Наставничество как инструмент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наставничество как инструмент



ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

 

В современном спорте возрастает роль личностно-психологического фактора в процессе отбора и подготовки юных подрастающих спортсменов. Автором подчеркивается важность выстраивания грамотной системы психологического сопровождения в форме наставничества, необходимого для достижения спортивной успешности юного спортсмена.

Ключевые слова: детско-юношеский спорт, таланты, спортивное наставничество, психологическая устойчивость, психологическое сопровождение спортсмена, юные спортсмены, спортивная успешность.

 

MENTORING AS AN ISTRUMENT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT
IN THE CHILDREN AND YOUTH SPORT INDUSTRY

In the modern sport industry personal and psychological factor begins to play a more important role in the process of selection and training of young sportsmen. An author
emphasizes the importance of forming an appropriate support and mentoring system for achieving significant sport results and «growing up» the motivated human resources.

Keywords: children and youth sports, talents, sports couching, psychological stability, psychological support of an athlete, young sportsmen, sports success.

 

Создание эффективной системы подготовки юных спортсменов сегодня является достаточно сложной и многоаспектной задачей. Меняющиеся форматы проведения спортивных соревнований и показательных выступлений, представление спортсмена в публичном медиапространстве и социальных сетях требуют от тренерского корпуса внедрения новых подходов к осуществлению тренировочного процесса юных талантов с учетом его социально-психологических аспектов. 

Специалисты в области спортивной психологии сегодня с сожалением отмечают ориентацию большинства российских тренеров только на техническую составляющую тренировочного процесса. Делая упор на тактическую и функциональную подготовку юного спортсмена, они не уделяют должного внимания фактору, оказывающему подчас решающее влияние на спортивную успешность в условиях информационного прессинга и внимания со стороны болельщиков. Речь идет о социально-психологическом сопровождении юного спортсмена.

Данная проблематика уже достаточно давно является предметом различных исследований. Так, по мнению А. М. Ахатова и И. В. Работина, сам термин «психологическое сопровождение» чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и спортивных менеджеров, направленных на формирование и развитие психической устойчивости и качеств личности спортсмена, необходимых для его успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях [1].

Со своей стороны В. Н. Платонов призывает уделять внимание психологическому сопровождению спортсменов не только в процессе соревновательной деятельности, но и процессе ежедневных тренировок, подчеркивая его значимость на всех этапах и уровнях спортивной подготовки [2]. Со своей стороны Ю. К. Родыгина создала авторскую методику экспертной оценки спортивной успешности на основе 7-балльной шкалы, отражающей психологическую подготовленность юного спортсмена к соревновательной и в целом к спортивной деятельности [4].

Процесс оценки психологической устойчивости начинается уже на первом этапе системы работы с юными талантами. Многие спортивные организации и клубы, проводя отбор юных спортсменов, выдвигают определенные требования не только к техническим и физическим способностям кандидатов, но к их личностным особенностям – морально-волевым качествам, психологическому уровню подготовленности. Так, многие детско-юношеские футбольные школы при знаменитых клубах – «Спартак», «Локомотив», «Динамо» – для выполнения данной задачи приглашают потенциальных кандидатов пройти стажировку или тренировочно-соревновательную сессию продолжительностью один или два месяца, чтобы оценить их умения и навыки, психологическое состояние и принять окончательное решение – оставить спортсмена или расстаться с ним [6; 7; 8].

Например, процесс отбора юных спортсменов в футбольные школы Spartak City Football осуществляется при соответствии потенциальных игроков определенным категориям требований к потенциалу:

- техника – первичные навыки контроля мяча, базовые технические элементы;

- игровое мышление – поведение и решения в меняющихся игровых ситуациях, скорость и нестандартность принятия решений;

- личностные качества – решительность действий с мячом, игровой азарт и инициативность, взаимодействие с партнерами;

- физические качества – координационные способности, быстрота и ловкость, скоростные данные [9].

Можно заметить, что личностные характеристики играют далеко не последнюю роль при отборе юного спортсмена, ведь обладающий необходимым уровнем психологической и личностной готовности спортсмен с гораздо большей вероятностью будет успешно самореализовываться в спорте.

