Основы легитимности в исламской политической мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы легитимности в исламской политической мысли



 

1 -Теологическая теория

Идейные расхождения между исламом и Западом по данному вопросу относятся к онтологическим и антропологическим основам. Как уже было отмечено, западные ученые вывели Бога и религиозные убеждения из системы уравнений своих рассуждений, следовательно, они никогда не могли найти верных ответов, и, в частности, для поиска ответа на вопрос о легитимности вынуждены были рассмотреть ее с позиции приемлемости. Фактически все ответы западных ученых относительно вопроса о легитимности сводятся к ответу на вопрос о приемлемости системы и к оправданию существующей формы господства. Именно поэтому они не смогли найти подходящего ответа на вопрос – «на каких основаниях граждане обязаны соблюдать предписания властей?».

Но в исламской религиозной мысли, согласно айату «Неужели полагали вы, что сотворили Мы вас просто так»,[338] считается, что ничего в мире не создано без определенного умысла, и человек вовсе не предоставлен самому себе. На основе айата «Несомненно, даровали Мы почет сынам Адама, и по воле Нашей передвигаются они по земле и морю, наделили мы их благами и одарили их превосходством явным над многими из тех, кого сотворили мы»[339], человек, став объектом почета и уважения со стороны Бога, вместе с тем, лишен возможности познания добра и зла, своего счастья и несчастья, а также своего освобождения и спасения, кроме того, ему неведомы пути достижения совершенства, ибо предоставленных человеку инструментов для познания всего этого явно недостаточно. Поэтому один из моментов, многократно упоминаемым Господом, является необходимость наставления человека на путь истины и руководства человеческим обществом. Поэтому Бог сначала сотворил Адама, который был наделен пророчеством, затем Он указал на необходимость руководства и наставления человеческим обществом, как один из важнейших столпов ислама. В Коране содержится указ, обязывающий Пророка проповедовать необходимость имамата (духовного предводительства общества верующих) и объявить своего преемника: «О Посланник! Поведай [людям] то, что ниспослано тебе Всевышним. Если не cделаешь ты этого, то [тем самим] не передашь [людям] Послания Его, а ведь оберегает Он тебя от [зла] людского».[340] Отсутствие подобных действий характеризуется Богом как невыполнение пророческой миссии относительно объявления преемника. А после назначения преемника, Всевышний заявляет: «Сегодня завершил Я [ниспослание] вам Веры вашей».[341] Разве это не упоминание о том, что, во-первых, все люди равны по творению своему и, во-вторых, никто из людей по своей природе не имеет право властвовать над другими? Ибо власть принадлежит только Самому Богу: «Решение выносит только Бог, Который разъясняет [вам] Истину, ибо лучший он из тех, кто судит».[342]

В данном случае «решение» означает как законодательство, так и осуществление законов, с той разницей, что выполнение законов прямим образом возвращается к Богу, то есть «божьи законы» в обществе должны осуществлять те, которые получили для этого одобрения Самого Бога. В эпохе Присутствия[343] божественным одобрением были наделены непорочные лица (ма’сум), а в эпоху Сокрытия, таковыми считаются лица, отвечающие трем условиям: Во-первых, информированность, знание законов и присущих этим законам духа. Во-вторых, умение различать одобряемые и предосудительные качества людей, другими словами, кроме знаний еще обладание «содержания и критериев» религиозных установок с целью вынесения верных вердиктов в любых ситуациях. И, в-третьих, обладание высшими нравственными качествами.[344]

Следовательно, согласно исламской мысли, легитимным считается лишь та власть, правление которой соответствует божественным заветам и велениям.

Как было сказано, первым принципом является то, что никто не имеет право властвовать над другими, а господином и руководителем людей является только Сам Бог. Следовательно, правом властвовать над людьми наделен лишь тот, кого Бог назначил быть руководителем. И если лицо, наделенное таким правом, по разным причинам отсутствует, то следует искать назначенного им самим преемника. Данное назначение он осуществляет двумя путями: или назначает своего преемника, каковыми были личные уполномоченные[345] Его Светлости Имама Махди (мир ему!), или определяет особые требования для своего преемника. Таким преемником может быть факих, отвечающий этим требованиям.

