Кодирование объектов железнодорожного транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодирование объектов железнодорожного транспорта



К кодируемым объектам железнодорожного транспорта относятся стан­ции, диспетчерские участки, отделения дороги, страны, грузы, грузоотправи­тели, грузополучатели, вагоны, контейнеры и т.д.

На сети железных дорог станции кодируются в системе единой сетевой раз­метки (ЕСР) цифровыми кодами, используемыми при оформлении перево­зочных документов в различных автоматизированных системах управления.


Для кодирования станций вся сеть железных дорог разбита на 99 районов. Сетевые районы сгруппированы так, что каждый из них расположен в преде­лах одной дороги. В каждый район входит крупная опорная станция (обычно сортировочная или большая участковая) и не более 99 станций, открытых для грузовых операций. Нумерация районов возрастает с запада на восток. Пер­вый район расположен на Кольском полуострове, в Карелии, с опорной станцией Петрозаводск, последний район 99-й - на острове Сахалин.

Шестизначный код станции составляется следующим образом: первые две цифры означают номер сетевого района, вторые две - номер станции внутри района, пятая с правой стороны несет информацию о том, открыта или закры­та она для выполнения грузовых операций. Если открыта, то пятый знак 0.

Шестой знак, дополнительный, считается защитным (кодовой защитой), позволяющим обнаружить ошибки при передаче информации. Много оши­бок выражается в искажении одной цифры, потере или приписке лишней цифры, перестановке цифр в коде и т.д. Защитный знак определяется мето­дом контрольных чисел.

Пример. Станция Мурманск Окт. ж. д. - 01840.

Под цифрами номера станции записываем весовой ряд - 1, 2, 3, 4, 5.

0 18 4 0

12 3 4 5

0 2 24 16 0

Складываем поразрядные произведения:

0 + 2 + 24+16 + 0=42.

Сумму поразрядных произведений 42 делим на установленный расчетный модуль к = 11. Остаток от деления и есть контрольный (кодовый) знак.

42:11=3(9).

Таким образом, помехозащитным кодом станции Мурманск будет 018409. Если же в остатке получается двузначное число, весовой ряд сдвигается влево на две позиции и будет читаться как 3, 4, 5, 6, 7.


03130.

Пример. Станция Тосно Окт. ж. д. 0 3 13 0 12 3 4 5

 

0 6 3    
0 + 6 + 3 + 12 + 0 = 21
21: 11 = НЮ).
Поэтому:  
0 3 1    
3 4 5    

0 12 5 18 0

0 + 12 + 5 + 18 + 0 = 35

35: 11=3(2).

Помехозащитный код станции Тосно — 031302.

Опорные станции районов сети кодируются по номерам районов (первые две цифры), а в последующих двух младших разрядах разметки - нули. Так,


станция Петрозаводск имеет код 0100, Выборг - 0200, Санкт-Петербург -0300, Южный Сахалинск - 9900,

В каждом сетевом районе имеются резервные номера для сохранения ста­бильности единой сетевой разметки.

Для пограничных и некоторых портовых станций кроме основного кода выделены дополнительные номера. Например, вагоны назначением станция Брест-Центральный имеют разметку 1300, а вагоны на ту же станцию, но с экспортным грузом в Германию - 1305, в Польшу- 1306.

Железные дороги имеют двузначный код (Октябрьская - 01, Московская -17, Сахалинская - 99).

Отделения дорог кодируются четырехзначными номерами. Первые две цифры идут от кода дороги, последующие две означают местный внутридо-рожный номер. На Октябрьской железной дороге Московское отделение имеет код 0101, Санкт-Петербург-Витебское - 0102, Мурманское - 0105 и т. д.

Страны СНГ и Балтии кодируются двухзначными номерами: Россия - 20, Белоруссия- 21. Украина- 22, Узбекистан - 29 и т.д.

Код поезда четырехзначный. Кроме того, грузовому поезду присваивается индекс, состоящий из десяти цифр. Первые четыре цифры - код станции формирования в соответствии с ЕСР, последующие две - порядковый номер состава со станции отправления, последние четыре - код станции назначе­ния. Порядковые номера по направлениям со станции формирования начи­наются с 01 и заканчиваются 99. После этого нумерация устанавливается опять с 01.

