Роль профсоюзов при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль профсоюзов при рассмотрении индивидуальных трудовых споров.



 

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров определен главой 60 ТК РФ. Рассмотрим, какова же роль профессионального союза на каждой стадии рассмотрения спора.

 

Профессиональный союз может выступать посредником на переговорах по урегулированию разногласий между работником и работодателем. Работник, полагающий, что его право нарушено, вправе обратиться за разъяснениями в профсоюзный орган, где ему может быть пояснено, правомерны ли его требования и какие шаги можно предпринять для урегулирования конфликта в том случае, если требования правомерны.

 

Профком от имени работника может обратиться к работодателю и урегулировать возникший спор до обращения в специальные органы. Если данная миссия осталась безуспешной, наступает стадия рассмотрения спора в КТС или непосредственно в суде.

 

Профсоюзы имеют право помочь работнику написать заявление в КТС, участвовать вместе с ним в рассмотрении заявления непосредственно в КТС, контролировать исполнение принятого решения, принимать меры к недопущению повторения аналогичных нарушений прав работников.

 

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров представляет собой процедуру их разбирательства уполномоченными государством органами.

 

Такие органы называются юрисдикционными, поскольку они полномочны принимать решения, имеющие правовое значение и обязательные к исполнению.

 

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров включает:

1. принятие к рассмотрению заявления стороны спора полномочным на то органом (КТС, судом);

2. подготовку дела о споре к рассмотрению;

3. определенные действия сторон, других участников разбирательства (свидетелей, специалистов, представителей сторон), органа, рассматривающего спор;

4. вынесения решения по спору.

Разрешение спора завершается обязательным исполнением принятого по нему решения. Его неисполнение влечет за собой действия специальных уполномоченных органов, направленные на принудительное исполнение решения.

В соответствии с действующим трудовым законодательством Комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в Комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Практика показывает, что в большинстве случаев инициируют создание КТС, проводят необходимую подготовительную работу и осуществляют контроль за ее деятельностью профессиональные союзы.

 

Профсоюзным организациям необходимо знать, что комиссия по трудовым спорам имеет право рассматривать следующие вопросы:

- о переводах на другую работу;

- об изменении трудового договора;

- об отстранении от работы;

- о применении дисциплинарных взысканий;

- об оплате труда;

- о предоставлении отпусков;

- об установлении или отмене неполного рабочего времени;

-а также другие споры (кроме тех, которые рассматриваются непосредственно в судах).

 

Рассматривая вопросы представительства, необходимо учитывать, что КТС и суд - самостоятельные органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к КТС. Он не вправе отменить или изменить решение КТС. При рассмотрении в суде индивидуального трудового спора после того, как он был рассмотрен КТС (в случае обжалования в суде решения КТС), решение КТС анализируется наравне с другими доказательствами по делу.

 

Если спор первоначально рассматривался в КТС, а затем - в суде, то такой порядок считается общим порядком рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

 

Возражая против вынесенного решения КТС, в суд могут обратиться: работник, работодатель, профессиональный союз, защищающий интересы работника.

 

Основанием для обращения в суд для работника, работодателя и профессионального союза служит несогласие с принятым комиссией решением.

Обеспечению охраны прав работников - членов профсоюза служит предоставление профессиональному союзу права выступить в защиту их интересов.

 

 

Часть 2 ст. 390 ТК устанавливает 10-дневный срок со дня вручения копии решения комиссии, в течение которого работник и работодатель могут обратиться в суд, если они не согласны с ее решением. Срок обращения в суд профессионального союза, защищающего интересы работника, Трудовым кодексом Российской Федерации не определен. Полагаем, что в данном случае также должен применяться срок, установленный ч. 2 ст. 390 ТК.

Суть защитной функции профсоюзов сегодня.

 

Конечно, реализация защитной функции профсоюзов немыслима без системы соответствующих гарантий как для профсоюзов, так и для профсоюзных функционеров. Кроме взгляда на представительство как на одну из основных функций профсоюзов, оно рассматривается как элемент защитной функции, как наиболее общее право профсоюзов, как организационно-правовая форма их деятельности. Кризис резко увеличил нагрузку на социальную сферу и обострил проблемы трудящихся. При этом, эксперты констатируют утрату Профсоюзами своей главной функции – защитной. Старые лидеры свели свою деятельность к распределению социальных благ. Коллективный договор рассматривается как механизм реализации защитной функции профсоюзов.

 

 

Порядок примирительных процедур при рассмотрении коллективного трудового спора.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров дляуведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Представители сторон, примирительная комиссия,посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

 

 

Социальное партнерство.

Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

 

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основесотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

 

В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. ВАвстрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.01 с.)