Спортивных сооружений в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спортивных сооружений в Российской Федерации



 

В статье поднимаются острые вопросы, связанные с обеспеченностью страны спортивными сооружениями. Выявлены наиболее важные аспекты строительства и эксплуатации спортивных объектов и предложены несколько вариантов, способствующих решению целого ряда актуальных проблем в этой области.

Ключевые слова: спортивное сооружение, спортивный объект, эксплуатация, строительство, стратегия развития спорта, массовое мероприятие.

 

IMPROVING THE EFFICIENCY OF OPERATING SPORTS FACILITIES

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Т he article raises acute issues related to the country's provision of sports facilities. The most important aspects of the construction and operation of sports facilities are identified and several options are proposed that contribute to solving a large number of urgent
problems in this area.

Keywords: sports building, sports facility, operation, construction, sports development strategy, mass event.

 

В целях успешной реализации «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации в период до 2030 года» необходимо подробно рассмотреть проблему эффективного использования спортивных объектов, которая является одной из самых острых проблем в стране в области физической культуры и спорта последних лет, а также предложить пути решения и рекомендации к дальнейшему стратегическому планированию, строительству и эффективному управлению спортивными сооружениями [1]. Решение данной проблемы поможет, в частности, повысить результат выступлений отечественных спортсменов на международных соревнованиях, а также повысить показатель вовлеченности населения в занятиях физической культурой и спортом, численность которой к 2030 г. планируется увеличить до 70 процентов регулярно занимающихся среди всех россиян.

Одним из важных показателей состояния спортивной инфраструктуры на территории России является уровень обеспеченности граждан такими сооружениями. К сожалению, уже на протяжении нескольких лет, как было упомянуто на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта РФ, официальные статистики разных ведомств расходятся. Эта ситуация очень сильно влияет и на само создание новых стратегий развития в сфере спорта. Может быть заложен некорректный объем планируемого финансирования или не сделан упор на нужную сферу. Поэтому так важно иметь достоверную статистику, чтобы понимать реальную картину происходящего.
В научном сообществе уже есть конкретные предложения, например, цифровизация спорта, направленная в том числе на облегчение документооборота и сбора достоверной обширной статистики в сфере спорта [10].

Затрагивая еще один важный аспект обеспеченности населения спортивными объектами, стоит отметить, что наблюдается колоссальная разница между городами и их регионами. В последних, как отмечает сам президент, ситуация с обеспеченностью спортивными объектами сильно отличается в худшую сторону. Именно поэтому очень важно развивать спортивную инфраструктуру не точечно, а повсеместно, на всей территории страны. Хорошим примером такой реализации является немецкая модель девелопмента спортивных сооружений, где каждый житель без труда имеет доступ к спортивному сооружению. И самое главное, что цены за предлагаемые услуги, например, разовое занятие в бассейне, сопоставимы с ценами за одну поездку на общественном транспорте [9].

Анализируя текущую ситуацию со спортивными объектами страны, необходимо отметить, что на территории России за последнее десятилетие проводилось несколько крупнейших спортивных событий, например, такие, как летняя Универсиада в Казани в 2013 г., в которой число задействованных спортивных объектов достигло 64 единиц, зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г., которые оставили после себя целый спортивный кластер со всей вытекающей инфраструктурой, Чемпионат мира по футболу в 2018 г., а также многие другие международные соревнования по отдельным видам спорта. Все эти события дали большой толчок к развитию спорта в России и оставили после себя отличное наследство в виде огромного количества спортивных объектов и инфраструктуры. Основная задача национального спортивного сообщества – сохранить это наследие и сделать все возможное для получения максимально возможного экономического и социального эффекта от его эксплуатации [2].

К сожалению, сейчас в стране наблюдается целый ряд проблем, связанный с эффективной эксплуатацией спортивных объектов. Наибольшее внимание, опять же, направлено на регионы, так как в крупных городах ситуацию еще более-менее можно считать удовлетворительный. Так, например, в Курской области наблюдается явная нехватка спортивных сооружений, что уже ставит вопрос развития спорта в регионе в трудное положение. Многие ДЮСШ могут только мечтать о новой ледовой арене, бассейне, футбольном поле, ведь бюджет не всегда позволяет заложить в долгосрочной перспективе постройку такого объекта [7]. Если взять во внимание тот факт, что, например, средний коэффициент загрузки муниципального спортивного объекта Красноярского края равен 50%, то остальные 50% при грамотном распределении времени можно было бы отдать под занятия нуждающимся спортивным школам и организациям [8].

