In the period of pandemic coronavirus 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

In the period of pandemic coronavirus



T he article is dedicated to changes in the sphere of tourism, which happened under the impact of pandemic coronavirus. The work considers how the demand has changed on
domestic and international tourism, also offers possible ways of working of a tourist
enterprise after coronavirus period.

Keywords: sphere of tourism, coronavirus, tourism, pandemic, tourist industry,
epidemic, domestic, international tourism.

 

Индустрия туризма является одной из динамично развивающихся и экономически выгодных сфер в современном мире. В экономике многих стран туристская индустрия играет важную роль, ведь именно она приносит основной доход в бюджет государства. К сожалению, недавно весь мир столкнулся с проблемой, которая привела к кризису во многих отраслях экономики, в том числе и в туристской сфере, поэтому данная тема актуальна на сегодняшний момент.

Россия обладает огромным потенциалом для развития различных видов туризма и направлений. Но, к сожалению, до пандемии коронавируса отечественные направления не пользовались большой популярностью. Это связано с недостаточно развитой инфраструктурой регионов, несоответствием цены и качества обслуживания, неосведомленностью граждан об интересных и новых туристских дестинациях и кластерах. Однако эпидемия коронавируса внесла свои коррективы, вследствие чего спрос на внутренний и международный туризм значительно изменился.

Индустрия туризма потерпела колоссальные убытки во всем мире. Большинство стран вынуждено ввести полную самоизоляцию и закрыть свои границы, а также все общественные места, ввиду стремительного роста заболевших коронавирусной инфекцией.

В первую очередь пандемия ударила по международному туризму. Некоторые туристские компании, работавшие только по направлению въездного и выездного туризма, потерпели большие убытки, из-за чего им пришлось окончательно прекратить свою деятельность. В 2020 г. количество выездных туристов упало на 77,5% по сравнению с 2019 г. Самыми посещаемыми российскими туристами странами во второй половине прошлого года были Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Куба, Мальдивы и Танзания. То есть те направления, которые открыли свои границы в конце лета 2020 г. [1].

Как сообщают источники, в 2020 г. отечественная индустрия туризма потеряла около 600 млрд руб. из-за отсутствия иностранных туристов. В 2019 г. доход России от въездного туристского потока составил 10,9 млрд долл. [4].

Общее число въездных туристов в 2020 г. сократилось на 92,4%, если сравнивать с показателями 2019 г. По общим подсчетам, с января по сентябрь 2020 г. было зафиксировано 326,8 тыс. внешних туристских прибытий, практически все были сделаны в первом квартале. В 2019 г. за аналогичный период Россию посетили 4,3 млн иностранных туристов [1].

Пандемия коронавирусной инфекции не обошла стороной и внутренний туризм. Даже несмотря на то, что популярные зарубежные курорты были недоступны для Россиян из-за закрытия границ большинства стран, и граждане путешествовали по России, отечественный туризм потерял 35–40% туристского потока. В 2019 г. число внутренних туристских поездок составило 68 млн, в то время как в 2020 г. оно упало до 40 млн. Хотя более 70% россиян предпочли отдых внутри страны [1].

Во-первых, падение туристского потока связано с введением полной изоляции практически на 3 месяца. В этот период россияне почти не путешествовали. Во-вторых, на падение внутреннего туристского спроса повлияло сокращение доходов отечественных граждан. Многие россияне остались без работы, а следовательно, и без заработной платы. Ну и, конечно же, многие люди предпочли остаться дома и не рисковать своим здоровьем.

Нельзя сказать, что пандемия оказала только негативный эффект на индустрию гостеприимства и туризма. Она послужила поводом к пересмотру стратегического развития туристских фирм и гостиниц. До коронавируса большинство крупных туроператоров ориентировались в основном на выездной туризм, практически не рассматривая внутренний туризм и не развивая его.

 

 

Рис. Число турпакетов, реализованных туристскими фирмами (тыс. ед.)

[рассчитано автором по данным государственной статистики – 5]

 

Как можно заметить на графике (рисунок), число турпакетов, реализованных по России с 2015 по 2018 г., постепенно возрастало, а уже в 2019 г. выросло практически на 30%, в то время как число зарубежных турпакетов увеличилось примерно на 13%. С одной стороны, это хорошая динамика и, скорее всего, она сохранится в 2021 г.
С другой стороны, число турпакетов в зарубежные страны превышает число турпакетов по России, а также превышает число принятых иностранных туристов практически в 4 раза. То есть на каждого въездного туриста приходится 4 выездных, а следовательно, в страну привлекается меньше денежных средств, чем увозится из нее. Это говорит об отрицательном сальдо торгового баланса. Импорт туристских услуг превышает экспорт. А должно быть наоборот. Такие показатели говорят о недостаточном развитии российского туризма.

Самым популярным зарубежным направлением у россиян является Турция. В 2019 г. в эту страну было реализовано более 3 676 тысяч туров, в то время как в Краснодарский край и Крым – 316,2 тыс. путевок [5]. Колоссальная разница между отечественными черноморскими курортами и турецким побережьем: более чем в 11 раз. Но с чем это связано?

Многие туристы не хотят возвращаться на российские курорты [2]. Это связано, в первую очередь, с высокой ценой и низким качеством туристских услуг. Люди понимают, что отдых в Турции будет выгоднее отдыха на Черноморском побережье России, ведь за меньшие деньги турист получит более высокое качество обслуживания, что очень важно. Отсюда вытекает следующий вывод: нужно заниматься диверсификацией внутреннего туристского продукта и изучением зарубежного опыта.

