Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы



Глава 11. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Тарифные разряды

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Тарифные коэффициенты

1,00

1,11

1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,9 4,2 4,5

Тарифные ставки

Повышение тарифных ставок (окладов) работников организа­ций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, производится субъектами РФ за счет своих бюджетов само­стоятельно.

Характерной особенностью правового регулирования оплаты труда руководителей, специалистов и служащих, занятых в бюд­жетной сфере, является то, что оно осуществляется методом госу­дарственного нормирования, в то время как для регулирования оп­латы труда наемных работников других (небюджетных) сфер хацдк-терен метод тарифной автономии, осуществляемый посредством коллективных договоров и других локальных нормативных актов.

Оплата труда государственного служащего регулируется осо­бо—в виде установления денежного содержания.

Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квали­фикационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы.

Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок определяются федеральными законами и законами субъ­ектов РФ.

Следует полагать, что размер должностного оклада устанавлива­ется государственному служащему при поступлении на государст­венную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет (п. 6 ст. 21 Феде­рального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»). В дальнейшем размер должностного оклада меняется по мере продвижения по службе и повышения квалификации госу­дарственного служащего. При этом присвоение квалификационных разрядов производится по результатам государственного квалифика­ционного экзамена или аттестации государственного служащего1.

Учитывая исключительную важность сфер образования и здраво­охранения, в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по повышению социального статуса работников образования и здра­воохранения» от 7 июня 1996 г. оплата труда работников этих сфер приравнивается к оплате государственных служащих. При этом имеются в виду специалисты, работающие в государственных и му­ниципальных учреждениях дошкольного, начального общего, основ­ного общего, среднего (полного) общего, начального профессио­нального, среднего профессионального образования, и специали­сты, работающие в государственных органах здравоохранения.

Оплата труда работников высших учебных заведений регулиру­ется посредством государственно-правового и договорного мето-

1 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

2 РГ. 1999. 11 февр.

1 См.: Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденное Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1036.

318 Раздел III. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава 11. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

дов. В соответствии с Федеральным законом «О высшем и после­вузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. вуз в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работ­ников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников без установления предельных размеров должностных окладов (ставок).

Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высше­го учебного заведения за выполнение им функциональных обя­занностей и работ, предусмотренных трудовым договором (кон­трактом).

Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюдже­та, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Минимальные размеры ставок для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава высших учеб­ных заведений устанавливаются в размере не ниже восьмикратно­го минимального размера оплаты труда, установленного феде­ральным законом.

Научно-педагогическим работникам высших учебных заведе­ний устанавливаются надбавки к должностным окладам (став­кам) в размере: 40% за должность доцента; 60% за должность профессора; трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, за ученую степень канди­дата наук; пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, за ученую степень докто­ра наук.

Предусмотренные размеры средних должностных окладов (ста­вок) работников высших учебных заведений в части, относящейся к оплате труда работников высшего учебного заведения, устанав­ливаются Правительством РФ первого числа второго месяца каж­дого квартала в соответствии с законодательно установленным их отношением к достигнутому уровню средней заработной платы работников промышленности в РФ за предыдущий квартал.

Средние должностные оклады (ставки) работников высшего учебного заведения устанавливаются на уровне:

для педагогических работников из числа профессорско-препо­давательского состава высших учебных заведений — в 2 раза пре­вышающем уровень средней заработной платы работников про­мышленности в РФ;

для учителей и других педагогических работников РФ — не ниже средней заработной платы работников промышленности в РФ;

для иных работников высших учебных заведений РФ — сред­ней заработной платы аналогичных категорий работников про­мышленности в РФ.

Размеры должностных окладов (ставок) работников высшего учебного заведения определяются каждый квартал, являются ми­нимальными для соответствующих категорий работников высшего учебного заведения и обязательны на территории РФ.

В оплате труда руководителей, специалистов и служащих сти­мулирующую роль играют доплаты к должностным окладам и ыад-бавки, которые в одних случаях устанавливаются актами цен­тральных органов государственной власти и управления, в дру­гих — локальными нормативными актами.

