In the development of tourism in Russia 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

In the development of tourism in Russia



Т his article reveals the concept of information technologies, describes their role in the activities of tourism enterprises, provides examples of technologies that are actively used in the Russian tourism industry at the present time, and outlines the prospects for the
development of the tourism industry in Russia through digitalization.

Keywords: booking, digitalization, information technology, informatization, smart city, telepresence robot, tourism, Russia.

 

В эпоху постиндустриального общества, в котором информация и знания являются определяющим фактором развития, человек постоянно стремится к самореализации, расширению кругозора. Одним из способов достижения этих целей становится туризм. Согласно статистике, на 2019 г. на долю туристического рынка в нашей стране приходится 2,4% всех инвестиций и только 3,9% ВВП России формируется за счет индустрии туризма, тогда как во многих странах мира данные показатели в разы больше. Например, доля туризма в ВВП Испании составляет 12%, в Мексике – 9% [1]. Из этого следует вывод, что туризм в России еще не достиг высокого уровня для успешной конкуренции с мировыми лидерами туриндустрии. Однако наша страна обладает достаточным потенциалом и объемом ресурсов для развития туризма, который может развиваться более динамичнее за счет применение технологических инноваций.

В настоящее время на рынке туристических услуг происходит формирование нового типа клиента – туриста, для которого характерно быстрое принятие решений, высокий уровень осведомленности, требовательности к качеству предоставляемых услуг, направленность на получение новых впечатлений. Исходя из этого туристические фирмы главной своей задачей должны ставить создание кардинально новых видов туристического продукта, который будет актуален и востребован у потенциального клиента. В данных условиях информационные технологии становятся важным инструментом достижения научно-технического и социально-экономического успеха туристической компании.

Абсолютно вся информационная и управленческая деятельность в индустрии туризма представляет собой различные процессы получения, хранения, обработки и передачи информации, а также принятие управленческих решений. Информационные технологии представляют собой указанные выше виды работы с информацией, а также способы осуществления этой работы в различных информационных системах.

Совсем недавно мы стали свидетелями банкротства старейшей и одной из крупнейших компаний в мире туристического холдинга – Thomas Cook, одной из главных причин краха которой стало технологическое отставание, вызванное упорным стремлением сохранить старую, традиционную модель работы, делая акцент на огромном количестве офисов продаж и на оффлайн-реализации массового турпродукта, модели, которая дает очень низкую доходность. Учитывая данное событие, произошедшее на рынке, можно сделать вывод, что в настоящее время именно информационные технологии являются непременным условием эффективной работы туристических предприятий в условиях жесткой конкуренции.

Можно выделить несколько этапов развития информационных технологий в туризме. Первый из них относится к 1960-м гг. Использование в этот период мини-компьютеров позволило автоматизировать информационные процессы и тем самым повысить результативность деятельности предприятий. Второй этап начался в 1970-е г.
В это время были созданы технологии, направленные на улучшение процесса передачи информации. В основном они применялись для нужд внутреннего маркетинга и административных функций. Третий этап наступил в 1980-е г. и отличался стремлением повысить конкурентоспособность. Данная цель достигалась за счет введения в производства интегрированных сетей, позволяющих качественно улучшить результаты деятельности, наладить коммуникацию с внешними организациями. На четвертом этапе началось создание таких сетей уже на всех уровнях. Так, в 1990-е г. все туристические предприятия получили возможность приобретения специального оборудования для использования информационных технологий в своей деятельности. Еще через десять лет в глобальной сети Интернет можно было найти сайты множества гостиниц, турагентств, авиакомпаний и десятка различных систем бронирования.

Главной составляющей российского туризма XXI в. является использование компьютерных систем бронирования. Они дают возможность поиска различных ценовых вариантов туристических услуг, предоставляют доступ к разнообразным тарифам, в том числе конфиденциальным, позволяют вести анализ статистических данных, а также открывают доступ к общемировой сети сбыта. С помощью компьютерных систем бронирования удается легко и быстро поставить бронь на номер в гостинице, забронировать место в самолете, заказать железнодорожный билет. Данная система позволяет экономить время в процессе обслуживания клиента, снижает себестоимость услуг, приводит к сокращению штата сотрудников. «Сирена», «Ключ», «Алеан» – популярные отечественные системы бронирования.

Сегодня, с повсеместным распространением Интернета, происходит переход потребителя туристических услуг от посредников в лице турфирм непосредственно к поставщику туристического продукта (гостиницам, ресторанам, перевозчикам и т. д.). Такое смещение потребителей на онлайн-площадку ставит под сомнение необходимость существования посреднического звена, которым выступает туроператор.

Помимо этого можно выделить следующие тенденции развития туризма, вызванные широким внедрением информационных технологий:

1.    Туристическая компания России Hotel Expert спроектировала сеть терминалов «Электронный офис», которая предоставляет возможность бронирования разнообразных туристических услуг. Отличительная черта данного проекта – возможность использования ее людьми с ограниченными возможностями.

2.    Активно используются и технологии оnline-регистрации, с помощью которых путешественники экономят время, а авиакомпании сокращают свои издержки на выплаты заработной платы сотрудникам.

