Market mechanisms in the problem of climate change 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Market mechanisms in the problem of climate change



The article considers use of market mechanisms for solving the problem of greenhouse gas emissions and climate change. The Kyoto protocol and the Paris agreement, which
contain the studied mechanisms, were used for performing of the analysis.

Keywords: climate change, market mechanisms, the Kyoto protocol, the Paris
agreement, quota system.

 

В настоящее время все также остро стоит проблема ухудшения экологии. Отрицательные внешние эффекты, возникающие во время производства и потребления экономических благ, негативно влияют на состояние окружающей среды. Одним из серьезнейших аспектов данной проблемы является изменение климата.

По данным Всемирной метеорологической организации (ВМО) на январь – декабрь 2020 гг., среднегодовая температура воздуха увеличилась на примерно 1,2 ± 0,1 °C с 1850–1900 гг. Десятилетие с 2011 по 2020 гг. стало самым теплым за всю историю метеонаблюдений [6]. На изменение климата влияют как абиотические факторы: сдвиги планетарной орбиты, изменение геомагнитного поля, движение материковых и океанических плит, вулканические извержения, климатическая аномалия Эль-Ниньо, так и антропогенные факторы, а именно: выброс парниковых газов (CO2, CH4, N2O, ГФУ, ПФУ, SF6). Согласно концепции парникового эффекта данные газы поглощают инфракрасное излучение Земли, повышая температуру в тропосфере и уменьшая ее в стратосфере, снижают содержание O2 в атмосфере. Под воздействием этого температура в некоторых районах Земли увеличивается, все чаще наблюдаются природные аномалии, дестабилизация температуры. По прогнозам многих ученых, климат продолжит меняться, что может привести к увеличению катаклизмов и таянию ледников. По оценке ОЭСР, к 2060 г. при отсутствии новых климатических мер экономические потери от изменения климата могут достичь 1–3,3% мирового ВВП, а к концу столетия – 2–10% [5].

В конце XX в. международная общественность обеспокоилась проблемой изменения климата. В 1992 г. в Рамочной Конвенции ОНН об изменении климата (РКИК) были заложены основы международной экологической политики. На 3-й Конференции сторон РКИК в Киото в декабре 1997 г. был принят Киотский протокол. Его ратифицировали 192 государства, и он вступил в силу 16.02.2005 г. С 2008 по 2012 гг. был первый период его выполнения, а с 2013 по 2020 – второй. 12 декабря в ходе 21-й сессии Конференции сторон РКИК 12.12.2015 было заключено Парижское соглашение по климату, которое подписали главы 175 государств 22.07.2016. Оно вступило в силу 4.11.2016. Данные международные соглашения является самыми масштабными в рамках данной проблемы, более того, они предлагают использовать рыночные механизмы борьбы с изменением климата.

Главной целью Киотского протокола являлось сокращение выбросов парниковых газов на 5% относительно уровня 1990 г. Протокол предлагает ряд мер по борьбе с изменением климата, в том числе и рыночные механизмы. Первым таким механизмом является квотирование. На каждую страну накладывается количественное обязательство по сокращению выбросов – квота. Стороны протокола могут продавать единицы сокращения выбросов или части установленного количества на рынке, т. е. если выбросы страны из приложения B (1) составили меньше установленной квоты, она может продать неизрасходованную часть другой стороне (1: ст. 3, п. 1, 10–13; ст. 6;
ст. 17). В основу данного механизма заложена теорема Коуза: квотирование подразумевает, что право собственности на выбросы количественно определено для каждой стороны и становится платным. Такие права могут быть проданы и приобретены другой стороной. Концепция рынка выбросов и их торговли также была рассмотрена в работах экономистов Дэйлза, Крокера, Баумоля и Оутса. Другой механизм – чистого развития подразумевает, что развитая страна, входящая в приложение B (1), инвестирует проекты по сокращению выбросов парниковых газов развивающихся стран, не входящих в данное приложение. Данное финансирование позволяет расширить свою квоту стране – инвестору (1: ст. 12). Следующим рыночным механизмом является участие в проектах совместного осуществления: стороны протокола совместно выполняют проекты по сокращению или абсорбции выбросов, суммируя свои квоты
(1: ст. 3, п. 1; ст.4). Основными инструментами протокола являются гибкие механизмы, которые используют в свой основе систему квот и разные формы взаимодействия с ними: суммирование, продажа. Это позволяет получать прибыль сторонам, тем самым экономически оправдав издержки от сокращения выбросов.

