Ответ на вопрос о «порочном круге» при выборе лидера в Исламской Республике Иран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответ на вопрос о «порочном круге» при выборе лидера в Исламской Республике Иран.



Разъяснение вопроса: Данный вопрос основывается на сомнении, согласно которому якобы способ выбора лидера в системе религиозного народовластия является «порочным кругом»[63]. Избрание со стороны самого лидера факихов, входящих в состав Совета по охране Конституции, которые определяют степень компетентности кандидатов в состав Совета экспертов, члены которого в свою очередь должны заниматься назначением лидера, по мнению этой группы людей приводит к «порочному кругу», все решения которого являются ложными.

Разъяснение вопроса: Со сторонниками сомнения о «порочном круге» можно дискутировать в нескольких аспектах:

1. В основном «порочный (или философский) круг» подразумевает взаимную приостановку какой-либо вещи в связи с наличием другой. Другими словами, если наличие А приводит к приостановке В, и таким же образом наличие В также станет причиной приостановки А, то в результате образуется «порочный круг». Но в нашем случае наличие одного из вышеуказанных компонентов не приводит к приостановке другого. То есть, например, наличие лидера не станет причиной игнорирования Совета по охране Конституции, и аналогичным образом наличие Совета по охране Конституции не может привести к игнорированию лидера. Или Совет по охране Конституции и Совет экспертов также не могут быть взаимно исключающими институтами. Поэтому само выражение «порочный круг» в данном случае является беспочвенным.

2. Ставшее объектом сомнения положение об утверждении компетенции кандидатов в члены Совета экспертов со стороны авторитетного органа, каковым является Совет по охране Конституции, фактически является весьма распространенной мерой, которая применяется во всех обществах и политических системах. Суть данной меры заключается в том, что во всех избирательных системах для рассмотрения компетенции кандидатов имеется специальный орган или фильтр, особенно, если эти кандидаты претендуют на членство в каком либо квалифицированном органе. Нигде в мире не бывает так, чтобы какое-либо лицо, считающий себя достойным быть членом конкретно взятого специального органа, автоматически вошло в список кандидатов избираемых на этот пост. Для этого компетенция любого лица предварительно рассматривается специальным квалифицированным органом, после чего он может быть внесен в список кандидатов. Можно ли любое лицо, считающее себя врачом или адвокатом и претендующее на членство в обществе врачей или союзе адвокатов, без предварительного рассмотрения быть внесенным в список кандидатов и представлен для избрания народу? Разве это не является своего рода злоупотреблением доверия народа? Разве соответствующие документы и уровень компетенции претендентов не должны быть предварительно рассмотрены и изучены специальной комиссией из числа сведущих лиц? И разве предварительное рассмотрение специальной комиссией документов и уровня компетентности данных лиц означает, что они были избраны именно этой комиссией?

Таким образом, рассмотрение Советом по охране Конституции соответствующих документов, компетенции и цели претендентов на членство в Совете экспертов, во-первых, является весьма распространенной во всех обществах мерой, во-вторых, ни в коем случае не означает окончательный выбор на членство в Совете экспертов, и в-третьих, именно, народ прямым и демократическим голосованием выбирает своих представителей в состав Совета экспертов.

3. Факихи в Совете по охране Конституции в количестве 6 человек выбираются посредством лидера страны из числа справедливых, сведущих по вопросам современных реалий богословов (статья 91). Наличие подобных качеств у этих богословов (факихов) служит надежной гарантией объективного рассмотрения компетенции кандидатов для членства в Совете экспертов по выбору лидера страны без учета каких-либо фракционных, партийных и мирских интересов.

4. Совет экспертов является совершенно самостоятельным органом. Авторитет и легитимность его членов, а также авторитет и легитимность всего совета и его заключения не нуждаются в утверждении и ратификации даже со стороны самого лидера. А утверждение компетенции претендентов на членства в Совете экспертов Советом по охране Конституции осуществляется не согласно требованиям Конституции, а в соответствии с законом, утвержденным самим Советом экспертов. Следовательно, данное право предоставлено Совету по охране Конституции самим Советом экспертов, который является самостоятельным органом. Статья 108 Конституции страны является явным показателем полной независимости Совета экспертов от всех органов власти и даже от самого лидера. Совет экспертов не зависит также и от Совета по охране Конституции и если даже при отстранении с поста самого лидера Совет по охране Конституции не может препятствовать его решению или распустить его. И даже лидер, будучи высшим должностным лицом Исламской Республики, не в состоянии объявить о роспуске Совета экспертов.