При отправлении со станции формирования поезда из порожних вагонов вместо цифрового кода станции назначения в натурном листе указывается четырехзначный код, характеризующий род подвижного состава: крытые 0020, платформы - 0040, полувагоны - 0060, цистерны - 0070, изотермиче­ские - 0080 и т. д. Если в составе поезда два рода порожних вагонов, то код будет комбинированным. Первым ставится код меньший. Например, в соста­ве крытые вагоны и платформы, код - 0024; платформы и полувагоны -0046; полувагоны и цистерны - 0067 и т. д.

В перспективе предполагается кодирование грузовых поездов пятизнач­ными номерами и отказ от их индексации.

Кодирование подвижного состава. В настоящее время на сети железных дорог действует нумерация вагонов, по которой можно установить род, ос-ность, объем кузова, наличие тормозной площадки. Код вагона восьмизнач­ный. Первая цифра означает род вагона: 2 - крытый, 4 - платформа, 6 - по­лувагон, 7 - цистерна, 8 - изотермический, 3 и 9 - прочие вагоны, 5 - ва­гон собственность других министерств, 0 - пассажирский, 1 - локомотив, путевая машина, кран и др. механизмы на железнодорожном ходу.

Вторая цифра для всех вагонов, кроме прочих, начинающихся с 3, означа­ет осность: цифры от 0 до 8 означают четырехосные, 9 - восьмиосные ваго­ны, у шестиосных - 6, у транспортеров - 9.


По отправлении поезда со станции оператор при дежурном по путям вво­дит в ЭВМ сообщение об отправлении поезда.

На каждый сформированный поезд станция составляет натурный лист формы ДУ-1, являющийся основным технологическим документом, исполь­зуемым для организации обработки вагонопотоков на станциях.

Натурный лист является первоисточником для:

■ учета наличия вагонов на станциях;

■ определения вагонооборота;

■ учета перехода поездов, вагонов и контейнеров с дороги на дорогу, с отде­
ления на отделение;

■ заполнения маршрута машиниста о массе состава и условной длине поезда;

■ передачи информации о подходе поездов и грузов;

■ розыска грузов.

Для обработки натурных листов на ЭВМ в форме ДУ-1 предусмотрены данные в виде цифрового или алфавитно-цифрового кода. Число знаков в каждой графе должно соответствовать заданному числу нулей.

На станциях формирования натурный лист составляется не менее, чем в трех экземплярах.

Первый экземпляр вкладывается в пакет с перевозочными документами, второй вручается машинисту, третий остается в делах станции и используется для учета работы и передачи информации.

Натурный лист, составленный на станции формирования (первый эк­земпляр), должен следовать с поездом до станции назначения или расформи­рования.

Натурный лист должен составляться четко, ясно, без исправлений, с за­полнением всех граф. Номера вагонов должны быть записаны в последова­тельности, совпадающей с фактическим расположением вагонов в поезде. Очень важным условием является правильность подсчета итоговых данных. Подписывает его ответственное лицо - дежурный по станции, дежурный по парку отправления или оператор СТЦ по обработке поездной информации. Подпись и фамилия должны быть разборчивыми и заверены штемпелем станции.

При составлении натурного листа с использованием вычислительной тех­ники следует руководствоваться действующей Инструкцией ЦЧУ/4895 [24], в которой детально изложены порядок заполнения сведений о грузовом поез­де, вагонах, итоговых данных и порядок заполнения натурного листа пасса­жирского поезда.

Номер поезда в натурном листе заполняется в соответствии с тем номе­ром, который указан в журнале движения поездов формы ДУ-3. Если в поез­де имеются вагоны со взрывчатыми веществами, то к номеру поезда добавля­ются буквы ВМ (2001ВМ), для тяжеловесных поездов - буква Т, длинно-со­ставных - Д, соединенных - СП и т.д.

В графе «Станция формирования» указывается название станции и пер­вые 4 знака кода станции по единой сетевой разметке.


Форма ДУ-1 Утверждена МПС в 1992 г.
КодпоОКУД I--------------------- 1

мпс
Натурный лист поезда №.