Следует также отметить, что особое место психологическая устойчивость зани-мает в процессе формирования спортсмена подросткового возраста, поскольку именно в нем происходят серьезные сдвиги в формировании нервной системы, особенностей характера и внутренней мотивации его личности.

В. П. Филин обращает особое внимание на составляющие этапы спортивного отбора в детско-юношеские спортивные учреждения. Он выделяет три основных стадии данного процесса:

- этап предварительного отсмотра (используются педагогические и техничес-кие методы – наблюдения, тестирования физических возможностей, контрольные испытания, смотры-конкурсы);

- этап углубленной проверки (соответствие требованиям и характеристикам, соревновательные и контрольные мероприятия, психологические исследования);

- этап непосредственной спортивной ориентации (систематическое исследо-вание способностей спортсмена, комплексное изучение для выявления определенной специализации спортсмена) [3].

При этом главная сложность заключается именно в том, что, не получая должной психологической и организационной поддержки, юное дарование может просто потерять мотивацию, не успев даже проявить себя и показать сколь-нибудь значимых спортивных результатов. По данным исследования французских спортивных психологов Г. Мартинента и Ж. К. Декрета, подавляющее число юных спортсменов прекращают свою спортивную подготовку в силу ряда обстоятельств, так или иначе связанных с дисгармонией в их личностно-психологическом состоянии [5].

Таким образом, проблема повышения результативности юных спортсменов за счет использования грамотной системы не только функциональной, но и психологи-ческой поддержки выступает одной из важнейших задач детско-юношеского спорта. На наш взгляд, принципиальным моментом ее организации является индивидуальный подход, ведь каждый юный талантливый спортсмен имеет свои, отличные от других, особенности и стремления. Примером этого могут служить распределительные тренировки юных футболистов в детско-юношеских спортивных школах – в более сознательном возрасте (9–11 лет), когда спортивные задатки и таланты уже становятся сильнее выраженными, тренеры предпочитают разделять футболистов в соответствии с их игровыми позициями – так, нападающие и защитники тренируются совместно, при этом в подготовке нападающих выделяются такие технические элементы тренировки, как нападение, отработка различных приемов силового прессинга и точного попадания в ворота соперника, а в подготовке защитников – оборонительные методы игры, силовая поддержка вратаря команды во время применения соперником тактик нападения и другие. При этом отдельной категорией игроков, к которым применяется персонализированный подход в тренировочном процессе, являются вратари – для них подчас предполагаются отдельные дополнительные тренировки и упражнения для развития конкретных навыков удержания мяча.

Мы считаем, что для реализации эффективного психологического сопровождения, необходимо сформировать цельный комплекс психологическо-педагогических мероприятий с юным спортсменом, основывающийся на совокупности использования различных моделей организации тренировочного процесса, стимулирования соответствующего к ним отношения, психологической устойчивости в индивидуальной и командной борьбе, поддержки и воспитания детского таланта. В таких условиях весьма привлекательной, на наш взгляд, выглядит идея создания системы так называемого спортивного наставничества – модели, которая предлагает использовать такой важный в детском возрасте критерий, как подражание. Для ребенка, увлеченного определенным видом спорта, крайне важно ощущать поддержку в лице тех людей, чьи спортивные успехи и талант уже признаны в обществе – профессиональных спортсменов, которые могут не только вдохновить его на новые свершения и победы, но и поделиться чрезвычайно полезным практическим опытом спортивной деятельности, а также научить саморегуляции и психологической самоподдержке.

Идея спортивного наставничества базируется на нескольких ключевых моментах, которые определяют ее как отдельную модель психолого-педагогического взаимодействия тренера, спортсмена и наставника:

- наставниками выступают действующие спортсмены индивидуальных и командных видов спорта, имеющие за плечами большой опыт соревновательной деятельности;

- отношения между наставниками и юными спортсменами носят специфичес-кий характер – профессиональные спортсмены выступают как носители технических знаний по конкретному виду спорта; кроме того, это люди, прошедшие похожий жизненный путь, столкнувшиеся в свое время с подобными психологическими проблемами и знающие пути их эффективного решения;

- система отбора и работы наставников с юным спортсменом строится исходя не только из различий, существующих в командных и индивидуальных видах спорта, но и из особенностей функциональной подготовки и организации тренировочного процесса конкретной спортивной школы или учреждения;

- закрепление наставников за отдельными детско-юношескими спортивными учреждениями или школами имеет свою специфику;

- отношения между наставником и юным спортсменом должно строиться на основе доверия и конфиденциальности.

