Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Борьба ислама против факторов, сдерживающих участие народа в политической жизни общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В любой умме и народе, включая религиозных и материалистических обществ, лицо, которое находится во главе власти или на любой другой общественной должности, даже будучи праведным и совершенным (разумеется, кроме непорочных личностей, то есть имамов), будет находиться в такой обстановке, когда непроизвольно между ним и народом образуется брешь. Именно такая дистанция между государственными функционерами и народом приводит к отсутствию связей народа с властью и создает самые глубокие проблемы на пути участия людей в политической жизни общества. В этом процессе первым вопросом, возникающим на пути участия народа в политике, заключаться в использовании власти и служебного положения в личных интересах должностного лица, которое стремится заполучить определенные привилегии. У многих компетентных лиц, находившихся на политических постах, из-за злоупотребления властью наблюдалось изменения в жизненных условиях. Ислам для борьбы против подобных явлений имеет определенный арсенал предписаний. Его Светлость Повелитель Правоверных Али (мир ему!) в своем письме наместнику Азербайджана Аш’асу ибн Кайсу пишет: «Поистине, в деле твоем (в твоей должноти – М.М.) нет для тебя лакомого куска, но это - возложенное на твои плечи доверие, на тебе лежит попечение (о людях) от имени стоящих выше тебя».[424] В своем договоре с наместником Египта Малеком ал-Аштаром Его Светлость говорит: «И пропитай сердце свое милостью ко вверенным на твое попечение, и любовью к ним, и обходительностью в обращении с ними, и не будь с ними подобно жадному хищному зверю, что предпочитает сожрать их, ведь они - двух видов: либо братья твои по вере, либо подобные тебе в творении».[425] Второй проблемой, которая встречается на пути связи народа с властью, могут быть общественные условия и создаваемая вокруг должностного лица обстановка, при которой он будет окружен особой группой своих приближенных, и процесс управления обществом будет подчинен их интересам. Поэтому Повелитель Правоверных ‘Али (мир ему!) в упомянутом договоре с Малеком ал-Аштаром говорит: «Должное в душе своей Аллаху воздавай, должное людям отдавай, больше, чем самому себе, своим родным и тем приближенным, к которым есть у тебя симпатия, а если не поступишь так, то станешь притеснителем! А кто притесняет рабов Аллаха, тому Аллах становится врагом».[426] Третья проблема заключается в том, что всякое общество с точки зрения интересов и потребностей подразделяется на зажиточное и обеспеченное меньшинство и на уязвимое большинство со средним или малым достатком. И в большинстве случаев интересы этих двух слоев населения находят в противоречии. А зажиточное большинство всегда стремиться войти в окружение власти и, таким образом, чтобы его интересы и потребности стали определяющей основой деятельности правящего течения при планировании различных мероприятий и в процессе управления обществом. В результате большинство людей в обществе настраиваются против правящего режима - власть и народ будут располагаться на двух противоположных полюсах. Повелитель Правоверных (мир ему!) для решения подобной проблемы в качестве рекомендации Малеку ал-Аштару говорит: «Поистине, столпы религии, сила мусульман, защита от врага - простой народ (нашей) общины. Так да будет стремление твое к ним, и забота твоя (прежде всего) о них».[427] Далее он говорит: «И да будет предпочтительным для тебя поведением равенство в правах соблюдать, справедливость непредвзятую являть, интересы всех своих подданных соблюдать, ведь всеобщее недовольство сводит на нет довольство избранных, в то время как недовольство избранных простительно во имя всеобщего блага».[428] Четвертой проблемой на пути связи народа с властью выступают организационные церемонии власти и бюрократическое течение в управлении страной, что считаются самой серьезной трудностью в этом плане. Поэтому Повелитель Правоверных (мир ему!) в том же письме Малеку ал-Аштару заявляет: «И да не будут злодей и добродетельный в твоих глазах равны. Ведь, в этом вопросе заключается для добродетельных людей разубеждение, а для злодеев в их злодеянии - наставление! И знай, что ничто лучше не способствует доброму мнению о правителе своих подданных, чем его добродетельность в отношении них, облегчение их тягот, оставление принуждения их к тому, что они не в силах вынести».[429] Пятой проблемой в этой области выступает состояние, когда страх перед правителем у людей достигнет той формы, что станет причиной зарождения у людей таких качеств, как угодничество и лесть, что наряду с унижением народа, еще и подпитывает диктатуру. Правитель, которого, несмотря на все его недостатки, окружают льстецы и подхалимы, постепенно сам запутается в себя, все его деяния кажутся ему правильными, а все мнения – совершенно непоколебимыми, в нем зарождается такой тиранический дух, что он становится безразличным ко всем добрым советам и пожеланиям народа. Поэтому наш господин Повелитель Правоверных ‘Али (мир ему!), обращаясь к народу, говорил: «Не обращайтесь ко мне так, как обращаются к притеснителям, и не избегайте меня, как избегают людей суетных. И не встречайте меня лестью, и не думайте, что я прогневаюсь, если будет мне сказана правда в лицо, или что я надеюсь на ваше восхваление. Ибо для человека, который боится высказанной в лицо правды или представленного пред ним справедливого суждения, будет потом труднее их соблюдать и по ним поступать. И не сторонитесь высказывания правды или советов о справедливости».[430]
