Народовластие и религиозное правление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народовластие и религиозное правление



Доктор Ирадж Мир [579]

 

За последние годы термин «религиозное народовластие» в нашей стране стал популярным. Акцентированное применение этого термина по убеждению некоторых авторов связано с тем, что, во-первых, народовластие и религия – совместимые понятия, во-вторых, желаемое религиозное правление наделено также и особенностями народовластия. Можно найти и другие обороти речи, свидетельствующие в пользу сочетания и совместимости религии с демократией. К этим оборотам относится, например, такие словосочетания, как «исламская демократия»[580] или «христианская демократия».[581]

О целесообразности применения такого словосочетания, как «религиозное народовластие» существуют две различные взгляды. Некоторые считают применение этого выражения нецелесообразным и утверждают, что демократическое правление не может быть религиозным[582] и, точно таким же образом, не возможна демократичность религиозного правления. В ответ, некоторые другие авторы считают применение подобных выражений рациональным и целесообразным и на этой основе трактуют свои мнения относительно религиозного народовластия.[583]

В целом анализ отношений между религией и демократией или народовластием – дело нелегкое. Основной причинной наличия подобной трудности является наличие различных мнений относительно религии и демократии. Подобное положение привело к тому, чтобы некоторые исследователи высказали свое мнение об исламе и демократии с оговорками. Например, один из них при обсуждении данного вопроса выступает с подтверждением о совместимости ислама с демократией в ограниченном смысле (власти, направленной против диктатуры)[584], тогда когда, если рассмотреть демократию в ее широком понимании, то любая религия, в том числе, и ислам, противоречит некоторым ее отдельно взятым принципам.[585]

В этой статье будет предпринята попытка в ходе исследования понятий народовластия и религиозного правления, также рассмотреть вопрос о возможности сочетания этих двух понятий.

 

Народовластие

Несмотря на наличие различных трактовок демократии или народовластия,[586] бесспорным является то, что одним из самих устойчивых столпов любой модели или трактовки народовластия является ничто иное, как признание права народа на власть. При народовластии власть принадлежит не отдельно взятым личностям или группам, а всему народу. Власть народа осуществляется путем всеобщего участия в принятии решений относительно судьбоносных вопросов жизни общества. Поэтому принятие решения относительно тог, что должно быть узаконено и кто или какие лица должны нести ответственность за его осуществление, должно быть монополией не отдельного лица или группы людей, а всеобщим правом граждан страны. Кроме того, народ выступает основной судьей, оценивающий деятельность руководителей. И в случае неудовлетворенности действиями руководителей, народ может устранить их от занимаемых должностей без надобности применения насильственных методов. Действительно, руководители действуют от имени народа и несут ответственность перед народом. Осуществление принципа власти народа нуждается в наличии особых условий, важнейшими из которых являются:[587]

 

1. Всеобщий характер участия в жизни общества

 

Очевидно, что, сели участие в принятии решений ограничивается отдельными лицами или отдельными группами, то говорить о народовластии не приходится. Всеобщее участие проявляется, когда каждый может выбирать и быть выбранным. Чем больше количества выбирающих и выбираемых людей, тем выше степень осуществимости народовластия. Поэтому выборы можно считать одним из основных условий народовластия. А участие, одними периодическими голосованиями народа на выборах не ограничивается, ибо политики для выбора способов своих действий и принятия решений должны постоянно учитывать общественное мнение.

 

2. Наличие свобод

Осуществление народовластия обусловлено политическими свободами, в частности, свободой слова. Если люди не свободны в своих высказываниях и пропаганде своих взглядов, то они не могут принимать активное участие в принятии различных решений. Участие в его объективном значении, а не в формальном и заказанном варианте, реализуется тогда, когда индивид или группа лиц имеют возможность согласно закону высказать или обнародовать свои взгляды и для осуществления этих взглядов действовать ненасильственными и законными путями. Поэтому в демократической системе принято наличие оппозиционной группы и на этой основе применение государственной власти ограничивается путем соблюдения прав и свобод индивидов и общественных групп.

 

3. Плюрализм во мнениях и в политике.

Естественно, нет такого общества, в котором все индивиды во всех областях придерживались единого мнения и были единодушными. Народовластие признает эту реальность и не стремится к тому, чтобы в обществе все индивиды придерживались единых идейных и политических позиций. Важной причиной подобного подхода служит соображение о том, что, допустим, в идейных и теоретических областях политики могут оказаться не самими подкованными людьми. Если они, используя рычаги власти, стремятся воплощать в жизнь и навязывать другим то, что сами считают правдивым и единственно верным, то это означает, что они выбрали диктаторский способ правления, что в корне противоречит принципам народовластия.

