

Формирование капиталистических отношений на основе свободы трудового договора

 

Беспомощность и изолированность рабочего перед предпринимателем при заключении трудового договора

 

Неустойчивость социального положения наёмного рабочего

 

Образование класса постоянных рабочих, занятых в продолжении жизни и часто нескольких поколений в одной и той же отрасли производства и даже на одном и том же производстве

 

Концентрация производства и скопление больших рабочих масс в одном месте

 

Различие интересов предпринимателей и рабочих, потеря среди большинства последних надежды сделаться самостоятельными хозяевами

 

Борьба рабочих за свои права, приводящая к созданию ими своих первых объединений

 

Объединение предпринимателей для борьбы с требованиями рабочих

 

Социально-политическое развитие рабочих масс, осознание ими своих профессиональных и классовых интересов

 

Влияние деятельности различных политических партий на развитие организованного рабочего движения

 

К причинам, которые тормозили развитие профсоюзов, относят: территориальную изолированность и разбросанность наемных рабочих в некоторых отраслях промышленности; их социально-экономическую и политическую безграмотность; низкий уровень жизненных потребностей; бедность низко квалифицированных рабочих; постоянный прилив в регионы с лучшими условиями труда иммигрантов из сельских округов или из слаборазвитых стран, слабость развития противоположности интересов хозяев и рабочих в мелких предприятиях и законодательное запрещение свободного существования объединений рабочих. Появление профсоюзов носило объективный, закономерный характер. Причина их появления лежит в необходимости объединения рабочих в условиях существования частой собственности на средства производства и оснований на ней системе наёмного труда. Созданием профсоюзов рабочие стремились уничтожить конкуренцию на рынке труда, защитить себя от «тирании и бездушного отношения буржуазии».

 

 

Вопросы, включаемые в региональное соглашение.

Заключается на основе Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Соглашение, определяющее позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на областном уровне исовместные действия по его реализации.

 

Стороны признают, что основными критериями для оценки их деятельности являются:

- повышение уровня и качества жизни населения ;

 

- увеличение продолжительности жизни людей;

 

- рост объемов производства, снижения доли убыточных предприятий и организаций;

 

- создание благоприятных условий для деятельности отечественных товаропроизводителей;

 

- рост производительности труда, его качества;

 

- постоянный рост заработной платы, доходов населения;

 

- обеспечение социально-трудовых прав и интересов граждан;

 

- укрепление социальной сферы;

 

Профсоюзы:

 

- Способствуют участию работников в выполнении планов производства предприятий и организаций. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития региона.

 

- Добиваются вовлечения трудовых коллективов в процессы повышения эффективности производства. Участвуют в организации рейтингового соревнования.

 

- Вносят предложения о поощрении высокопроизводительного труда, об использовании прибыли на финансирование отдельных сфер деятельности, способствуют созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.

 

- Отстаивают и защищают социально-трудовые интересы трудящихся, права трудовых коллективов при проведении социально-экономических реформ в регионе.

 

- Содействуют проведению организаторской работы в трудовых коллективах, направленной на укрепление трудовой дисциплины, рациональное использование рабочего времени, повышение качества продукции и прибыльности работы организаций

Коллективный договор.

Коллективный договор — «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей» (по определению статьи 40 ТК РФ).Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами коллективных переговоров. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсация, доплаты; механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков; улучшение условий и охраны труда молодежи, женщин и других работников; добровольное и обязательное медицинское страхование; соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; льготы для работников, совмещающих работу с обучением; контроль за выполнением коллективного договора; ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками исполнительных органов; отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременной и полном их выполнении.

Основные виды забастовок.

Митинг как форма массового собрания по поводу актуальных, преимущественно общественно-политических и социально-экономических вопросов может проводиться работниками в знак недовольства своим положением и поддержки выдвигаемых перед работодателями требований.Он часто используется как способ влияния на ход рассмотрения коллективного трудового спора.

Демонстрация, представляя собой массовое шествие, выражает какие-либо общественно-политические настроения, в том числе и социальный протест. Вызванная недовольством работников организации, отрасли или региона, она также может использоваться как форма выражения общественного мнения по поводу содержания и порядка разрешения социально-трудового конфликта.

Пикетирование относится к акциям того же плана. Оно означает патрулирование группой митингующих или демонстрантов в районе проведения митинга или демонстрации. Нередко пикеты выставляются представителями участников протеста социального или иного характера перед органами государственной власти и местного самоуправления, другими официальными представительствами.

