И их сравнение с соответствующими способами при западных демократиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И их сравнение с соответствующими способами при западных демократиях



В этой части будет предпринята попытка сравнить методы назначения и избрания высшего органа государственной власти в системе религиозного народовластия (исламской республике) и системы западной демократии, чтобы выяснить в какой из этих двух систем предусмотрены наиболее точные, рациональные и логически слаженные механизмы избрания личности, который будет стоять на вершине пирамиды власти. Целю данной части заключается в демонстрации того, что в системе религиозного народовластия (исламской республике) с налаживанием точных и надежных механизмов принимаются все необходимые меры для того чтобы лидер, наделенный выдающимися качествами, был избран с применением четких, рациональных и, одновременно, всенародных и демократических способов; и тем самым свести до минимума всякую возможность злоупотребления власти, ошибок, коррупции и отклонений от верного пути на этом посту. Но прежде чем приступить к рассмотрению этих методов и механизмов, нам следует вкратце рассмотреть способы назначения или выбора кандидата на высший государственный пост в некоторых системах западной демократии.

Как было отмечено в первой части данной статьи, для кандидата на этот пост в западных демократиях самыми важными требованиями являются достижение определенного возраста, конкретный срок проживания в данной стране или гражданство этой страны. А касаясь методов выбора кандидата на этот пост, следует отметить, что в демократических системах правящие и могущественные партии, занимающие большинства мест в парламенте, выдвигают своего ставленника в качестве руководителя исполнительной власти. При этом, как правило, пост президента выглядит совершенно формальным и лишенным широких исполнительных полномочий, а исполнительная власть фактически остается прерогативой избранного парламентом премьер-министра (парламентские системы). Или, как правило, кандидаты на этот высокий пост регистрируются, а затем, в ходе выборов, которые проходят в одном или двух турах, осуществляется выбор лидера (президентские системы).

В Соединенных Штатах Америки кандидат для того, чтобы иметь возможность быть избранным на пост президенты должен выдвигаться одной из двух основных и влиятельных американских партий (демократической или республиканской), вне этих партий практически никто не будет иметь шанса стать президентом. Кандидаты от этих партий выдвигаются конвенцией, состоящей из партийных представителей различных штатов. В ходе подобных выдвижений, конечно, допускаются многочисленные недемократические меры, такие как политические и экономические сделки, обмен различными привилегиями, а также огромные размеры различных финансирований и, в частности, неимоверные расходы, связанные с рекламированием кандидатов в президенты. И, естественно, с учетом того, что нравственные, ценностные и даже профессиональные нормы при этом представляются не столь уж важными, а на первый план выдвигаются только экономические, партийные и фракционные интересы поддерживающих кандидатов группировок, то вовсе не исключается и возможность занятие поста президента некомпетентными лицами или просто карьеристами.

Во Франции президент приходит к власти в результате прямых выборов. Раньше, согласно конституции от 1958 года президент избирался составом выборщиков в количестве 90 тысяч человек сроком на 7 лет. Но после введения поправок в конституцию страны в 1962 году выборы президента проводятся прямым, всеобщим голосованием, в ходе которых он должен заручиться поддержкой простого большинства избирателей. Из числа требований предъявляемых к кандидату можно перечислить, в частности, то, что он для того, чтобы стать кандидатом в президенты Франции, должен выдвигаться 100 гражданами Франции, являющимися депутатами парламента, членами экономического совета, членами городских советов или избранного мэра какого-либо города страны. А затем данная акция должна быть представлена и одобрена, как минимум, в 10 основных или заморских французских провинциях. Если в первом туре голосования никто из кандидатов не наберет большинства голосов, проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, которых поддерживало наибольшее количество избирателей. В результате один из этих кандидатов прямым голосованием народа избирается на пост президента Франции[55].

В Японии самым высшим государственным постом считается пост императора, который передается наследственно и носит церемониальный характер. При этом руководителем высшей исполнительной власти является премьер-министр, который является главой государства и избирается парламентом, считающимся высшим органом государственной власти в Японии, из числа его депутатов. (Статьи 201, 41, 67 Конституции Японии).