5. Предусмотренные для лидера качества и предъявляемые к нему требования, а также четкий и сложный механизм его назначения в значительной степени устраняют сомнение, основанное на том, что он приступает к выбору факихов в состав Совета по охране Конституции сообразно со своими личными интересами. Кроме того, эти требования также минимизируют возможность допущения со стороны лидера фактов коррупции и промахов. То обстоятельство, что лидер страны назначается на безальтернативной основе, также уменьшает вероятность случайного прихода к власти карьеристов и конъюнктурщиков. Следовательно, в целях исключения подобной вероятности миссия по выявлению и определению благочестивого лица на пост лидера возлагается на компетентных экспертов, в результате чего попытки отдельных недостойных лиц, стремящихся к достижению этого высокого поста, с самого начала будут обречены на провал и они исключаются из списка людей, наделенных соответствующими качествами. Таким образом, можно утверждать, что способ выбора лидера в системе религиозного народовластия по всем показателям гораздо надежнее, чем во всех других системах выборов высшего государственного должностного лица.

6. Представительство в Совете экспертов и членство в нем не наделяет соответствующих лиц никакими экономическими и политическими привилегиями, а также не считается основным их занятием. Члены Совета экспертов не пользуются также никакими специальными правами и материальными выгодами. Членство в этот Совет подразумевает только высокую ответственность. Следовательно, членство в Совете не служит средством для достижения высоких должностей и материального благополучия. И даже в случае устранения лидера с его поста Советом экспертов, данный Совет сохраняется, а его члены продолжают выполнять возложенные на них обязанности. Представители экспертов являются высоконравственными религиоведами и муджтахидами, на которых возложена огромная ответственность, связанная с выбором лидера и с контролем его деятельности. Совет экспертов должен контролировать действия и поведение лидера, как на основе требований шариата, так и в соответствии с законом (статья 111). Таким образом, Совет экспертов не является исполнительным или каким-либо административным органом, не создает своим членам привилегированное положение и не принесет им экономические доходы. На этот орган возложена огромная ответственность по выбору лидера и контролю за его деятельности. Поэтому вероятность того, что эксперты ради какого-либо положения или личной выгоды могут действовать в угоду лидеру, исключается, более того с учетом присущих им моральных и религиозных принципов представляется совершенно не возможным.

7. Даже в случае толерантного отношения к мнению о «порочном круге», не возможно согласится с тем, что факихи из Совета экспертов, будучи назначены на этот пост самим лидером, действуют соответственно интересам и желаниям лидера. Таким же образом нельзя согласиться с тем, что утверждение кандидатуры членов Совета экспертов со стороны Совета по охране Конституции может послужить поводом для того, чтобы Совет экспертов предпринимали все свои шаги с учетом желаний Совета по охране Конституции. Или с тем, что раз вес этот процесс начинается с лидера, то, в конечном счете, Совет экспертов так же будет находиться под влиянием его указов и распоряжений и будет игнорировать допущенных лидером промахов. Данный вывод не может быть признан логичным и противоречит всем действующим в человеческих обществах иерархическим структурам. В случае согласия с подобным выводом, то мы должны согласиться и с тем, что все нижестоящие органы во всех обществах должны безоговорочно подчиняться вышестоящим органам и находится в плену их желаний и наклонностей. Назначение вышестоящими органами нижестоящих органов и руководителей не может служить поводом для того, чтобы нижестоящие руководители или исполнительные органы обязательным образом и постоянно, игнорируя требования законов, молча и безоговорочно подчинялись желаниям и наклонностям вышестоящих органов. Во всем мире правовая и иерархическая системы направлены сверху вниз. Но никто не выдвигает сомнение, основанное на том, что наличие иерархической системы гарантирует вышестоящим органам быть свободными от выполнения законов, правил и от наказания в случае правонарушения. Во всем мире президенты выбирают министров, и министры назначают руководителей нижестоящих инстанций. Но это не означает, что нижестоящие инстанции в своих отношениях с вышестоящими органами должны игнорировать требования законов. Во всем мире инспектор дорожной полиции может оштрафовать президента за нарушение правил дорожного движения или министр, допустивший злоупотребление должностным положением может быть арестован, где полицейский охранной службы следить за ним, чтобы он не покинул пределы исправительного заведения. Во всем мире сотрудники налоговых учреждений могут назначить размеры налогов, оплачиваемых должностными лицами высших инстанций и вынудить их своевременно оплатить налоги. В Соединенных Штатах Америки председатель Верховного суда назначается президентом, но этот же председатель может заслушивать в суде дело самого президента. В Исламской Республике Иран согласно статье 107 Конституции лидер страны, занимая высший руководящий пост, наряду с другими гражданами равен перед законом. А согласно статье 142, глава судебной власти, назначаемый лидером имеет законное право проверять его собственность.

