On the hotel business in Russia in the XXI century 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

On the hotel business in Russia in the XXI century



The article examines the latest crisis phenomena in Russia in the XXI century and their impact on the hotel business. The consequences of the development of the crisis associated with the coronavirus pandemic have been determined. Some methods of dealing with
negative consequences after the crisis are identified and a forecast for the development of the hotel business in the post-crisis period is proposed.

Keywords: influence, hotel business, coronavirus, crisis, pandemic, development.

 

В настоящее время гостиничный бизнес в России является перспективным сектором развития экономики страны, так как спрос на гостиничные услуги возрастает, и индустрия приносит доход. В 2017 г. доход гостиничных предприятий в России составил до 3 трлн руб. Однако за последние 20 лет индустрия гостеприимства пережила почти три крупных кризиса, которые сильно на нее повлияли.

1.     Кризис 1998 г., причиной которого послужил большой государственный долг России и снижение мировых цен на все сырье, повлек за собой закрытие крупных гостиниц и их банкротство. Российская экономика составляла 5–8% ВВП [4]. Многие гостиницы вынуждены были приостановить свое строительство.

2.     Финансово-экономический кризис 2008–2010 гг. значительно повлиял на гостиничный бизнес в России. Он был вызван ипотечным кризисом в США и повлек за собой ликвидность банков [1]. В результате многие проекты не смогли завершиться из-за нехватки финансов. Также на рынке закрылись некоторые крупные гостиницы категории 5 звезд, а новые отели (3 и 4 звезды) так и не смогли открыться [2].

3.   Во время кризиса 2014–2015 гг., который был вызван падением цены на нефть, опустилась до минимальных значений покупательская способность во всех сферах, в том числе в гостиничной индустрии. Люди экономили на развлечениях, путешествиях, следовательно, спрос на гостиничные услуги резко сократился. Рубль обесценился почти в два раза, многие отели закрылись, персонал вынужден был уволиться, многие владельцы оказались в долгах. Однако в 2015 г. улучшилось умение управлять доходами отеля и произошло внедрение современных методов ценообразования [5].

4.     Кризис 2020 г. является наиболее глобальным, так как его причиной служит пандемия COVID-19, которая затронула почти все сферы общественной жизни и здоровье человека, то есть повлияла не только на экономику. Большое количество людей потеряло работу, следовательно, пострадала экономика и уровень жизни населения, его платежеспособность. Кроме того, границы между странами какое-то время были полностью закрыты, скопления людей запрещены, это повлекло за собой банкротство или приостановку деятельности большого количества средств размещения.

Таким образом, после каждого кризисного явления происходила стадия восстановления, после чего планировалось создание новых гостиниц.

Стоит отметить, что кризис влияет по-разному на каждые средства размещения, это зависит от их категории и направленности. Например, на курортные отели кризис влияет сильнее, так как они пользуются спросом чаще всего в сезонное время года.

По итогам марта 2020 г. средний уровень заполняемости московских гостиниц упал до 35%, против 69,5% в марте 2019 г. или 66,6% в марте 2018 г.

Рассмотрим диаграмму, отражающую уровень заполняемости гостиниц в Москве на период с январь по март с 2015 до 2020 гг. (рис.).

Можно отметить, что после кризиса 2015 г., гостиницы уровня Upper Midscale (категория «выше среднего») начали восстанавливаться, только гостиницы уровня Upscale (первоклассная категория, которая идет после средней, отели 3–4 звезды) не имели изменений в развитии. Стоит подчеркнуть, что кризис 2020 г. повлек за собой сильное снижение загруженности отелей уровня Luxury (гостиницы высокого класса размещения и сервиса) так как их обеспечение стоило дороже других отелей уровнем ниже.

Весной 2020 г. загрузка гостиниц Москвы была в районе 8%, а в Сочи почти 0%. Цены на гостиничные услуги были снижены на 19%. Осенью загруженность составляла почти 50%. Таким образом, доходность от продажи услуг упала, даже несмотря на снижение цен на номера. Например, с января по сентябрь 2020 г. доходность с одного номера упала на 58–68%, в результате чего многие частные гостиницы не смогли функционировать в состоянии минимальной загрузки и закрылись [6].

 

 

Рис. Уровень заполняемости гостиниц в Москве по периодам январь-март (2015–2020 гг.)

(на основе данных «Самокатус») [7]

 

Однако несмотря на закрытие большого количества гостиниц некоторые отели смогли открыться в 2020 г. Например, в Краснодаре начала функционировать гостиница Hilton Worldwide, в Казани открылся четырехзвездочный отель NEO Kazan Palace by TASIGO, в Москве появился отель Mövenpick Moscow Taganskaya, в Ульяновске – отель Radisson.

Кризис, связанный с финансово-экономическими ситуациями в стране и мире, может наступить в любой момент и затронуть все сферы жизни общества, значительно отразиться на бизнесе, поэтому для предотвращения больших потерь необходимо соблюдать определенные меры.