Указанные акции проводятся обычно в условиях локального или общего конфликта, когда в противоборство втягивается большинство персонала предприятия либо основная масса работников, занятых в той или иной отрасли хозяйства. В таком конфликте, как правило, остро сталкиваются несовпадающие интересы сторон, связанные преимущественно с производственными, распределительными и трудовыми отношениями. Но нередко противостояние выходит за эти рамки, вторгается в область экономической и социальной политики, деятельности органов государственной и местной власти, сопровождается требованиями политического характера.

Социальное партнерство.

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

 

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основесотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

 

В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. ВАвстрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства.

 

 

Трудовой договор.

Трудово́й догово́р — в трудовом праве договор между работником и работодателем, устанавливающий их взаимные права и обязанности.

 

В Российской Федерации по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу в рамках служебных обязанностей по определенной специальности, согласно своей квалификации и (или) должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется обеспечивать соответствующие условия труда согласно нормам трудового законодательства, правилам внутреннего трудового распорядка, коллективного и трудового договора.

 

Подчинение внутреннему трудовому распорядку является одной из основных характеризующих черт трудового договора, отделяющих его от различных гражданско-правовых договоров (подряда, оказания услуг и пр.).

 

Служебные обязанности и иные особенности работы на определенной должности регулируются должностной инструкцией, с которой работника обязаны ознакомить при подписании договора.

 

Перед заключением трудового договора на работодателе лежит обязанность по ознакомлению работника также с иными локальными нормативными актами организации.

 

Обязательные нормы трудового договора в основном регулируются Трудовым кодексом и иными правовыми актами трудового законодательства, а для отдельных организаций, отраслей хозяйства или административно-территориальных единиц могут устанавливаться также коллективными договорами.

См. вопрос 4.

Виды трудовых договоров.

Классифицируя договоры по сроку, законодатель называет три их вида:

 

1) договор на неопределенный срок;

 

2) договор на определенный срок не более пяти лет;

 

3) договор на время выполнения определенной работы

 

Договор с неопределенным сроком заключается:

 

1) обычный, когда, как правило, обусловливаются сторонами место работы, трудовая функция работника, а во многих (ранее указанных) случаях и размер заработной платы; такой договор заключается в большинстве случаев;

2) контракт, который может быть и с неопределенным сроком, но, как правило, он относится к срочным договорам;

 

3) с заявленным сроком при подготовки молодым рабочим и молодым специалистом по направлению по окончании учебы в профтехучилищах, в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях;

4) принятых по конкурсу;

 

5) по совмещению профессий;

 

6) с нештатным работником;

 

7) о надомной работе.

 

Срочный трудовой договор заключается:

1) контракт;

 

2) по организованному набору;

 

3) для работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях;

 

42.

 

Сверхурочной ст. 99 ТК РФ называет работу, выполняемую работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени -ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. В последнем случае учетный период не может превышать один год (ст. 104 ТК РФ).

 

В ряде случаев для привлечения к сверхурочной работе достаточно лишь письменного согласия работника (ст. 99 ТК РФ)

 

Что такое МОТ?

Международная организация труда (МОТ), специализированное учреждение ООН, одна из крупнейших современных международных организаций. Создана в 1919 согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций. На 1 января 1974 членами МОТ являлись 123 государства. СССР входил в МОТ в 1934—40; в интересах расширения сотрудничества в решении задач, стоящих перед МОТ, Советский Союз в 1954 снова стал её членом; членами МОТ состоят также БССР и УССР.

 

Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира "на основе социальной справедливости" и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто: регламентацией рабочего времени, включая установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели; регламентацией набора рабочей силы путём борьбы с безработицей; установлением гарантий заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни, и др. Эти положения устава подтверждены декларацией относительно целей и задач МОТ, принятой Генеральной конференцией МОТ в Филадельфии (США) в 1944. Местонахождение органов МОТ — Женева.

