Проблемы развития детско-юношеского футбола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы развития детско-юношеского футбола



В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С 1992 г. молодежная сборная России по футболу всего четырежды смогла отобраться на Чемпионат Европы, причем лучшими достижениями команды U -21 являются четвертьфиналы 1994 и 1998 гг. Низкие результаты на международной арене говорят о несовершенстве нашей системы подготовки юных футболистов.

Ключевые слова: футбол, система подготовки юных футболистов, детско-юно-шеский спорт, школьный спорт, системный кризис в детском футболе, федеральные стандарты в спорте.

 

YOUTH FOOTBALL DEVELOPMENT PROBLEMS

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Since 1992, the Russian youth football team has only been able to qualify for the
European Championship four times, with the 1994 and 1998 quarterfinals being the best achievements. Low results in the international arena indicate the imperfection of our young football players training system.

Keywords: football, young footballers’ training system, youth sports, school sports, the children’s football system crisis, federal standards in sports.

 

В Российской Федерации спорту в целом и футболу в частности уделяется много внимания: регулярно проводятся европейские и международные состязания, которые посещают первые лица государства, вопросы отечественного спорта не сходят с повестки телерадиовещания, активно работают Министерство спорта и соответствующий комитет в Государственной Думе. Россия – девятая по численности населения страна мира, обладающая богатейшими футбольными традициями: Советский Союз становился чемпионом Европы, обладателем золотых медалей Олимпийских игр, однако теперь о подобных достижениях остались только воспоминания. Кризис российского футбола носит системный характер: это целый комплекс взаимосвязанных проблем, вытекающих одна из другой.

1. Финансирование.

Самая обширная и острая проблема не только детского, но и взрослого футбола. Не будем говорить здесь о том, что европейские клубы сами генерируют прибыль, которую направляют на собственное развитие, развитие своих академий и даже поддержку регионов – функционирующая на данный момент система не способна ставить перед собой столь серьезные задачи. В текущих реалиях финансирование большей части футбольных клубов осуществляется из муниципальных и региональных бюджетов, которых зачастую не хватает и на более социально значимые нужды.

2. Инфраструктура.

Инфраструктура – больная тема для россиян, даже никогда не сталкивавшихся с занятиями футболом, а в спорте этот вопрос стоит ребром уже не первый десяток лет. Даже в Москве не хватает теплых помещений для занятия большим футболом, а большая часть объектов осталась в столице с Олимпиады-80 [3]. До появления крытых футбольных полей дети в зимнее время занимались мини-футболом в залах, а с приходом тепла выходили на улицу. Недостаток такого подхода в том, что мини-футбол имеет свою специфику, которая может негативно сказываться на темпах развития юных представителей большого футбола (данный принцип работает и в обратном направлении). А если учесть, что даже умеренный климат средней полосы России забирает у игроков младших возрастных категорий до полугода занятий на улице, команды, не имеющие доступа к манежам в зимнее время, не могут толком дать результат ни в большом, ни в мини-футболе. Однако нельзя не отметить, что в последнее время ситуация начала улучшаться, пусть и неоднородно, благодаря приходу частных инициатив, таких как, например, City Sport в Москве, и социально-ответственных предприятий в регионах.

3. Хаос в системе детско-юношеского футбола.

По данным РФС, в нашей стране насчитывается около 2 000 школ, в которых дети занимаются футболом, из которых 813 находятся под управлением органов в сфере физической культуры и спорта и 1 156 – в ведении органов образования [4]. Такое двоевластие не дает нашей системе ни единого преимущества, наоборот, создает двойные стандарты, которые на бумаге ежегодно выполняются в каждой спортшколе во всех уголках России, а на практике мы сталкиваемся с ситуацией, когда многие спортсмены не подтверждают разряды нормативами и не видят их документального подтверждения вплоть до выпуска из спортшколы. Закон о физической культуре и спорте разделяет понятия детско-юношеского и школьного спорта [1], однако на деле школьный спорт не выходит за пределы уроков и олимпиад по физической культуре, что ставит секции, находящиеся в ведении органов образования, в заведомо проигрышное положение. Вопрос более четкого разделения этих смежных, но очень разных частей спорта снимет лишнюю нагрузку со школ, вверенных органам в сфере образования, которые не справляется со стоящими перед ней задачами.

