Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура исламского общества («умма»)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сейед Ахмад ‘Аллам ал-Хода [392]
Политика зиждется на отношении между властью и народом. Существуют две формы толкования этого отношения: с позиции властителей, когда происходит влияние в направлении сверху вниз, и с позиции народа – влияние снизу вверх. Несостоятельность первого толкования, также как реальность второго, очевидна. Уязвимость политических теорий об отношении народа с властью относится ко второму толкованию. Важность этого вопроса в любой политической системе связана особыми опасениями личностей относительно правящих течений. В аристократических и диктаторских режимах это опасение выступает более отчетливо, а в демократических режимах, несмотря на то, что народ должен быть уверен в своем участии в процессе принятия решений властями, вопрос об отношениях народа с властью отличается особой чувствительностью. Все лозунги и словоблудия о нахождении судьбы народа в его же собственных руках завершаются приходом к власти по воле большинства членов общества отдельных личностей или группы лиц. После достижения этой цели среди народа наблюдаются два вида опасения. 1 –Опасение меньшинства, которое с приходом к власти своих противников, считает, что его судьба находится в руках у лиц или группы лиц, не обладающих компетенцией для управления судьбами общества. 2 –Опасение большинства, приводившее к власти данное лицо или группу лиц, связанное с тревогой о том, могут ли избранные ими люди оправдать их ожидания. Но подобные народные тревоги в религиозных системах и более обширный научный опыт в этом плане в большей степени встречаются в религиозных системах правления, относящихся к очень древним временам, и связанных с правлением божественных пророков, подробности о которых в современной политической литературе до сих пор не отражались. О прошлом научном опыте религиозного правления политической мысли известны лишь опыт правления церкви на Западе. В течение около десяти веков церковь держала на Западе власть в своих руках, навязывая народам тоталитарное правление. Этот опыт на Западе привел к возникновению секуляризма и отступления от религии. Народ помнит об этом опыте не как о народном правлении, а как о народном лишении, при котором народ невольно выступал только в качестве носителя непроизвольных обязанностей. И, к сожалению, подобный вывод о западной практике приписывается и исламским обществам. Одним из действенных факторов в отношениях народа с правительством является положение народа с позиции правительства. На Западе с позиции политической мысли около трех веков тому назад народ в структуре власти занимал положение раба и даже ниже того – положение животных. В этой статье рассмотрены источники об этом, а также о позиции ислама относительно положении народа по отношению к власти согласно высказываниям Повелителя Правоверных ‘Али, которые оцениваются в сравнении с прошлыми позициями на Западе. За последние три столетия в западной политической мысли относительно положения народа в структуре власти произошли определенные изменения. Предусмотрены три направления участия народа в управлении обществом, и каждому из этих направлений присущи свои глубокие проблемы. Для разъяснения положения народа в структуре власти с точки зрения исламской мысли мы, вначале, должны рассмотреть понятие «исламского общества», именуемого в Коране словом «умма». Ибо исламская политическая мысль во всех вопросах, касающихся общественной жизни человечества, направлена на управление коллективной жизни людей в рамках религиозного общества. Структурную сущность исламского общества можно объяснить с учетом смысла его названия словом «умма». В данной статье идут объяснения социальной структуры исламского общества и изложения особенностей, отличающих его от гуманистического общества. При этом отношение народа к правительству в социальной структуре исламского общества уподобляется отношению пассажиров корабля к капитану, а также процессу управления кораблем и качестве сервиса в нем. А отношение самого капитана к пассажирам сводится к предоставлению сервиса, состоящего в доставке пассажиров до пункта назначения, обеспечении их здоровья и безопасности. Конечно, это общая перспектива роли народа во власти в умме (исламском обществе), разъяснение которой нуждается в более детальном и доскональном рассмотрении из общего количества которых в данной статье будут анализированы три основных момента. 1 –Общая программная цель роли народа во власти заключается в том, что в исламе участие народа в политике считается обязанностью каждого члена общества. Для разъяснения этого утверждения следует обратиться к хадисам и другим исламским текстам, в которых говорится о разнице между правом и обязанностей народа относительно участия в политической жизни общества. Согласно преданиям и хадисам участие в политике является обязанностью и вовсе не должно интерпретироваться как подчинение. 