оооо 10355Ш ° 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. формирования 0000 № сост 00(0) Ст. назначения 0000 Код прик­рытия Индекс негабарит-нос ти Жив­ность Маршрут 0
     
Гол. 1 Хв. 2 0 Число 00 Месяц 00 Часы 00 мин Усл. длина 000 Масса брутто 0000(0)
                     
  № вагона   Масса груза в тоннах Ст назн вагона -сетевая разметка Наиме­нова­ние груза Полу­чатель Особые отметки   Контейнеры числ. - груж. знамен. - пор Тара вагона Приме­чание
пор !! код при­крытия к
с ■ж сред-не-тон-наж. круп но-тон-наж.
                      00/00 00/00    
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                                             

 

                      00/00 00/00    
                             
                             
                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осей - всего   Колич груж вагонов по дорогам назнач  
в т.ч. на ролик подш  
\. Род \. вагона Сое тояние\^ вагона ^^ 1. Платформы Полувагоны Цистерны Рефрюсе-раюрные Прочие Все­го
Все­го В т.ч. Все­го В т ч Все­го 4-осные 6/3 ос-ные
4-ос-ные 8-ос-ные би­тум ные 8-ос-ные Всего в т.ч. АРВ в т ч
цем. кон. зер. фит.
Рабочий гр.                                  
парк пор                                  
Нерабочий парк                                  
Итого                                    
Рабочий гр.                                  
парк пор                                  
Нерабочий парк                                  
Итого                                  
Кроме того физич. един. Пассажирских вагонов Недейств локом. мех и др. Пассаж1фских вагонов Недейств, локом. мех. и др.
Масса поезда в тоннах Тара Нетто Брутто Тара Нетто Брутто
                                                       

 

 

Условная длина поезла                      
  Всего Срелнетоннажные Крупнотоннажные Всего Среднетоннажные Крупнотоннажные
контейнеров груж порож. груж порож груж порож. груж порож груж. порож. груж. порож.
                       
ДСП Оператор
Станция составления натурного листа (Штемпель)
ДСП

Станция составления натурного листа (Штемпель)


Седьмая цифра несет информацию о наличии переходной площадки. Ес­ли седьмая цифра 9, то переходная площадка имеется, в остальных случаях она отсутствует.

Восьмая цифра представляет собой кодовую «защиту» или контрольный знак, защищающий номер вагона от искажений при передаче информации. Для нахождения контрольного знака используется способ расчета с модулем к = 10. Весовой ряд при этом имеет вид 2 12 1....

Пример.

7 4 3 5 4 6 8
2 12 12 12

4 14 4 6 5 8 6 16

Каждая нечетная цифра номера вагона умножается на 2, четная — на 1. Затем вы­полняется поразрядное сложение цифр: 1+4 + 4 + 6 + 5 + 8 + 6 + 1+6= 41. Полу­ченную сумму надо дополнить до целого десятка. Дополняющей цифрой будет 9, ко­торая и является контрольной цифрой. Значит, полный номер вагона будет 74354689.

8 системе нумерации пассажирских вагонов отличительными особеннос­
тями являются: первая цифра 0, вторая и третья цифры означают дорогу при­
писки, четвертая несет информацию: 0 - мягкий и мягко-жесткий, 1 - ку­
пейный, 2 - жесткий открытый, 3-е креслами для сидения, 4 - почтовый
и банковский, 7 - служебно-технический, 8 - специальный других минис­
терств, 9 - резерв.

Перевозимые грузы кодируются пятизначными, а грузоотправители и грузополучатели - четырехзначными номерами.

2.8.4. Подготовка документов на формируемый поезд. Натурный лист, его содержание и порядок заполнения

После окончания формирования состав выставляется в парк отправления с одновременным списыванием оператором ЭВМ на вытяжных путях. Пере­чень номеров вагонов передается в ИВЦ дороги и СТЦ станции.

Сообщение сопоставляется со сведениями о вагонах, содержащихся в «массиве» памяти ЭВМ. После согласования ИВЦ выдает маневровому дис­петчеру и дежурному по путям на выставленный состав натурный лист и справку для заполнения маршрута машиниста.

Дежурный по парку, убедившись в четкой печати натурного листа, ждет результатов технического и коммерческого осмотра.

Оператор ПТО, получив информацию о результатах осмотра, вводит ее в ИВЦ. Если это сообщение вносит изменение в состав сформированного по­езда, то из СТЦ выводится корректировочное сообщение.

После обработки этих сообщений ИВЦ выдает дежурному по парку но­вый натурный лист.

