M eat industry of Mongolia: state, problems, opportunities 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

M eat industry of Mongolia: state, problems, opportunities



Abstract: In the article, the authors considered the issues of the current state, problems and prospects for the development of the meat industry in Mongolia. The authors concluded that the Mongolian meat processing industry should be guided by future development trends, to make full use of Mongolia's rich meat resources to increase exports abroad.

Keywords: Mongolia,meat, export, meat processing, industry, animal husbandry.

В целях отказа от чрезмерной зависимости от добывающих отраслей, мясная промышленность, в частности экспорт, является одним из наиболее перспективных направлений диверсификации экономики Монголии. В настоящее время Монголия экспортирует не менее 30 тыс. тонн мяса в год, однако эта цифра относительно невелика по сравнению с национальным поголовьем скота, насчитывающим почти 71 млн. голов (по состоянию на 2019 г.) [2]. Такое соотношение поголовья скота и населения Монголии, составляющее 3,2 млн. человек, означает, что у страны есть большие возможности для роста экспорта мяса за рубеж.

По всей стране насчитывается около 110 предприятий мясопереработки и мясозаготовки. Сами монголы, потребляют около 10-12 млн. голов скота или 300-400 тонн мяса в год. Из чего следует, что страна потенциально может ввести в хозяйственный оборот 9 млн. голов скота и экспортировать более 180 тыс. тонн мяса, не считая обеспечения всех внутренних потребностей в мясе [4].

В первом полугодии 2020 г. объём экспорта мяса в Монголии был превышен в 20 раз по сравнению с 2014 г. и в пять раз против 2016 г. Если раньше мясо экспортировалось всего в несколько стран, то сейчас стран-импортёров монгольского мяса насчитывает десять с лишним. В прошлом году Монголия экспортировала овец, коз, говядину и конину, а также мясопродукты в 15 стран: Азербайджан, КНДР, Китай, Вьетнам, Иран, Испанию, Казахстан, Катар, Кыргызстан, Малайзию, ОАЭ, Россию, Гонконг, Узбекистан и Японию. Помимо мяса, экспорт живых животных увеличился в 11 раз. Таким образом, доход от экспорта мяса и мясной продукции достиг суммы в 24 млн. долл. США, что по сравнению с аналогичными прошлогодними показателями в 2-3 раза выше. Суммарный же доход от экспорта не только мяса, но и животных составил 32,6 млн. долл. США [3].

Монгольские экспортеры мяса все чаще нацеливаются на Японию и Ближний Восток. Иран и другие большинство мусульманских стран находятся в особом фокусе экспорта халяля, поскольку стоимость халяльного мяса растет во всем мире.

Ключевой проблемой является диверсификация покупателей мяса Монголии в сторону зависимости от двух ее соседей - России и Китая. По мнению экспертов, страна имеет потенциал для экспорта более 200 тыс. тонн в год. Одним из преимуществ соседства с Китаем является доступность китайских инвестиционных денег. Китайские инвесторы заинтересованы в качественных инвестициях в Монголию. Однако, со стороны России «имеется ряд барьеров и административных ограничений развития коммерческой деятельности по торговле мясом и мясными продуктами, основной проблемой выступает наличие высоких таможенных тарифов на мясо и мясную продукцию» [1].

Министерство продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии проводит политику по повышению качества животноводства и мяса, производству продукции с добавленной стоимостью, улучшению побочных продуктов животноводства и поиску экспортных возможностей [4].

Монголия сотрудничает со Швейцарским агентством по развитию и взаимодействию в разработке решений по совершенствованию сельскохозяйственной практики в Монголии, включая вопросы охраны здоровья животных и безопасности продукции. Одной из проблем для страны стали недавние вспышки ящура, которые заставили некоторые страны отказаться от монгольского мяса. Монголия добивается признания Всемирной организацией по охране здоровья животных того факта, что монгольский скот безопасен и не является зараженным.

Мясоперерабатывающая промышленность Монголии характеризуется высокой рыночной концентрацией и недостаточной конкурентоспособностью. Это означает, что присутствует мощная олигополия. ООО «Мах Импэкс» - крупнейшая из всех мясоперерабатывающих компаний Монголии. Вот уже 70 лет предприятие обеспечивает мясом и мясопродуктами жителей столицы, а также накопило богатый опыт экспорта мяса и мясопродуктов в азиатские и европейские страны. Также в числе компаний экспортеров находятся – ООО «Хун-Од», ООО «Монгол эко мах», ООО «Хатансүйх импэкс» [3].

