Необходимость научности, знание фикха и могущества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость научности, знание фикха и могущества



- «Ужель перед Богом наравне: кто знает – с теми, кто несведущ?[41]»

- Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!): «Если кто-то берет на себя ответственность за руководство народом, когда среди этого народа есть другие наиболее сведущие и лучше знакомые с фикхом люди, то этот народ до конца дней в своих делах обречен на провал»[42].

Сказал 'Али (мир ему!): «Самый достойный руководитель, это тот, кто самый сильный в вопросах политики и организации, а также самый сведущий в вопросах божественных предписаний (фикха)[43]».

Духовный предводитель и лидер в исламской республике должен быть факихом (знатоком фикха) и муджтахидом (знатоком иджтихада[44]). Но не каждый факих и муджтахид может стать лидером. Тем не менее, знание фикха и способность к иджтихаду наряду со многими другими обязательными качествами должны быть присущи лидеру. Всевышний Господь в качестве причин для избрания Талута[45] и его превосходства над другими называет такие особенности, как знания, мудрость и физическую силу: «Избрал Господь его над вами и щедро одарил мудростью и удалю мужскою»[46].

Повелитель Правоверных 'Али (мир ему!) также, говоря об особенностях руководителей исламского общества, отмечает: «Предводитель должен быть самим сведущим по вопросам дозволенного и недозволенного, относительно божественных предписаний, указаний и запретов, должен знать обо всех нуждах общества мусульман»[47].

 

Справедливость и праведность лидера

- «Ведь перед Аллахом самый чтимый – тот, кто праведней из всех вас станет»[48].

- «Завет мой неблагочестивых не объемлет»[49].

- 'Али (мир ему!) изрек: «Знай, что лучшим из рабов божьих перед Богом является справедливый предводитель, который был наставлен на путь истины и наставляет людей на этот пут»[50].

Следует отметить, что справедливость в шиитском фикхе имеет особый смысл, коренным образом отличающийся от общепринятого. Имам Хомейни в своей книге «Тахрир ул-васила» («Описание средств»), затрагивая смысл и значение справедливости, пишет: «Справедливость – это душевный навык, который достигается в результате самообладания, посредством которого человек стремится не допустить великие грехи, избежать или не повторять умышленных малых грехов, соблюдать религиозные предписания. Кроме того праведность, также является душевным состоянием, на основе которого человек, будучи богобоязненным, стремится к смирению перед Богом и к тому, чтобы Господ был доволен им»[51].

Таким образом, предусматривая необходимость наличия справедливости и праведности у человека, стоящего на верхушке пирамиды власти какого-либо политического строя, тем самим, можно быть уверенным, что он, опираясь на веру, нравственные устои, справедливости и богобоязненности, не будет вовлечен к порокам, мятежам, посягать на права и имущества людей, злоупотреблению своей властью; и он не пасует даже перед внешними силами и угрожающими силой государствами; в центре его внимания, как богоугодное дело, будет находиться обеспечение независимости страны и счастье исламского общества; он воспринимает власть как нечто, отданное Богом ему на хранение, а не как средство для достижения земных благ для себя[52].

 

Смелость, деловитость, благоразумие и правильное политическое видение лидера

Лидер должен владеть высокой степени деловых качеств, благоразумия и смелости. Он должен быть наделен способностью благоразумно управлять обществом в самые ответственные моменты и гармонично координировать деятельность всех трех ветвей власти (статья 57 Конституции ИРИ). Наличие решительности и отваги в сочетании с рационализмом и благоразумием являются основными необходимыми качествами лидера, ибо при кризисных ситуациях он должен быть в состоянии на основе правильного политического и социального воззрения направлять общество в нужное русло и с учетом внутренней и международной ситуации управлять государством. В связи с этим обратимся к нескольким преданиям:

- Бедствием предводителей является слабость воззрения, недостаток благоразумия и политической решимости[53].

- Неправильно принимаемые меры приводят к расстройству всех дел[54].

Естественно, даже при наличии у лидера всех высоких качеств и выдающихся способностей, он не может обходиться без совета специалистов и знатоков политики, экономики, социологии, военного дела и других направлений. В целом, из-за многочисленности и сложности вопросов, связанных с политическим и социальным руководством, никакой царь, президент или лидер в мире не в состоянии справиться со своими обязанностями в одиночку и с учетом только собственного мнения. Именно поэтому в религиозных источниках лидеру при религиозном народовластии вменяется в обязанность согласно благословенному айату «посоветуйся с ними в делах» по всем важным политическим и социальным вопросам посоветоваться с нардом и со знатоками дела. Досточтимый Пророк ислама, будучи универсальным разумом и завершающим цепочку пророков, следуя этому принципу, по многим вопросам держал совет со своими сподвижниками и приближенными друзьями, придавал большое значение их квалифицированному мнению, проявлял к ним к их мнениям соответствующее уважение.

Здесь важно отметить, что основной причиной различия качеств и особенностей лидера в системах религиозного народовластия и западных демократий заключается в наличие коренных различий между ними с точки зрения функций, миссии и государственных целей. Ибо в системе западных демократий основной обязанностью и задачей человека, стоящего у руля власти является выполнение наказов и удовлетворение материальных нужд большинства таких, как обеспечение водой, хлебом жильем, медицинским обслуживанием и тому подобными благами. Иных задач у него нет. Поэтому для него наличие никаких других выдающихся качеств, кроме как заручиться поддержкой большинства на выборах, не предусматривается. Тогда когда в системе правления при религиозном народовластии (в исламской республике) лидер исламского общества, кроме обеспечения удовлетворения материальных нужд общества, о котором говорилось выше, обязан еще создать необходимые условия для развития и повышения нравственных и человеческих качеств людей и развития духовных ценностей в обществе. Таким образом, лидер общества мусульман не только сам должен быть носителем высшей степени подобных качеств, но обладать еще максимальной степени умения, мощи, знаний и прозорливости для того, чтобы направлять общество к достижению этих совершенных качеств. Именно из-за наличия этого сущностного отличия в государственных и политических целях нормы избрания руководителя при религиозном народовластии в корне разнятся от норм, функционирующих в других политических школах и системах. Данное коренное отличие зиждется на различиях в политических философиях ислама и западной демократической системы. Оно берет свое начало с ответа на важные вопросы (каковы цели власти?, что означает счастье?, каковы особенности желаемого правительства? в чем смыль жизни человека? каким путем достигается счастье?, на чем основана власть?, какому человеку следует подчиняться? и тому подобное). А рассмотрение каждого из этих вопросов требует отдельного исследования.

В конце данной части статьи следует отметить, что в системе религиозного народовластия руководитель не только в начале, в период выборов, но и в дальнейшем должен соответствовать упомянутым выдающимся качествам. Другими словами, лидер как должен доказать наличие подобных качеств у себя как при старте так и в ходе всего периода своего нахождение на посту руководителя исламского общества. А в четвертой части данной статьи будут изложены методы необходимого контроля, который осуществляется экспертами над деятельностью лидера как в начале (при выборах), так и в ходе его деятельности на посту руководителя.

 

Часть вторая: Способы назначения лидера при религиозном народовластии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.007 с.)