Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Миграционный кризис в Швеции
В статье рассматриваются масштабы миграционных процессов в Швеции, а также дается характеристика шведской модели миграционной политики, выступившей в качестве катализатора усиления кризиса в сфере регулирования миграции в стране в условиях обострения ситуации на Ближнем Востоке. Ключевые слова: Скандинавская модель; миграционная политика; миграционный кризис; глобализация; миграционные процессы; мультикультурализм.
MIGRATION CRISIS IN SWEDEN Т his article covers the dynamics of migration processes in Sweden, taking under Keywords: Scandinavian model; migration policy; migration crisis; globalization;
Анализ современных миграционных процессов представляет особый интерес для отдельных стран и мирового сообщества в целом на фоне глобализации и недавнего обострения миграционного кризиса в Европе. Так, Швеция является одной из наиболее привлекательных стран для иммиграции, что подогревает интерес к исследованию данного явления. Тем не менее, либеральное миграционное законодательство Швеции оказало непосредственное влияние на усиление кризиса в области миграции и сопутствующих социально-экономических проблем в стране. До 60 гг. XX в. в Швеции проживало небольшое число мигрантов, затем страну захлестнула целая волна миграций. Доля иностранного населения Швеции возросла с 6,7% в 1970 г. до 11% в 1998 г. [2]. За короткий отрезок времени соотношение численности приезжего населения к местному в Швеции стало гораздо выше, чем в других Скандинавских странах. Это вызвало рост числа недовольных возникшим положением и разделило общество на сторонников проводимой политики в области миграции и ее противников, требовавших ужесточения правил въезда в страну. Шведская миграционная политика по праву считается одной из самых мягких среди стран-членов ЕС: в 2015 г. положительный ответ на заявления получило до 80% иностранных граждан, искавших убежище на территории страны. При этом в Швеции все чаще возникают проблемы с социальным обеспечением мигрантов. Так или иначе, сегодняшний раскол в шведском обществе связан с провалами миграционной политики и невозможностью построения мультикультурного общества в современных реалиях.
Для исследования масштабов миграции и оценки миграционного кризиса в Швеции начнем с анализа общих показателей миграции (рис. 1, 2) и рассмотрим динамику численности мигрантов и беженцев в стране с 1990 по 2019 гг. (рис. 1).
Рис. 1. Численность мигрантов и беженцев в Швеции, 1990–2019 гг.
С 1990 по 2019 гг. количество мигрантов в стране постоянно увеличивалось, и значение их численности выросло на 154,21% за 30 лет, составив 2 005 200 человек в 2019 г. [7]. Одновременно с этим наблюдался и рост численности беженцев за исследуемый период, однако до наплыва беженцев в стране в 2015 г. данный рост был контролируемым. Численность беженцев выросла на 166,64% за 30 лет. Относительный рост числа беженцев превышает рост числа мигрантов, что объясняется резким скачком в абсолютном количестве беженцев в 2015 г. Итак, в стране отмечается неизменный рост численности мигрантов и беженцев вплоть до 2019 г., что сказывается на смене внутриполитического курса и всплеске праворадикальных настроений среди населения. Обратимся к рассмотрению динамики численности мигрантов по отношению к совокупной численности населения Швеции за 30 лет (рис. 2).
Рис. 2. Численность мигрантов в % к общей численности населения Швеции,
Помимо роста абсолютного числа мигрантов, отмечается резкое увеличение удельного веса мигрантов в общей численности населения Швеции. Так, численность мигрантов среди общего населения страны за 30 лет выросла на целых 10,8% и составила рекордные 20% в 2019 г. [7]. Эта цифра в дальнейшем будет только расти, несмотря на коронавирусный кризис 2020 г., оказавший влияние на сокращение межстрановых перемещений. Это высокий показатель в сравнении с другими странами ЕС, за исключением тех стран, которые пострадали от всплеска миграции после 2015 г. При этом наибольший прирост доли приезжего населения в совокупной численности Швеции был зафиксирован с 2015 по 2019 гг. и составил 2,8% за 4 года. Это значит, что страна находится в самом разгаре миграционного кризиса. По данным официального сайта Швеции, в стране наблюдается положительное сальдо миграции. Наибольший рост числа иммигрантов приходится на 2015–2017 гг., когда число прибывающих мигрантов начало превышать отметку в 130 000 человек в год [6]. Иммигранты замещают выбывающее население и создают некий миграционный избыток, который провоцирует кризис и может привести к появлению новых социально-экономических проблем в Швеции в будущем.
Анализ географической составляющей миграции, по данным Статистического управления Швеции за последние годы, свидетельствует о том, что большая часть иммигрантов прибывает из развивающихся стран, пострадавших от военных конфликтов [4]. Так, странами-лидерами по численности иммигрировавших в Швецию в 2019 г. стали Афганистан, Сирия и Эритрея. Вместе с тем большая часть шведских эмигрантов направляется в другие развитые страны Европейского Союза, в частности в Финляндию, Данию и Германию. Для комплексной оценки ситуации необходимо обратиться к показателям статистики трудовой миграции. Так, по данным МОТ, общее количество трудовых ресурсов в Швеции выросло на 12,2% за 10 лет: этот показатель составил 5 508 000 человек в 2019 г. Численность рабочей силы, родившейся внутри страны, увеличилась всего на 2,58%, а численность рабочей силы, родившейся вне страны, выросла на целых 67% за 10 лет. Соответственно, прирост численности рабочей силы в Швеции в целом обеспечивается за счет трудовых мигрантов. Наконец, обратимся к анализу ситуации с безработицей в Швеции (таблица). Т а б л и ц а Уровень безработицы в Швеции, 2009–2019 гг., %
___________________________
* Источник: Составлено автором на основе данных International Labour Organization, ILO. – URL: https://www.ilo.org/shinyapps/bulkexplorer44/?lang=en&segment=indicator&id=MST_TUNE_SEX_AGE_ CBR_RT_A (дата обращения: 17.01.2021).