3.    Культурный туризм России предлагает туристам услуги виртуальных музеев. Данный вид сервиса позволяет людям, не меняя свое местоположение, оказаться на выставке благодаря сети Интернет. Российские музеи сейчас имеют развитые интерактивные возможности, что не может не привлекать online-туристов. Так, Государственный Русский музей, расположенный в Санкт-Петербурге, предлагает посетителям их сайта с помощью 3D-туров совершить виртуальную прогулку по Летнему саду, детально рассмотреть залы Михайловского дворца, посетить корпус Бенуа, увидеть Строгановский дворец и получить дополнительную информацию о всех интересующих экспонатах.

4.   Важным изобретением в индустрии российского туризма является создание «Яхты виртуальной реальности» в Ярославле. «Летучий корабль» поможет путешественнику «пролететь» над городом, полюбоваться видом с высоты птичьего полета и окунуться в историю Ярославля. И все это возможно благодаря очкам виртуальной реальности. Эту современную технологию можно сравнить с машиной времени.

5.   Организовать путешествие в Железноводске поможет приложение на смартфоне «Туристический гид». Данная IT-технология разрабатывает туристу маршрут путешествия, предоставив данные о главных достопримечательностях региона, составляет график посещения исторических и культурных мест. «Туристический гид» сам может забронировать экскурсии, место в отеле, гостинице, ресторане. Приложение предоставит нужные контакты и информацию для быстрой ориентировки в городе.

6.   Современная туристическая индустрия России предлагает возможность путешествий в режиме online с помощью веб-камер. «Ростуризм» и RussiaTravel разработали путешествия, которые можно осуществить не выходя из дома. Благодаря веб-камере online-турист может побывать на вулканах Камчатки, в Валаамском монастыре, насладиться красотой Байкала, оказаться на главных курортах России: в Сочи, в Крыму и в других городах нашей страны.

Необходимо отметить, что российский туристический бизнес не стоит на месте и открыт к цифровым переменам. Недалеко то время, когда на помощь туристу в сложной ситуации придут IT-системы с искусственным интеллектом, молниеносно решающие проблему, предлагая лучшие способы разрешения.

Будущее туристической индустрии – это бесконтактные действия. Совсем скоро любую оплату можно будет произвести, улыбнувшись камере, а регистрацию в аэропорту осуществить с помощью отпечатка пальца. Так, компания Uber в самые короткие сроки обещает предоставить беспилотное летающее такси, которое доставит туриста из аэропорта до нужного места.

Не менее значимое место в развитии туризма в России отводится «Умным городам-курортам». Они смогут заинтересовать путешественников с помощью предоставления всей необходимой информации через электронные ресурсы, запуска туристических порталов города, где каждый турист сможет создать свой личный кабинет. На данный момент к таким «умным городам» относится Железноводск, а в ближайшем будущем планируется превратить в них и все курортные города Ставропольского края.

Таким образом, информационные технологии вызвали серьезную переорганизацию туристического бизнеса: они стали важным инструментом в организации деятельности всех туристских предприятий. Благодаря технологиям у туристов появилась возможность заранее посмотреть отели и ознакомиться с инфраструктурой страны, города, который они собираются посетить, изучить культуру и особенности определенного туристического направления. Появились сайты онлайн-бронирования, через которые довольно легко и безопасно можно приобрести себе тур. Новые технологии значительно повысили качество обслуживания клиентов при меньшем использовании человеческих ресурсов. В режиме реального времени туроператорам удается связываться со своими партнерами из других стран удаленно, вести свои страницы в социальных сетях, рекламируя свой бренд, авторские туры и направления, что помогает им быть ближе к своей аудитории, тем самым повышая доверие среди клиентов. Информационные технологии затрагивают все сферы жизнедеятельности, и туризм – не исключение.

Совершенствование российского туризма – важная задача государства, которая может быть осуществлена при помощи внедрения новых технологий. Многие регионы России уже встали на путь информационного развития, делая туризм более привлекательным для путешественников. Создание компьютерных систем бронирования, сети терминалов «Электронный офис», технологий online-регистраций, виртуальных музеев, «Яхты виртуальной реальности», приложения на смартфоне «Туристический гид», организация путешествий при помощи веб-камер – все это позволило сделать «большой шаг в будущее» российскому туризму. При помощи использования информационных технологий, у российской туристической индустрии есть большие шансы выйти на лидирующие позиции в мире туризма.

Список литературы

1.     Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма – 2020. Туризм в мировой экономике. – URL: https://rosstat.gov.ru/

2. Н. С. Морозова, М. А. Морозов, А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, Л. А. Родигин. Информационное обеспечение туризма: учебник. – URL: https://tourism.gov. ru/data/File/news_file/2014/MOROZOVA_Inf_obespech.pdf

3.    Умные тревел-технологии: за какими решениями будущее. Дмитрий Солдатенков. – URL: https://www.tourdom.ru/hotline/it-razrabotki-dlya-turbiznesa/umnye-trevel -tekhnologii-za-kakimi-resheniyami-budushchee/

4.    Туризм в цифре: как VR и другие технологии меняют туристический бизнес. Наиль Байназаров. – URL: https://rb.ru/longread/turizm-v-cifre/

5.     Все Ставрополье в одном приложении: чем полезен туристам первый в РФ «Умный город-курорт». – URL: https://tass.ru/v-strane/9108919

6.    Яхта виртуальной реальности – полет во времени и пространстве. – URL: https://yar-vr.ru

7.    Федеральное агентство по туризму. – URL: https://www.russiatourism.ru

О. А. Сенина

Научный руководитель Р. Р. Гареев

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.015 с.)