For silver-aged people in Moscow 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

For silver-aged people in Moscow



This article examines the socio-demographic changes that led to the emergence of the project Moscow longevity, describes its essence of operation, on the basis of which the
conclusion is given about the impact of the project on the development of tourism for people of silver age in Moscow.

Keywords: Moscow, Moscow longevity, social project, silver age, tourism
development, tourism.

 

Проект «Московское долголетие» был запущен мэрией города Москвы в 2018 г. «Московское долголетие» – это площадка, на которой коммерческими и некоммерческими партнерами Правительства Москвы реализуются образовательные и досуговые программы для лиц серебряного возраста в рамках социальной политики г. Москвы.

Понятие «серебряный возраст» не является научным или социологическим термином, а точные возрастные рамки серебряного возраста не установлены. В Российской Федерации понятие «лицо серебряного возраста» применяется по отношению к пенсионерам – одному из самых широких слоев населения.

Появлению проекта «Московское долголетие» способствовало сразу несколько социально-демографических факторов: увеличение средней продолжительности жизни москвичей (78 лет в 2019 г., к 2030 г. планируется ее увеличение до 86 лет) и растущая от года к году численность московских пенсионеров (рис. 1).

Главной целью проекта «Московское долголетие» является социализация людей серебряного возраста. К сожалению, данная возрастная группа зачастую подвержена различного рода социальным притеснениям. Они могут быть вызваны особенностями здоровья, эйджизмом (дискриминацией по возрасту), неприятием пенсионером нового статуса и прочими неочевидными на первый взгляд причинами. Проект «Московское долголетие» служит образовательно-досуговой площадкой, благодаря получению знаний на которой человек старшего поколения сможет вернуться в активную, наполненную яркими впечатлениями социальную жизнь [1].

 

 

Рис. 1. Динамика численности пенсионеров г. Москвы с 2010 по 2019 гг. [5]

 

Чтобы доказать московским пенсионерам, что жизнь на пенсии может и должна быть наполнена смыслом и радостью, проект «Московское долголетие» реализует следующие виды программ (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Структура образовательных и досуговых мероприятий,

реализуемых проектом «Московское долголетие» [5]

 

Исходя из данных на рис. 2, можно сделать вывод, что экскурсионные и туристические услуги занимают практически четвертую часть (21%) в структуре всех образовательных и досуговых мероприятий, реализуемых проектом «Московское долголетие». Стоит отметить, что в секторе «Досуг и развлекательные мероприятия» пешие прогулки с элементами экскурсионного осмотра вошли в ТОП-5 самых популярных способов досуга. В проекте «Московское долголетие» принимают участие профессиональные гиды-экскурсоводы, культурологи, искусствоведы, музеи, туристские предприятия и экскурсионные бюро.

Для участников проекта «Московское долголетие» разработаны следующие экскурсионные и туристические программы:

- экскурсионная программа по Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ);

- экскурсионная программа по знаковым архитектурным сооружениям Москвы;

- экскурсионная программа по святым источникам Подмосковья;

- экскурсионная программа по поэтическим и литературным местам Москвы;

- экскурсионные программы по московским производствам (например, экскурсии на кондитерскую фабрику) [3].

Спрос на туристско-экскурсионные услуги в рамках проекта «Московское долголетие» колоссален. По результатам опроса, проведенного в декабре 2019 г. среди участников проекта, была выявлена заинтересованность в пеших экскурсионных программах – 43% опрошенных (всего приняло участие около 2 000 человек) хотели бы посетить пешие экскурсии по памятным местам г. Москвы и Подмосковья [2].

На данный момент экскурсии для лиц «серебряного возраста» проводятся в пределах Москвы и ближайшего Подмосковья, следовательно, проект «Московское долголетие» может служить площадкой сбыта экскурсионных и туристических услуг московских профильных фирм.

Проект «Московское долголетие» напрямую сотрудничает с коммерческими и некоммерческими поставщиками туристических и экскурсионных услуг. При взаимодействии применяется следующая модель достижения взаимовыгодных результатов:

1.    Предприятие сферы туризма оставляет заявку на реализацию туристской или экскурсионной программы для лиц серебряного возраста.

2.   Уполномоченные государственные органы проверяют заявленную программу на предмет соответствия целям проекта.