В Швеции отмечен относительно высокий по европейским меркам уровень безработицы (6,8%). Уровень безработицы среди коренного населения составил 4,4%, а среди приезжего – 15,3% в 2019 г. Эти диспропорции свидетельствуют о том, что несмотря на мягкое миграционное законодательство рынок труда более открыт для местных жителей, а значит мигрантам сложнее найти работу. Ответственность за обеспечение безработных иностранцев ложится на плечи государства. Стоит отметить, что шведское миграционное законодательство было либерали-зировано за короткий срок. После вступления в ЕС Швеция начала свой путь смягчения правил приема мигрантов и интернационализации рынка труда. В 2008 г. страна открыла границы для иммигрантов из третьих стран, обусловив последующие волны миграционных потоков из неевропейских стран. При этом сегодня наблюдается новая волна миграции в Швецию, и число иммигрантов растет быстрыми темпами [1]. Сильнейший миграционный кризис не мог не усилить и без того радикальные антиевропейские настроения в обществе, повысив социальную напряженность. По числу поданных в 2015 г. в ЕС прошений о предоставлении убежища Швеция уступала лишь Германии. Стране пришлось принять ряд мер по усилению миграционного контроля в связи со сложившейся ситуацией. Поток беженцев в Швецию сократился после введения временного контроля на границе и ужесточения условий приема беженцев.
Проводимая Швецией политика мультикультурализма породила ряд проблем, связанных с адаптацией мигрантов в шведском обществе. Интеграция приезжего населения на рынке труда остается проблемным вопросом. Большую роль играет страна происхождения: мигранты, переехавшие в Швецию из европейских стран, гораздо быстрее адаптируются к местным условиям, чем мигранты из стран Ближнего Востока. На фоне миграционного кризиса наблюдается рост популярности правых популистских партий, выступающих за ужесточение миграционного законодательства [3]. Кроме того, согласно опросам, 58% шведов считают, что в страну прибывает слишком много мигрантов. Эти данные свидетельствуют о росте праворадикальных настроений. Таким образом, современная Швеция становится примером не самой удачной миграционной политики, содействующей обострению социальной напряженности. Страна сталкивается с проблемами интеграции мигрантов, включая адаптацию приезжего населения на рынке труда. Отсутствие эффективных способов решения обозначенных проблем усложняет социально-экономическую обстановку в стране, провоцируя рост безработицы среди мигрантов и увеличивая нагрузку на социальную систему государства. К тому же в условиях усиления миграционного кризиса растут антимигрантские настроения. Это указывает на нецелесообразность следования концепции мультикультурализма в сегодняшних условиях, а также на необходимость совершенствования миграционной политики. Задача правительства Швеции – смягчить отрицательные последствия миграции, внести коррективы в миграционное законодательство, изменив правила приема мигрантов в пользу тех, кто способен гораздо быстрее интегрироваться в шведское общество.
Список литературы 1. Волков А. М. Мигранты в странах Северной Европы: шведский подход // Вестник Института экономики РАН. – 2018. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/migranty-v-stranah-severnoy-evropy-shvedskiy-podhod (дата обращения: 17.01.2021). 2. Густафссон Б. Современный опыт Швеции в области международной миграции: проблемы и исследования // ЖИСП. – 2003. – № 2. – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennyy-opyt-shvetsii-v-oblasti-mezhdunarodnoy-migratsii-problemy-i-issledovaniya (дата обращения: 14.01.2021). 3. Позднякова Н. В. Кто такие «Шведские демократы», или Два лица правых популистов // Deutsche Welle. – URL: https://www.dw.com/ru/кто-такие-шведские-демократы-или-два-лица-правых-популистов/a-45410487 (дата обращения: 18.01.2021). 4. Сайт Статистического управления Швеции. – URL: https://www.scb.se/en/ finding-statistics/statistics-by-subject-area/population/population-composition/population-statistics/ (дата обращения: 18.01.2021). 5. International Labour Organization, ILO. – URL: https://www.ilo.org/shinyapps/ bulkexplorer44/?lang=en&segment=indicator&id=MST_TUNE_SEX_AGE_CBR_RT_A (дата обращения: 17.01.2021). 6. The refugee challenge // The Official Site of Sweden. – URL: https://sweden.se/ migration (дата обращения: 18.01.2021). 7. United Nations Department of Economic and Social Affairs // UN DESA. – URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/data/estimates2/estimates19.asp (дата обращения: 17.01.2021).
В. А. Шляхтина Научный руководитель Н. Р. Амирова (РЭУ им. Г. В. Плеханова)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.016 с.) |