Наставники выступают в роли соратников и помощников для тренерского штаба, основная цель которых – способствовать улучшению работы и тренировочного процесса. При этом необходимо отметить, что система наставничества носит лишь вспомогательную функцию и не может стать полноценной альтернативой работе психологов и специалистов.

Период назначения наставника может носить жесткий или гибкий календарный характер. Социальная инициатива, согласованная с крупными профессиональными организациями (футбольные, хоккейные клубы, сборные города или региона), предполагает момент стимулирующей конкуренции между юными спортсменами – участие и победы в общегородских, региональных турнирах позволяют детям заработать определенное количество баллов, а игровой момент получения «спортивного коуча» усиливает внутреннюю и командную мотивацию спортсменов.

Такой вид социального нематериального сотрудничества между детско-юношескими спортивными учреждениями и профессиональными спортсменами, имеющими большую медийную известность, имеет двухсторонние преимущества. Для юных талантов это реальная возможность получить практические знания и навыки и, как важное дополнение, – огромная мотивация к более высоким результатам и достижениям (эффект кумира). А для руководства центральных и региональных объединений детско-юношеского спорта это возможность привлечь внимание к насущным проблемам, получении дополнительных финансовых инвестиций. Для самих же профессиональных спортсменов – способ поддержания собственной репутации за счет участия в социально-значимых мероприятиях.

Система спортивного наставничества имеет колоссальные перспективы для развития в практике детской юношеского спорта. Она создает условия для формирова-ния своеобразной экосистемы, сообщества, которое даст юным спортсменам шанс наиболее гармонично войти в профессиональную спортивную среду, научиться навыкам общения и взаимодействия, соревновательной деятельности, повысить уровень личной вовлеченности в мероприятия и участие. Более того, модель наставничества может являться необходимым элементом для формирования положительного образа отечественного спорта в системе общественного мнения. Это позволит детско-юношескому спорту воспитывать надежный и эффективный будущий кадровый потенциал для спорта высших достижений, что, несомненно, является одной из главных задач государства в сфере культурно-социального развития общества.

Подводя итог вышесказанному, можно с определенностью сказать, что процесс подготовки юных спортсменов является достаточно сложным и многогранным, требующим особого внимания со стороны тренеров и психологов. Предложенная тактика спортивного наставничества может служить выгодным и действительно грамотным в долгосрочной перспективе решением для детско-юношеского спорта, позволяя не только воспитать целеустремленных и мотивированных спортсменов, но и повысить престиж и популярность российского детско-юношеского спорта.

Список литературы

1. Психологическая подготовка спортсменов: учебно-методическое пособие / сост. А. М. Ахатов, И. В. Работин. – КамГАФКСиТ, 2008.

2. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации. – М.: Советский спорт, 2005.

3. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. – М.: Физкультура и спорт, 1983.

4. Алборова К. А., Родыгина Ю. К. Особенности психоэмоционального состояния юных хоккеистов 6–7 лет // Спортивный психолог. – 2016. – № 4 (43). – С. 60–63.

5. Martinent G., Decret JC. Coping profiles of young Athletes in their everyday life: A three-wave two-month study // Eur J Sport Sci. – 2015. – 15(8). – 736–47.

6. Официальный сайт детско-юношеской школы «Спартак Юниор». – URL: https://fsspartak.com/Home/Method (дата обращения: 17.02.2021).

7. Официальный сайт футбольного клуба «Локомотив». – URL: https:// academy.fclm.ru/newschool/philosophy (дата обращения: 17.02.2021).

8. Официальный сайт Футбольной Академии «Динамо» им. Л. И. Яшина. – URL: https://academydinamo.ru/academy/index.php (дата обращения: 17.02.2021).

9. Официальный сайт футбольной школы Spartak City Football. – URL: https://spartak.cityfootball.ru/views (дата обращения: 17.02.2021).

Ю. А. Волчок

Научный руководитель Р. Р. Гареев

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.022 с.)