Таким образом, еще на этапе планирования строительства спортивного объекта необходимо учитывать очень много аспектов, которые в дальнейшем решат целый ряд существующих проблем, связанных с эксплуатацией.

Во-первых, нужно изначально разработать план использования объекта с учетом долгосрочной перспективы. Мировой опыт использования спортивных объектов показывает, что многофункциональность спортивного сооружения в синергии с грамотным менеджментом зачастую приводит к позитивным экономическим и социальным показателям. Отличным примером может служить домашняя арена немецкого футбольного клуба «Шальке 04». Изначальная концепция эксплуатации сооружения сразу была продумана до мельчайших деталей, таких как удобный вывод источников подключения к электричеству для проведения концертов, внедрение выдвижного поля, мобильных трибун, раздвижной крыши, постройка сквозных тоннелей для удобной транспортировки оборудования и многое другое. На отечественных же стадионах пока не все так гладко. На многих стадионах на этапе планирования постройки не была заложена организация потока зрителей до и после мероприятия, многие стадионы не располагают хорошей парковкой. Даже самые новые спортивные арены в стране не располагают всей необходимой инфраструктурой для удобства проведения мероприятий помимо спортивных. Кроме того, есть большая потребность в высококлассном менеджменте спортивного сооружения в области коммуникаций с контрагентами, а также их содействию. Именно этот фактор является ключевым в успешности реализации запланированных мероприятий.

Еще одним важным аспектом является оптимизация расходов эксплуатации. Последнее время активно развивается такое направление, как фасилити менеджмент. Он относится к методу практического менеджмента, который имеет комплексный подход, выражающийся в коммерческой, инфраструктурной и технической оценке объекта строительства. Основная задача фасилити менеджмента – создание благоприятных условий для потребителя, максимальная оптимизация расходов эксплуатации сооружения и эффективное управление кадрами, оптимизация их рабочего времени. Такой подход позволяет существенно оптимизировать затраты на содержание спортивного сооружения. Благодаря грамотному планированию, принятию взвешенных управленческих решений и реализации проектов с использованием инновационных технологий повысится не только число объектов спорта на территории страны, но и их качество. Сочетание фасилити менеджмента и грамотного спортивного девелопмента может дать отличный толчок в области строительства спортивных сооружений и популяризации спорта в целом [3].

Привлечение частных инвестиций в спортивную сферу также является приоритетным направлением в области развития. Как показывает мировая практика, при реализации инвестиций уровень рентабельности может доходить до 34%, сроки окупаемости семь – 10 лет. Повышение коммерческой выгоды строится на синергии спортивной, развлекательной и торговой функций [6]. Самым ярким примером на территории нашей страны может стать спортивный комплекс «Олимпийский», расположенный почти в самом центре Москве, реконструкцией которого уже занялась частная компания в 2019 г. Она презентовала интересный проект, который сочетает реализацию огромного количества функциональных спортивных, торговых и развлекательных зон, равномерно распределенных по всему спортивному комплексу.

Еще одним немаловажным аспектом является обеспечение полной загрузки спортивного сооружения при проведении спортивных, культурных и иных мероприятий. Необходимо очень взвешенно составлять расписание работы спортивного объекта, планировать его таким образом, чтобы используемые пространства были задействованы каждый день на сто процентов там, где это возможно. Это позволит ежедневно получать выгоду от эксплуатации сооружения, а также намного уменьшить срок его окупаемости. Кроме того, такой объект будет пользоваться большим спросом у потенциальных контрагентов-организаций, планирующих проводить свои мероприятия, под которыми подразумевается не только использование основной арены, но также и остальных помещений, например под продажу товаров или предоставления услуг. Это обусловлено тем, что контрагенту нет острой необходимости дополнительно тратить свои ресурсы на маркетинг, привлекая клиентов, так как спортивное сооружение имеет хорошую посещаемость и узнаваемость. На сегодняшний день технологии в области коммуникации с потребителем хорошо развились вплоть до того, что посредством внедрения электронных платежей у организатора появляются маркетинговые данные о своих клиентах, об их предпочтениях, возрасте, гендерной принадлежности и о многом другом [5]. Это отличная возможность лучше узнать целевую аудиторию спортивного сооружения, позволяющая в последствии внедрить наиболее актуальные для них продукты и услуги. Поэтому так важно обеспечивать спортивный объект по последнему слову техники, что повысит привлекательность для контрагентов.