С точки зрения барьеров для выхода на новые рынки, самыми большими препятствиями для монгольской мясоперерабатывающей промышленности являются недостаточное финансирование и проблемы совершенствования технологий. Переработка мясных продуктов требует хорошего оборудования, основанного на современных технологиях и соблюдении международных стандартов качества. В настоящее время монгольские крупные мясные компании используют немецкие технологии и рецептуру производства мясных продуктов.

Монгольское животноводство обеспечивает рынок высококачественным мясом, что является характерной чертой и преимуществом монгольских мясных продуктов. Однако, при выходе на внешние рынки и производстве бренда «монгольское мясо» необходимо использовать современные технологии, оборудование, создать непрерывную цепную связь между стадией переработки, производства мяса и потребителем. При безусловных высоких органолептических свойствах монгольской мясной продукции необходимо разработать маркетинговую стратегию продвижения бренда за рубежом.

Монголия имеет более 70 млн. голов скота, однако 90% всего мяса забивается скотоводами, а не в ходе профессиональных контролируемых операций. Это проблема отсутствия безопасности. Монгольская мясная промышленность должна использовать достаточные ресурсы для усиления конкуренции и поддержки новых и старых предприятий. Несмотря на возросшее производство, большинство заводов расположено в центральной части г. Улан-Батор. Правильное распределение продукции по регионам позволит усилить производственную деятельность, что окажет положительное влияние.

В конце 2019 г. Правительством Монголии было приняло решение — до июля 2020 г. прекратить экспорт мясной продукции за границу. Решение было принято после возникновения ситуации с нехваткой мяса на внутреннем рынке и резким ростом цен на мясную продукцию. Причинами стали китайские скупщики и недостаточно заготовленный объем мяса для государственных резервов. В 2020 г. было принято решение заготовить в три раза больше мяса (15000 тонн), что вызвало недовольство среди животноводов, которые не смогли экспортировать говядину, баранину и козлятину за рубеж [5].

Важно, чтобы Монголия не просто нарастила поголовье скота, но сумела выстроить полноценную цепочку производства, переработки и экспорта экологически чистого мяса. Страна открывает новые рынки и потенциально может на них закрепиться. Плюс к тому, большую часть прибыли Монголия получает за счёт смежных товаров переработки с высокой добавленной стоимостью – кожаных изделии и кашемира. Избыток предложения обеспечивает низкую себестоимость продукции и даёт конкурентное преимущество. Сейчас баранину из Монголии готовы покупать в любой точке региона, от Вьетнама до Ирана.

Развитие производства и переработки мяса самым благоприятным образом отражается на внутреннем рынке. Полная его обеспеченность национальными скотоводами позволяет держать цены на низком уровне.

Перспективным для страны может стать развитие свинокомплекса. Несмотря на то, что в Монголии свинина является нетрадиционым видом животноводства на это существует большой внутренний спрос. Есть возможности развития животноводства не только свинины, но и птиц.

Из всех потенциальных отраслей для развития в Монголии мясная промышленность имеет наибольшие возможности для развития. У инвесторов есть реальные возможности для развития бизнеса при использовании земли и рабочей силы с опытом традиционного животноводства. Вполне вероятно, что крупные инвестиции в мясоперерабатывающий комплекс Монголии будут иметь поддержку со стороны монгольского Правительства, которое может предложить специальные условия.

 

Список литературы

1. Потаев В. С., Витульева Т. А. Проблемы и перспективы развития экспорта мясной продукции в Монголии // Вестник Бурятского государственного университета. Эко­номика и менеджмент. - 2019. - Вып. 1. - С. 18-24.

2. Национальное статистическое управление Монголии: Официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://1212.mn/ (дата обращения: 15.01.2021)

3. Таможенная служба Монголии: Официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.customs.gov.mn (дата обращения: 15.01.2021)

4. Правительство Монголии - Министерство продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии, «Стратегия устойчивого развития монгольских животных. Животноводство-2030». Монголия: Улан-Батор, 2017, С.1-34.

5. МОНЦАМЭ информационное агентство [Электрон. ресурс] - Режим доступа: https://www.montsame.mn/en/search?keyword=meat

 

С. О. Дьяков

Научный руководитель Е. А. Рожанская

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.011 с.)