Соперничество как социально-психологический феномен сферы спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соперничество как социально-психологический феномен сферы спорта



Актуальность данной темы связана с зарождающимся направлением спортивного маркетинга, позволяющего более точно понять и определить природу и атрибуты спортивного соперничества и разработать методики и системы, которые могли бы влиять косвенно или непосредственно на поведение болельщиков.

Ключевые слова: соперничество в спорте, соревнования, потребление спорта, конфликт, поведение болельщиков, командные виды спорта, лояльность потребителей, теория аффективной диспозиции.

 

RIVALRY AS A SOCIAL PHYCHOLOGICAL PHENOMENON IN SPORT

The relevance of this topic is related to the emerging feild of sports marketing, which allows us to understand and define the nature and attributes of sports rivalry more accurately and develop methods and systems that can have direct or indirect influence on the behavior of fans.

Keywords: rivalry in sports, competition, sports consumption, conflict, fan behavior, team sports, consumer loyalty, affective disposition theory.

 

Тема соперничества считается одной из самых популярных в массовой культуре спорта. Болельщики, представители СМИ и участники часто обсуждают не только самого соперника, но и что собой представляет соперничество, которое наиболее ярко проявляется в спорте. Довольно привычная картина возникает перед глазами смотрящего спортивный канал или читающего спортивный журнал, когда освещаются истории, дискуссии или ключевые моменты соперничества. Популярность данного феномена позволила еще больше приковать внимание фанатов к экранам: отныне крупные телевизионные каналы и медиаканалы составляют время показов с учетом новых мероприятий – так называемой «недели соперничества» (Rivalry Week). Например, за рубежом «Неделя соперничества» в колледжах, где существуют свои футбольные команды, обычно проходит в последнюю неделю регулярного сезона, когда играют большинство традиционных соперничающих команд, а футбол высшей лиги (Major League Soccer) недавно начал продвигать «неделю соперничества» два раза в течение сезона. Несмотря на то, что данный феномен был замечен и используется в маркетинговых стратегиях, научные исследования только начинают проводиться, пытаясь понять природу и определить преимущества феномена в качестве инструмента маркетинговых коммуникаций в сфере спорта. Нам предстоит понять и определить данный феномен и попытаться выделить эмпирические обоснованные идеи для оценки его эффективности в качестве элемента маркетинговой стратегии.

Первыми, кто рассмотрел соперничество в спорте, были Анри Тэшфел и Джон Тернер в теории социальной идентичности. Данная теория определяет три психических процесса, через проходят индивиды для классификации внутри и вне группы [2]. Отношения между внутригрупповыми и внегрупповыми индивидами определяются как антагонистические и способствуют усилению установки «мы против них» и, соответственно, приводят к усилению конкуренции.

Такие авторы как С. Гарвард, Д. Грэй, Л. Шарп и Дж. Шаффер дают следующее определение соперничества: «непрерывные состязательные отношения, существующие между двумя командами, игроками, группами или фанатами и приобретающее значимость благодаря соперничеству на поле, событиям в рамках игры и за ее пределами, демографической близости, и/или в связи с историческим аспектом».

Для более комплексного изучения данного феномена необходимо иметь инструменты, позволяющие качественно и количественно измерить его проявление. Одним из таких инструментов выступает Шкала восприятия болельщиков спортивного соперничества (The Sport Rivalry Fan Perception Scale). Она была разработана и апробирована в качестве первой шкалы для измерения оценки фанатами соперничающих команд в отношении четырех аспектов соперничества. Шкала SRFPS измеряет:

1. Вероятность поддержки фанатами команды-соперника, когда их любимая команда не играет.

2. Престиж образовательного учреждения спортивной команды соперника.

3. Поведение команды-соперника.

4. Удовлетворение, полученное в связи с победой любимой команды.

Феномен соперничества в спорте также влияет на то, насколько болельщики вовлечены в спорт. В частности, игра соперничающей команды положительно влияет на вероятность посещения болельщиками игры и на готовность болельщиков купить билет за эту цену. Соперничество может повлиять на отношение болельщиков к оценке товарной продукции своей любимой команды, спонсоров команды, поведение болельщиков, эффективность игроков.

Важным следствием соперничества является понимание того, как болельщики реагируют на неудачу группы «чужих» (команды-соперника). Например, радость спортивных болельщиков от проигрыша соперничающей команды равноценна или даже превосходит ту, которую они испытывают при победе любимой команды. Кроме того, болельщики Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) указывали на интересное явление: при вероятности проигрыша команды-соперника другой команде, отличной от любимой команды, фанаты будут готовы смотреть подобную игру.

Понятие Schadenfruede с немецкого переводится как «злорадство» и может пролить свет на причину и предпосылки поведения болельщиков, когда команда-соперник проигрывает. Доказательства злорадства были найдены в спорте и вне спорта. Например, часто можно увидеть ликование болельщиков касательно поражения команды-конкурента (независимо от того, кому она проиграла) после проигрыша собственной любимой команды. «Триумф, отражающий неудачу» (Glory out of reflected failure или GORFing) также описывает волнение, которое испытывают некоторые болельщики, когда их соперничающая команда проигрывает нейтральной команде, и служит способом улучшить свое эмоциональное состояние.

Изучение соперничества в спорте – относительно новое направление, и поэтому важно понимать, как будущие исследования могут помочь нам лучше понять этот феномен. Проводимый во время Недели соперничества футбольных команд колледжей ежегодный онлайн-форум по спортивному соперничеству в ноябре был создан для рассмотрения текущих результатов и дальнейшего изучения этого феномена. К этому моменту большая часть исследований до сих пор была сосредоточена либо на профессиональных, либо на высокоуровневых мужских командных видах спорта в США. Изучение соперничества окажется более точным, если также рассмотреть данный феномен в женском спорте, индивидуальных видах спорта, любительских видах спорта и спорте за пределами США, в особенности в России, поскольку на данный момент портрет болельщика в нашей стране зачастую затруднительно качественно составить. Методы исследования должны опираться не только на воспоминания фанатов, интервью или на данные опросов, но и использовать бесчисленную информацию из социальных сетей, где на данный момент как нигде лучше можно наблюдать развитие и проявление данного феномена.

Обсервационное исследование могло бы позволить лучше понять, как соперничество влияет на поведение фанатов. Что касается будущих исследований данного феномена, в особенности анализа реакции болельщиков на неудачу соперника, то количественные показатели измерения как злорадства, так и GORFing могут помочь исследователям, стремящимся изучить различия между этими двумя явлениями.

 

Список литературы

1.   Гончарова Н. Ю. Коммуникационный аудит и освещение спортивно-зрелищных мероприятий // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2018. – Т. 17. – № 4. – С. 182–186.

2.   Tajfel H. Social identity and intergroup behavior // Social Science
Information. – 1974. – № 13. – Р. 65–93.

3.   Havard C. T., Gray D. P., Gould J., Sharp L. A., & Schafer J. J. Development and Validation of the Sport Rivalry Fan Perception Scale (SRFPS) // Journal of Sport Behavior. – 2013. – № 36. – Р. 45–65.

4.   Tyler B. D., & Cobbs J. B. Rival conceptions of rivalry: Why some competitions mean more than others // European Sport Management Quarterly. – 2015. – № 15. – Р. 227–248.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.183 (0.01 с.)