8. Срок пребывания факихов членов Совета по охране Конституции ограничивается 6 годами, тогда когда срок полномочия Совета экспертов составляет 8 лет. Таким образом, начала и окончание срока полномочия этих двух органов никогда не совпадает. Другими словами, в период официального действия Совета экспертов состав факихов Совета по охране Конституции может меняться. При этом новые члены Совета по охране Конституции никакого отношения к утверждению компетенции членов действующего Совета экспертов не имеют. С другой стороны срок полномочия Совета экспертов может завершиться в период руководства нынешнего лидера и действия существующего Совета по охране Конституции. И следующий Совет экспертов уже будет действовать в новом составе. В таком случае новый состав Совета экспертов никакого отношения к назначению и представлению действующего лидера не имеет, но и в этом случае Совет экспертов будет выполнять присущей ему функцию контроля действий лидера.

9. А теперь с учетом предыдущего вопроса акцентируем внимания на том, что в период существования исламской республиканской системы пост лидера ИРИ занимали два лица. И при их назначении никакого «порочного круга» не наблюдалось. Подобный «круг» не будет и при представлении и назначении последующих лидеров системы религиозного народовластия.

А) Лидерство Имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!): Общеизвестно, что приход Имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) на пост лидера системы религиозного народовластия в Иране был связан с победой Исламской революции и основан на всенародном признании[64]. В тот период никакого Совета экспертов, который мог бы назначить этого божественного руководителя на пост лидера ИРИ, не существовало. Именно Имам Хомейни выступил инициатором и создателем института под названием Совета экспертов, которому был вменен в обязанность назначение лидера и контроля его деятельности. Таким образом, относительно лидерства Имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) никакого замкнутого и тем более «порочного круга» не образовалось.

Б) Лидерство Его Светлости Айятолла Хаменеи: Сразу после кончины Имама Хомейни 4 июня 1989 года существующий в тот период Совет экспертов проводил свое заседание и с учетом своей предварительной готовности к подобной ситуации[65], после окончательного обсуждения и рассмотрения назначил Его светлости Айятолла Хаменеи лидером исламской республиканской системы. Аятолла Хаменеи был избран на пост лидера страны Советом экспертов, в формировании которого он никакого прямого (путем утверждения компетенции кандидатов на членства в Совете) или косвенного (посредством факихов Совета по охране Конституции) участия не принимал. Другими словами, Совет экспертов и Совет по охране Конституции действовали еще до его избрания на пост лидера. Таким образом, утверждение о «порочном круге» не уместно и по отношение к нынешнему лидеру страны.

В) На этой же основе всегда, при необходимости смещения действующего лидера, новый лидер будет подобран, представлен и назначен посредством Совета экспертов и окончательно посредством Совета по охране Конституции. Эти Советы потенциально существуют и официально действуют. Новый лидер никакого отношения к утверждению компетенции и избрания членов этих двух структур не имеет. Таким образом, и в будущем никогда относительно назначения лидера системы религиозного народовластия никаких «порочных кругов» не возникнет.

 

Часть третья: Полномочия лидера в системах религиозного народовластия

И западных демократий

Один из важнейших аргументов противников религиозного правления и принципа правления праведного факиха (велайате факих) заключается в том, что лидер в при религиозном правлении пользуется широкими полномочиями. Наличие этих широких полномочий характеризуется как централизация власти в руках одного человека, что противоречит принципам децентрализации власти и распределении властных полномочий между различными ветвями власти. В связи с этим в данной части нашей статьи предпринимается попытка сравнить властные полномочия высших органов государственной власти в некоторых западных демократиях и в Исламской Республике, после чего приводим разъяснения относительно степени полномочия лидера ИРИ и особенно относительно термина «абсолютная» в категории «абсолютная власть факиха».

Из числа полномочий предоставленных президенту Франции согласно Конституции этой страны, можно, например, перечислить такие как назначение премьер-министра (статья 8), руководство кабинетом министров (статья 9), требование пересмотра решений парламента (статья 10), приказ о проведение референдума по различным вопросам (статья 11), роспуск Национального собрания (статья 12), назначение различных армейских и гражданских чиновников (статья 13), а также главнокомандующего вооруженными силами (статья 15), принятие экстренных мер при чрезвычайных ситуациях (статья 16), право амнистии осужденных (статья 17), руководство Высшим судейским советом (статья 65) и назначение председателя Конституционного совета (статья 56)[66].