Дежурный по парку по пневмопочте получает из СТЦ перевозочные до­
кументы, объединяет их в пакет и вместе с натурным листом и справкой ма­
шиниста выдает их машинисту поездного локомотива с записью в книге
ДУ-40 под роспись.; алш-» < 4


В графе «№ состава» - порядковый номер сформированного состава (от 01 до 99). После 99 следующим составам присваиваются номера 01, 02 и т.д., а при обработке листа на ЭВМ номера составов обозначаются тремя знаками.

В графе «Станция назначения» указывается название станции и первые 4 знака кода по ЕСР.

При составлении натурного листа на порожние составы, следующие по регулировочному заданию, в графе «Станция назначения» проставляется 4-значный код, характеризующий род подвижного состава (см. п. 2.8.3).

В графе «Голова, хвост» отмечается код 1, если состав списан с головы, код 2 - если с хвоста.

Дата отправления поезда со станции формирования запишется как 09 11 22 45, т.е. 9 ноября в 22 ч 45 мин.

В графах «Условная длина» и «Масса брутто» проставляются данные из итогового раздела натурного листа.

В графе «Прикрытие» проставляется код в соответствии с Инструкцией. Например, вагон с людьми - 1, с проводником - 2, со взрывчатыми мате­риалами ВМ - 3 и т.д.

«Индекс негабаритности» отмечается пятизначным кодом в следующей строгой последовательности:

1-й знак - всегда буква «Н»;

2-й - степень нижней негабаритности;

3-й - степень боковой негабаритности;

4-й - степень верхней негабаритности;

5-й знак - вертикальная сверхнегабаритность.

Нижняя и боковая негабаритности имеют степени с 1 по 6-ю, верхняя - с 1-й по 3-ю. Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается кодом 8, отсут­ствие негабаритности - знаком 0.

Пример.

Н4000 - негабаритность нижняя 4-й степени; НОЗОО - негабаритность боковая 3-й степени; Н0020 - негабаритность верхняя 2-й степени и т.д.

В графе «Живность» при наличии в составе вагонов, занятых живностью, проставляется код 1, при отсутствии - 0.

В графе «Маршрут» из вагонного листа проставляется код, указывающий вид маршрута:

■ отправительский или ступенчатый прямой - 1;

■ отправительский или ступенчатый в распыление - 2;

■ отправительский или ступенчатый с переломом массы - 3;

■ кольцевой- 4.

В сведениях о вагонах порядковые номера вагонов отпечатаны типограф­ским способом. Если в составе число вагонов больше, чем число строк, ис­пользуется дополнительный бланк, нумерация в котором исправляется в со­ответствии с расположением вагонов в составе и указывается двумя знаками до 99, при числе вагонов более 99 - тремя знаками.


Если поезд следует с электронными перевозочными документами, по­рядковый номер вагона увеличивается на 500. Например: 01 — 501; 64—564; 57-557; и т. д.

В графе «№ вагона» указываются номера вагонов в соответствии с вось­мизначной системой нумерации, утвержденной МПС России.

«Отметку о роликовых подшипниках» заполняют при наличии тележек с роликовыми подшипниками — 1, а с подшипниками скольжения — 0.

«Масса груза» — тремя знаками указывается масса груза, погруженного в вагон. Например: 042; 060; 125 и т. д. Для маршрутов, следующих до станции назначения по одной дорожной ведомости, масса груза всего маршрута указы­вается напротив первого вагона маршрута, для остальных вагонов — верти­кальный прочерк волнистой линией. Если общая масса превышает 999 т, то превышение записывается в последующих строках данной графы. Порожние вагоны обозначаются кодом 000. При следовании кольцевого маршрута в по­рожнем направлении код 000 проставляется напротив первого и последнего вагонов, а для остальных прочеркивается волнистой вертикальной линией.

В «Станции назначения» приводится сетевая разметка, код станции. ( В графе «Наименование груза» для каждого груженого вагона простав­ляется пятизначный код без указания последней цифры (контрольного чис­ла) в соответствии с единой тарифной статистической номенклатурой грузов (ЕТСНГ), в графе «Получатель» — четырехзначные коды грузополучателей.

«Тара вагона» — трехзначный код проставляется в целых числах массы тары, взятых из таблицы расчетной массы и условной длины подвижного состава.

В итоговых данных приводятся сведения о составе поезда.

