Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беспомощность управления, основанного на фикхе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нами было указано, что религиозное народовластие, являющееся предметом нашего обсуждения, основано на фикхе. Некоторые критики этой трактовки религиозного народовластия направили острие своих нападок на фикх и шариат, считая их непригодными для осуществления масштабного управления современными обществами. Данная группа критиков сосредоточили свое внимание на то, что современные сложные общества со своей многослойной и расширяющейся сетью социальных связей, нуждаются в обновлении своих специфических методов управления, основанных на рационализме, а также на современные практические знания и гуманитарные науки. Посредством научно обоснованного и рационального управления можно успешно урегулировать современные социальные отношения и разрешить присущие современным обществам проблемы. Тогда когда при помощи фикха и шариата можно решить лишь вопросы, относящиеся к жизни традиционных обществ с несложными структурами, то есть таких обществ, социальная форма которых близка к социальной форме эпохи раннего ислама. Учение шариата, вполне соответствующее решению проблем подобных обществ, при урегулировании вопросов современных сложных обществ окажется недостаточным и беспомощным. Поэтому всякое религиозное правление, и даже в форме религиозного народовластия, питающееся найти в фикхе средства решения проблем современного общества, обречено быть неэффективным и непригодным. Так как фикх, в основном, является научной дисциплиной для изложения вердиктов, а не средством планирования и управления. Фикх способен решить только правовые проблемы, но многие проблемы современного общества являются далеко не правовыми.[643] Кажется, что основная проблема этого критического подхода заключается в необоснованном противопоставлении научного, рационального управления с управлением, основанном на фикхе, которые, якобы, между собой абсолютно не сочетаемы. Источником подобного отрицательного комментирования является непонимание роли и функции фикха в системе религиозного народовластия. Упоминание о важности роли фикха и шариата, необходимости контроля и опеки масштабных дел в обществе со стороны справедливого факиха, отвечающего всем специально установленным требованиям, а также использовании принципов и законов шариата при урегулировании общественных отношений вовсе не означает, что фикх выступает единственным достоверным источником планирования, определения политики и осуществления управления; а такие источники, как человеческие познания и рациональность никакой роли не играют. Конечно, автор этих строк не отрицает, что в словах сторонников некоторых течений консерватизма и фундаментализма иногда встречаются выражения, говорящие о том, что дух шариата способствует решению проблем современного человечества; как будто в современных обществах существует лишь одна проблема, и та имеет правовой характер. Речь идет о системе религиозного народовластия, которая настаивает на том, что рационализм и научные способы не должны осуществляться без учета точки зрения шариата и религии. Основанное на народовластие религиозное правление также воспользуется практическими знаниями и рациональными методами управления, но, вместе с тем, в максимально возможной степени опирается на рациональные меры и управление, которые основаны на шариате. Управление и рациональные меры в конкретно взятом исламском обществе должны быть организованы на основе религиозного учения и устремлены на налаживание жизни общества в рамках исламского фикха. Другим моментом является то, что актуальность обращения к религии при религиозном народовластии и необходимость соблюдения требований исламского фикха не означает, что все способы государственной деятельности, включая законодательства, принятия решений и планирования, напрямую исходят из фикха и его основ. Данная политическая теория далека от утверждения того, что все малые и крупные вопросы, масштабные экономические и политические планирования, пути решения проблем современного сложного общества напрямую и без использования разума и науки можно решать, опираясь только на фикхе. Это неосуществимая затея, которая не одобряется и со стороны религии. Фикх, как в прошлом, так и в настоящее время никогда не выступал в роли фактора, разрешающего все вопросы жизни общества. Фактически в прошлом (когда, по утверждениям вышеупомянутых критиков, все проблемы разрешались мощными руками фикха) разум и рассудительность человека также были нужными факторами. Досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), ‘Али (мир ему!) и другие халифы на заре ислама при управлении исламским обществом, вместе с использованием фикха, воспользовались также рациональными мерами, советами других лиц и традиционными способами. Никогда не было такого положения, чтобы фикх выступал вкачестве единственного источника решения общественных проблем, полностью заменяя собой разум и рациональные меры. В