 

Устав МОТ исходит из двух принципов — всеобщности (универсальности) и 3-стороннего представительства. Первый означает прежде всего возможность вступления в МОТ для всех государств, берущих на себя предусмотренные уставом обязательства. Этот принцип обязывает членов МОТ способствовать улучшению условий труда и жизни трудящихся во всех странах, предоставлять им равное право пользоваться теми преимуществами, которые вытекают из членства в организации. Если принцип всеобщности характерен для большинства международных организаций, то принцип 3-стороннего представительства свойствен только МОТ. Сущность его состоит в том, что каждый член МОТ представлен в организации делегатами правительства, трудящихся и предпринимателей, причём каждая группа представителей может занимать самостоятельную позицию при решении проблем труда. Принцип 3-стороннего представительства основан на реформистской идее сотрудничества труда и капитала, которая является ведущей для буржуазных представителей в МОТ.

 

Основные органы МОТ: Генеральная конференция, Административный совет и Международное бюро труда (МВТ). Генеральная конференция (или Международная конференция труда) — высший орган МОТ. В её ежегодных сессиях участвуют по 4 представителя от каждого члена МОТ (2 правительств, делегата, по 1 от трудящихся и предпринимателей). Согласно уставу все делегаты пользуются равными правами, в том числе правом участия в голосовании, практически же принцип равноправия не всегда соблюдается. Административный совет — исполнительный орган МОТ. Состоит из 48 членов — 24 представителя правительств (10 назначаются правительствами наиболее крупных промышленных государств), 12 представителей предпринимателей и 12 представителей трудящихся. Все члены совета (кроме указанных 10) избираются на Генеральной конференции (соответственно делегатами правительств, предпринимателей и трудящихся) на 3 года. В функции Административного совета входит определение повестки дня сессий Генеральной конференции и других органов МОТ, назначение генерального директора Международного бюро труда, создание вспомогательных органов, комиссий, координирование деятельности МОТ с деятельностью других международных организаций и т. д. Международное бюро труда — постоянный секретариат МОТ. МОТ образует также различные комитеты, комиссии, региональные конференции и т. п. Органы МОТ должны формироваться с учётом справедливого географического распределения мест и должностей, равноправия.

 

 

45.Структура руководящих органов ФНПР.

Федерация состоит из членских организаций (общероссийских, межрегиональных профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов). Федерация может иметь свои представительства.Органами Федерации являются Съезд Федерации (далее именуется «Съезд»), Генеральный Совет Федерации (далее именуется «Генеральный Совет»), Исполнительный комитет Федерации (далее именуется «Исполком»), Председатель Федерации, Контрольно-ревизионная комиссия Федерации (далее именуется «Контрольно-ревизионная комиссия»). Высшим руководящим органом Федерации является Съезд, который созывается Генеральным Советом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

 

46.Структура и функции МОТ.

 

 

Отличительная черта МОТ — трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации[1].

 

Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларациии МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно — Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

 

Тексты Конвенций и Рекомендаций МОТ на русском, английском, французском, испанском, китайском, немецком, португальском, арабском языках собраны в базе данных международных трудовых стандартов МОТ.

 

МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

 

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз — в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

 

 

Основные причины возникновения профсоюзов.

Профессиональные союзы (профсоюзы), добровольные организации, объединяющие трудящихся в производственных и внепроизводственных сферах для защиты социально-экономических прав и интересов своих членов. Возникли в странах Западной Европы и США в конце XVIII века как общества взаимопомощи; в развитых странах были легализованы в XIX веке. Призваны защищать интересы работников в области условий труда, заработной платы, быта, культуры и т. д. В последние годы численность профсоюзов, как в России, так и во многих странах мира резко сократилась. Одной из причин уменьшения рядов членов профсоюзов может быть утрата связей с рядовыми работниками, прежде всего с молодежью. Другим мотивом, вызвавшим ослабление интереса к профсоюзам, является снижение степени оперативности и точности их реагирования на запросы трудящихся в связи с тем, что по экономическим причинам произошло слияние профсоюзных организаций, объединяющих работников с разными, порой противоположными, интересами и потребностями.

 

И все же, несмотря на большое количество возникающих проблем, профсоюзы находят способы их решения, вовлекают в свои ряды новых членов, расширяют сферы своей деятельности, сотрудничают с государственными органами и работодателями в решении различных вопросов, помогают отстаивать работникам их трудовые права.

В Трудовом кодексе РФ закреплены полномочия профсоюзов в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства. Но, к сожалению, как показывает практика, данные функции на практике профсоюзами зачастую не выполняются. Особенно это касается предприятий малого бизнеса.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.018 с.)