For development in the tourist region 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

For development in the tourist region



 

The article discusses the features of the regional market of gastronomic souvenirs on the example of the city of Kostroma, negative trends in the production of gastronomic
souvenirs are noted, promising directions for the development of this area are highlighted.

Keywords: gastronomic souvenir, health products, regional brand, souvenir products, tourist image.

 

Сувенирная продукция является одним из важнейших элементов маркетинга в сфере туризма. Сувениры помогают создавать туристический имидж региона, способствуют формированию общественного мнения о данной территории [3]. Сувениры материализуют полученный туристами опыт посещения тех или иных мест, продлевают пережитые ощущения от путешествия. Производство и продажа сувенирной продукции являются способом монетизации воспоминаний и впечатлений людей. Приобретение сувениров в подавляющем большинстве случаев является обязательным элементом туристической поездки, поэтому с развитием сферы туризма неразрывно связан динамичный рост рынка сувенирной продукции.

Среди широкого перечня товаров, приобретаемых туристами на память о совершенном путешествии, важное место занимают гастрономические сувениры – продукты питания и напитки, которые отражают в себе особенности данной туристической местности. По сравнению с другими категориями сувенирной продукции, гастрономические сувениры имеют конкурентное преимущество, так как они позволяют усилить впечатления людей от совершенной поездки за счет воздействия на вкусовые и обонятельные органы чувств [1]. В отличие от непродовольственных сувениров, таких как магниты, статуэтки, тарелки и т. п., которые являются маркерами посещения туристического места, но зачастую не имеют с ним глубокой культурной связи, продукты питания и напитки, изготовленные по оригинальным местным рецептурам, позволяют потребителям приобщиться к региональным традициям и обычаям [2].

На сегодняшний день гастрономические сувениры занимают третье по популярности место среди товаров, которые россияне приобретают на память о туристических поездках [5]. Благодаря высокому спросу на локальные продукты питания и напитки, в регионах постепенно формируется и развивается соответствующий потребительский рынок. Особенности ассортимента гастрономических сувенирных товаров, предлагаемых туристам на региональных рынках, можно рассмотреть на примере одного из популярных направлений внутреннего туризма – города Костромы.

Важной отличительной чертой города Костромы является наличие туристского гастрономического бренда – костромского сыра. Широкая известность данного продукта среди российского населения позволяет привлекать дополнительный поток туристов, целью поездки которых является приобретение сыров местного производства. Популярность костромских сыров формирует спрос на гастрономические сувениры, в которых так или иначе отражается туристский бренд региона. Среди таких гастрономических сувениров можно выделить комплементарные продукты питания (паста для сыра, приправы к сыру), пищевые продукты с сырной символикой (пряники с росписью и фотопечатью), а также продукты, ассоциативно связанные с брендом (яблочный сыр). В отличие от самого костромского сыра, связанные с ним гастрономические сувениры обладают важным преимуществом – возможностью транспортирования в различных условиях без потери качества. Так как сыры требуют особых условий хранения, перемещение их на дальние расстояния затруднено, в связи с чем туристы предпочитают потреблять данный продукт на месте и в случае необходимости заказывать доставку в домашний регион.

Среди гастрономических сувениров, реализуемых на костромском рынке, следует также выделить категорию пищевых продуктов для здоровья, к которой относятся черная соль и иван-чай. Данные продукты особенно привлекательны для туристов в связи с популяризацией в последние годы здорового образа жизни и стремлением населения заменять привычные продукты питания на более здоровые аналоги [4]. При этом следует отметить, что, хотя черная соль и иван-чай являются традиционными костромскими продуктами и позволяют туристам приобщиться к местной культуре, их приобретение в качестве гастрономических сувениров не целесообразно, так как данные продукты поставляются из Костромы в крупные торговые сети – Перекре-сток, Ашан, Глобус и др. Экспорт традиционных костромских продуктов на внутренний российский рынок безусловно оказывает положительное влияние на экономику региона и способствует повышению узнаваемости регионального бренда, однако лишает данные продукты их уникальности для туристов.