Согласно Конституции Российской федерации, Президент страны является главой государства (статья 80) и избирается на 4 года гражданами страны на основе всеобщего, прямого и равного права голосования. Президентом Российской Федерации может быть любой гражданин страны, не моложе 35 лет и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее на 10 лет. (Статья 81)[56].

Таким образом, как было уже отмечено, в большинстве западных демократиях не только не уделяется достаточное внимание учету качеств и личностных особенностей высшего государственного должностного лица страны, но и способы его избрания в плане логичности и достоверности оставляют желать лучшего. В результате, вероятность прихода к власти карьеристов и недостойных людей на пост главы высшего государственного органа не только не исключается, но остается весьма высокой.

А теперь, после перечисления примеров относительно способов выбора высших государственных должностных лиц в западных демократических системах, приступим к рассмотрению механизмов выбора лидера в системах религиозного народовластия (исламской Республики). Вначале, еще раз акцентируем, что в этой системе согласно 5 и 109 статьей Конституции для лиц, выдвигаемых на высокий и ответственный пост лидера исламского общества, предусмотрена необходимость наличия определенных выдающихся качеств и требований. А верующие члены исламского общества обязуются с применением особых и максимально надежных механизмов определить и выбрать лицо, соответствующее этим качествам и требованиям. Другими словами можно утверждать, что оценка уровня соответствия кандидата на пост лидера страны выдающимся качествам и требованиям, которые предусмотрены для лидера страны в период Великого сокрытия, возложена на народ, который должен осуществить эту оценку надежными способами. Данное положение полностью соответствует требованиям религиозного народовластия[57]. Иными словами, религия, предъявляя соответствующие требования к лидеру в период Сокрытия, подразумевает не назначение на этой должности отдельно взятого человека, а выбор народом любого лица, соответствующего этим качествам и требованиям. Таким образом, установление необходимых качеств и требований, предъявляемых к лицу, занимающему высший пост в пирамиде власти, является положением, которому в той или иной степени уделяется внимание во всех политических системах; и во всех обществах для лиц, выдвигаемых на выборные должности, предусматриваются определенные требования и это положение вовсе не противоречит принципам религиозного народовластия.

С учетом того, что определение соответствующих требований, предъявляемых к лидеру в системе религиозного народовластия (исламской республике), требует специальной подготовки, навыков и квалификации, и нуждается во взглядах экспертов и ученых, то в данной системе лидер избирается в двух турах. То есть в первом туре народ прямым голосованием и демократическим путем избирают подготовленных экспертов, которые должны соответствовать конкретным и строгим требованиям, чтобы во втором туре эти эксперты смогли определить лица, отвечающего всем требованиям, предъявляемым к лидеру. Действительно, именно эксперты определяют и выбирают лицо, которое должно выполнять функции велаяте факиха (праведного руководителя-богослова). Преимущество подобного непрямого голосования при выборе лидера посредством экспертов лиц над прямым голосованием, практикуемом при выборе высшего государственного должностного лица в обществах западной демократии, совершенно очевидно. Естественно, вероятность допущения промахов и ошибок при подобных выборах гораздо ниже, чем при системах, где лидер или президент избирается прямым голосованием народных масс. Ибо при религиозном народовластии сведущие лица из числа квалифицированных экспертов сами избраны народом с учетом строгих правил и уполномочены с учетом своих знаний, компетентности, квалификации, благочестии и богобоязненности выполнить возложенную на них ответственную миссию выбора лидера[58].

Здесь представляется весьма важным отметить мало освещавшийся до сих пор момент, а именно, то, что в системе религиозного народовластия (в исламской республике) выборы лидера проводятся без выдвижения со стороны отдельных лиц, партий и общественных групп. И, соответственно, лидер не выбирается прямым или непрямым голосованием из числа нескольких выдвинутых кандидатов. Данное положение (наряду с определением выдающихся качеств и максимальных требований к лидеру, а также заключением группы сведущих лиц о соответствии лидера этим качествам и требованиям) способствует надежности, полноценности и объективности выборов лидера в системе религиозного народовластия. В западных демократических системах, в которых кандидатура лидера отбирается и выдвигается со стороны партий и общественных групп, никогда не исключена возможность прихода к власти карьеристов и ловкачей, которые вступают на политическую арену ради достижения власти, богатства, собственного положения, личного или группового использования обширными возможностями. И с учетом того, что один из них придет к власти путем голосования массы простых и некомпетентных людей, то весьма вероятно он окажется некомпетентным и недостойным, нечистым на руку лицом и карьеристом, который привлек внимание народа путем обмана, саморекламы, махинациями и при помощи денег.

