Миграционный кризис в Швеции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миграционный кризис в Швеции



В статье рассматриваются масштабы миграционных процессов в Швеции, а также дается характеристика шведской модели миграционной политики, выступившей в качестве катализатора усиления кризиса в сфере регулирования миграции в стране в условиях обострения ситуации на Ближнем Востоке.

Ключевые слова: Скандинавская модель; миграционная политика; миграционный кризис; глобализация; миграционные процессы; мультикультурализм.

 

MIGRATION CRISIS IN SWEDEN

Т his article covers the dynamics of migration processes in Sweden, taking under
consideration its migration policy which is described as a crucial factor of the intensification of migration crisis in the country together with the worsening of the situation in the Middle East.

Keywords: Scandinavian model; migration policy; migration crisis; globalization;
migration processes; multiculturalism.

 

Анализ современных миграционных процессов представляет особый интерес для отдельных стран и мирового сообщества в целом на фоне глобализации и недавнего обострения миграционного кризиса в Европе. Так, Швеция является одной из наиболее привлекательных стран для иммиграции, что подогревает интерес к исследованию данного явления. Тем не менее, либеральное миграционное законодательство Швеции оказало непосредственное влияние на усиление кризиса в области миграции и сопутствующих социально-экономических проблем в стране.

До 60 гг. XX в. в Швеции проживало небольшое число мигрантов, затем страну захлестнула целая волна миграций. Доля иностранного населения Швеции возросла с 6,7% в 1970 г. до 11% в 1998 г. [2]. За короткий отрезок времени соотношение численности приезжего населения к местному в Швеции стало гораздо выше, чем в других Скандинавских странах. Это вызвало рост числа недовольных возникшим положением и разделило общество на сторонников проводимой политики в области миграции и ее противников, требовавших ужесточения правил въезда в страну.

Шведская миграционная политика по праву считается одной из самых мягких среди стран-членов ЕС: в 2015 г. положительный ответ на заявления получило до 80% иностранных граждан, искавших убежище на территории страны. При этом в Швеции все чаще возникают проблемы с социальным обеспечением мигрантов. Так или иначе, сегодняшний раскол в шведском обществе связан с провалами миграционной политики и невозможностью построения мультикультурного общества в современных реалиях.

Для исследования масштабов миграции и оценки миграционного кризиса в Швеции начнем с анализа общих показателей миграции (рис. 1, 2) и рассмотрим динамику численности мигрантов и беженцев в стране с 1990 по 2019 гг. (рис. 1).

 

         

 

Рис. 1. Численность мигрантов и беженцев в Швеции, 1990–2019 гг.

 

С 1990 по 2019 гг. количество мигрантов в стране постоянно увеличивалось, и значение их численности выросло на 154,21% за 30 лет, составив 2 005 200 человек в 2019 г. [7]. Одновременно с этим наблюдался и рост численности беженцев за исследуемый период, однако до наплыва беженцев в стране в 2015 г. данный рост был контролируемым. Численность беженцев выросла на 166,64% за 30 лет. Относительный рост числа беженцев превышает рост числа мигрантов, что объясняется резким скачком в абсолютном количестве беженцев в 2015 г. Итак, в стране отмечается неизменный рост численности мигрантов и беженцев вплоть до 2019 г., что сказывается на смене внутриполитического курса и всплеске праворадикальных настроений среди населения.

Обратимся к рассмотрению динамики численности мигрантов по отношению к совокупной численности населения Швеции за 30 лет (рис. 2).

 

Рис. 2. Численность мигрантов в % к общей численности населения Швеции,
1990–2019 гг.

 

Помимо роста абсолютного числа мигрантов, отмечается резкое увеличение удельного веса мигрантов в общей численности населения Швеции. Так, численность мигрантов среди общего населения страны за 30 лет выросла на целых 10,8% и составила рекордные 20% в 2019 г. [7]. Эта цифра в дальнейшем будет только расти, несмотря на коронавирусный кризис 2020 г., оказавший влияние на сокращение межстрановых перемещений. Это высокий показатель в сравнении с другими странами ЕС, за исключением тех стран, которые пострадали от всплеска миграции после 2015 г. При этом наибольший прирост доли приезжего населения в совокупной численности Швеции был зафиксирован с 2015 по 2019 гг. и составил 2,8% за 4 года. Это значит, что страна находится в самом разгаре миграционного кризиса. 

По данным официального сайта Швеции, в стране наблюдается положительное сальдо миграции. Наибольший рост числа иммигрантов приходится на 2015–2017 гг., когда число прибывающих мигрантов начало превышать отметку в 130 000 человек в год [6]. Иммигранты замещают выбывающее население и создают некий миграционный избыток, который провоцирует кризис и может привести к появлению новых социально-экономических проблем в Швеции в будущем.

Анализ географической составляющей миграции, по данным Статистического управления Швеции за последние годы, свидетельствует о том, что большая часть иммигрантов прибывает из развивающихся стран, пострадавших от военных конфликтов [4]. Так, странами-лидерами по численности иммигрировавших в Швецию в 2019 г. стали Афганистан, Сирия и Эритрея. Вместе с тем большая часть шведских эмигрантов направляется в другие развитые страны Европейского Союза, в частности в Финляндию, Данию и Германию.

Для комплексной оценки ситуации необходимо обратиться к показателям статистики трудовой миграции. Так, по данным МОТ, общее количество трудовых ресурсов в Швеции выросло на 12,2% за 10 лет: этот показатель составил 5 508 000 человек в 2019 г. Численность рабочей силы, родившейся внутри страны, увеличилась всего на 2,58%, а численность рабочей силы, родившейся вне страны, выросла на целых 67% за 10 лет. Соответственно, прирост численности рабочей силы в Швеции в целом обеспечивается за счет трудовых мигрантов.