Россия – огромная страна, которая обладает богатыми природными и культурными ресурсами для развития здесь туристской деятельности, но даже россияне не хотят вновь возвращаться на отечественные курорты, не говоря уже об иностранных туристах. Это связано с несоответствием цены и качества услуг: стоимость постоянно растет, а некомпетентный персонал и старый номерной фонд остается. Следует постоянно вкладывать денежные средства в развитие туристского продукта, ведь залог успешного функционирования предприятия – его непрерывное развитие. Поэтому для получения прибыли в долгосрочной перспективе необходимо разрабатывать стратегию улучшения организации и ее услуг.

 Трудно предполагать, когда туристская индустрия сможет полностью восстановиться. Эксперты сообщают, что вернуться к показателям 2019 г. внутреннему туризму удастся только к 2022 г., а международному – к 2023 г. [3].

На данный момент во многих странах неоднозначная обстановка с коронавирусом, границы большинства закрыты, а это значит, что сейчас самое время активно развивать внутренний туризм и показать отечественным гражданам, что наша страна может предложить качественный диверсифицированный туристский продукт, который будет не хуже заграничного.

С 1 января 2021 г. в России вступили в силу электронные визы, что, конечно же, положительно отразится на внешнем туристском потоке после открытия границ и выхода из пандемии коронавируса. Можно смело предполагать, что число въездных туристов значительно возрастет. Поэтому туроператоры должны уделить данному моменту особое внимание. Иностранным туристам хочется узнать Россию ближе, но они опасаются сюда приезжать, следовательно, основными задачами туроператора являются не только реклама отечественных дестинаций на международном рынке, но и сопровождение иностранного туриста и обеспечение ему комфортного и безопасного отдыха.

В скором времени привычный пляжный отдых в Турции будет терять свою привлекательность, ведь туристам с каждым годом хочется все больше чего-то нового и необычного, а значит туроператоры, работающие по направлению только выездного туризма, имеют риск остаться без прибыли. Поэтому уже сейчас им следует изменить вектор своего развития на внутренний и въездной туризм.

 Предпринимателям следует ответственно подойти к развитию внутреннего туризма и выявить уникальность отечественного туристского продукта. Люди уже устали от типичного отдыха на пляже, массовый туризм начинает изживать себя, туристы хотят получить бесценный опыт и незабываемые эмоции. Каждый регион России обладает своей историей, культурой и традициями, а значит сможет предложить уникальные туристские услуги. Туроператоры должны ориентироваться на создание аутентичного туристского продукта, сфокусированного на конкретного потребителя и соответствующего его желаниям и интересам.

Также стоит задуматься о том, что будет с туризмом в России после полного выхода из пандемии. Как удержать отечественных туристов и увеличить въездной туристский поток? На этот вопрос нетрудно ответить. Только путем постоянного развития отечественной индустрии туризма и гостеприимства российским предпринимателям удастся удержать внутренний туристский поток и увеличить въездной. Следует больше внимания уделять не только инфраструктуре, но и маркетингу и менеджменту туристских направлений.

Еще одной важной проблемой, которая препятствует увеличению внутреннего и въездного туристского потока, является неосведомленность граждан об интересных и новых туристских дестинациях. Помимо создания аутентичного туристского продукта, туроператорам следует продвигать отечественные туристские направления наравне с иностранными. Мы чаще встречаем в интернете красивые фотографии пляжей Турции и Кипра, нежели солнечного Краснодарского и Крымского побережья.

 Туристы должны не просто вернуться в дестинацию еще раз, они должны порекомендовать своим друзьям и близким этот курорт. Ведь «сарафанное радио» – один из лучших способов продвижения любого продукта или услуги.

Таким образом, нельзя выделить однозначное влияние пандемии коронавируса на туризм. Эпидемия негативно сказалась на международном туризме, вследствие чего многие туристские компании понесли огромные убытки, а кто-то и вовсе ушел с рынка. Что же касается внутреннего туризма, то коронавирус только поспособствовал его развитию. Сильные организации смогли быстро подстроиться под условия и перенаправить свою деятельность в нужное русло. Пандемия коронавируса дала ясно понять туристскому бизнесу, что в первую очередь нужно ориентироваться на внутренний туризм и создавать уникальный диверсифицированный туристский продукт.
А уже на основе качественных туристских услуг внутри России следует заниматься совершенствованием въездного туризма и увеличением внешнего туристского потока. Развивая внутренний туризм, мы развиваем въездной.

 

Список литературы

 

1. В АТОР подвели туристические итоги 2020 года и рассказали о трех сценариях в 2021 г. – URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (дата обращения 03.02.2021).

2. Россияне отказались возвращаться в Сочи. – URL: https://www.postsovet.ru/ blog/russia/950862.html (дата обращения 03.02.2021).

3. Ростуризм: внутренний туризм в РФ вернется к доковидному уровню не ранее 2022 года. – URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/76619/ (дата обращения 03.02.2021).

4. Ростуризм оценил потери отрасли в 600 миллиардов рублей. – URL: https://ria.ru/20201020/turizm-1580574728.html (дата обращения 03.02.2021).

5. Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat. gov.ru/folder/23457 (дата обращения 14.02.2021.

 

 

С. Х. Кахкцян

Научный руководитель Р. В. Губарев

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.011 с.)