3.  Если заявка одобряется, разработанная программа внедряется в расписание мероприятий проекта, открывается запись пенсионеров на программу.

4.    За каждого пенсионера, посетившего экскурсию, предприятие сферы туризма получает денежное вознаграждение от Правительства Москвы [6].

Правительство Москвы выдвигает определенные требования к организаторам занятий для лиц серебряного возраста, тем самым вырабатывая единый стандарт оказания услуг и унифицируя уровень качества обучения во всех районах Москвы. Если требования к оборудованию, помещению, преподавателю и самому процессу проведения занятий, так или иначе связанных с физической культурой, весьма очевидны, то разработка стандарта туристско-экскурсионных услуг для лиц «серебряного возраста» вызывает определенные трудности [3].

Стандарт туристско-экскурсионного обслуживания лиц «серебряного возраста» должен удовлетворять требованиям и учитывать особенности (прежде всего, возрастные) туристов, а также быть приемлемым и применимым на практике для организаторов (экскурсионных бюро, туроператоров, турагентов, индивидуальных гидов и т. д.). Для разработки стандарта в первую очередь необходимо выявить реальные требования туристов «серебряного возраста» к туристско-экскурсионным услугам.

Возрастной турист чувствительнее реагирует на не учитывающий его особенности турпродукт, так как слишком длинная экскурсионная программа или излишне интенсивный ход экскурсии могут вызвать не только психологический, но и физический дискомфорт [1]. Разработчики туристско-экскурсионного стандарта должны оценить спрос и предложение на рынке туристских услуг для старшего возраста в ходе тесного взаимодействия как с организаторами туров и экскурсий, так и с самими туристами. Чтобы выявить требования туристов старшего поколения и оценить способность удовлетворения таких потребностей поставщиками туристско-экскурсионных услуг, необходимо выяснить напрямую у представителей старшего поколения, как, по их мнению, должен выглядеть эталонный турпродукт. Выявить требования туристов можно с помощью опросов, анкетирования, демонстрации того или иного тура фокус-группе [4]. Например, организаторы тура или экскурсии могут предлагать туристам в конце поездки заполнить анкету, разработанную с целью улучшения качества обслуживания, или тестировать новый турпродукт на различных фокус-группах лиц «серебряного возраста». Благодаря сбору мнений о турпродуктах в ходе опросов возрастных туристов разработчики стандарта в кооперации с поставщиками туристско-экскурсионных услуг смогут сформулировать его основные положения и создать «эталонные» туры, которые в дальнейшем могут модифицироваться в зависимости от специфических потребностей туристов старшего поколения.

Разработанный на базе проекта «Московское долголетие» стандарт туристско-экскурсионного обслуживания старшего поколения послужит своеобразным фундаментом для дальнейшего развития туризма лиц «серебряного возраста» в Москве в частности и в Российской Федерации в целом.

Правительство Москвы рассчитывает, что экскурсионные и туристические программы, реализуемые на площадке «Московское долголетие», перерастут в реальные проекты, которые, в свою очередь, станут основой полноценного сегмента туризма лиц серебряного возраста в столичном регионе.

Таким образом, благодаря проекту «Московское долголетие» Правительство Москвы не только решает задачу социализации лиц «серебряного возраста» и поддерживает предпринимательскую активность в сфере туризма, но и создает задел для дальнейшего развития туризма для старшего поколения в Российской Федерации.

 

Список литературы

1.      Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2015. – № 2 (3).

2.     Козлов Д. А. Российский туризм в разрезе анализа поисковых запросов // Проблемы и перспективы индустрии гостеприимства, туризма и спорта: сборник статей. – М.: РУСАЙНС, 2019.

3.      Никольская Е. Ю. Лояльность, как философия современного бизнеса // Научный вестник МГИИТ, 2018. – С. 54.

4.     Романова М. М. Экономика сферы услуг. – М.: КноРус, 2020.

5.   Москва в 2015–2019 гг.: краткий статистический сборник. – URL: https:// mosstat.gks.ru (дата обращения: 21.12.2020).

6.    Портал проекта «Московское долголетие» на официальном сайте г. Москвы. – URL: https://www.mos.ru/city/projects/dolgoletie/ (дата обращения: 21.12.2020).

 

Я. С. Сидорова

Научный руководитель Н. Ю. Гончарова

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.008 с.)