Одним словом, на основе этой теории, легитимность напрямую принадлежит только Богу и через осуществляется через его представителей, то есть пророков и имама (мир им!), а в период Сокрытия имама – через компетентного факиха, отвечающего трем основным требованиям (быть высокообразованным богословом, прозорливым и справедливым). Необходимость легитимности зависит от божественных предписаний, а не от чьей-либо воли. Конечно, согласно исламскому учению (и вопреки христианскому учению), все божественные необходимые условия направлены на обеспечение счастья и блага людей. Другими словами, соблюдение предписаний шариата зависит от умственных достоинств или пороков людей, а Господь не нуждается в покорном следовании людей Его заветам. А необходимость следования божественным установкам связана с тем, что Ему, как никому другому, известны пути счастья людей, и Он показал пророкам путь к достижению этого счастья.

 

2 – Теория всеобщего счастья (General happiness / The theory of General/common good)

Согласно этой теории источником легитимности конкретной взятой власти (или правительства) являются цели и искомые окончательные планы, которым преследует данная власть. На основе этой теории легитимной считается та власть, которая последует целям и нравственным ценностям, непосредственно связанным со счастьем, благоденствием и, одним словом, с «совершенствованием человека».[346]

Данная теория, также как и предыдущая, ставит легитимность власти в зависимости от реальной ситуации, а не от воли большинства, общественного договора или от всеобщего согласия. Легитимной является власть, которая направляет людей к достижению нравственных ценностей, счастья и совершенства.[347]

 

3 –Теория справедливости (The theory of Justice)

На основе этой теории легитимной является та власть, которая может обеспечить социальную справедливость, то есть сама не намерена, и другим не позволяет угнетать общество, и каждому человеку предоставляет положенное ему право.[348]

Хотя все люди в мире считают справедливость похвальным, а угнетение предосудительным явлением, тем не менее, можно сказать, что единое определение справедливости все еще не разработано. Можно утверждать лишь то, что общепринятым в мире мерилом справедливости является предотвращение попрания прав личности или, другими словами, соблюдение гражданских прав.

Данная теория в доктрине религиозного народовластия занимает особое место, ибо одним из столпов религиозного народовластия является соблюдение прав граждан и уважительное отношение к их взглядам и волеизъявлении.

Эти три последние теории не только совместимы, но и принципиально взаимозависимы. Ибо, согласно религиозному взгляду, человек не предоставлен самому себе, и Бог предусмотрел для счастья и благоденствия людей положения и пределы, которые основаны на реальных факторах. Цель этих положений и пределов состоит в обеспечении счастья людей, торжества справедливости и соблюдения прав каждого гражданина. Другими словами, так как Богу ведомы все достоинства и пороки людей, то Его нравственные предписания также направлены на счастье и процветание общества и на обеспечение торжества справедливости. Самым важным моментом является то, что невозможно, чтобы Бог предписал людям аморальные поступки. Ибо аморальные предписания противоречат Божественному атрибуту абсолютного совершенства. Именно, на этой основе Его Светлость Повелитель Правоверных ‘Али (мир ему!) считает осуществление справедливости одним из главных причин приемлемости власти.[349]

Кроме того, для объяснения политических необходимостей три последние теории являются более удачными, чем предыдущие, и в них ранее перечисленные препятствия вовсе не встречаются.

Важнейшее препятствие в теории «волеизъявления большинства» состоит в том, что она была не в состоянии разъяснять необходимые нравственные принципы «оппозиционного меньшинства». Но, согласно трем последним теориям, во-первых, необходимые моральные обязанности господствуют над всеми членами общества, как над большинством, так и над меньшинством. Во-вторых, человеческое счастье, а также достижение человеческого совершенства и справедливость относятся к необходимым нравственным принципам. И, в-третьих, Божественный взгляд на человеческое счастье и определенные Богом обязанности человека одинаково касаются как большинству, так и меньшинству. И самим главным является то, что право на власть и право на приказание принадлежат Самому Богу, и никто из людей не имеет право отдавать приказы другим людям и заставит их повиноваться, не зависимо от того исходит ли приказ от одного лица (самодержавие), нескольких индивидов (олигархическая власть) или от нескольких избранных народом лиц (демократия).

Здесь возникает вопрос: тогда какова роль народа в исламской политической мысли? Чтобы ответить на этот вопрос нам следует, вначале, оценит положение народа в системе религиозного народовластия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.7 (0.009 с.)