Гостеприимства, туризма и спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гостеприимства, туризма и спорта



 

О. Б. Абдуллаева

А. Д. Никитина

Научный руководитель Н. И. Дорохов

(Финансовый университет при Правительстве РФ)

 

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ (КОРОНАВИРУСА)

 

Пандемия повлияла на все сферы жизни, одной из которых является туристическая, она ощутила удар особенно сильно из-за введения ограничений на поездки между странами. Поэтому актуальным является развитие внутреннего туризма, не только как альтернативы выездному, но и как способа повышения экономического благосостояния страны.

Ключевые слова: внутренний туризм, пандемия, коронавирус, Ростуризм, Правительство РФ, меры.

 

TRENDS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC
TOURISM IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC (CORONAVIRUS)

 

The pandemic has affected many areas of life, one of which is tourism. It felt the
especially strongly due to the imposition of restrictions on movement between states.
In this regard, the development of domestic tourism is relevant, not only as an alternative to outbound tourism, but also as a way to increase the country's economic well-being.

Keywords: domestic tourism, pandemic, coronavirus, Rostourism, Government
of Russian Federation, measures.

 

Пандемия коронавируса вызвала кризис во всех отраслях экономики нашей страны. Но самый большой удар пришелся на сферу услуг. Влияние пандемии не обошло стороной и внутренний туризм Российской Федерации. С марта до 1 июня были закрыты пансионаты, санатории и гостиницы, детские лагеря. Также гражданам России было рекомендовано ограничить поездки по территории страны, что оказало отрицательное влияние на сферу туризма. Приобретенные на тот момент жителями страны туры и путевки были отменены или перенесены на более поздний срок.

Для того чтобы произвести оценку изменений в сфере внутреннего туризма в разных регионах Российской Федерации, обратимся к продукту – «Цифровой туризм», который был разработан компанией «МегаФон» [4]. Данный статистический анализ показал, что за период ограничений, вызванных коронавирусной инфекцией, траты граждан на путешествия и количество выездов за пределы родного города значительно снизились в 2020 г. по сравнению с 2019 г.

Основным органом, регулирующим туристскую сферу в Российской Федерации, является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Оно напрямую подчинено Правительству России. Туристская отрасль по примерным подсчетам обеспечивает
3,5 процента валового внутреннего продукта, при этом она является перспективным направлением для развития различных смежных отраслей.

Ростуризм в числе прочих обязанностей является заказчиком и разработчиком Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 гг.)». Она направлена на повышение экономической эффективности различных регионов России с точки зрения их потенциала в туристической среде. В связи с этим территория страны, в соответствии с документом, делится на несколько кластеров, каждый из которых развивает туристическую отрасль в определенном приоритетном направлении. Например, активный туризм – основное направления развития для регионов Сибири (Республика Алтай, Республика Тыва и др.), круизный туризм в приоритете у нескольких регионов, в том числе Приморского края и субъектов, находящихся вблизи Арктики.

 

 

 

Рис. Изменение трат туристов и количества туристических визитов в апреле 2020 г.

(по сравнению с апрелем 2019 г.).

 

Реализация данной программы осуществляется несколькими путями, в том числе через механизм государственно-частного партнерства. Его суть напрямую отражена в Федеральном законе № 224-ФЗ в части, регулирующей государственно-частное партнерство. Также дано определение данного термина, суть которого в том, что государство с одной стороны и частные организации с другой объединяют свои ресурсы и делят риски для привлечения инвесторов в сферу, в которой заключено соглашение между ними [1]. В результате этого, а также в результате развития кластерной системы появится возможность привлечения частных инвестиций (на 1 руб. бюджетных средств не менее 2,2 руб. внебюджетных вложений).

У программы существует множество задач, направленных на реализацию экономического потенциала туристической отрасли, однако 2020 г. негативно повлиял на ход выполнения данной программы.

Безусловно, задачей, в том числе исполнительных органов власти в этот момент стала минимизация убытков и недопущение состояния кризиса у компаний, напрямую связанных с туристической сферой. В связи с этим было предпринято несколько мер: во-первых, поддержка россиян, оказавшихся за рубежом – на помощь россиянам, которые оказались за пределами страны и не могли вернуться из-за введения ограничительных мер (закрытие границ, ограничение авиасообщения и т. д.) было направлено около двух миллиардов рублей для выплаты социальной помощи. Помимо этого, для поддержки авиакомпаний и судоходных организаций было направлено соответственно 23,4 млрд и 320 млн руб., что позволило если не полностью, то хотя бы частично возместить их убытки. В средствах массовой информации активно освещалась еще одна мера – возврат средств при покупке туров по России.

В августе 2020 г. вступило в силу Постановление Правительства № 1200. В соответствии с ним при соблюдении нескольких условий (продолжительность тура, стоимость путевки и т. д.) турист мог вернуть часть стоимости поездки себе на карту. Так называемая система кэшбеков активно рекламировалась в СМИ и должна была сделать внутренний туризм соразмерной альтернативой путешествиям за границу. Однако на деле оказалось, что бюджетные инвестиции не окупили себя, а в некоторых регионах вообще не нашлось желающих воспользоваться данной программой. Почему же сложилась такая ситуация? Причин несколько: во-первых, сжатые сроки подачи заявок – для участия в программе нужно было приобрести тур в течении недели (21–28 августа), что не дало времени многим гражданам подключиться к процессу; во-вторых, тур должен был быть оплачен только через платежную систему «МИР», что также затруднило многим участие в программе; в-третьих, в некоторых случаях приобретать туры с учетом программы было не выгодно, например, «с трансфером и кэшбеком путевка в санаторий Лоо стоила почти 31 тысячу рублей, без кэшбека – 25 тысяч», – сообщают «НовостиВолгограда.ру». В силу этих причин ряд регионов принял малое участие в программе, а некоторые и вовсе не участвовали. Безусловно, такие приоритетные для российских туристов направления как Краснодарский край, Крым и Карелия обрели еще большую популярность. В итоге можно сказать лишь, что с учетом совершенных ошибок программу по возврату средств при покупке туров по России можно сделать более привлекательной.

Ассоциация туроператоров России проводила оценку потерь в сфере туризма. Таким образом, несмотря на принятые Правительством РФ меры, потери достигли
1,5 трлн руб. за первое полугодие. В связи с этим мы предлагаем свои меры по развитию внутреннего туризма. К данным мерам можно отнести:

1. Развитие транспорта и инфраструктуры.

2. Активная просветительская деятельности в СМИ.

3. Введение туристической страховки по России при поддержке государства. Данная страховка даст право обращаться в частные клиники и компенсировать задержку рейсов.

4. Значительное снижение цен на авиабилеты и железнодорожные билеты внутреннего направления.

Список литературы

 

1. Закон Российской Федерации «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ // Российская газета. – 2015 г. – № 156.

2. Сайт Гарант.ру. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71842336/ (дата обращения: 03.02.2021).

3. Сайт Правительства России. – URL: http://government.ru/orders/selection/ 401/39288/ (дата обращения: 01.02.2021).

4. Сайт Сервис «Цифровой туризм», ПАО «МегаФон». – URL: https://bdtour. megafon.ru/login (дата обращения: 03.02.2021).

 


С. Н. Асаул

Научный руководитель Е. А. Блинова

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.009 с.)