Относительно полномочий президента США, укрепленных Конституцией данной страны, можно привести нижеследующие примеры: руководство исполнительской властью в стране (пункт 1, статьи 2), рекомендации Конгрессу относительно стратегии и законодательных мер (пункт 3, статьи 2), назначение министров и снятие их с занимаемых постов, назначение директора Центрального разведывательного управления, начальника Аэрокосмического агентства, директора Федерального бюро разведки, руководителя Агентства по экологии, директора Банка экспорта и импорта США, директора Центрального банка США, руководителя Комиссии по атомной энергетики, директора Фонда американских стран, председателя Избирательной комиссии[67].

Президент Российской Федерации также пользуется широкими полномочиями, среди которых можно перечислить нижеследующее: глава государства, определение основных направлений внутренней и внешней политики, организация взаимодействия всех государственных органов, назначение главы правительства Российской Федерации, предложение об увольнении и назначении председателя Центрального банка, судей Конституционного суда, Верховного суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, председателя Совета безопасности Российской Федерации, утверждение военной доктрины Российской Федерации, назначение и увольнение постоянных представителей президента в федеральных округах, назначение и увольнение дипломатических представителей Российской Федерации, объявление референдумов, выдвижение на утверждение Государственной Думы проекта государственного бюджета, подписание федеральных законов, верховный главнокомандующий вооруженных сил, объявление военного положения в случае агрессии против России и наличие прямых угроз стране или в объявление чрезвычайного положения, права амнистии осужденных, роспуск Государственной думы и т. д[68].

В статье 110 Конституции Исламской Республики Иран в одиннадцати пунктах также перечислены права и обязанности лидера страны, по которым можно убедиться, что лидер в системе религиозного народовластия по сравнению с другими политическими системами мира обладает не чрезвычайными полномочиями. Наоборот, выявляется, что он обладает компетенциями наравне с высшими должностными лицами систем западной демократии, а в некоторых случаях даже уступает им. Например, согласно Конституции ИРИ лидер страны не пользуется правом роспуска парламента, которым наделены некоторые западные лидеры. Кроме того, на основе Конституции ИРИ лидер не имеет право непосредственно отстранить от власти президента страны (статья 110, пункт 10). Несмотря на то, что определение общей политики системы входит в число компетенций лидера, он в этом вопросе должен консультироваться с Ассамблеей по определению государственной целесообразности (статья 110, пункт 1). Кроме этих вопросов по отношению к лидеру в ИРИ по отношению к лидеру применяются различные ограничения и способы контроля, что заметным образом уменьшают вероятность допущения с его стороны каких-либо злоупотреблений полномочиями лидера.

После завершения этих сравнений кажется необходимым рассмотреть два момента: во-первых, как уже было выявлено, лидер мусульманского общества не только не пользуется большими полномочиями, чем государственные лидеры западных систем, но существуют еще и религиозные нормы и требования шариата, которые наряду с законом существенным образом ограничивают его действия, поведение и полномочия. Во-вторых, наличие необходимых компетенций является неизбежным средством для принятия мер и для политической жизни любого правительства; в том смысле, что конкретно взятое правительство для выполнения своих обязанностей и своей миссии относительно обеспечения внутренней и внешней безопасности, распространения справедливости, ликвидации наркомании и выполнения сотни других задач должен быть наделен достаточными полномочиями. Слабое, лишенное необходимыми средствами и возможностями правительство не в состоянии обеспечить, безопасность, благополучие, счастье и спокойствия граждан своего общества.

Итак, следует ответить на вопрос – если правление справедливого факиха (велайате факих) не обладает широкими полномочиями, то каков смысл утверждения об его абсолютном правлении? Разве абсолютность означает разнузданность и тиранию? В ответ следует сказать, что, к сожалению, враги осознанно, а друзья, сами того не замечая, при интерпретации вопроса об абсолютном правлении пришли к искажениям и неправильным выводам, что привело к отрицательному отражению данного вопроса. Другими словами, «абсолютность» власти праведного факиха ни в коем случае не означает его неограниченную власть, деспотию и своеволие. «Абсолютность» в данном случае в корне отличается от того, что в политической науке именуется «абсолютной властью» или «самодержавной властью». Поэтому не только факих в подобном смысле не обладает абсолютной властью, но в принципе пророки и непорочные имамы также не пользовались подобным неограниченным и безусловным правлением. В основном, даже сам Господ Бог в этом понимании не имеет абсолютной властью. То есть даже Бог действует и повелевает в рамке определенных принципов, норм и правил. Таким образом, смысл термина «абсолютность» нами уже выяснен.