действительности, фикх в области общественной жизни имеет две функции: Первая функция фикха состоит в том, что он в различных областях регулирует правовые отношения и определяет правовые пределы. Вторая функция связана с тем, что фикх в области культуры, экономики, внутренней и внешней политики затрагивает общие и универсальные ценности. Опора религиозного народовластия на управление согласно фикху означает, что данная система правления при распоряжениях и запретах, при оказании различных услуг, утверждении законов, планировании своих действий и решении общественных проблем, соблюдая правовые установки фикха, одновременно стремится к осуществлению соответствующих принципов, ценностей и программных целей. Основанное на фикхе управление не означает, что фикх сам по себе может решать проблемы, связанные с инфляцией, безработице или с пробками на автострадах. Оно означает, что руководители и правители исламского общества при решении трудностей и планировании своей деятельности в различных областях должны обратить внимание на осуществление таких решений, которые в максимальной степени соответствуют нормам фикха и исламским ценностям. Поэтому приведенное в тексте упомянутого критического высказывания утверждение о том, что фикх пользуется только правовым положением и не все проблемы в обществе относятся к правовой категории, выдвинуто без учета двух вышеназванных общественных функций фикха. При этом упущено то истинное положение, что всегда для решения любых общественных проблем существуют различные варианты действий. А при религиозном народовластии присутствует необходимость того, что при уважительном отношении к квалифицированному подходу на основе рационализма, науки и практики, среди существующих вариантов действий следует выбрать тот, который в большей степени соответствует исламским правовым нормам и в лучшей форме вписывается в интерьер исламских основ и ценностей.
Послесловие Нами вкратце были рассмотрены важнейшие теоретические вопросы, связанные с религиозным народовластием. Но это вовсе не означает, что данная новая политическая теория сталкивается только с перечисленными нами сложностями. Естественно, данная политическая практика, также как и все другие новые опыты, сталкивается лицом к лицу со многими недостатками и практическими проблемами. Под практическими проблемами понимаются состояния вакуума, повреждения и преграды, которые подвергают опасностью цели и идеалы, объясняющие философию существования и желательности этой политической теории. Эти практические проблемы могут иметь различные основы и источники. Например, в этом плане можно указать на внутренние связи между различными компонентами политической структуры и институтов власти. Весьма важно, чтобы в Конституции системы религиозного народовластия институты политической власти и их внутренние связи, область их полномочий и обязанностей были сконструированы таким образом, чтобы одновременно с уважительным отношением к религии, к ее принципам и ценностям, осуществилось и совершенствовалось народное правление, соблюдались гражданские права индивидов и укрепились основы религиозного народовластия; и чтобы наилучшим образом были учтены предусмотренные исламом человеческие достоинства, роль верующих в социальной жизни и права людей в обществе. Другого источника практических проблем следует искать в политической культуре общества. Так же как либерально демократическая система, которая пользуется большей степенью эффективности в обществе с либеральной общей и политической культурой, система религиозного народовластия добьется практических успехов лишь тогда, когда ее идейным и духовным защитникам удается превратить ее основы, принципы и фундаментальные ценности в опору политической культуры соответствующего общества. В случае отсутствия по разным понятным и непонятным причинам разумного и полного соответствия политической культуры определенного общества с его политической структурой, в этом обществе постоянно будет существовать благоприятная почва для отсутствия практических успехов действующей системы. В любом случае, вопрос о практических проблемах системы религиозного народовластия и преобладающих в этой системе подходов является весьма важным и интересным вопросом, рассмотрение которого нуждается в отдельном исследовании.
Литература 1 -Пайдар, Хамид. Парадокс ислама и демократии (Парадоксе ислам ва демокраси); Соруш, ‘Абд ал-Карим. Сдержанность и управление (Модара ва модерийат), Тегеран, «Сират», 1376 х.с. 2 –Dahl, Robrt (1989). Democracy and its critics. Yale university press. 3 –Jahanbakhsh, Forough (2001). Islam democracy and religions modernism in Iran. Brill. 4 –Galston, William (1991). Liberal Purposes. Cambridge university press. 5 –Mawdudi, Abual-A’la. Political theory of Islam. Karachi, Maktab-e-Islam. 6 –Qutb, Sayyid (1983). Ideologue of Islamic Revival, Published in “Voices of Resurgent Islam” edited by John Esposito, Oxford University Press, 1983. 7 –Zalloom, Abdul Qudeem, Democracy is a system of Kufr, Al-Khilafat Publication. London.