Более того, сами федеральные стандарты, принятые в 2013 г., подлежат актуализации как минимум потому, что предусматривают зачисление в спортивные школы с 8 лет [2], тогда как практика и зарубежный опыт показывают, что начинать работать с детьми можно и нужно в более раннем возрасте. В итоге представители частных секций и клубных академий получают огромное преимущество в младших возрастных категориях, которое сверстникам из государственных школ надо наверстывать, однако план не подразумевает сокращения гандикапа, ведь на бумаге все зачисляются с 8 лет и занимаются в равных условиях.

В целом уровень бюрократизации отечественного спорта часто доходит до абсурда. Большинство государственных школ не может себе позволить ежегодно вывозить свои команды на соревнования вне ЕКП, однако их руководство запрещает тренерам выезжать на эти соревнования за счет родителей. В 2020 г. с командой U-10 ДЮСШ «Урал» по футболу произошла совсем курьезная ситуация: они не смогли вы-ехать на крупные соревнования в Москву, потому что в плане стояло 52 тренировочных недели и ни одного турнира. А ведь это базовая школа команды Российской Премьер-Лиги (ФК «Урал»).

Соревновательная практика – главный показатель учебно-тренировочной деятельности, и ее недостаток обнуляет проделанную на тренировках работу.

4. Коррупция.

Системная проблема, которая оказывает влияние на все сферы жизни в России, не обошла стороной и футбол. В XXI в. Российская Премьер-Лига лишилась по финансовым причинам порядка десяти клубов, которые проходили процедуры банкротства и в лучшем случае заявлялись в ПФЛ, а в худшем и вовсе оставались на полупрофессиональном уровне. Наиболее актуальный пример такого сценария – ФК «Тамбов» – клуб РПЛ, по непонятным причинам оставшийся без финансирования прямо посреди сезона. Все это напрямую сказывается на спортивных школах, которые остаются без средств к нормальному существованию. Накладывает отпечаток и деятельность агентов, которые за счет административного ресурса продвигают футболистов вплоть до сборных команд разных возрастов, минуя спортивный принцип.

5. Государственно-частный конфликт.

По-другому ситуацию взаимодействия государственной системы подготовки юных футболистов с частным сектором данной сферы назвать сложно. Ажиотаж, связанный с проведением в нашей стране Чемпионата мира по футболу 2018, вызвал бурный рост рынка частных футбольных школ. Если еще 5 лет назад такие предпри-ятия вообще не воспринимались всерьез спортивными функционерами и тренерами, служив «группами здоровья» для детей зажиточных россиян, то сейчас это тысячи команд разного калибра от Калининграда до Владивостока. Встроить их в существующую систему подготовки не представляется возможным: федеральные стандарты просто не регламентируют государственно-частное взаимодействие. Это рождает ситуацию, при которой частные клубы за счет грамотного менеджмента и более благоприятных условий привлекают тренеров вместе с целыми командами из государственных школ, от которых стандарты продолжают требовать высоких результатов. Частные школы и сети, которые ставят перед собой высокие задачи, уже превосходят бюджетников из своих регионов, строя полноценные футбольные клубы, зарабатывая деньги для участия в крупных соревнованиях, а также куда более успешно привлекая средства инвесторов. Но вместо того, чтобы перенимать успешный опыт и сотрудничать с ними, государство предпочитает не обращать на это внимание и даже не позволяет им выступать на некоторых соревнованиях.

Система подготовки юных футболистов требует глубокого реформирования и полной реорганизации в соответствии с современными мировыми стандартами, а также с учетом национальных и географических особенностей. Централизованное иерархическое управление может существовать в рамках отдельного региона, но в масштабах государства год за годом показывает свою полную несостоятельность. Российскому детскому футболу необходимо отказываться от переставшего работать подхода в пользу более гибкого, децентрализованного управления: ведь существующая система держится исключительно на тренерах-энтузиастах, активных родителях спортсменов, неравнодушных бизнесменах и талантливых управленцах, работающих на местах, а никак не на твердом государственном стержне.

Список литературы

 

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ.

2. Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении федерального стандарта по виду спорта футбол» от 27.03.2013 № 147.

3. Гуреева Е. А., Гончарова Н. Ю., Горлова Н. И., Скрыль Т. В., Краснюков Д. А. Наследие спортивных событий. – М., 2019.

4. Карта школ РФС. – URL: https://rfs.ru/schools (дата обращения: 16.02.2021).

 

 

Д. С. Корлыханова

В. С. Орлова

Научный руководитель А. П. Ковальчук

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.007 с.)