Теперь мы должны выяснить смысл используемого нами термина «абсолютное правление». Следует отметить, что теория «абсолютного правления» («велайате мотлаке») была затронута наряду с другими теориями относительно правления факиха (велайате факих), в которых область компетенции факиха ограничена случаями под названием «благие дела» («омуре хисбийе»)[69]. Другими словами, некоторые факихи убеждены, что факих вправе вмешаться только в организации и регулирование «благих дел» в обществе. Другая часть факихов, в частности и Имам Хомейни, считали, что компетенция факиха-предводителя распространяется во все области правления исламским обществом. Последние убеждены, что для создания и регулирования мощного исламского государства факих, стоявший во главе этого государства, должен быть наделен всеми полномочиями, необходимыми для руководства исламским обществом. В этом плане, действительно, можно утверждать, что абсолютное правление присуще всем государствам и политическим системам мира, то есть данный способ правления не является только привилегией факихов и религиозной формы руководства обществом. Всякая власть, желающая действовать согласно своим основным обязанностям, должна быть наделена вышеуказанной формой абсолютного правления; это положение вовсе не обуславливает тупость, незначительность и невежества народа и не означает, что народ нуждается в какой либо опеке. Наличие мощного государства в целях руководства человеческого общества везде в мире считается необходимым и рациональным, и ни в одной стране данное положение не отождествляется с тупостью, незначительностью и невежеством народа. Другими словами, все человеческие общества, признают наличие и необходимость сильного правительства, и это вовсе не говорит в пользу их тупости и невежества. Следовательно, «абсолютное правление факиха» это теория, которая выдвигается наряду с теорией «ограниченного правления факиха».

Теперь, после выяснение значения «абсолютного правления» и установления разницы между ним абсолютистскими и тираническими режимами, еще раз напоминаем, что режим правления факиха по своей сути является конституционным режимом. То есть данный способ правления суть не только не тоталитарной и не абсолютистской, но является более рациональным и конституционным, чем другие политические системы. Другими словами, правление факиха, это такое правление, которое, как и другие формы правления, осуществляется в рамках конституции, и, кроме того, само по себе подвержено строгими ограничениями, такими как религиозные предписания, рамки убеждения, нормы шариата и нравственности, защита и соблюдение общественных интересов. В системе правления факиха все действия, законодательная деятельность, государства, государственных деятелей и даже самого факиха подчинена религиозным и божественным установкам и предписаниям. На этой основе факих в случае мельчайшего нарушения религиозных запретов может быть смещен со своего поста[70]. Здесь уместно указать на высказывания основателя Исламской Республики Иран:

Исламское правление не похоже ни на одно из существующих способов правления. Например, оно не является деспотическим, чтобы глава правительства в нем был деспотом и своевольным, и подвергал опасности собственность и жизнь людей и по-своему распоряжался ими, убил любого, кого желает, и наградил любого, кого считает нужным, а так же растранжирил собственность народа, раздав ее по собственному усмотрению. Досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), Его Светлость Повелитель Правоверных ‘Али (мир ему!) и никто из халифов не располагали подобной компетенцией. Исламское правление не является ни деспотическим и ни абсолютным, оно построено на основе закона. Конечно, данное правление конституционно не в обычном смысле, когда принятие законов зависит от личностей и от воли большинства. Оно конституционно в том понимании, что исполнительская и административная деятельность руководителей ограничена совокупностью условий, определяемых Священным Кораном и сунной досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Данная совокупность условий состоит из предписаний и законов ислама, соблюдение которых необходимо. С этой позиции исламское правление является властью божественных законов над людьми[71].

Следовательно, правление религиозного народовластия с факихом во главе, действительно, является властью божественных предписаний; но в данном случае руководитель-факих выступает в качестве исполнителя религиозных установок и предписаний шариата и по необходимости действует как наместник непорочных имамов. Поэтому праведных факих в религиозном обществе является исполнителем божественных предписаний. Люды в таком обществе признают власть Бога и божественные установки, что соответствует нормам и требованиям религиозного народовластия. В системе религиозного народовластия божий закон правит обществом, и данная система в корне отличается от простой демократии, основанной только на людских законах. При религиозном правлении компетенция факиха также ограничена в рамках божественных законов и предписаний, в пределах соблюдения общих интересов. Вне этих рамок факих не обладает никакими компетенциями и никакой властью.

Исламское правление, это правление закона. В этом способе правления, власть принадлежит Богу, а закон состоит из божественных установок и предписаний, исламский закон правит всеми людьми и, в целом, исламским государством. Все Люды, начиная от досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и его халифов навсегда подчинялись и подчиняются закону, ниспосланному Всевышним Господом языком Корана и посредством Своего досточтимого Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!)[72].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.016 с.)