[1] Эпитет двенадцатого имама шиитов-имамитов, пришествие которого ожидается. [2] Хантингтон С. Третья волна (перевод на фарси), Тегеран 1382 с.х. (солнечный хиджри), с. 8. [3] Там же, с. 8. [4] Там же, с. 8. [5] Член ученого совета Ширазского университета. [6] Ахаван Каземи, Бахрам. Девизы правления в «Нахдж ул-балага», сс. 129-148. [7] Иджтихад (от араб. иджтихада – выносить самостоятельнее решение) – способность и право компетентного правоведа – факиха самостоятельно интерпретировать мусульманские законы, решать спорные религиозные вопросы, а иногда и политические вопросы на основе Корана и сунны и руководствуясь методами фикха. [8] Ахаван Каземи, Бахрам. Девизы правления в «Нахдж ул-балага», сс. 129-148. [9] Баширийа, Х. Либерал-демократические мысли, ж. «Итала’ате сийаси», №№ 101, 102. [10] Для примера, см: Инайат, Х. Основа западной политической философии, с. 24; Хелд, Д. Модели демократии, с. 17. [11] Для более подробной информации см: Дюбино А. Цикли статьей относительно демократии». Ж. «Иттила'ате сийаси ва иктисади», сс. №№ 69 – 78. [12] Баширийа, Х. Либерал-демократические мысли, ж. «Итала’ате сийаси», №№ 101, 102. [13] Там же, № 101, с. 42. 3 [14] Винсент, А. Теории государства, с. 171. [15] Хелд. Д. Модели демократии, с. 14. [16] См: Арбластер, А. Демократия, с. 14. [17] Винсент, А. Теории государства, с. 270. [18] Ганинежад, М. Возникновение свободомыслия и его связь с политической экономией. Ж. «Иттила'ате сийаси-иктисади», №№ 89-90 (фувраль-март 2005 г.) [19] Дюбино, А. Демократия власть народа и плюрализм. ж. «Итила'ати сийаси-иктисади», №№ 73-74 май-июнь 2004 г., с. 27. [20] Баширийа, Х. Обществоведение, с. 14. [21] Для более подробных сведения см: Баширийа, Х. Либерал-демократические идеи, либерализм Карла Поппера, сс. 29-32. [22] Там же, с. 76. [23] Пиран, П. Взгляд на изменения конца 20 века, с. 7. [24] Накибзаде, А. Политическая реакция и признаки упадка демократии в Италии, ж. «Иттила'ате сийаси иктисади», №№ 81-82 1994 г., с. 35. [25] Для более подробно информации см: Амири, М. Конец истории и кризис доверия, осознание идей Фукуямы, с. 13. [26] В качестве недостатков демократии названы следующие ее свойства: правление невежества, стремления к богатству, конформизм, отсутствие всеобщего движения, сомнительность принципа представительства, злоупотребление принципом равенства, неправильное обучение граждан основам демократии; препятствие на пути научного, культурного и литературного развития людей; сомнительность моральных ценностей демократии; наличие сопротивления против индивидуальности и свободы; приоритет местных интересов над национальными; большие расходы на содержание государственного аппарата; правление некомпетентных лиц; неустойчивость властных структур; пропаганда классовой борьбы; предосудительная политика демократических партий; сложность и запутанность процесса принятия решений. См: 'Алем, А. Основы политологии, сс. 304 – 311. [27] Дюбенуа, А. Сборник статьей относительно демократии., с. 30. [28] Кохен, К. Демократия, с. 14. [29] Там же, 417. [30] Для примера см: Махдави Кани, М. Религиозное народовластие или народная религиозная власть?, сс. 2-6. [31] Для примера см: Рашшад, А. Священная демократия, с. 46. [32] Имам 'Али, Путь красноречия, письмо 53, пункт 13. [33] Там же, пункт 11. [34] 'Амар ибн Басир – один из видающихся сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) [35] Канз ул-'амал, т. 12, хадис 1212. [36] Член Ученного совета университета им Рази города Керманщаха [37] Вилайате факих (правление факиха) – система правления, основанная на верховную власть компетентного и праведного богослова – факиха. [38] Конституция Франции, статья 66: «Президент избирается сроком на 7 лет, путем прямого и всеобщего голосования»; статья 7: «Президент избирается большинством голосов избирателей» Конституция Соединенных Штатов Америки: статья 2, пункт1: Ни одно лицо, кроме гражданина по рождению или гражданина Соединённых Штатов на момент принятия настоящей Конституции, не подлежит избранию на должность Президента; равно как не подлежит избранию на эту должность какое-либо лицо, не достигшее возраста 35 лет и не проживавшее в течение четырнадцати лет в Соединённых Штатах».