 

4. Власть большинства с соблюдением прав меньшинства

Народовластие, независимо от противоречий во взглядах, вкусах и желаниях, во всех обществах опирается на воле большинства. В демократии не такого положения, чтобы позиции и желания большинства считались необходимо верными, а убеждения и вкусы меньшинства обязательно неверными. Если быть в большинстве будет считаться признаком правдивости, а быть в меньшинстве трактуется как причина ложности, то большинство считает себя вправе навязывать свою волю меньшинству и всякими возможными способами стремится к тому, чтобы меньшинство не развивалось до уровня большинства. Но это – тирания большинства над меньшинством, а не народовластие. По этой причине в современных демократиях (системах народовластия), несмотря на то, что в этическом плане воля большинства будет преобладать над волей меньшинства, тем не менее, меньшинство пользуется правом свободно пропагандировать свою позицию. С учетом того, что убеждения, взгляды и желания членов общества с течением времени подвергаются изменениям, при народовластии нынешнее большинство может превратиться в меньшинство и, наоборот, меньшинство может расти до уровня большинства в обществе.

 

5. Равенство людей

Одним из столпов народовластия является равноправие всех индивидов в обществе, независимо от имеющихся различий между ними. Поэтому в народовластии такие различия, как половые, расовые, идейные и религиозные игнорируются, и все члены общества при принятии решений и осуществлении правления пользуются равными правами, в ином случае в обществе устанавливается не народовластие, а власть индивида или отдельной группы людей.

 

6. Распределение власти и предотвращение ее централизации

Народовластие не совместимо с концентрацией власти. Централизация власти противоречит принципу правления народа и является серьезным препятствием на пути всеобщего участия в принятии решений. При правлении, основанном на народовластии, избранные народом должностные лица осуществляют свою власть в рамках закона, который также регулируется на основе воли народа. В целом, в демократии с целью предотвращения концентрации власти предусмотрены такие меры, как распределение власти и соответствующий порядок занятия ответственных должностей.

 

Религиозное правление.

При использовании выражения «религиозное правление» каждый, как правило, имеет в виду один из нижеследующих значений:

а) Правление, при котором, во-первых, руководящее лицо осуществляет власть именем Бога и как представитель Бога; во-вторых, при этом правлении религиозные учения, убеждения и взгляды служат основой для действий. В этом случае религиозное правление предполагает принадлежность власти Самому Богу. Следовательно, властвовать могут только лица, которые заслужили разрешения и одобрения Самого Господа. Эти руководители, которые считаются наместниками Бога на земле, обязаны соблюдать религиозные учения и предписания. В этом смысле, при религиозном правление законы основаны на религиозном источнике и исполнительные лица назначаются Самим Богом. Подобное назначение может осуществляться, как в частном, так и в общем порядке. При первом случае определенное лицо назначается со стороны Господа. Но во втором случае Господом устанавливаются только требования, предъявляемые к руководящему лицу, а народ обязан найти подобного лица и вручить ему бразды правления. Таким образом, соответствующее лицо получает права осуществления господства у Самого Бога, а не у людей. При этом максимальная роль народа здесь заключается в реализации религиозного правления. Если народ осуществит эту задачу, то он поступит согласно своим религиозным обязанностям и религиозное правление становится реальным. Но если люди поступают по иному, то каждому из них в Судном Дне ждет соответствующее наказание, не говоря уже о том, что они и в этой жизни лишатся благами, связанными с наличием религиозного правления.

б) Правление, соблюдающее религиозные предписания. В данном случае, в отличие от первого случая, правящее лицо не считается напрямую или косвенно назначенным Богом. При подобном понимании религиозного правления, если кто-либо, придя к власти с использованием силы, даже, вопреки воле большинства, выполнит религиозные предписания, то все равно его правление не будет считаться религиозным.

в) Правление установленное религиозными людьми, даже если в нем религиозные предписания не действуют. При таком положении описание правления в качестве религиозного объясняется только тем, что оно образовано религиозными людьми.

Третье из вышеописанных значений не может быть приемлемо как религиозное правление, так как правление, не приверженное религиозным нормам и предписаниям, не может считаться религиозным, даже если это правление создано людьми, называющими себя религиозными. Следовательно, при сравнении народовластия с религиозным правлением третье значение отпадает.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.011 с.)