Доплата за ученую степень, предусмотренная работникам выс­ших учебных заведений, распространяется и на работников орга­нов управления высшим и послевузовским профессиональным об­разованием.

Для государственных служащих предусматриваются надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд, выслугу лет, особые условия государственной службы1, за допуск к госу­дарственной тайне2.

Судебным работникам (судьям) установлены доплаты за квали­фикационный класс, выслугу лет, 50-процентная доплата к долж­ностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или .ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист РФ», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год, стоимость продовольственного пайка (если он не был выдан в натуральном виде)3.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за класс­ный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбав­ки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год, стоимость продовольственного пайка (если он не выдан в натуральной форме)4.

Работникам Государственной налоговой службы РФ установлены доплаты за классные чины: главного государственного советника налоговой службы, государственного советника налоговой службы 1-го, 2-го и 3-го рангов, советника налоговой службы 1-го, 2-го и 3-го рангов, инспектора налоговой службы 1-го, 2-го и 3-го ран-

1 См.: ст. 17 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государст­венной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. №31. Ст. 2990.

2 СЗ РФ. 1994. №25. Ст. 2718.

См.: Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федера­ции» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 144.

См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации"» // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472.

320 Раздел III. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава 11. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

гов. Помимо доплат за классные чины работники Государственной налоговой службы получают надбавку за выслугу лет (п. 4 Указа Президента РФ от 15 мая 1996 г.).

Индексация оплаты труда

Под индексацией следует понимать компенсацию в целях пред­отвращения обесценения денежных доходов (в том числе и заработ­ной платы), а также сбережений граждан, вызванного резким по­вышением потребительских цен на рынке товаров. Задача вводимой индексации — поддержать покупательскую способность заработ­ной платы и других денежных доходов1.

Индексация денежных доходов, в том числе и заработной пла­ты, производится тогда, когда индекс потребительских цен дости­гает и превышает так называемый порог индексации потребитель­ских цен. Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. порогом индекса­ции заработной платы и денежных сбережений граждан установил 6-процентный рост потребительских цен.

При этом важно подчеркнуть, что индексация заработной пла­ты производится во всех организациях, кроме тех предприятий, где цены на производимые товары и услуги устанавливаются ими самостоятельно.

Процедура индексации оплаты труда предусматривает следующие правила: первая часть доходов, равная полуторной величине мини­мальной месячной оплаты труда, индексируется на полный индекс потребительских цен (в соотношении один к одному); вторая часть дохода, равная также полуторной величине минимальной месячной оплаты труда,— на 50% индекса потребительских цен (в соотноше­нии один к половине). Доходы, превышающие трехкратную величи­ну минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежат.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в уста­новленном порядке применяются районные коэффициенты к оп­лате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей ин­дексации, определяется с учетом этих коэффициентов.

Как показал опыт применения индексации заработной платы и Закона РСФСР от 24 октября 1991 г., официальная процедура индексации не нашла широкого распространения ввиду ее гро­моздкости и малой эффективности. Практика пошла по другому пути — периодического пересмотра уровня минимальной оплаты труда в сторону его повышения и постепенного приближения к прожиточному минимуму, а также соответствующего повышения величины тарифной ставки 1-го разряда ETC. Далее следует иметь в виду, что предусмотренная индексация оплаты труда может про-

1 См • Российское трудовое право. Учебник для вузов / Под ред. А. Д Зайкина М.: Норма, 1997. С. 238.

водиться и практически нередко проводится на локальном уровне посредством колдоговорного регулирования. В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по вопросам механизма регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором (ч. 3 ст. 13 Закона).

Аналогичное положение применительно к содержанию*согла-шений сформулировано в ст. 21 Закона РФ «О коллективных до­говорах и соглашениях».

Представляется, что колдоговорный метод индексации оплаты труда оказался более конструктивным и эффективным, однако он не оправдывает себя в тех организациях, которые работают нерен­табельно, а также в бюджетных организациях. По-видимому, про­блему индексации оплаты труда следует решать, применяя центра­лизованное государственное регулирование, социально-партнерское регулирование (посредством соглашений — генеральных, отрасле­вых, региональных) и колдоговорное регулирование.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.006 с.)