Перед вступлением в должность президент приносит следующую присягу или даёт следующее торжественное обещание: "Я торжественно клянусь (или обещаю), что буду добросовестно исполнять должность Президента Соединённых Штатов и в полную меру сил своих буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединённых Штатов". Конституция Японии, раздел 1, статья 1: «Император – олицетворение государственности и народного единства. Его положение основано на волю народа, который является носителем государственной власти». Раздел 1, статья 2: «Императорская корона и трон принадлежат династии, и преемник императора согласно закону об императорском доме утверждается парламентом». Раздел 5, стать 65: «Исполнительная власть является прерогативой кабинета министров». Раздел 5, статья 66: «Кабинет министров состоит из Премьер-министра, который является его руководителем и из министров, определенных законом. Премьер-министр и министры должны быть невоенными лицами; в исполнении своих обязанностей, относящихся к исполнительской власти, кабинет министров несет коллективную ответственность перед парламентом». Раздел 5, статья 67: «Премьер-министр будет назначен парламентом и из числа депутатов парламента» Конституция Германии: «Федеральный канцлер избирается сроком на 5 лет из числа немцев, имеющих право голоса и возраст у которых не менее 40 лет». (Со ссылкой на: Накибзаде, А. Политика и власть в Европе, с. 181). Конституция Италии: «Президент избирается ассамблеей, состоящей из представителей двух палат парламента и по три представителя из каждого региона, тайным голосованием и сроком на 7 лет. Любой итальянский мужчина старше 50 лет может быть кандидатом в президенты страны». (Со ссылкой на того же источника, с. 216). Конституция Российской Федерации, глава 4, статья 80: «Президент Российской Федерации является главой государства» Глава 4, статья 81: «. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».
[39] Имам Махди – 12 имам мусульман шиитов, пришествие которого после его великого Сокрытия ожидается. [40] Подобное сакральное качество признается за 14 непорочными, то есть за Пророком, его дочери Фатиме и за 12 имамами. [41] Коран, 39:9. [42] Ал-махасин, т. 1, с. 93. [43] Имам 'Али. Нахдж ул-балага (Путь красноречия), хутба (проповедь) 173. [44] Иджтихад - усердие и старание для извлечения практических указаний религии из достоверных источников, важнейшими из которых являются Священный Коран и хадисы. Человек может извлечь религиозные предписания из источников, после изучения особых наук. Того, кто имеет такие научные силы, называют «муджтахидом», то есть религиозным законоведом, достигшим высшей ступени в толковании религиозных наук [45] Талут – Саул, первый царь израильтян (1095-1055 до н. э.), сын богатого Киса, колена Вениаминова, красивый молодой человек, на голову выше своего народа. Он выступил ревностным последователем божьих установок и изгнал из Израиля всех волшебников и гадателей. После его неудачного сражения с амаликитянами на царство был помазан Дауд (библейский Давид). [46] Коран, 2:247. [47] Бихар ал-анвар, т. 25, хадис 165. [48] Коран, 49:13. [49] Коран, 26:124. [50] Имам 'Али. Нахдж ул-балага, хутба 163. [51] Имам Хомейни. Тахрир ул-васила, Т. 1, с. 10. [52] 'Али (мир ему!), обращаясь к своему представителю в Азербайджане, сказал: «Вверенный тебе пост не должен быть объектом злоупотребления, у тебя великая ответственность за его правильное применение». [53] Гурар ал-хикам (Избранные мудрости), мудрость 3931. [54] Там же, мудрость 5571. [55] Мадани, Сейед Джала ад-дин. Сравнительно основное право, с. 103. [56] Там же, с. 220. [57] В системе религиозного народовластия имеет место реальная убежденность в решающей роли народа по отношению к власти. На этой основе абсолютная власть над миром и людьми принадлежит Богу, который дал человеку власть над своей общественной жизнью (Статья 56 Конституции Исламской Республики Иран). Таким образом, взгляд на роли народа и его участия в политической и государственной жизни не может быть поверхностным и формальным. Участие народа в управлении государственными