Таким образом, тот положение, что кандидатура лидера при религиозном народовластии (в исламской республике) не выдвигается никакими партиями или общественными группами и необходимость подбора кандидатуры и избрания лидера со стороны группы квалифицированных, компетентных и ответственных экспертов, исключает вероятность достижения этого ответственного поста карьеристами и конъюнктурщиками. Данное положение демонстрирует превосходство выбора лидера при религиозном народовластии над выборами при западных демократиях, основанных на выдвижении лидера со стороны политических партий и фракций. С другой стороны, строгие требования, предъявляемые к лидеру и предусматриваемые качества, которым он должен соответствовать, сами по себе являются надежной гарантией для предотвращения ошибок при выборе лидера. Скрупулезность и строгости, с которыми эксперты подходят к подбору кандидатуры и избранию лидера, который должен соответствовать данным качествам и предъявляемым требованиям, также говорят о превосходстве данного способа выборов при религиозном народовластии над методом, основанным на определяющее положение денег и партийной принадлежности кандидата в лидеры.

Следует отметить, что Совет экспертов является совершенно самостоятельным социальным институтом, который состоит из компетентных экспертов, а выбор экспертов в эго состав производится с учетом строго установленных правил. На основе стати 2 Закона о выборе экспертов и предъявляемых к ним требованиях, утвержденного 10 абана 1359 (1 ноября 1980) года (и пересмотренного в месяце тир 1369 (июле 1990) года) к избранным народом экспертам предъявляются нижеследующие требования:

а) известность своей религиозностью, нравственное достоинство и нравственная убежденность;

б) умение вынесения аргументированного вердикта (иджтихад) относительно некоторым вопросам фикха (исламской юриспруденции) и умение определить соответствие кандидата качествам, необходимым лидеру исламского общества;

в) политическое и социальное видение, знание текущей политической ситуации;

г) приверженность системе исламской республики в Иране;

д) отсутствие случаев злоупотреблений политического и социального характера в прошлом.

Наличие подобных требований, предъявляемых к членам Совета экспертов, сведет до минимума вероятность допущения каких-либо ошибок и отклонений в ответственных решениях этого органа. Необходимо отметить, что количество членов Совета экспертов определяется соответственно численности избирателей каждой административной области страны с учетом один член Совета на миллион избирателей. Члены экспертного совета избираются большинством голосов избирателей, путем прямого и тайного голосования, сроком на 8 лет.

Следовательно, с учетом того, что народные массы по своей природе не в состоянии на уровне экспертов оценить соответствие лидера качествам праведного богослова (валийе факих), то для этого они должны прибегнуть к помощи квалифицированных экспертов. В основном, определение качеств и достоинств лидера для простого народа будет трудным и даже невозможным занятием, поэтому, следуя этическим принципам мудрецов и праведников, при подобных обстоятельствах следует обратиться за помощью к искушенным лицам и экспертам-профессионалам. А Совет экспертов (Маджлисе Хобреган) является вполне самостоятельным институтом власти, его влияние основано на воле народа и он не зависит ни от каких-либо других органов власти – не от трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), и даже не от Совета по охране конституции или от лидера страны. Никакой орган власти, включая и лидера страны, не имеют права вмешиваться в его дела и, как сказано в статье 108 Конституции страны, этот политический институт пользуется полной свободой при регулировании, комментировании или пересмотре относящихся ему законов и своего внутреннего устава. То есть этот Совет пользуется полной самостоятельностью при составлении и утверждении, как своих внутренних уставов, так и относящихся к его деятельности положениях и предписаниях. Кроме того данный Совет обладает самостоятельной законодательной инициативой. Иными словами, в отличие от положений относительно Ассамблеи по определению государственной целесообразности, которые должны окончательно утверждаться лидером (статья 112 Конституции), решения Совета экспертов не подлежат окончательному утверждению со стороны лидера страны. Данное положение говорит о совершенной самостоятельности Совета экспертов в решении всех вопросов, относящихся к его компетенции[59].

