Влияние пандемии на малый Бизнес в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние пандемии на малый Бизнес в России



(НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА Г. МОСКВЫ)

В работе проведен анализ влияния пандемии (COVID-2019) на малый бизнес (на примере ресторанного бизнеса Москвы). Автором выявлены тенденции функционирования заведений в период карантина, учитывая особенности их организации.

Ключевые слова: пандемия, экономические последствия, малый бизнес, ресторанный бизнес, сервисы по доставке еды, оживление ресторанного бизнеса после спада.

 

INFLUENCE OF THE PANDEMIC ON SMALL BUSINESS IN RUSSIA

(ON THE EXAMPLE OF THE RESTAURANT BUSINESS IN MOSCOW)

The paper analyzes the impact of the pandemic (COVID-2019) on small businesses (using the example of the restaurant business in Moscow). The author identifies trends in the functioning of institutions during the quarantine period, taking into account the peculiarities of their organization.

Keywords: pandemic, economic impact, small business, restaurant business, food
delivery services, restaurant business recovery after recession.

 

В 2020 г. все страны мира были вовлечены в борьбу с COVID-2019 и ее распространением. Была объявлена пандемия, каждое государство ввело определенный ряд мер, которые способствовали сдерживанию распространения данного заболевания, так как оно потенциально представляет серьезную угрозу для человеческого организма.
В РФ деятельность многих компаний была официально частично или полностью приостановлена. Продолжали работать только компании, связанные с производством товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение базовых и физиологических потребностей населения.

Режим самоизоляции был введен во многих городах РФ. Выбор для исследования г. Москвы был неслучаен, поскольку в 2020 г. Москва являлась лидером по числу зараженных COVID-2019 пациентов, в 2021 г. также занимает первое место. В период с 26 марта по 9 июня 2020 г. все москвичи были обязаны находиться на самоизоляции у себя дома, выход на улицу был строго регламентирован и ограничен. Многие компании Москвы были вынуждены приостановить свою работу на данный период. Все введенные государством меры безусловно помогли снизить заражаемость среди населения, но они очень сильно ударили по экономике государства. Частный бизнес понес большие потери, речь идет не только о финансовых потерях и упущенной прибыли, а также о ценных кадрах, которые компаниям пришлось сократить ввиду больших потерь прибыли.

Для рассмотрения экономических последствий пандемии нами был выбран сектор ресторанного бизнеса Москвы. В столице очень много заведений общественного питания, есть рестораны быстрого питания всемирно известных франшиз, частные и сетевые рестораны премиум-класса, множество сетевых и частных кафе. Рестораны Москвы расположены как в арендуемых, так и в находящихся в собственности помещениях. Высокая аренда стала губительным фактором для многих рестораторов. В дополнение к этому стоит учесть фактор, что рестораны также имеют денежные обязательства перед персоналом, поставщиками и ряд других финансовых затрат.

Издание [2] предоставило обзор частного исследование компании JLL, которое определило, что за 2020 г. в Москве закрылись более 200 ресторанов и кафе. Этот показатель в свою очередь превышает данные по закрытию на 2019 г. на 35%. То есть в среднем число закрытых ресторанов увеличилось на 70 заведений. Причиной тому явилось снижение трафика посетителей. Московские рестораны лишились существенного туристического потока посетителей. По данным [1], столицу за 2019 г. посетило более 25 млн туристов. Данные за 2018 г. говорят о 24 млн туристов. На наш взгляд, московский трафик туристов за 5 месяцев, начиная с 26 марта, потерял более 10 млн туристов, так как воздушное сообщение было прервано с рядом стран частично или полностью. По итогу рестораторы остались с денежными обязательствами перед арендодателями и персоналом, с учетом почти абсолютной потери выручки, и приостановили основную деятельность на неопределенный срок. Многие рестораторы начали привлекать личные средства для поддержания функционирования их заведений. Однако вырученных средств едва хватало, чтобы обеспечить выплату всех финансовых обязательств.