делами в системе религиозного народовластия не является формальным, оно имеет глубокое и решающее влияние на всех тенденциях и процессах политической системы. [58] Некоторые сведущие лица убеждены, что согласно исламским нормам выборы в других органах государственной власти также должны состояться в подобном порядке, то есть в двух или нескольких этапах; и соответственно каждый должен голосовать с осознанием того, за что, за кого и ради чего голосует. Поэтому народ должен добровольно уступить право выбора лидера избранным им же выборщикам. В таком случае интересы общества будут соблюдены более надежно, рационально и всесторонне, что соответствует и нормам шариата. Но осуществление подобных мер требует создания широких условий и возможностей, а общество пока к этому не готово. (См: Мисбах Йезди, Позиция Совета экспертов в правовом отношении и согласно фикху, с. 52) [59] Джавад Амели, 'Абдаллах. Положение Совета экспертов согласно фикху, с. 1. 312 [60] 'Амид Занджани, ‘Аббас’али. Политический фикх, т. 1 с. 443. [61] Хашеми, Сейед Мухаммад. Основное право ИРИ, т. 2, сс. 58-59.
[62] Джавад Амели, 'Абдаллах. Положение Совета экспертов согласно фикху, с. 14 [63]Господин доктор Сейед Мухаммад Хашими во второй главе своей книги «Основное право в Исламской Республике Иран» (с. 57) называет компетенцию кандидатов в члены Совета экспертов, утверждаемых факихами из Совета по охране Конституции (которые в свою очередь сами назначаются со стороны лидера), «порочным кругом», и во второй сноске той же страницы характеризует данное положение как «остановка вещи в себе». Он считает, что данный порочный круг включает в себе примечание 2 ко второй статье Закона о выборах экспертов, на основе которого лица, компетентность в области иджтихада у которых непосредственно или косвенно утверждена самим лидером страны, с научной точки зрения в утверждении со стороны факихов из Совета по охране Конституции не нуждаются. [64]Следует отметить, что согласно статьи 107 Конституции ИРИ данный способ был применим только относительно лидерства Имама Хомейни, а после него назначение всех последующих лидеров страны будет возложено на Совет экспертов. [65] Как было отмечено в предыдущих страницах, согласно статье 17 внутреннего устава Совета экспертов, данный Совет обязан путем создания специальной комиссии осуществлять необходимое изучение всех лиц, соответствующих уровню поста лидера страны и всегда быть готовым к смещению лидера. [66]См: Конституция Франции, 1997 г. [67]Мадани, Сейед Джала ад-дин. Основное сравнительное право, с. 98. [68] Там же, сс. 220-223. [69]Под «благими делами» («омуре хисбийе») понимаются действия, которые являются важными и должны выполняются оперативно и за которыми никто в исламском обществе персональной ответственности не несет. К этим действиям, например, относятся опека сирот и душевно больных, охрана вукуфного имущества, обеспечение сохранности имущества отсутствующих лиц и тому подобное. [70]«Вы не опасайтесь правления факиха; факих не желает притеснять людей. Если какой-либо факих желает прибегнуть к притеснениям, то он лишается власти». (См: Имам Хомейни. Страница света, т. 10, с. 170.). [71] Имам Хомейни. Правление факиха, СС. 45-46. [72] Там же, с. 47. [73]Как было отмечено в предыдущей части данной статьи, согласно статье 109 Конституции России, президент страны имеет полномочие распустить Государственную Думу. [74]Здесь следует повторно отметить, что в системе религиозного народовластия, в первую очередь, принимаются все меры, для того чтобы внимательно и с использованием надежных механизмов, и с использование возможностей Совета экспертов выдвигать на пост лидера кандидатуру достойного лица. Данное лицо должно быть наделено такими качествами как праведность, справедливость, другими нравственными достоинствами и, действительно, должно обладать мощными «внутренними» рычагами и высшими духовными навыками, чтобы тем самим свести до минимума вероятность допущения с его стороны промахов, отклонений и фактов карьеризма. А затем во второй стадии предусматриваются механизмы «внешнего» контроля над