2 –Второе рассуждение: место и роль таких компонентов как воля, иджтихад и выбор объясняется тем, что участие в политике определяется как обязанность каждого гражданина. 3 – Третье рассуждение: ислам ведет борьбу против сдерживающих факторов на пути участия народа в политической жизни. С учетом хадисов, преданий и жизнеописаний пречистых имамов (мир им!) выясняется, что моральный пример исламских правителей и специальные требования, предъявляемые исламом к лидерам религиозного общества, а так же нравственная позиция самого исламского правителя являются лучшими исполнительными гарантиями для преодоления сдерживающих факторов на пути участия народа в политической жизни общества. Политика основывается на отношениях между власти и народом; эти отношения с точки зрения властителей комментируются как процесс распространения влиянии власти сверху вниз, и означает навязывание гражданам ценностей и политических целей правящего класса. А со стороны народа эти отношения комментируются как влияние народа снизу вверх, чтобы народ имел возможность оказать влияние в процесс принятия решений со стороны правителей, которые во всех своих решениях должны быть подчинены народной воле. Гегемонистские течения в правительстве стремятся навязывать первую комментарию, а демократические течения стараются применить на практике вторую комментарию отношений. Первый вариант комментарий, несомненно, не может считаться справедливым, реализация второго комментария связана с некоторыми проблемами, нуждающихся в соответствующих рассуждениях. Жан Бландел пишет: «Когда повсеместно существует возможность для увеличения влияния и связей политики сверху, безусловно, даже при демократическом правлении для руководителей важно, чтобы они могли предложить народу свои программы и политические линии. Таким образом, за исключением самых агрессивных гегемонистских режимов, в которых все или почти все отношения строятся по направлению сверху вниз, во всех других системах отношения между правителями и управляемыми выступает в форме влияния с сочетанием направлений сверху вниз и снизу вверх. При этом в либеральных и демократических системах преобладает распространение влияния снизу вверх, тогда когда в гегемонистских и навязанных режимах наблюдается преобладание обратного направления».[393] То, что под названием отношения народа и власти стало объектом пристального внимания различных политических теорий, соответствует второму варианту толкования этих отношений. В принципе, значимость этого вопросах в любой политической системе основывается на наличие особого рода опасения людей, основанной на их отношения с правящей властью. В аристократических и диктаторских режимах это опасение выявляется более отчетливо, ибо люди при этих режимах замечают безоговорочную зависимость своей судьбы от интересов и наклонностей одного или нескольких могущественных лиц. При этом люди чувствуют, что все их человеческие права и достоинства жертвуются ради желаний и вожделений могущественных диктаторов, готовых пожертвовать сотни людей ради своих ничтожных желаний или ради программы своего часового отдыха. В этих обществах люди, проснувшись утром, думают о том, каково будет сегодня мнения власти о них и до какой степени они могут участвовать в определении своей судьбы в соответствии с взглядами правящего режима. Французский историк Албер Моле говорит: «Римский император Нерон в ходе одного из национальных праздников составлял программу, согласно которой две группы гладиаторов, каждая из которых насчитывала тысячу рабов, на обширном манеже должны били вступить в кровавую битву перед взором императора и его придворных. Император и его придворные при этом должны были наслаждаться тем, как эти люди растерзали и потопляли друг друга в кровы. Перед битвой гладиаторы должны были пройти строем перед палаткой императора, затевая песню с таким содержанием: «О, император, обреченные на смерть приветствуют тебя!»»[394]. Господство этого течения над людьми с подобным взглядами на человека вызвало подвластных граждан самые смертельные тревоги. Известно, что самые выдающиеся идеи этих людей были направлены на поиск способов обеспечения народного влияния на подобные правительства, чтобы в контексте исполнения желаний правителей можно было обеспечить решение некоторых судьбоносных проблем жизни людей. Следовательно, в качестве самого важного вопроса при этом выступало отношение народа и власти или положение народа в системе властных структур.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.007 с.) |