In the context of coronavirus pandemic 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

In the context of coronavirus pandemic



The article deals with the question of main prospective directions of development and trends in development of railway tourism in Russian Federation in the context of pandemic. Several recommendations for supporting the railway tourism are given, including increasing the amount and modernization of train cars and funding the railway cruises.

Keywords: railway tourism, pandemic, prospectives, RZD, Russia, tourism, economics of tourism.

 

Железнодорожный туризм – это путешествия, совершаемые по железной дороге на специализированном железнодорожном транспорте в оздоровительных, профес-
сионально-деловых, религиозных, познавательных и других целях.

Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных видов общественного транспорта на территории Российской Федерации [3]. Процесс совершенствования железнодорожного туризма является необходимым условием устойчивого развития туризма регионов страны ввиду большого размера ее территории и относительно низкого уровня развития внутреннего гражданского авиационного сообщения. Пригородные авиационные, автомобильные и железнодорожные маршруты оказывают существенное влияние на равномерное развитие туризма не только в рамках крупных городских агломераций, но и внутри малых городов и поселений [1]. Российские авиакомпании в ходе обновления парка воздушных судов сокращают парк малой авиации и вертолетов, летающих по маршрутам междугороднего и регионального сообщения, ввиду низкой рентабельности полетов, в то время как железнодорожная и автомобильная сети, в том числе региональные (электропоезда, частные поезда, дрезины, автобусы, маршрутные такси) развиты более обширно, охватывая большую часть территории страны, а развитие сети железных дорог в Российской Федерации широко субсидируется государством [6].

Однако, необходимо отметить, что пассажиропоток поездов дальнего следова-ния в России сократился в 2020 г. в сравнении с 2019 г. на 42,1%, а поездов пригородного сообщения – на 25,8%. В абсолютном отношении в 2020 г. объем пассажирских перевозок поездами пригородного сообщения выше объема пассажирских перевозок поездами дальнего следования на 734,4 млн пассажиров (табл.). Это связано в первую очередь с ограничениями из-за пандемии коронавируса, повлекшими за собой снижение спроса на услуги пассажирских перевозок.

 

Т а б л и ц а  

Количество перевезенных пассажиров за 2019 г. и 2020 г., млн. пасс [7]

  2019 г. 2020 г. Динамика
Всего (млн пасс.) 1 197,8 869,4 –27,4%
Дальнее следование (млн пасс.) 116,5 67,5 –42,1%
Пригородное сообщение (млн пасс.) 1 081,3 801,9 –25,8%
Пассажирооборот (млн. пасс./км) 133,4 78 –41,5%

 

В условиях пандемии предприятия сферы транспортных услуг, будь то региональные и межрегиональные автотранспортные компании, международные и внутренние авиалинии, а также дочерние пассажирские компании ОАО «Российские железные дороги» и др., вынуждены в ускоренные сроки принимать решения для обеспечения выполнения повышенных требований безопасности пассажирских перевозок, а также определять перспективы развития компании и отрасли в целом. В условиях пандемии важно обеспечить безопасность пассажиров и персонала в транспорте и объектах инфраструктуры, учитывая возрастающие статьи издержек на специализированные средства защиты и дезинфекции, при этом контролируя ценовую политику компании, не допуская превышения максимального уровня тарифов. Следовательно, всем компаниям необходимо в кратчайшие сроки принять меры по приведению парка транспортных средств и объектов инфраструктуры к соответствию требованиям безопасности.

Введенные в связи с распространением коронавируса ограничения, связанные с нормами эпидемиологической безопасности, в 2020 г. отразились на ключевых процессах в сфере услуг, поскольку многие из них предполагают непосредственное взаимодействие производителей и потребителей. В результате сферы туристских и транспортных услуг оказались в числе наиболее сильно пострадавших от введенных ограничений. Причиной этому стали следующие факторы: право на пересечение гражданами границы Российской Федерации с другими государствами в туристических целях было ограничено, а активному экстенсивному росту объемов внутреннего туризма препятствовали как сами ограничения, так и в некоторой степени неготовность туристской инфраструктуры к удовлетворению резко возросшего спроса ввиду несоответствия множества объектов размещения, транспортной инфраструктуры и культурно-исторического и развлекательного интереса туристов к новым требованиям безопасности, например отсутствие в зданиях вокзалов, музеев, гостиниц и прочих объектов специальных средств дезинфекции и очистки воздуха, диспенсеров антисептических средств и другого оборудования. Однако в результате широкой модернизации, а во множестве случаев – цифровизации, большинству компаний удалось достичь показателей безопасности, отвечающих новым требованиям. К числу таких компаний относится и ОАО «РЖД» – крупнейший российский железнодорожный перевозчик, оказывающий в том числе и туристские услуги не только в границах Российской Федерации, но и на территории ряда других государств. Являясь фактически единственным монополистом в сфере железнодорожного транспорта в России, данная компания играет существенную роль в развитии внутреннего туризма в современных условиях, обеспечивая регулярную и перевозку пассажиров внутри страны.

По данным годового отчета компании ОАО «Российские железные дороги» [3], в 2019 г. доля железнодорожного транспорта в общем пассажирообороте в Российской Федерации составляла 23,4%, заняв второе место после авиационной отрасли. Наиболее востребованными направлениями железнодорожного туризма стали Москва, Санкт-Петербург и регионы юга страны – Краснодарский край, Республика Крым и другие.