Парижское соглашение по климату ставит своей главной целью удержание повышения глобальной температуры в XXI в. в районе 1,5–2°C и предполагает постепенную декорбанизацию экономики и адаптацию к неблагоприятным воздействиям изменения климата (2: ст. 2). В отличие от Киотского протокола основным механизмом действия является не квотирование, а введение национальных вкладов, т. е. страны добровольно определяют размеры сокращения выбросов и увеличения абсорбции поглотителей в период на 10–15 лет. Данные стратегии предоставляются Секретариату РКИК и пересматриваются каждые 5 лет. В странах, подписавших договор, осуществляется политика с учетом их вклада. Ежегодные данные о выбросах парниковых газов, мерах и политики по их уменьшению предоставляются Секретариату РКИК (2: ст. 3, ст. 4, 13). В рамках Парижского соглашения осуществляется механизм устойчивого развития, по которому одни стороны инвестируют в проекты другой, сотрудничают в процессе перехода на низкоуглеродные технологии, что приписывается к их национальным вкладам (2: ст. 6, 7). Данный механизм подразумевает использования передаваемых результатов предотвращения изменения климата, что можно считать рыночным механизмом, т. к. данная деятельность экономически выгодна двум сторонам. Соглашение предполагает и такой механизм, как финансирование проектов перехода на низкоуглеродную экономику и поддержание состояния лесов (2: ст. 6; ст. 11, п. 1), а также финансовый механизм, предполагающий оказывание денежной поддержки развитых стран развивающимся (2: ст. 9), что также составляет национальный вклад развитых стран (2: ст. 14).

Срок действия второго периода Киотского протокола истек в конце 2020 г., с этого же времени наступает действие Парижского соглашения. За первый период действия Киотского протокола странам, входящим в систему квотирования, удалось сократить выбросы парниковых газов и загрязнений [7], тем не менее общий выброс парниковых газов возрос [6], что произошло за счет развивающихся стран, не входящих в приложение B, из-за разных экономических факторов. Тем самым протоколу не удалось выполнить одну из основных задач: сократить общий уровень выбросов и замедлить изменение климата. Несмотря на данный факт, протоколу удалось стимулировать развитие альтернативной энергетики, также он положительно повлиял на рынок квот и торговли выбросами, например в 2005 г. в Европе открылась система торговли выбросами ЕСТВ, а новые подобные рынки продолжают открываться. Тем самым демонстрируется относительная эффективность механизма квотирования и проектов совместного осуществления в первый период действия и неэффективность механизмов чистого развития.

В 2012 г. было принято продлить действие договора, но часть стран отказалась брать на себя количественные обязательства, что привело к созданию Парижского соглашения, которое заработает с 2020 г. В первую очередь он призывает страны сократить выбросы парниковых газов использованием системы национальных вкладов и финансирования разработки низкоуглеродных технологий. Уже сейчас наблюдается рост инвестиций в возобновляемую энергию. Тем не менее и у данного документа есть ряд недостатков. Достаточно сложно определение национального вклада, т. е. весьма проблематично определить уровень сокращения парниковых газов за счет увеличения абсорбции поглотителями. Из этого следует, что в данном моменте стоило бы отдельно ввести понятие уменьшения количества выбросов и отдельную категорию по поглотителям, подразумевающую контроль за качеством лесонасаждений, их увеличением, а также введение в эксплуатацию новых технологий по поглощению и дальнейшему использованию выбросов.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что рыночные механизмы могут стать вполне эффективным инструментом в борьбе с изменением климата. На данном этапе мы не можем сказать, что с проблемой воздействия парниковых газов на изменение климата мы справляемся успешно, но все-таки часть рыночных механизмов используется эффективно. Из этого следует, что на данный момент времени необходимо совершенствовать механизмы рынка в подобных соглашениях и в дальнейшем их использовать на практике.

 

Список литературы

1. Киотский протокол к Рамочной конвенция ООН об изменении климата, 1997 // ООН. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto. shtml.pdf (дата обращения: 27.12.2020).

2. Парижское соглашение, 2015 // РКИК ООН. – URL: https://unfccc.int/files/ meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian.pdf (дата обращения: 28.12.2020).

3. Bukvić R. Petrović D. Парниковый эффект и рыночные механизмы Киотского протокола // Вестник НГИЭИ. – 2017. – № 1. – С. 139–158.

4. Тарко А. М. Остановит ли Парижское соглашение глобальное потепление? // Век глобализации. – 2019. – № 4. – С. 71–85.

5. Жилина И. Ю. Рыночные инструменты борьбы с глобальным потеплением // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: «Экономика. Реферативный журнал». – 2018. – № 3. – С. 33–41.

6. State of the Global Climate 2020. – URL: https://public.wmo.int/en/our-mandate/climate/wmo-statement-state-of-global-climate (дата обращения: 26.12.2020).

7. Data-bank: CO2 emissions (metric tons per capita). – URL: https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&series=EN.ATM.CO2E.PC&country= (дата обращения: 29.12.2020).

 

 

Г. И. Шакирова

Научный руководитель Е. И. Герман

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.01 с.)