Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образцовый контраст религиозного народовластияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Некоторые критики теории религиозного народовластия полагают, что демократия зиждется на особых гносеологических и антропологических основах, противоречащих гносеологическим принципам, на необходимость которых настаивает ислам и Коран. Поэтому сочетание ислама с демократией и формирование правления, которое одновременно с приверженности шариату и исламскому учению отличается еще и приверженностью власти народа, является парадоксальным тезисом и образцовым контрастом. На этой основе, защитники религиозного народовластия, с одной стороны, проявляют равнодушие к сущности ислама и его гносеологических и антропологических основ, а, с другой – демонстрируют невнимательность по отношению к средствам и основам, которые управляют демократией.[630] При доказательстве данного утверждения, представляется, что демократия по своей сущности зиждется на принципиальные основы, в частности, на «гносеологический плюрализм» и «абсолютную свободу мысли и слова». На основе гносеологического плюрализма, невозможно отличить истину от лживого; и никто, никакая группа лиц или школа не могут претендовать на достижение истины. Следовательно, нет другого пути, кроме как оставлять людей свободными в своих склонностях, мыслях, религиях и в средствах их выбора, и никакие выборы, мысли или склонности не должны быть под предлогом их ложности опровергнуты. А с другой стороны, соблюдение права беспрепятственного и безусловного выбора приводит к признанию абсолютной свободы мыслей и слова. Ибо без наличия подобной всесторонней свободы невозможно защитить права людей на свободные выборы. Следовательно, гносеологический плюрализм находится в полном соответствии с абсолютным правом выбора и правом на неограниченную свободу мысли и слова. И эти два важных фактора демократии в исламе не пользуются никаким положением. Один из защитников тезиса о природном несоответствии религиозного народовластия и демократии говорит: «В принципе, нет никакой возможности для сочетания ислама и демократии, кроме как полной секуляризации самого ислама. Одним из теоретических принципов демократии считается признание возможности совершения ошибок со стороны человека. Данный принцип в свою очередь основан на другом принципе, согласно которому человек является самостоятельным и свободным в своем выборе существом. Важнейшим объектом проявления свободы выбора человека является мир его мыслей и убеждений. Человек при свободе столкновения с различными мыслями, мнениями и убеждениями, должен располагать возможностью свободного выбора, он свободен в выборе «одной из религий», или «никакой религии». В связи непрозрачности истины и трудности его распространения среди всего человечества всякий выбор состоит из истины и из того, что отличается от нее. Если какая-либо идейная школа или религия считает себя последней инстанцией истины и справедливости, а других религий и учений – проявлением неверия, язычества и заблуждений, то данная религия не может быть совместима с демократическим правлением. А ислам, ссылаясь на айаты Корана, считает себя единственной истинной религией. Нижеследующие айаты явно находятся в противоречии с демократией: «Что [может быть] помимо Истины, если не заблуждение?»[631]; «Если же изберет кто веру иную, кроме единобожия, то не будет одобрено поведение такое».[632] Начальные айаты суры «Покаяние»[633] также относятся к тем утверждениям, которые противоречат принципу свободы выбора человека».[634] По мнению автора этих строк, упомянутое воззрение на демократию является слишком узкой и ни в коем случае не может быть выразителем различных существующих моделей демократии, как теоретически, так и на практике. Подобный анализ демократии, основанный на игнорирование всяких принципов, ценностей и особой философии, фактически является специальным толкованием демократии, смешанным с экстремистским либерализмом. Эта плюралистическая демократия стремится изображать нейтральную и недееспособную систему, которая формируется в многоликом обществе, и при этом государство не привержено никаким определенным школам, ценностям и идеологиям; оно, соблюдая полный нейтралитет, составляет и осуществляет свои программы и политическую линию на основе воли большинства и свободы выбора индивидов. И, как было указано, данная модель – лишь одна из трактовок и вообразимых моделей демократии и нельзя ее преподнести в качестве абсолютной демократии и популяризовать как единственно приемлемый политический режим, а также нельзя основной принцип этого отдельного взятого взгляда считать общей гносеологической основой для всех форм демократии. Вторая проблема, связанная анализом данного воззрения, состоит в том, что оно, как и все другие теории, основанные на полном гносеологическом скептицизме, сталкивается с проблемами саморазрушения (Self defeating). Ибо, одновременно с подчеркиванием необходимости плюрализма, избеганием абсолютных утверждений и догматизма, а также отрицанием возможности достижения истины, данная теория настаивает на достижение абсолютных ценностей, таких как широкая и неограниченная свобода мысли и слова и всесторонней выборности. Кроме того, данная теория, одновременно с сомнением в истинности всех суждений, допускает несомненную приемлемость отдельно взятых тезисов, таких как: «истину невозможно доказать», «никто и никакая школа не может претендовать на достижение истины», «всякий выбор представляет собой структуру, состоящую из правды и неправды». Каким образом можно говорить о гносеологическом плюрализме и сомневаться в истинности всех без исключения суждений, и в тоже время решительно и уверенно настаивать на истинность вышеупомянутых гносеологических тезисов? Третьим моим критическим замечанием относительно данному анализу заключается в том, что данное представление о демократии является чрезмерно субъективным и утопическим. Чистая демократия (Pure democracy), которая, игнорируя рамки ценности, идеологии и философии, основывается только на свободный выбор индивидов с различными склонностями и идейными школами, а на уровне своей политической практики не придерживается никаким ценностным и моральным системам, является незащищенной и неосуществимой. Именно поэтому в ходе истории демократических систем и, особенно, в современных демократических системах мы всегда встречаемся не с «чистыми», а с «обузданными» («ограниченными») демократиями (Limited democracy). Это демократии, которые обузданы (ограничены), например, в рамках ценностных систем и идейных школ либерализма и социализма, и над этими демократиями постоянно господствовали некоторые фундаментальные принципы и ценности, установленные не на основе голосования и свободного волеизъявления. Именно поэтому некоторые критики нейтралитета либерального государства упоминают о том, что нейтральность государства и отсутствие его приверженности конкретным ценностным и идеологическим системам, в основном, представляются невозможными и практически противоречивыми. Либеральное государство в лучшем случае своего нейтралитета обязательно в ходе принятия решений по таким вопросам, как организация развлекательных мероприятий, выделение пособий или взимание налогов, прямо или косвенно учтет ценностные аспекты, конечные целы и основ либерализма и не может равнодушно взирать на вопросы, касающиеся расцвета или падения либеральной культуры.[635] Рассмотрим демократию в качестве конкретного политического направления, которое зиждется на трех конкретных основах, то есть на роли народа в процессе достижения власти отдельными индивидами; участие народа в процессе принятия политических решений прямо или посредством своих представителей; а также информированность народа о действиях руководителей и организация надлежащего контроля над ними. Тогда никаких преград на пути выбора этого направления в рамках ценностей и различных фундаментальных принципов не остается. Другими словами, если либерализму удалось в рамках уважительного отношения к своим принципам и ценностям обуздать народовластие, то нет никаких преград и для того, чтобы другая школа и ценностная система (например, ислам или какая-либо другая идеология) таким же образом воспользовалась этим направлением. Поэтому не следует недальновидным взглядом на сущность демократии трактовать ее в рамках одной идеологии, враждебной всем другим школам и идеологиям, чтобы всякий компромисс и мягкое отношение к демократии не были опровергнуты и осуждены под видом логического парадокса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.007 с.) |