Ответственность экспертов по выявлению лидера и его представлению народу можно характеризовать как квалифицированное свидетельствование, которое в связи с компетентности экспертов по данному вопросу и с учетом отсутствия подобной компетентности у простых людей представляется весьма важным. На этой основе необходимо, чтобы выявлением лица, которое достойно занимать пост лидера, должны заниматься компетентные люди, в обязанность которых входить и представления этого лица простому народу. Пренебрежение этой ответственностью равносильно «утаиванию верного освидетельствования», «утаиванию истины», «утаиванию Божественного откровения», «утаиванию наставления на путь истины», «утаиванию Божественной благодати» и «замене правды ложью», которые в Коране строго осуждаются и опровергаются[60].

Следовательно, свидетельствование квалифицированного эксперта при определении компетентности лидера пользуется привилегией, с точки зрения, как легитимности, так и рациональности. Поэтому на основе статьи 107 Конституции ИРИ «…лидер страны назначается всенародно выбранными экспертами. Указанные эксперты проводят консультации относительно кандидатур всех факихов, отвечающих требованиям, указанным в статьях 5 и 109. Если они признают одного из них самим сведущим в предписаниях и вопросах мусульманского права либо в политических и социальных проблемах, а также сочтут его признанным всем народом или обладающим выдающимися качествами из тех, что перечислены в статье 109, то выбирают его лидером страны. В ином случае они выбирают одного из указанных факихов в качестве лидера. Избранный экспертами лидер страны является предводителем мусульман (валийе амр) и несет на себе всю связанную с этим ответственность».

Поэтому Совет экспертов, чтобы выбрать лидера, рассматривая на основе статьей 9 и 109 Конституции страны кандидатуру отвечающих соответствующим требованиям факихов, проводит консультации относительно выявления среди них самого достойного для занятия этого поста. А статья 107 Конституции, в которой перечисляются такие качества лидера, как «быть сведущим», «быть признанным всем народом» и «обладать выдающимися качествами», тем самим, служит ориентиром для экспертов при избрании лидера. Словосочетание «быть сведущим» означает осведомленность и глубокие знания не только в области исламского права (фикха), но и компетентность по всем политическим и социальным вопросам. А под словосочетанием «быть признанным всем народом» подразумевается известность лидера среди людей его нравственными особенностями, общественным влиянием, благочестием, мудростью, прозорливостью и другими похвальным качествами. Словосочетание «обладать выдающимися качествами» означает наличие у лица, отвечающего всем предъявляемым к лидеру требованиям, исключительной известности среди экспертов или широких масс людей по каким либо научным, нравственным, политическим качествам, указанным в статье 109 Конституции[61].

С учетом кропотливой, высокопрофессиональной, непрерывной и продолжительной работы экспертов по определению качеств, особенностей и норм поведения лидера данный Совет согласно статье 17 своего внутреннего Устава, утвержденного в июле 1983 года, обязан путем создания специальной комиссии из 15 своих членов заниматься выявлением и изучением лиц, отвечающих всем предъявляемым к лидеру требованиям; чтобы в необходимых и экстренных случаях можно было заменить лидера другим более достойным лицом.

Здесь возникает спорный момент относительно двух теорий определения и представления лидера народу, а именно, касательно теории назначения и теории выбора.

Другими словами, приходится ответить на вопрос: эксперты выбирают лидера и придают ему легитимность или они, просто, выявляют лицо, отвечающего всем предъявляемым требованиям и представляют его народу в качестве лидера?

Согласно теории выбора никто из факихов не был назначен на пост главы исламского общества посредством пречистых имамов (мир им!). Они были выдвинуты в качестве кандидатов на пост руководителя исламского общества, как лица соответствующие качествам лидера. И, следовательно, именно народ, во-первых, является носителем власти и, во-вторых, доверяет полноту власти и правления одному из факихов путем прямого или непрямого голосования. А согласно теории назначения, сторонником которой является и автор данной статьи, эксперты при этом играют роль специалистов-аналитиков; они занимаются выявлением и представлением народу лидера, и свидетельствуют о соответствии лидера всем качествам, установленным со стороны пречистых имамов (мир им!). Соответственно, они выявляют и определяют легитимность власти лидера, а затем и представляют его всему народу.