Потеря уникальности костромских гастрономических сувениров связана не только с их экспортом в большинство регионов России, но также обусловлена обратным процессом – поставкой на костромской рынок сувенирных продуктов питания из близлежащих регионов. Так, широкий ассортимент сувенирных пряников, предлагаемый туристам в Костроме, не включает ни одного изделия от местных производителей, несмотря на то что в литературе сохранился традиционный рецепт костромского печатного пряника. Потребители могут приобрести медовые, имбирные, покровские пряники с изображениями костромских достопримечательностей, однако все они произведены на заказ в соседней Владимирской области.

Практика аутсорсинга производства широко распространена на рынке сувенирных товаров: более 80% сувениров импортируется в Россию из стран Азии, в первую очередь из Китая [3]. В этом контексте приобретение гастрономических сувениров в соседнем регионе для реализации на собственном рынке можно считать закономерным явлением. Подобный способ пополнения сувенирного ассортимента экономически оправдан, однако может негативно сказаться на степени удовлетворенности потребителей. Важно учитывать мотивы туристов при приобретении гастрономических сувениров. Для категории потребителей, целью которой является доказательство совершения путешествия, наибольшее значение имеет отметка посещенного туристического места на сувенире в форме визуального изображения или надписи [3]. Потребности данной категории туристов в полной мере могут быть удовлетворены за счет гастрономических сувениров, изготовляемых на заказ в соседних регионах. Однако для многих потребителей решающее значение при приобретении гастрономического сувенира имеет его принадлежность к конкретной туристической местности и наличие определенной культурной связи с ним. Реализация под видом местных гастрономических сувениров продукции соседних регионов может быть негативно воспринята данной категорией потребителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гастрономические сувениры на современном региональном рынке утрачивают свою концепцию и становятся формальными маркерами посещения туристических мест. Отсутствие культурной привязки к региону снижает привлекательность сувениров для туристов и лишает продукты питания конкурентных преимуществ перед другими категориями сувенирной продукции. Потребители меньше заинтересованы в том, чтобы дарить не уникальные продукты своим знакомым, следовательно, гастрономические сувениры перестают выполнять рекламную функцию и не мотивируют людей совершать новые поездки [6].

В целом перспективными направлениями развития регионального рынка гастрономических сувениров являются производство продуктов питания, связанных с гастрономическим брендом региона и дополняющих его, а также создание уникальных продуктов для здорового питания, которые не имеют широкого распространения на российском рынке. Решающую роль в этом могут сыграть индивидуальные предприниматели, поэтому важно стимулировать развитие малого бизнеса в регионе. Увеличение на рынке количества уникальных гастрономических сувениров положительно скажется на туристском имидже региона и позволит установить коммуникацию между регионом и его гостями.

 

Список литературы

1.       Жубрева Т. В. Национальные традиции и обычаи питания в межкультурной среде // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: материалы V Международной интернет-конференции. – 2014. – С. 446–447.

2.     Косикова Л. В. Гастрономический сувенир в роли туристского бренда на примере Пермского края // Экономика впечатлений: музейный, событий, туристический менеджмент: материалы всероссийской конференции ВШЭ. – 2019. – С. 121–124.

3.      Кузнецова Н. Ф. Производство сувениров как ресурс для повышения туристской привлекательности региона // АНИ: экономика и управление. – 2018. – № 3 (24). – С. 143–148.

4.     Современное состояние и перспективы развития сферы услуг региона: монография / [Н. Т. Арефьева, Е. А. Балашова, М. А. Бушуева и др.]. – ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», Ивановский филиал. – Иваново: Ивановский фил. РЭУ им.
Г. В. Плеханова, 2018.

5.      Мальгавко С. Исследование показало, что россияне чаще всего привозят из путешествий // РИА Новости. – 2019. – URL: https://ria.ru/20190517/1553562078.html (дата обращения: 16.02.2021).

6.      Horodyski G. S., Manosso F. C. Gastronomic souvenirs as travel souvenirs: a case study in Curitiba, Brazil. – URL: https://journals.openedition.org/viatourism/732 (дата обращения: 15.02.2021).

 

 

В. С. Клишо

Научный руководитель Ю. А. Сухановский

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.01 с.)