2.9. Взаимодействие в работе элементов станции между собой и с прилегающими участками

Технологические процессы работы парков станции, горок, вытяжек раз­рабатываются с учетом взаимодействия между собой и с графиком движения поездов на прилегающих участках. Впервые положения о взаимодействии в работе элементов станции были разработаны в пятидесятые годы профессо­рами И.Г. Тихомировым и А.И. Платоновым. Требования к пропускной и пе­рерабатывающей способности всех взаимодействующих элементов ученые назвали «условиями взаимодействия». В последующие годы взаимодействую­щие станционные процессы стали изучаться современными математически­ми методами с использованием алгоритмов и программ моделирования про­цессов на ЭВМ.

Взаимная увязка в работе элементов станции исключает межопераци­онные простои, вызывающие задержку при движении вагонопотоков по ней.

Условия взаимодействия выражаются через два понятия: темп и техноло­гический интервал.


Темпом называется число операций, выполняемых в единицу времени Т (в 1 ч).

Технологический интервал — время, затрачиваемое на выполнение опера­ции, или интервал /между двумя однородными операциями.

Пример. С прилегающих участков в парк прибытия поступают 48 поездов за сут­ки. Определить средние темп и технологический интервал.

Решение.

дг 48 < -. *мчт;. Зл-..

Гср = 24 = 24 = 2 ПОеЗДа В ЧаС-


Но средним темпом и средним интервалом пользоваться в расчетах нельзя, так как в отдельные периоды суток наблюдается сгущенный подвод поездов к станции и из-за ограниченности числа путей в парке могут возникнуть задерж­ки поездов по неприему. Поэтому надо пользоваться не средними значения-

расч'

ми, а расчетными (Гоасч, /расч), которые определяются следующим образом:


Т =

расч где Г - максимальное число операций в единицу времени;


МкШ'


(2.34)


 


Тер т _ •'пр

расч


■'пр


(2.35)


 


Л


- минимальный интервал между однородными операциями.


Условия взаимодействия по интервалу формулируются так:

расчетный интервал /^? прибытия поездов на станцию должен быть не меньше расчетного интервала /оп обработки поездов по прибытии в парке;

расчетный интервал /оп обработки поездов в парке должен быть не меньше расчетного интервала /р расформирования (или горочного интервала);

расчетный интервал /р расформирования (горочный интервал) должен быть не меньше расчетного интервала накопления в парке С и т.д.

Условия взаимодействия по темпу:

темп Г^4 отправления поездов на участок должен быть не меньше темпа Тоо обработки поездов по отправлению в парке отправления.

темп Тоо обработки поездов в парке отправления должен быть не меньше темпа Гоф окончательного формирования поездов на вытяжках и т.д.

Условия взаимодействия можно проследить на схеме одной из систем сортировочной станции.


Несоблюдение указанных условий приведет к сбою в работе станции. Так, если в парке прибытия на обработку состава затрачивается 20 мин, а с прилегающего участка поезда поступают через 15 мин, то через опреде­ленное время парк прибытия с работой не справится, потому что прибываю­щие составы будут простаивать в ожидании обработки. После занятия всех путей в парке последствия несогласованности окажутся еще более серьезны­ми - поезда остановятся по неприему на подходах к станции.

Для обеспечения бесперебойного приема поездов надо ускорить обработ­ку поездов в парке приема. Известно, что лимитирующей операцией в обра­ботке поездов по прибытии является техническое обслуживание бригадой ПТО. Значит, технологический интервал обработки составов по прибытии необходимо сократить, выполняя ряд мероприятий при более рациональных маршрутах следования бригад, внедряя совершенные средства связи с СТЦ, дежурным по парку, оператором ПТО, укрупняя бригады. Так, на практике двухгруппная бригада затрачивает на техническое обслуживание состава из 60 вагонов в среднем 25 мин, а бригада из 4 групп - 15 мин.

Если имеет место несогласованнность между работой горки и парком прибытия, то следует оценить возможность сокращения горочного интерва­ла, зависящего от числа работающих горочных локомотивов; организации осаживания в подгорочном парке; распределения работы между горкой и вы­тяжками формирования и т.д.

Рассмотренные условия взаимодействия расчетные, усредненные, так как неравномерность в течение суток учитывается здесь ориентировочно.

Более точные закономерности в совершенствовании технологических процессов работы станции, возможные экономически обоснованные вариан­ты согласования определяются с применением электронно-вычислительной техники. Реально в каждые отдельные сутки возникающие осложнения должны сглаживаться оперативными мерами, ыи' *■.<

2.10. Организация местной работы на грузовых и технических станциях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 3059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.41 (0.091 с.)