лидером. При этом следует отметить, что нигде в мире подобной скрупулезности, внимания и подобные механизмы контроля над моральными качествами, нравственными особенностями и внутренними контролирующими возможностями лидера не проявляется. [75]Такие как назначение лидера со стороны народа путем непрямого голосования с использованием группы экспертов и сведущих лиц в рамках Совета экспертов, выборы президента народом прямым голосованием; выборы депутатов Исламского совета (парламента страны), членов Совета экспертов, депутатов советов различного уровня прямым голосованием и назначение градоначальников путем непрямого голосования, то есть посредством депутатов городских советов. [76]См: Джавад Амели, ‘Абдаллах. Положение Совета экспертов на основе фикха, сс. 16-17. [77] Там же, с. 17. [78]Там же, сс. 17-18. [79] Пункт 10 Постановления первого заседания Совета экспертов от 1983 года. [80] Пункт 3 того же документа. [81] Пункт 19 того же документа. [82] Конечно, согласно 10 пункту упомянутого Постановления, лидер имеет право свои мнения относительно статье 111 изложить на заседании Совета экспертов в любой приемлемой ему форме. [83]Как уже было отмечено, статьи 107 и 142 Конституции направлены на личностные аспекты лидера страны. Эти аспекты, особенно, четко отмечены в статье 45 Основного Закона, где говорится о не6обходимости признания различия между двумя аспектами личности лидера, то есть между физическим и юридическим сторонами его личности. [84]Битва Джамал состоялась в месяце джамади ал-ахир 36 года лунный хиджри (декабре 656 года) в окрестностях Мекки между сторонниками халифа ‘Али и оппозиционными ему силами во главе с супругой Пророка ‘Аишы. В числе сторонников ‘Аиши были такие знаменитые сподвижники пророка как Талха и Зубейр, которые в начале вступления ‘Али на пост халифа поклялись ему на верность. При этой битве ‘Аиша восседала на верблюде. Отсюда и название битвы – Джамал, что в переводе с арабского означает «верблюд». Битва была очень кровопролитной и завершилась победой сторонников ‘Али. [85] Со ссылкой на: ‘Алихани, ‘Алиакбар. Основы участия народа в управлении обществом согласно жизнеописаниям ‘Али, с. 156. [86] ‘Амид Занджани, ‘Абас ‘Али. Политический фикх, с. 258. [87]Член ученого Совета Университета им. Имама Садека. [88] - Black’s Law dictionary, west publishing co. 6th Ed. 1992, p. 1392. [89] Кази, Абуль Фазл. Основное право и политические институты, с. 178. Еще см: Катузиан, Насер. Основы общего права, сс. 186-203. [90]Там же, с. 203. [91] Ашури, Дариуш. Политическая энциклопедия, с. 129. [92] Кази, Абуль Фазл. Публичное право и политические институты, сс. 194-197. [93] Бледсу, Роберт. Словарь по международному праву, с 82. Кроме того см: Chandra, Prakash. International Law, pp. 1391-1392/ [94] Ашури, Дариуш. Политическая энциклопедия, с. 229. [95] «Этим анализом выясняется, что деятельность церкви во многом способствовала формированию новой политической философии и вытеснению религии из арены общественной практики. Конечно, как было отмечено, в этом процессе нельзя отрицать влияние роли халифов и мусульманских правителей, действия которых стало причиной отделения религии от политики (секуляризм) в исламских обществах. Как нам известно, с самого начала возникновения этого процесса мусульмане, особенно верующая интеллигенция, также были ярыми сторонниками секуляризма. Почему? Фактически эти мусульмане страдали от другого течения, основанного на том, что в суннитском мире власть халифов и султанов считали от Бога, а подчинением им религиозной обязанностью. Связь религии и политики стремительно прогрессировала в сторону подчинения религии политике. Те, которые ратовали за отделение религии от политики, фактически стремились к тому, чтобы османский халиф или египетский правитель считались светскими властителями, а не религиозными предводителями. И религиозная и национальная совесть народа была волна в их критике, что является весьма правильным замечанием… Часть арабских мусульман, из числа сторонников отделения религии от политики не желали отрицать положение о том, что вмешательство народа