Безусловно, посещаемость мероприятий напрямую зависит от местоположения самой арены, поэтому при строительстве данных сооружений важно учитывать доступность для потенциальных зрителей или же клиентов, если речь идет о непосредственной коммерческой эксплуатации. Кроме того, очень важно не забывать про прилегающую к объекту территорию, которую можно так же успешно реализовать в виде прогулочной зоны, велодорожек, внедрения небольших коммерческих объектов, например магазина мороженого, кофе или закусок. Помимо этого, прилегающие территории могут служить транспортным узлом для жителей города, что создаст дополнительные удобства для посетителей, а также создаст эффект притяжения на спортивный объект [4].

Также на этапе строительства очень важно уделять внимание грамотному финансовому менеджменту. Это позволит исключить ненужные траты, разворовывание бюджета, выделенного на строительство, а также использовать только качественные строительные материалы, которые будут способствовать длительной эксплуатации спортивного сооружения, и в дальнейшем исключить незапланированные ремонтные работы. Как следствие, объект не будет выходить из строя, что повысит его эффективность при эксплуатации.

Таким образом, видны основные направления развития в области планирования строительства и эффективного управления спортивными сооружениями. Внедряя данный опыт, спортивные менеджеры смогут извлечь экономическую и финансовую выгоду из грамотного эксплуатирования спортивного объекта, а государство сможет значительно приблизиться к позитивной тенденции оздоровления нации путем привлечения большего количества граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством доступности спортивной инфраструктуры.

 

Список литературы

1. Стратегия развития физической культурой и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г., утверждена 24 ноября 2020 г. – М.: Правительство РФ, 2020.

2. Гончарова Н. Ю., Мардьянов М. Г. Формирование современной инфраструктуры и создание организационных условий развития олимпийского волонтерства // Проблемы и перспективы индустрии гостеприимства, туризма и спорта: сборник статей. – 2019. – С. 232–237.

3. Кульков А. А., Давлетшина Л. Я. Девелопмент спортивных объектов: проблемы и пути увеличения экономической эффективности на стадии эксплуатации // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. – № 21. – С. 2971–2986.

4. Рыбакова А. Е., Суровенков А. В., Коржемпо Я. А. Направления развития территорий в составе спортивных объектов // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-territoriy-v-sostave-sportivnyh-obektov (дата обращения: 13.02.2021).

5. Решетников А. М. Методы продажи билетов на спортивные мероприятия // Science. – 2020. – №. 1-1. – С. 87–90.

6. Степыко Д. Г. и др. Анализ реализации проектов развития спортивной инфраструктуры в Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. – 2017. – №. 9. – С. 9–11.

7. Чернышев Г. А. Проблема карьеры спортсмена непопулярного вида спорта на примере водного поло // XXXIII Международные Плехановские чтения: сборник статей студентов: в 3 т. – 2020. – С. 126–130.

8. Чикуров А. И. и др. Анализ эффективности использования муниципальных физкультурно-спортивных сооружений // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2019. – №. 3. – С. 57–64.

9.  URL: https://euro-pulse.ru/eurotrend/evropulsometr-sportivnaya-evropa (дата обращения: 30.01.2021).

10. Мир информационных технологий. – URL: https://www.connect-wit.ru/tsifra-v-sporte-v-moskve-proshel-forum-digital-sport.html (дата обращения: 29.01.2021).

 

 

К. С. Яндушкина

Научный руководитель И. П. Кульгачев

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.017 с.)