Выводы: По вышесказанным рассуждениям можно прийти к такому заключению, что обеспокоенность в политических мыслях по поводу роли народа в процессе правления в религиозном обществе зарождалась под влиянием западного политического опыта. И как заявляет Остад Мотаххари: «По свидетельству истории политической философии, когда на Западе формировались специальные политические понятия, и выдвинулся вопрос о естественном праве человека, особенно о праве на национальный суверенитет, часть людей выступили в поддержку политической тирании. Они не признавали за народными массами права на суверенитет и считали, что у народа есть только обязанности перед правителями. Чтобы найти подоплеку для своих деспотических теорий, эта группа людей стала затрагивать вопрос о Боге, и утверждала, что правитель не несет никакую ответственность перед народом, он отвечает только перед Богом, а народ ответственен и обязан перед правителем. Народ не вправе требовать у правителя отчет об его деятельности или поставить перед ним какие-либо задачи. Только Сам Бог может отчитывать правителя и требовать у него. Правитель ничем не обязан народу, а народ в долгу перед ним и должен воздавать ему должное. Следовательно, в сознании людей зародилась убежденность и искусственные связи между верой в Бога – с одной стороны, и убеждение в необходимости подчиняться правителю и недопустимости вмешательства в делах того, которого Бог избрал в качестве правителя для людей – с другой. Доктор Махмуд Санаи в своей книге «Свобода личности и государственная власть» пишет: «В Европе вопрос о политическом деспотизме и утверждение о том, что свобода, в основном, принадлежит государству, а не народу, соединялась с Богом. Люды думали, что, признавая Бога, должны признавать и деспотию абсолютной власти; должны признавать, что личность не имеет никаких прав, и правитель не несет никакую ответственность по отношении к народу. Правитель несет ответственность только перед Богом, поэтому человек, признавая Бога, должен терпеть социальные невзгоды; а если он желает пользоваться социальными свободами, то должен отрицать Бога. В итоге, люди предпочитали социальную свободу. С точки зрения исламской социальной философии признание абсолютной власти личности и то, что правитель не несет никакую ответственность за людей, не является результатом веры в Бога, наоборот, именно вера в Бога требует ответственность правителя по отношению к обществу и обязывает людей воспринимать использование своих прав как религиозную обязанность».[431] Как заявил Остад Мотаххари, если отдельное лицо или группа людей применением силы или в результате народного выбора сосредоточат в свои руки власть над обществом и господствуют над обстановкой в какой-либо стране, и если они не чувствуют ответственность пере Богом, то, у них не будет чувства ответственности и перед народом. Ибо народ будет обречен нахождением под их властью, и любое сопротивление против них или противодействие их программе будет подавлено. Практика западной демократии за последние триста лет знает немало людей, тюрем и аппаратов для пыток, являющихся свидетелями этих подавлений. Но в религиозной общественной системе правитель считает себя рабом Божьим и чувствует за собой религиозные обязанности; согласно божественным предписаниям он является ответственным перед народом. И как явствует из высказываний Повелителя Правоверных ‘Али (мир ему!), подобный правитель, какова бы не была прочность его власти, никогда не забывает о народе, и всегда будет покорно чувствовать ответственность людей. Конечно, здесь просматривается весьма интересный момент, заключающийся в том, что требования людей от власти в начальном периоде развития исламского общества, в связи с ограниченность численности населения в той эпохе, были очень простыми. Любое лицо мог непосредственно обращаться со своими вопросами к имаму или кому-либо из представителей власти. Власть также была обязана отвечать на эти вопросы, другими словами любое лицо и в любое время мог обратиться к власти со своими запросами и требовать их удовлетворения. Но сегодня с учетом огромных масштабов исламского общества и тесных связей исламской уммы с другими обществами данная политика сталкивается с особыми сложностями и народные запросы к властям должны осуществляться с использованием особого механизма. В священной системе Исламской республики этот механизм осуществляется в порядке ответственности и подотчетности власти перед народом посредством Меджлиса Исламского Совета, а также ответственности и подотчетности лидера перед народом посредством Совета экспертов. Второй момент, вытекающий из вышеупомянутых рассуждений, заключается в том, что полное обеспечение роли и влияния народа в системе власти в порядке прямых или опосредованных отношений снизу вверх связано с трудностями. И западная политическая мысль до сих пор полностью с этой задачей не справилась и в рамках предложенных теорий не смогла путем создания партий, проведения референдумов и образования специализированных групп добиться успеха в налаживании четких, эффективных и безупречных связей между народом и властью. Тогда когда благословенный ислам со своим нравственным учением и своими установленными для должностных лиц нормами смог в направлении снизу вверх преодолеть все проблемы на пути связи народа с властью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.011 с.) |