Анализ методов государственной поддержки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ методов государственной поддержки



ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В ПЕРИОД COVID-19

НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ СТРАН МИРА

В статье рассмотрены меры государственной поддержки индустрии туризма, введенные в различных странах мира в период пандемии вируса COVID -19. Автором проанализированы российские методы поддержки турбизнеса, внесены предложения по созданию специализированной информационно-образовательной платформы для представителей туристской индустрии.

Ключевые слова: COVID-19, государство, дестинация, методы поддержки, налоговые каникулы, спрос, субсидия, туристская индустрия.

ANALYSIS OF METHODS OF STATE SUPPORT OF TOURISM INDUSTRY
IN THE PERIOD OF COVID-19 IN SOME COUNTRIES OF THE WORLD

The article examines the measures of state support for the tourism industry introduced in various countries of the world during the COVID-19 virus pandemic. The
author considers Russian methods of supporting the tourist industry, and makes proposals for creating a specialized information and educational platform for representatives of the tourism industry.

Keywords: COVID-19, state, destination, support methods, tax holidays, demand,
subsidy, tourism industry.

 

Сфера туризма играет значимую роль в структуре глобальной экономики. От общей доли мирового ВВП туризм составляет около 10,3%, а также формирует свыше 28% мирового экспорта услуг. Туристская индустрия создает каждое десятое рабочее место на планете и влияет на сферы занятости в 53 смежных отраслях (гостиничный бизнес, транспортная отрасль, сельское хозяйство и т. д.) по средствам мультипликативного эффекта.

В настоящее время туристская индустрия является первой в ряду отраслей, наиболее пострадавших в результате распространения вируса COVID-19, и ограничений, введенных, в связи с этим, странами по всему миру. Весной 2020 г. организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объявила, что антикоронавирусные меры, введенные странами для борьбы с COVID-19, приведут к сокращению мирового туризма на 45% к концу года.

Мировые туристические фирмы, в большинстве своем представленные предприятиями малого и среднего бизнеса, уже столкнулись с серьезной экономической угрозой – финансовых резервов, необходимых для самостоятельной борьбы с кризисом и сохранения рабочих мест в полном объеме, оказалось недостаточно.

Меры государственной поддержки туристской индустрии в различных странах были введены по средствам оказания финансовой помощи малому и среднему бизнесу – субсидий, грантов и беспроцентных кредитов для поддержки ликвидности компаний [1].

Например, Turismode Portugal, португальское агентство по туризму, сформировало фонд материальной поддержки в размере 60 млн евро для туристических микропредприятий, которые оказались в состоянии экономического кризиса в период пандемии COVID-19.

Власти Южной Кореи предоставили малым и средним туристическим предприятиям возможность получения льготного беззалогового финансирования на общую сумму 8,1 млн долл. по низкой процентной ставке (1%).

В Китае помощь предприятиям туристской индустрии оказывается как национальном, так и на местном уровне. В Гонконге Противоэпидемический фонд организовал финансовую поддержку свыше 1 350 туристским продуктам. Данные меры поддержки были оказаны в рамках программы субсидирования турагентов, удовлетворяющих критериям фонда. Сумма единовременной субсидии составила свыше 10 тыс. долл. Доля зарегистрировавшихся для выплат фирм составила 98% от общего количества лицензированных в Гонконге турагентов [5].

Другие меры государственной поддержки туриндустрии коснулись субсидирования зарплат сотрудников. Например, Правительством Великобритании была разработана и запущена в работу особая схема поддержки туристских дестинаций – Destination Management Resilience Scheme. Цель данной программы – сохранение кадрового состава турфирм полном объеме, а также сохранение и налаживание связи между персоналом и туристскими предприятиями в кризисный период. В рамках данной схемы власти Великобритании разработали отдельный проект Destination Management Organisations, направленный на финансирование маркетинговых организаций, специализирующихся на работе с туристическими направлениями. На данное финансирование выделено около 1,5 млн евро.

Представители туристского бизнеса Великобритании имеют возможность получить финансовую поддержку с целью покрытия расходов, касающихся содержания не более двух сотрудников. Выплата может составлять около 2,8 тыс. евро на одного работника предприятия в месяц. Данная финансовая поддержка также может применяться в течение трех месяцев с целью покрытия расходов работодателя по страхованию и пенсионным взносам.

Также отметим, что для помощи турбизнесу во многих странах мира были введены налоговые каникулы, льготы и отсрочки [4]. Так, власти Турции на время приостановили отчисления НДС и выплаты в фонды социального страхования на шесть месяцев. Эта мера коснулась различных отраслей экономики Турции, включая туристскую индустрию. НДС на рейсы внутренних турецких авиакомпаний был снижен с 18% до 1% на срок до трех месяцев. Следующей мерой поддержкой туризма в Турции стало приостановление выплат, которые связаны с правом аренды отелями и выплатами доли выручки, на шесть месяцев.

Говоря о других европейских странах, выделим Германию, где туристским компаниям власти позволили отсрочить до 31 декабря все налоговые платежи.

Кроме того, власти некоторых стран мира отменили отчисления на социальное обеспечение с зарплат работников. Например, работодатели и самозанятые США получили разрешение на выплаты по налогам на социальное обеспечение до 1 января 2021 г.

Власти Испании отменили взносы на социальное обеспечение для представителей малого и среднего бизнеса, которые приняли решение не сокращать штат сотрудников в период пандемии. Для самозанятых, доход которых сократился свыше, чем на 75%, введена субсидия, а также они получили освобождение от уплаты налога на социальное обеспечение.