Наконец, обратимся к анализу ситуации с безработицей в Швеции (таблица).

Т а б л и ц а  

Уровень безработицы в Швеции, 2009–2019 гг., %

 

  2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Уровень безработицы 8,4 8,6 7,8 8 8,1 8 7,4 7 6,7 6,4 6,8
Уровень безработицы среди коренного населения 7,1 7,2 6,2 6,4 6,3 6,1 5,4 4,8 4,4 4 4,4
Уровень безработицы среди приезжего населения 15,2 16,1 16 15,8 16,2 16,1 16 15,7 15,2 14,8 15,3

___________________________

 

* Источник: Составлено автором на основе данных International Labour Organization, ILO. – URL: https://www.ilo.org/shinyapps/bulkexplorer44/?lang=en&segment=indicator&id=MST_TUNE_SEX_AGE_ CBR_RT_A (дата обращения: 17.01.2021).

 

В Швеции отмечен относительно высокий по европейским меркам уровень безработицы (6,8%). Уровень безработицы среди коренного населения составил 4,4%, а среди приезжего – 15,3% в 2019 г. Эти диспропорции свидетельствуют о том, что несмотря на мягкое миграционное законодательство рынок труда более открыт для местных жителей, а значит мигрантам сложнее найти работу. Ответственность за обеспечение безработных иностранцев ложится на плечи государства.

Стоит отметить, что шведское миграционное законодательство было либерали-зировано за короткий срок. После вступления в ЕС Швеция начала свой путь смягчения правил приема мигрантов и интернационализации рынка труда. В 2008 г. страна открыла границы для иммигрантов из третьих стран, обусловив последующие волны миграционных потоков из неевропейских стран. При этом сегодня наблюдается новая волна миграции в Швецию, и число иммигрантов растет быстрыми темпами [1].

Сильнейший миграционный кризис не мог не усилить и без того радикальные антиевропейские настроения в обществе, повысив социальную напряженность. По числу поданных в 2015 г. в ЕС прошений о предоставлении убежища Швеция уступала лишь Германии. Стране пришлось принять ряд мер по усилению миграционного контроля в связи со сложившейся ситуацией. Поток беженцев в Швецию сократился после введения временного контроля на границе и ужесточения условий приема беженцев.

Проводимая Швецией политика мультикультурализма породила ряд проблем, связанных с адаптацией мигрантов в шведском обществе. Интеграция приезжего населения на рынке труда остается проблемным вопросом. Большую роль играет страна происхождения: мигранты, переехавшие в Швецию из европейских стран, гораздо быстрее адаптируются к местным условиям, чем мигранты из стран Ближнего Востока. На фоне миграционного кризиса наблюдается рост популярности правых популистских партий, выступающих за ужесточение миграционного законодательства [3]. Кроме того, согласно опросам, 58% шведов считают, что в страну прибывает слишком много мигрантов. Эти данные свидетельствуют о росте праворадикальных настроений.

Таким образом, современная Швеция становится примером не самой удачной миграционной политики, содействующей обострению социальной напряженности. Страна сталкивается с проблемами интеграции мигрантов, включая адаптацию приезжего населения на рынке труда. Отсутствие эффективных способов решения обозначенных проблем усложняет социально-экономическую обстановку в стране, провоцируя рост безработицы среди мигрантов и увеличивая нагрузку на социальную систему государства. К тому же в условиях усиления миграционного кризиса растут антимигрантские настроения. Это указывает на нецелесообразность следования концепции мультикультурализма в сегодняшних условиях, а также на необходимость совершенствования миграционной политики. Задача правительства Швеции – смягчить отрицательные последствия миграции, внести коррективы в миграционное законодательство, изменив правила приема мигрантов в пользу тех, кто способен гораздо быстрее интегрироваться в шведское общество.

 

Список литературы

1. Волков А. М. Мигранты в странах Северной Европы: шведский подход // Вестник Института экономики РАН. – 2018. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/migranty-v-stranah-severnoy-evropy-shvedskiy-podhod (дата обращения: 17.01.2021).

2. Густафссон Б. Современный опыт Швеции в области международной миграции: проблемы и исследования // ЖИСП. – 2003. – № 2. – URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennyy-opyt-shvetsii-v-oblasti-mezhdunarodnoy-migratsii-problemy-i-issledovaniya (дата обращения: 14.01.2021).

3. Позднякова Н. В. Кто такие «Шведские демократы», или Два лица правых популистов // Deutsche Welle. – URL: https://www.dw.com/ru/кто-такие-шведские-демократы-или-два-лица-правых-популистов/a-45410487 (дата обращения: 18.01.2021).

4. Сайт Статистического управления Швеции. – URL: https://www.scb.se/en/ finding-statistics/statistics-by-subject-area/population/population-composition/population-statistics/ (дата обращения: 18.01.2021).

5. International Labour Organization, ILO. – URL: https://www.ilo.org/shinyapps/ bulkexplorer44/?lang=en&segment=indicator&id=MST_TUNE_SEX_AGE_CBR_RT_A (дата обращения: 17.01.2021).

6. The refugee challenge // The Official Site of Sweden. – URL: https://sweden.se/ migration (дата обращения: 18.01.2021).

7. United Nations Department of Economic and Social Affairs // UN DESA. – URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/data/estimates2/estimates19.asp (дата обращения: 17.01.2021).

 

В. А. Шляхтина

Научный руководитель Н. Р. Амирова

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.016 с.)