Доставка еды стала единственным заработком кафе и ресторанов в период эпидемиологических ограничений и введенных мер самоизоляции граждан. До этого момента далеко не все рестораны были готовы предоставить услуги доставки, некоторые и вовсе не готовы были даже рассматривать такой вариант. До пандемии сфера доставки еды чаще всего охватывала сегмент быстрого питания, представленный мировыми компаниями «Макдоналдс», KFC и многими другими. Однако многие кафе и рестораны подключились к данному сервису в период пандемии. На наш взгляд, выбор специализированных сервисов обусловлен конкурентноспособной стоимостью услуги и дополнительной рекламой внутри сервисов. Выстроить подобную технологическую базу самостоятельно обошлось бы рестораторам куда дороже. Однако некоторые рестораны премиального сегмента все-таки запустили доставку собственными курьерами. К таким заведениям относился ресторан Sempre европейской кухни, который успешно перешел на формат доставки в период ограничений.

В Москве действуют несколько платформ по доставке еды из ресторанов и кафе. Лидерами сферы общепризнанно являются «Яндекс-Еда» и Delivery club. По данным [3], в Москве на конец февраля к сервису было подключены более 50% столичных ресторанов и кафе, в среднем это более 5,5 тыс. заведений. В период с марта по апрель (начало пандемии и ограничений) к сервису подключилось еще 15% московских ресторанов, что составляет около 1,6 тыс. заведений. В рамках деятельности компании «Яндекс-Еда» отмечается похожий рост числа начавших сотрудничество ресторанов. Рестораторам и сетевым заведениям выгодно присутствовать на обеих площадках, как и на других, присутствующих на рынке. Это обусловлено тем, что пользователи обладают разными предпочтениями в использовании данных площадок. Присутствие на всех возможных платформах увеличивает шансы получить заказ, соответственно и определенную выручку, до максимума.

Благоприятное положение сохранялось у сетевых ресторанов быстрого питания «Макдоналдс». Многие рестораны этой компании оборудованы системой «Мак-Авто», когда посетители могут самостоятельно забрать заказ на машине из специального окошка. В период пандемии часовая выручка «Мак-Авто» превышала все ожидания, заказы отдавались почти каждую минуту. Очереди из желающих заказать еду таким образом иногда даже образовывали автомобильные заторы. Однако реальность состоит в том, что даже сверх-выручка «Мак-Авто» и сотрудничество с компаниями по доставке еды не смогли компенсировать все потери. Расходы все равно превышали прибыль.

В целом, сектор ресторанного бизнеса серьезно пострадал от введенных мер по борьбе с короновирусом. К сожалению, более 200 заведений было закрыто. В основном это частные рестораны и кафе, небольшие сети. Закрытие коснулось даже крупной сети восточных ресторанов «Чайхона № 1». Самыми стойкими оказались рестораны быстрого питания с мировым именем. Рестораны компаний KFC, Burger King, Macdonald's аналогично понесли убытки, однако полностью вернулись к работе. Это обусловлено большой популярностью их еды и высоким трафиком посетителей.

На рынке остались сильнейшие рестораторы. В кризис рестораны столкнулись с оптимизацией всех расходов. Специфика ресторанного бизнеса требует особых методов управления. На наш взгляд, в период оживления рестораны стали работать качественнее, сократили большинство своих незначительных потерь и упущений прибыли. Сегодня для ресторанного бизнеса ценна и важна каждая копейка прибыли и недопустима лишняя копейка расходов при любых обстоятельствах. Поток посетителей в первые дни после открытия ресторанов буквально заполонил свободные столики, первый месяц работы выручка хорошо строилась на удовлетворении рекреационных потребностей посетителей. Многие москвичи были закрыты в стенах домов и не видели никаких привычных развлечений. Отсутствие свободных столов в ресторанах на первых парах придало оптимизма владельцам ресторанов и вдохнуло новую жизнь в финансовое положение их заведений. Рестораторы пережили беспрецедентный кризис и до сих пор успешно справляются с нестабильной ситуацией. Закрытий могло быть гораздо больше, однако многие нашли в себе силы рискнуть и открыться снова. На данный момент рестораторы должны максимально быстро адаптировать свой бизнес под современные тенденции рынка, осваивать новые программы увеличения прибыли и делать свои заведения еще популярнее среди москвичей.

 

Список литературы

 

1. Сайт мэра Москвы. – URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/13299/4422050/ (дата обращения: 08.02.2021).

2. Сайт РБК. – URL: https://www.rbc.ru/society/20/01/2021/ 60071da59a7947436973da07 (дата обращения: 08.02.2021).

3. Сайт компании Delivery club. – URL: https://press.delivery-club.ru/ (дата обращения: 08.02.2021).

 

 

М. Д. Кащеева

Е. С. Ермолина

Научный руководитель А. Н. Латкин

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.02 с.)