В Швеции до 30 июня были сокращены взносы работодателей на социальное обеспечение, выплачивается только пенсионный взнос по старости.

Данные меры государственной поддержки США, Испании и Швеции положительно сказались на экономике многих туристских предприятий данных государств [2].

Для стимулирования внутреннего туризма многие государства провели коммуникационные и маркетинговые кампании с целью формирования отложенного туристского спроса и продвижения дестинаций. Например, правительство Южной Кореи ввело выпуск скидочных купонов, с помощью которых путешественники получат компенсацию расходов на туризм в стране.

Власти Австралии объявили перезапуск кампании Holiday Here This Year. На официальном сайте компании сформирован раздел для представителей турбизнеса – специалисты в сфере туризма собрали множество маркетинговых инструментов, которые могут быть использованы туристской индустрией для восстановления внутреннего туристского спроса.

В некоторых странах также были разработаны платформы-навигаторы, консолидирующие информацию о туристской индустрии и способах поддержки туристских предприятий в принятии управленческих решений. Так, в Германии была запущена платформа по мониторингу влияния коронавируса на туристскую индустрию. Цифровой навигатор разработал Федеральный государственный центр передового опыта в области туризма Германии. На сайте платформы разработчики создали специальный «барометр настроения в секторе туризма», который отражает ожидания туристского бизнеса и обновляет их ежедневно. На платформе по мониторингу размещается информация, полезная для туристских компаний, например, данные, касающиеся государственных мер поддержки индустрии в стране, новостей и анализа состояния турбизнеса в мире.

Одним из главных способов поддержки турбизнеса стало использование инфраструктуры данного сектора в борьбе с COVID-19. Португалия, Франция, США, Великобритания и Колумбия до сих пор предоставляют средства коллективного размещения для медиков, правоохранителей и сотрудников вспомогательных служб, борющихся с пандемией. А Ассоциация отельеров Колумбии COTELCO предоставила
5,6 тыс. номеров своих 70 дочерних отелей в 22 муниципалитетах под нужды правительства в ликвидации COVID-19.

В России в период пандемии COVID-19, как и в других странах мира, приняты активные меры поддержки туризма, среди которых: субсидии для туроператоров на возмещение убытков, связанных с авиаперевозками; доступ к фонду персональной ответственности туроператора (ФПО); взнос туроператоров в сфере выездного туризма в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» на 2020 год; отсрочка предоставления бухгалтерской и отраслевой отчетности, а также порядок подачи сведений, подтверждающих обеспечение ответственности туроператора; возмещение расходов авиакомпаний на вывоз туристов и др. [3].

В частности, российские методы поддержки туризма касаются финансовой составляющей турбизнеса. Однако, по нашему мнению, целесообразно ввести меры, связанные с информационной и управленческой поддержкой туристских предприятий в кризисный период. Для этого на базе Ростуризма необходимо разработать специальную информационно-образовательную платформу для представителей турбизнеса – единую специализированную социальную сеть.

Цель данного ресурса – обмен опытом организации риск-менеджмента на предприятиях туризма в период распространения COVID-19. Достижение поставленной цели возможно за счет создания специального раздела со статьями о способах борьбы с последствиями влияния вируса на индустрию, организации серии регулярных видеоконференций, где представители бизнеса в режиме онлайн обменяются опытом принятия управленческих решений. Также необходимо разработать раздел чат-месcенджеров, где будут созданы беседы представителей турбизнеса с лучшими специалистами индустрии. Каждая беседа будет иметь определенную тему и закрепленных за ней экспертов. Регулярные прямые эфиры со специалистами на актуальные темы помогут более эффективно решить возникшие проблемы на местах.

Таким образом, представители индустрии туризма получат необходимую им помощь и информацию, касающуюся их бизнеса, обменяются опытом, получат новые знания. Кроме того, если Ростуризм делегирует обязанности по информационному освящению – это значительно ускорит процесс оказания помощи турбизнесу и позволит ответить на актуальные вопросы.

Подводя итоги, отметим: многие государства мира ведут активную работу для поддержки туристской индустрии. Это показывает, что власти осознают экономическую важность туризма как для национальной, так и глобальной экономики. Меры, введенные правительствами мировых стран, затрагивают различные методы оказания помощи: финансовой, маркетинговой, управленческой, информационной и т. д. Российские меры поддержки туризма не отстают от общемировых, однако, на наш взгляд, необходимо расширить спектр методов поддержки и обратить внимание не только на финансовое стимулирование, но также и на информационно-образовательную помощь в области риск-менеджмента в кризисных условиях для восстановления туристской индустрии.

 

Список литературы

1.      Джанджугазова Е. А., Первунин С. Н. Российский туризм: анатомия кризиса // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2017. – № 1. – С. 116–129.

2.     Попов Л. А., Никольская Е. Ю., Кошелева А. И. Туристско-рекреационное проектирование: учебное пособие. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017.

3.   Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г., утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. –
C. 50. – URL: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 20.01.2021).

4.    UNWTO призывает к поддержке экономики через сектор путешествий и туризма // Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. – URL: https://ratanews.ru/news/news_6042020_6.stm (дата обращения: 20.01.2021).

5. Travel & Tourism Competitiveness Index // World Economic Forum. – URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2019/rankings/ (дата обращения: 20.01.2021).

 

 

П. А. Герасимов

Научный руководитель Н. Ю. Гончарова

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.202 (0.018 с.)