Рассмотрим некоторые методы борьбы с последствиями кризиса в гостиничном бизнесе:

1.     Наличие постоянно пополняемого резерва (отели откладывают часть доходов на случай падения спроса на их услуги), что предотвратит рост долгов во время кризиса. Можно предложить откладывать проценты с доходов или же пересмотреть цены на оказываемые услуги и затраты на их реализацию. Например, процесс уборки номеров может обходиться дешевле, если заменить оборудование или поменять технологию, но при этом качество должно оставаться на прежнем уровне.

2.    Сокращение персонала. То есть руководство гостиничных предприятий, находящихся под угрозой закрытия во время кризиса, должно оставлять в штате то число работников, которым оно будет способно выплачивать заработную плату во время кризиса. Также важна многопрофильность сотрудников. Например, работник ресепшена может выполнять обязанности работников room-service в случае сокращения штата.

В апреле 2020 г. гостиница «Holiday Inn Moscow Seligerskay» сократила персонал из-за спада спроса на услуги и роста убытков. Таким образом, супервайзер работала с одним выходным днем в неделю вместо привычных трех, так как выполняла еще обязанности работников службы room-service. А гостиница «Метрополь» летом 2020 г. заменила оборудование на кухне, а именно – холодильные шкафы на менее дорогие, но более качественные. Тем самым отель снизил убытки почти в 2 раза.

3.    Внедрение новых, выгодных пакетов с услугами для гостей. Данный метод позволит стимулировать спрос на гостиничные продукты среди потенциальных потребителей [3]. Предложение гостям карт лояльности или выгодных пакетов повлечет за собой сокращение убытков гостиницы. Например, каждый пятый визит в отель может дополняться бесплатными процедурами в СПА на одного гостя. Для посетителей с детьми могут быть интересны пакеты «Дружба», которые включают в себя знакомство с аниматором, осуществляющим мини-экскурсию/квест по отелю. Данная услуга разовая, но она позволит заинтересовать как детей, так и родителей.

Например, гостиница «Арт Москва Войковская» ввела скидку 10% при бронировании за пять дней до заезда. Скидку можно увеличивать, если спрос на услуги падает. Данный метод является эффективным, так как гости могут получить услуги по очень выгодной цене, если знают точную дату своего заезда.

Прогнозируя развитие гостиничного бизнеса после кризиса 2020 г., отметим, что перспективным направлением является экотуризм и размещение в эко-отелях, которые показали свою востребованность за счет высокого уровня качества предложенных услуг и новой, интересной концепции. Например, в Московской области стало популярно размещение в капсульных эко-отелях. Самыми доступными по ценам и услугам являются: «Лепота», «Актер-Руза», Welna Eco Spa resort.

В заключение можно сделать вывод, что на российский гостиничный бизнес кризисные явления оказали негативные последствия, так как множество гостиниц закрылись без возможности восстановиться и вернуться на рынок. Также после кризиса появились новые средства размещения, которые предоставляют уникальные гостиничные услуги, пользуются спросом среди посетителей и позволяют отдыхать более изолированно в окружении природы, что, несомненно, важно в условиях пандемии коронавируса.

 

Список литературы

1.      Алборова А. В. Финансовый кризис в России (2014–2015): причины, тенденции, последствия и перспективы // Математика, экономика и управление. – 2015. –
Т. 1. – № 2. – С. 9.

2.     Ветрова Е. А. Влияние финансово-экономического кризиса на развитие социальной сферы в России // Материалы Ивановских чтений. – 2019. – № 1-2 (11). –
С. 44–55.

3.     Ковальчук А. П., Блинова Е. А., Дедусенко Е. А. Повышение конкурентоспособности российских предприятий индустрии гостеприимства и туризма в современных условиях // Российский экономический интернет-журнал. – 2016. – № 4. – С. 24.

4.    Кошелева А. И. Кризис как возможность для интенсификации развития туристско-рекреационного комплекса Сочи после Олимпиады // Современные технологии управления. – 2015. – № 11 (59). – С. 30–34.

5.    Лайко М. Ю., Кобяк М. В., Ильина Е. Л., Латкин А. Н., Валединская Е. Н. Экономика и управление в индустрии гостеприимства. – М.: РУСАЙНС, 2017.

6.   Статистические данные по РФ в период 2018–2020 гг. // Официальный сайт Федеральное агентство по туризму. – URL: https://tourism.gov.ru/contents/statistika/ statisticheskie-dannye-po-rf-2/statisticheskie-dannye-po-rf-v-period-2018-2020-gody/ (дата обращения 08.01.2021).

7.   Гостиничный бизнес на карантине. Как выживают отели? – URL: https:// Samokatus.Ru/Hotels-Quarantine/

 

К. О. Савицкая

В. А. Коровина

Научный руководитель Р. Р. Гареев

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.014 с.)