В целом пандемия коронавируса стала импульсом для развития внутреннего железнодорожного туризма, а, следовательно, и для изменений в политике рассматриваемой компании. В новых реалиях перспективы и тенденции ее развития несколько сместились, поскольку в период ограничений объем пассажирских перевозок значительно снизился, уступив грузовым перевозкам. В ходе последующего ослабления ограничений рост пассажиропотока был связан с ростом издержек компании на закупку оборудования для термометрии, рециркуляторов воздуха, диспенсеров и дезинфицирующих средств, а также на обучение персонала новым стандартам. Таким образом, одной из приоритетных задач компании ОАО «РЖД» стало повышение безопасности пассажирских перевозок, в том числе повышение уровня эпидемиологической безопасности в процессе оказания услуг.

В рамках развития железнодорожного туризма в России приоритетным становится возобновление практики запуска железнодорожного туризма по стране. Данный туристический продукт способен поднять туристскую привлекательность регионов, по территории которых проходят как крупные железнодорожные магистрали, так и второстепенные ветки, а также повысить популярность железнодорожного транспорта в целом. Кроме того, учитывая развитую сеть железных дорог по всей территории Российской Федерации и широкого парка вагонов в ведении холдинга «РЖД», у туристов есть возможность формировать индивидуальные маршруты следования круизных поездов для организованных групп, а также запрашивать прицепку дополнительных вагонов в случае отсутствия необходимого количества свободных мест [4], что значительно расширяет возможности туристов, путешествующих железнодорожным транспортом.

Другим приоритетным направлением развития железнодорожного сообщения становится проект по модернизации и расширению Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожной магистралей в 2021–2024 гг., а также модернизации путей в рамках центрального транспортного узла и подходов к портам Черного и Азовского морей [5]. Данные меры отразятся не только на повышении уровня доходов регионов, товарообороте и транспортном грузовом сообщении по всей стране, но и на развитии внутреннего железнодорожного туризма, так как расширение и улучшение существующих сетей предполагает увеличение пропускной способности магистралей, в том числе и для пассажирских поездов.

По мнению авторов, перспективным решением популяризации железнодорожного туризма во время пандемии будет являться выделение большего количества вагонов закрытого типа для массовых пассажирских перевозок по более доступным ценам (купейных, классов СВ и Люкс), что обеспечит изоляцию пассажиров и минимизирует количество контактов между ними во время поездки. Эффективной также может быть рассадка пассажиров в имеющиеся плацкартных вагонах не по максимально возможному количеству занимаемых мест в вагоне, а в шахматном порядке, что сократит количество пассажиров в вагонах, однако позволит соблюдать социальную дистанцию между пассажирами и снизит риск заражения. Модернизация системы вентиляции парка вагонов с помощью воздушных фильтров также является необходимой мерой безопасности. Росту пассажиропотока также поспособствует государственное субсидирование туристических поездок и круизов, что отразится на конечной цене такого туристического продукта.

Таким образом, приоритетные направления и перспективы развития железнодорожного туризма напрямую перекликаются с векторами развития холдинга «РЖД» ввиду естественной монополизации рынка услуг железнодорожных перевозок. Данные перспективы связаны с обеспечением повышенного уровня эпидемиологической безопасности пассажирских перевозок, являющегося обязательной в современных условиях. Также перспективным направлением развития является организация железнодорожного туризма по территории России, способствующего равномерному и устойчивому повышению туристской привлекательности и развитию экономики регионов страны. Не менее важной также является перспектива расширения и модернизации существующей сети железных дорог, что окажет положительное влияние на их пропускную способность, и, как следствие, объем пассажиропотока.

 

Список литературы

1.      Кульгачёв И. П., Ковальчук А. П., Астафьева О. А. Некоторые рассуждения о качестве услуг в турбизнесе // Проблемы и перспективы индустрии гостеприимства, туризма и спорта: сборник статей. – М., 2019. – С. 70–74.

2.      Лепешкин В. А., Кульгачёв И. П. Проблемы использования различных видов транспорта в туризме // Проблемы и перспективы индустрии гостеприимства, туризма и спорта: сборник статей. – М., 2019. – С. 75–83.

3.  Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2019 г. – URL: https://ar2019.rzd.ru/ru/
performance-overview/market-overview (дата обращения: 10.12.20).

4.    Официальный сайт ОАО «РЖД». – URL: https://www.rzd.ru/ru/9315 (дата обращения: 10.12.2020).

5.   Информационный портал «Известия». – URL: https://iz.ru/1097329/dmitrii-laru-maksim-khodykin/skorostnoi-nazhim-zachem-rossiia-rasshiriaet-bam-i-transsib (дата обращения: 10.12.2020).

6.     Официальный сайт ОАО «РЖД». Раздел «Итоги финансово-экономической деятельности ОАО «РЖД»». Государственная поддержка ОАО «РЖД». – URL: https:// ar2016.rzd.ru/ru/financial-results/government-support (дата обращения: 10.12.2020).

7.     Официальный сайт ОАО «РЖД». Раздел «РЖД в цифрах». Количество перевезенных пассажиров за 2019 г. и 2020 г. – URL: https://company.rzd.ru/ru/9377 (дата обращения: 10.12.2020).

 

А. А. Хачатурова

Научный руководитель Е. А. Блинова

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.012 с.)