в вопросах политики, является его религиозной обязанностью. Тем самим они стремились отрицать религиозный авторитет политических органов. Зависимость религии от политики в смысле признания святости статуса правителя присуща суннитскому исламу. В шиизме подобного понятия никогда не существовало». (Мотаххари, Моратаза. Исламские движения за последние два столетия, сс. 27-29.) [96] Ашури, Дариуш. Политическая энциклопедия, с. 330. [97]Там же, с. 19. [98] См: Шахша, Ахмад. Третья вольна демократии в конце двадцатого столетия, с. 10-14; ‘Алам, ‘Абд ар-рахман. Основы политологии, сс. 296-311; Мисбах Йезди, Мохаммад Таки. Политическая теория ислама, т. 2, сс. 198-200. [99] Кази, Абуль Фазл. Публичное право и политические институты, сс. 758- 771. [100] Directive Democracy – «прямая демократия». Данная форма правления возникла в 5 веке до нашей эры в Афинах. При этом правлении в принятии законодательных и иных решений путем прямого голосования принимал участие весь народ (кроме женщин и рабов). Римляне также были знакомы с некоторыми аспектами демократии, и метод представительской власти впервые был применен именно ими. Но с возникновением Римской империи все демократические аспекты канули в лету. В современном мире в пределах «государства-нации» популярна представительская или непрямая демократия. [101] Статья 25: Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность: a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
[102] Подобный вывод из данного пункта не может быть полным и безупречным. Во всяком случае, для продолжения дискуссии с теми, кто считает «источник власти» «источником легитимности», а также для конкретности наших рассуждений мы предпочли избегать споры вокруг данного вопроса. Власть правительства, как известно, отличается от легитимности этого правительства, хотя сама власть воплощается согласно «воле народа». Конечно, необходимо ответить, что в оригинале текста при этом использовано слово «Authority», что в политических словарях применяется в смысле «могущества», а не «власти» (power). Об отличиях со словом «власть» можно рассуждать долго и в данном случае более целесообразно использовать выражение «легитимная власть», хотя перевод буде выглядеть не точным. Во всяком случае, пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека выглядит таким образом: «The will of shall be the basis the authority of government». [103]Всеобщая декларация прав человека, статья 21, пункт 3. [104] Пункт 1 той же статьи. [105]Имам Хомейни. Страница света, т. 2, с. 36. [106] Там же, т. 2, с. 351. [107] Там же, т. 5, с. 168. [108] Там же, т. 5, с. 122. [109] Там же, т. 4, с. 213. [110] Там же, т. 2, с. 351. [111] Там же, т. 4, с. 157. [112] Мотаххари, Мортаза. Об Исламской революции, сс. 79-83. [113]Катузиан, Насер. Основы публичного права, сс. 116-119. [114] Протоколы дискуссий по окончательному рассмотрению текста Конституции ИРИ, т. 1, с. 7. [115] Там же с. 510. [116]Там же, т. 1, с 536. [117] Коран, 12: 67. [118] Протоколы дискуссий по окончательному рассмотрению текста Конституции, т. 1, с. 544. [119] Там же, с. 518-519. [120] Там же, с. 517. [121] Там же, с. 513. [122] Там же, с. 512. [123] Там же, с. 517. [124] Там же, с. 517. [125] Там же, с. 518. [126] Там же сс. 512, 523. [127] Статья 107 Конституции в 1989 году была пересмотрена. [128] Протоколы дискуссий по окончательному рассмотрению текста Конституции ИРИ, т. 1, с. 522. [129] Там же, с.535 [130] Там же, с. 530. [131] К сожалению, такие ложные выводы встречаются не только в политической атмосфере страны. Подобных выводов можно встретить даже в интеллигентных кругах. Например, Айатоллах Месбах Йезди отмечает, что «Основа западной демократии в области законодательства состоит из утверждения того, что вне желаний народа никакой реальности не существует, чтобы на ее основе можно было отличить нужное от ненужного». Затем он приходит к такому выводу, что «признание ислама в качестве совокупности приоритетных в обществе правил и законов ни в коем случае никогда не соответствует признанию демократии в области законодателства. Но ходжжат ул-ислам