Факторы, влияющие на Международные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на Международные



МОРСКИЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

На сегодняшний день морские перевозки грузов являются лидером по обслуживанию внешнеторговых операций. В связи с этим особую важность приобретает их бесперебойная и эффективная работа, чему препятствует ряд негативных факторов – внешних и внутренних.

Ключевые слова: грузоперевозки, морские перевозки, контейнерные перевозки, коронакризис, мировая экономика.

 

FACTORS AFFECTING ON INTERNATIONAL MARITIME CARGO

TRANSPORTATIONS

 

Today, sea cargo transportation is the leader in servicing foreign trade operations. In this connection, their smooth and efficient operation is particular importance, which is
hindered by a number of negative factors-external and internal.

Keywords: cargo transportation, overseas transportation, container shipment,
coronacrisis, world economy.

 

Морская транспортная система является жизненно важным звеном в международной логистической цепочке, перемещающей грузы по всему миру: с годами морской фрахт приобрел статус наиболее универсального вида грузоперевозок, специализирующегося на обслуживании внешнеторговых операций. Вот уже много лет он обслуживает большую часть грузоперевозок между государствами – в среднем от 75 до 90% [1]. Сохранению подобной тенденции способствуют его бесспорные преимущества в сравнении с другими видами грузоперевозок: низкая себестоимость на дальние расстояния и высокая пропускная способность [4]. Ввиду этого во многих случаях морскому транспорту и вовсе нет других альтернатив.

Поэтому особенно важно, чтобы морская транспортная система работала слаженно и движение товаров было бесперебойным и качественным. Однако было выявлено, что этому может препятствовать большое количество факторов: назовем их «внешними» и «внутренними».

Ввиду установленной прямой взаимосвязи между состоянием мировой экономической конъюнктуры и спросом на услуги морских грузоперевозчиков влияние первых, «внешних» факторов представляется наиболее сильным.

Среди них самый негативный фактор – замедление развития мировой экономики, которое выливается в падение числа внешнеторговых операций, и, соответственно, в снижение числа запросов на морской фрахт. Подтверждение этой мысли можно найти в докладе ООН «Обзор морского транспорта 2020» (ЮНКТАД) (рис.1).

Рис. Наглядная взаимосвязь развития международной морской торговли (красным)

и мирового производства (синим), 2006–2020 гг. [1].

На представленном графике видно сильное «проседание» спроса на услуги морских грузоперевозчиков в период двух крупных мировых финансовых кризисов XXI в.: 2008–2009 гг. и «коронакризиса 2020». Именно тогда мировой ВВП сильно падал.

Большое негативное влияние на морской фрахт оказывают также внешнеторговые противоречия между странами. Например, введенные в 2018–2019 гг. обоюдные тарифные рестрикции США и Китая сильно ударили по контейнерным морским перевозкам в западном и восточном направлениях: в 2018 г. в первом случае их объем снизился на 16,9% по сравнению с 2017 г. (наибольшее падение пришлось на перерабатывающую промышленность, которая, как правило, занимает 47,6% от общего объема контейнерного трансферта в данном направлении) [6]. Наблюдалось постепенно удорожание тарифов на морской фрахт по данному направлению. С приходом Джо Байдена на пост президента США ситуация несколько стабилизировалась и спрос на грузоперевозки морем подскочил, спровоцировав новый скачек цен на услуги по данному направлению [7].

В то же время нельзя недооценивать влияние «внутренних» факторов на международные морские перевозки грузов [2]: был сделан вывод, что они поступательно осложняют эффективность функционирования системы изнутри. Отметим некоторые из них:

- недостаточно налажена координация между прибрежными морскими субъектами и сектором международного судоходства [4];

- среди конкурирующих грузовых компаний преобладает тенденция к максимизации, что может повлиять на устойчивость их операций и всей логистической цепочки в целом [3];

- выход на рынок морских услуг новых игроков ограничен из-за значительных капитальных затрат на обслуживание судов (они обычно составляют более половины годовых операционных расходов транспортной компании). В связи с этим монополия в структуре морских грузоперевозок с каждым годом растет [2]. В частности, с 2017 г. морские контейнерные перевозки фактически сосредоточены на контейнеровозах трех крупнейших перевозчиков – альянса 2M, Ocean Alliance и THE Alliance. Они перевозят от 77,2% до 96% контейнерных грузов (в зависимости от транспортной линии) [5]. Такой уровень концентрации вызывает озабоченность, поскольку потенциально повышает риск недобросовестной конкурентной практики в отрасли.

- практика «удобного флага» (де-юре судно зарегистрировано в стране со льготным налоговым режимом, а де-факто используется другой страной) [2]. В мире слишком большое количество судов зарегистрированы под «удобным флагом»: по состоянию на 2017 г. более 70%. Такая тенденция представляет собой серьезную угрозу как для современного морского мира и экологии в целом из-за стремления многих недобросоветных команд избежать таким образом правил и контроля рыболовства, снизить эксплуатационные расходы, связанные с незаконными методами лова, избежать судебного преследования и скрыть бенефициарное право собственности.

На основании вышеперечисленного можно сделать вывод, что нивелировать «внешние» негативные факторы морских международных грузоперевозок не представ-ляется возможным. По-другому ситуация обстоит с «внутренними». В данном направлении игрокам морской системы грузоперевозок необходимо активно и неустанно призывать профильные регулирующие органы и учреждения к их разрешению. Целесообразно также лично подключиться к решению посильных проблем.

 

Список литературы

 

1. Review of Maritime Transport 2020 // United Nations Conference on Trade and Development. – URL: https://unctad.org/system/files/official-document/rmt2020_en.pdf (дата обращения: 14.01.2021).

2. Dr. Rodrigue J., Dr. Notteboom T. Maritime Transportation. – URL: https:// transportgeography.org/?page_id=1762 (дата обращения: 14.01.2021).

3. Ruffus M. International Transport: Yesterday, Today, Tomorrow. – URL: https:// www.searates.com/blog/post/international-transport-yesterday-today-tomorrow (дата обращения: 14.01.2021).

4. Особенности морской перевозки грузов. – URL: https://econom-trans.ru/ mor/morskie-perevozki-gruzov.html (дата обращения:14.01.2021).

5. Морские контейнерные перевозки: кто владеет рынком. – URL: https:// www.cargo-ukraine.com/morskie-kontejnernye-perevozki-kto-vladeet-rynkom/ (дата обращения: 14.01.2021).

6. Ganyi Zhang. U.S-China trade war: How does the tariff policy affect container shipping. – URL: https://market-insights.upply.com/en/us-china-trade-war-how-does-the-tariff-policy-affect-container-shipping (дата обращения: 23.01.2021).

7. Петрова Н. Рубль ни при чем: Россиянам вновь обещают рост цен на импортные товары. – URL: https://news.ru/economics/rubl-ni-pri-chyom-rossiyanam-vnov-obeshayut-rost-cen-na-importnye-tovary/ (дата обращения: 02.02.2021).

В. А. Баринова

Научный руководитель С. В. Иванова

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.005 с.)