Таким образом, согласно теории выбора эксперты играют роль посредников, то есть они путем выборов передают лидеру легитимные властные полномочия, доверенные им народом. А в соответствии с теорией назначения легитимность руководящего положения лидера реально обеспечивается путем выбора предводителя мусульманского общества посредством экспертов, а также посредством признания этой власти, когда люди добровольно подчиняются ей. Данное обстоятельство (с экспертами) напоминает человека, обладающего знаниями и профессиональными навыками врача, в компетенции которого входит лечение людей, независимо от того, обращаются к нему люди за лечением или нет. Но когда люди обращаются к нему за лечением, то его лечение и профессия врача из потенциального состояния переходят в стадию реальности; но это не означает, что он стал врачом благодаря обращениям к нему людей или, что врачебная профессия присвоена ему пациентами.

Следовательно, согласно теории назначения, пречистые имамы считали, что пост руководителя и ответственность за руководство политическими и социальными сторонами жизни исламского общества является прерогативой всех факихов, отвечающих необходимым для этого требованиям. Но так как многочисленность лидеров может привести к разрушению монолитности исламского общества, то народу вменяется в обязанность выбрать среди них одного отвечающего всем необходимым требованиям факиха, легитимность власти которого определяется народом и который будет в состоянии нести на себя бремя руководства обществом верующих. Следовательно, именно народ прямым или непрямым (через экспертов) голосованием играет основную роль при выборе одного из самих подготовленных факихов в качестве лидера и таким образом возлагает обязанность руководителя общества верующих, которую является божественным правом, предоставленным Богом своему наместнику на земле, то есть человеку, на одного лица (статья 58 Конституции ИРИ). Это лицо, которое достойно нести бремя руководства исламским обществом согласно учению непорочных имамов (мир им!). Тем самим к легитимности данного лица в качестве лидера прибавляется еще и признание его власти со стороны народа.

По этому основой для избрания на пост лидера могут быть ни личная симпатия Совета экспертов к тому или иному лицу. То есть при этом конкретный факих рассматривается не как физическое, а как юридическое лицо (другими словами, во главу угла ставятся его особенности в качестве факиха и справедливого лица, а не его личность). То есть компетенция Совета экспертов состоит не из искусственного учреждения поста лидера и вручение этого поста кому-либо в качестве дара, а в определение факиха, отвечающего всем необходимым для занятия этого поста качествам, то есть в обнаружение этих качеств в конкретно взятом лице[62].

Здравый смысл подсказывает, что способ выбора лидера в системе религиозного народовластия (то есть в исламской республике) является одним из самих четких и вместе с тем один из самих надежных методов, в котором возможность допущения ошибок и промахов доведена до минимума. Таким образом, в системе религиозного народовластия народ, признавший полное религиозное правление во всех делах и приверженный правилам и предписаниям этого способа правления, для полной уверенности в соблюдении этих правил и предписаний, сознательно и демократическим путем выбирает компетентных экспертов и специалистов-религиоведов. Эти эксперты и специалисты-религиоведы путем всестороннего квалифицированного рассмотрения внимательно и скрупулезно занимаются определением наличия таких качеств как справедливость, богобоязненность, праведность, религиозная образованность и вместе с тем наличие организаторских способностей, прозорливости, смелости и политического видения у лица, которое займет важный и ответственный пост руководителя исламского общества. Следовательно, можно отметить, что выбор экспертов посредством народа основан на рациональных и религиозных началах (с точки зрения учета квалифицированного мнения и с позиции освидетельствования и консультации сведущих лиц). Кроме того, данное обстоятельство служит основой для того, чтобы народ чувствовал свою причастность и определяющую роль в решении политических и социальных вопросов при выборе лидера исламского общества, что, в конечном счете, приводит к повышению активной жизненной позиции народа и к укреплению основ религиозного народовластия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.016 с.)