State regulation of access to the agricultural products market of China and USA 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

State regulation of access to the agricultural products market of China and USA



Т he article provides a comparative analysis of the levels of tariff protection of the
domestic agricultural market in China and the United States. The features of the import
structures of the two countries and the related directions of agricultural policy have been determined.

Keywords: agricultural products, rates of customs duties, government regulation,
agro-industrial sector, tariff and non-tariff restrictions, international trade, China, USA,
agriculture.

Государственное регулирование доступа импорта на внутренний рынок аграрной продукции осуществляется в основном тарифными методами и квотированием ввоза товаров. Присоединяясь ко Всемирной торговой организации, страны берут на себя индивидуальные обязательства по открытию внутреннего рынка в соответствии с положениями Соглашения по сельскому хозяйству и ряду других соглашений этой организации. США и КНР являются значимыми участниками мирового рынка аграрной продукции и членами ВТО. В понимании ВТО сельское хозяйство является «особо чувствительной» отраслью и ее защита возможна и в формате либеральной политики организации [1. – С. 42].

Цель статьи: выявить особенности таможенного регулирования доступа импорта на внутренний рынок сельскохозяйственной продукции США и Китая и указать причины имеющихся различий.

Сельскохозяйственный сектор США является одним из крупнейших в мире несмотря на то, что на него приходится менее 1% ВВП страны и около 1,5% занятости. Он характеризуется высокой технологичностью, диверсифицированностью, вовлеченностью в международный товарооборот. Несмотря на значительный внутренний рынок и лидирующие позиции продавца на мировых рынках кукурузы, пшеницы, сои, хлопка, мяса птицы, в США наблюдается отрицательное сальдо торгового баланса по аграрной продукции. Отчасти это связано с присутствием подразделений мощных агропромышленных американских холдингов, которые поставляют сельскохозяйственную продукцию с территорий других стран в США [2. – С. 18].

Сельское хозяйство Китая характеризуется масштабными реформами и высоким динамизмом роста сельскохозяйственного ВВП. Это третий по величине сельскохозяйственный рынок в мире после ЕС и США. Ввиду относительно низкого уровня потребления продуктов питания на душу населения эта страна продолжает оставаться нетто-импортером сельскохозяйственной продукции, хотя импорт страны составлял лишь 6,3% от общего товарного импорта в 2019 г.

Структура импорта сельскохозяйственной продукции США и Китая различна (рис.).

 

 

Рис. Структура импорта сельскохозяйственной продукции США и КНР за 2019 г. в %

_____________________

*Источник: [4; 5].

 

В США большую часть импорта составляют овощи и фрукты (33,41%), в Китае же первые позиции занимают животные продукты – 18,44%. Меньшая доля импорта первой страны приходится на молочные продукты (1,99%), Китай же меньше всего импортирует сахар и кондитерские изделия (2,13%).

Уровень тарифной защиты китайского рынка существенно выше американского. По данным ВТО, средний простой тариф на сельскохозяйственную продукцию в Китае равен 15,7%, в США – 4,9%. В Китае уровень защиты от 0 до 5% охватывает лишь 7% тарифных линий, в США – 43,8%. 

Сравним уровень таможенной защиты внутреннего рынка аграрной продукции двух стран в разрезе отдельных товарных групп (таблица).

 

Т а б л и ц а

Уровень таможенного тарифа США и Китая в %

 

Вид продукта/Страна

США

Китай

Фрукты, овощи, растения

4,9

14,8

Животные продукты

2,3

14,9

Молочные продукты

19,0

12,2

Сахар и кондитерские изделия

12,9

27,4

Злаки

3,6

23,7

Масличные, жир и масло

4,5

11,1

Кофе и чай

3,0

14,9

_____________________

*Источник: [6; 7].

Китай присоединился к ВТО в 2001 г., имея статус развивающейся страны. Уровень производительности труда в сельском хозяйстве был в разы ниже относительно американского. В сельской местности проживало более половины населения страны. В этой связи развитие национального сельского хозяйства, обеспечение занятости сельских жителей и роста их уровня жизни являлись стратегической задачей Коммунистической партии Китая. Национальный протекционизм и государственная поддержка крестьян стали важными элементами успешной интенсификации аграрного сектора, в особенности в части достижения самообеспеченности базовой культурой – рисом. Как результат, адвалорная пошлина на импортные злаковые в Китае достигают 23,7%, тогда как в США не превышает 3,6%. Кроме того, китайское правительство использует механизм двухуровневого тарифа или тарифной квоты для поставок пшеницы, кукурузы, риса и хлопка. Значение внеквотового тарифа достигает 65%. Показательно, что уровень тарифа на масличные, жиры и масла, в которые входит импортируемая соя, принципиально ниже. Он не превышает 10,9%. Соя импортируется в Китай в основном из США и используется в качестве важного компонента в производстве кормов для животных. Развитие отечественного животноводства – приоритетная задача современного Китая. Этот же продукт сыграл важную роль в «торговой войне» между двумя государствами. В ответ на повышение пошлин на китайские товары со стороны администрации президента Д. Трампа китайская администрация подняла импортные пошлины на американскую сою до 25% и переориентировалась на поставки сои из других стран, включая Россию [3. – С. 19–30].

Таким образом, тарифное регулирование является важным инструментом развития сельского хозяйства Китая. Наблюдается парадоксальное сочетание применения разрешенного протекционизма с курсом на глобализацию и использование преимуществ китайской экономической модели. Политика США в этой сфере более либеральна, поскольку в стране уже давно достигнут высокий уровень потребления продуктов питания на душу населения за счет высокоэффективного американского сельского хозяйства.

 

Список литературы

1. Иванова С. В. Всемирная торговая организация. – М.: Экономистъ, 2007.

2. Иванова С. В. Всемирная торговая организация и транснациональные компании в глобальной экономике: учебное пособие. – М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им.
Г. В. Плеханова», 2014.

3. Иванова С. В. Современная корректировка аграрной политики Китая // Китай в мировой экономике и международном бизнесе: монография / под ред. Р. И. Хасбулатова, С. В. Ивановой. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2019. –
С. 19–30.

4. Trade Profile of United States. – URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis _e/daily_update_e/trade_profiles/US_e.pdf (дата обращения: 06.01.2021).

5. Trade Profile of China. – URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/ daily_update_e/trade_profiles/CN_e.pdf (дата обращения: 06.01.2021).

6. Tariff Profile of United States. – URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis _e/daily_update_e/tariff_profiles/US_E.pdf (дата обращения: 07.01.2021).

7. Tariff Profile of China. – URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/ daily_update_e/tariff_profiles/CN_E.pdf (дата обращения: 07.01.2021).

 

А. О. Москвина

Научный руководитель Н. Р. Амирова

(РЭУ имени Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.01 с.)