Мохаммад Моджтахид Шабистари, который придерживается противоположной точки зрения и называет демократию только «формой и способом правления», критикует его как одного из «религиозных противников демократии». При этом Айатоллах Месбах Йезди уточняет, что «если демократия в области законодательства означает признание подлинности волеизъявления людей, и даже если эти законы не противоречат божественным установкам, то все равно, подобная демократии с позиции ислама и мусульман неприемлема. Но бывает демократия с иным значением, когда люди, стремясь к защите основ, принципов и ценностей ислама, могут через посредства своих представителей вмешиваться в законодательную и социальных жизнь своего общества. Они могут путем назначения своих представителей принять особые законы относительно специальных пространственно-временных условий; данное обстоятельство встречается и в нашей стране. То есть народ выбирает депутатов Меджлиса (парламента), которые устраивают дискуссии и совещания по отдельным законодательным проектам и одобрят их. Но престиж решений Меджлиса обусловлен тем, чтобы они не противоречили исламским предписаниям. Во всяком случае, то, что люди для определения изменяющихся правил и положений в особых пространственно-временных ситуациях назначают своих представителей, в нашей стране встречается, и Имам своей подписью заверил необходимость наличия этого положения. Данное направление закреплено и в нашей Конституции. Если демократия в области законодательства воспринимается именно в этом смысле, то следует сказать, что подобная демократия существует, и никто не противостоит ей». (Мисбах Йазди, Мохаммад Таки. Политическая теория ислама, сс. 165, 181. [132] Статья 1 Конституции гласит: «Система правления в Иране – Исламская Республика, которую народ Ирана … выбрал большинством голосов». [133] Имам Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) отметил, что: «Если Президент не утверждается факихом, то его власть не может быть легитимным. А если этот власть не легитимна, то она – от дьявола, а подчинение этой власти равносильно подчинению дьяволу» (Страница света, т. 9, с. 251). На основе этого убеждения и согласно пункту 9 статьи 110 он, подписав указ об утверждении на высший исполнительный пост первого президента страны, заявил: «Этим указом я подтверждаю волеизъявление народа и одобряю его вступление на пост президента страны. Но мое одобрение и положительное голосование мусульманского народа Ирана остаются в силе при соблюдении им священных предписаний и его подчинении исламской Конституции» (Страница света, т. 12, с. 139). Данное положение было соблюдено и при подписании указов об утверждении полномочий последующих президентов. [134] Месбах Йазди, Мохаммад Таки. Политическая теория ислама, с. 134. [135] «Не следовало человеку, которому Бог даровал Писание, мудрость и пророчество, предлагать людям: «Будьте рабами мне, а не Богу». (Коран, 3: 79.). [136] Садр, Сейед Мухммад Бакер. «Ислам – правило дал жизни», с. 19. [137] Исследователь и преподаватель Тегеранского университета. [138] Ва’ези, Ахмад. Новое чтение религиозного народовластия, газета «Хамшахри», от 19.05.1382 х. с. [139] Поэтому правителем у людей в эпоху, близкой к концу света, может быть только совершенный человек Абсолютный Праведник (да ускорит Господь его пришествие!). [140] Поэтому замечаем, что навязанное исламу трагическое явление рабовладения, которому при жизни двух-трех поколений после распространения ислама с применением существующих методов должно было положено конец (хотя бы в исламском мире), сохранилось до прошлого столетия. Этому явлению было посвящено даже значительная часть религиозных предписаний. [141] Шари’ати, ‘Али. Человек, сс. 15-16. [142] См: Соруш, ‘Абд ал-карим. Учтивость и администрирование, сс. 417-433. [143] Для большей информации по данному вопросу см: Кадрдан Карамалеки, Мохаммад Хасан. Легитимность исламского правления с позиции Шахида Мотаххари, с. 205. [144] Имам Хомейни. Страница света, т. 7, с. 512. [145] Там же, т. 3, с. 503.<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.39.181 (0.02 с.) |