Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К. Поппер о трех точках зрения на человеческое познание (гл. Ш из книги «предположения и опровержения»).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Карл Поппер (1902-1994). - основатель постпозитивизма. Одним из первых он выдвинул т.н. антикумулятивную модель развития науки. Его основные произведения по философии науки: «Логика исследования», «Логика научного открытия», «Предположение и опровеждение», «Объективное знания». Ему также принадлежит всемирно известное произведение «Открытое общество и его враги». Другое название – критический рационализм. В конце философско-методологическая концепция Поппера получила название фальсификационизм (название связано с тем, что в основу своей методологической концепции положил принцип фальсифицирования). Философско-методологическая концепция Поппера. Поппер обратил внимание на то, эмпирическое подтверждение и эмпирическое опровержение имеют совершенно разный статус в познавательном процессе. Например, рассмотрим суждение: «Все лебеди белые». Чтобы обосновать истинность этого суждения, необходимо проверить всех лебедей. Для того, чтобы опровергнуть это суждение, достаточно обнаружить одного не белого лебедя. Эта асимметрия между эмпирическим подтверждением и эмпирическим опровержением и была положена в основу философско-методологической концепции. У ученого нет и не может быть критерия истинности научной теории, а может быть лишь критерий не истинности научной теории. Для того, чтобы подтвердить теорию, состоящую из общих предложений, необходимо проверить бесконечное количество следствий, а для того, чтобы её опровергнуть, необходимо найти какой-либо факт, опровергающий хотя бы одно следствие. Таким образом, несмотря на то, что Поппер справедливо считал, что ученый стремится к нахождению истинной теории, сама эта истина – бесконечно удаленная точка, к которой мы приближаемся, но никогда не достигаем. Человеческое познание. Представления Поппера о человеческом познании изложены в разделе «Три точки зрения на человеческое познание» (3 гл) книги «Предположение и опровержение». Эти три точки зрения следующие: 1) эссенциалистская точка зрения (перевод. – сущность). Возникновение этой точки зрения связано с исследованиями Галилея. Галилей выдвинул три тезиса: 1)ученый стремится к нахождению истинных теорий. 2)ученый может добиться успеха в окончательном обосновании истинности своих научных теорий такого обоснования, которое не подлежит никакому разумному сомнению. 3)лучшая научная теория описывает сущности вещей или их сущностную природу (реальности, лежащие за явлениями). Такие теории не допускают и не предполагают дальнейшего объяснения, а сами являются окончательным объяснением. Нахождение этих теорий и является целью ученых. Второй и третий тезисы Галилея и выражают сущность эссенциалистской точки зрения на человеческое познание. В рамках этой точки зрения считается, что научная теория отображает сущности вещей. Кроме Галилея этой точки зрения придерживался также Ньютон. 2) инструменталистская точка зрения. Представителями инструменталистской точки зрения на человеческое познание были Беркли, Мах, Пуанкаре. Некоторое время ее придерживались Бор и Гейзенберг. Согласно этой точке зрения научные теории не описывают сущности вещей. Научные теории – всего лишь инструменты для вывода. 3) точка зрения самого Поппера: научные теории – это всего лишь гипотезы большей или меньшей информативности, предположения, которые мы никогда не можем окончательно подтвердить, но можем опровергнуть (фальсифицировать). Все знание носит гипотетический характер. Поппер выдвинул идею фаллибилизма (подверженный ошибкам) - все знание и все теории подвержены ошибкам. Основной тезис фаллибилизма - нельзя сомневаться только в том, что все знания и все теории ошибочны. В связи с этим известный космолог ХХ века, Уилер писал: «Мы знаем, что все наши теории ошибочны. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы делать ошибки раньше». Поппер под свою философско-методологическую концепцию науки подвел онтологическую базу в виде учения о трех мирах, изложенному в параграфе «Эпистемология без познающего субъекта» произведения «Объективное знание». Существуют три мира: 1)мир физических объектов, физических состояний. 2) мир состояния нашего сознания, его активности. 3)мир объективного содержания мышления (объективного содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства), или мир объективного знания. Основные обитатели третьего мира - научные теории (теоретические системы), проблемы и проблемные ситуации, содержания книг и журналов, находящихся в библиотеках и, самый важный объект - критические рассуждения, состояния критических дискуссий, споров. Без критических рассуждений мир объективного знания развиваться не может. Для обоснования значения и автономности третьего мира Поппер приводит два мысленных эксперимента. 1)Первый мысленный эксперимент. Допустим, разрушены все машины и все орудия труда и, соответственно, исчезло наше субъективное знание и наша субъективная память о них, но при этом остались библиотеки и наша способность учиться и воспринимать содержание книг и журналов. В этом случае цивилизация будет достаточно быстро восстановлена, поскольку человек способен обучаться, воспринимать содержание книг, на основе прочтения он восстановит машины и орудия труда. 2)Второй мысленный эксперимент. Допустим, исчезают все достижения цивилизации (машины, орудия труда), и вместе с ними исчезают и библиотеки. При таком подходе способность учиться будет бесполезна, так как не на чем будет учиться. Цивилизация будет восстанавливаться с нуля, тысячелетиями. Поппер подчеркивает, что третий мир возник после первого и второго в результате их взаимодействия, то есть он является продуктом деятельности человека. Возникнув, он развивается автономно от первого и второго мира. Более того, он оказывает обратное воздействие на первый и второй мир. Третий мир - это не только мир содержания поэтических мыслей и произведений искусства, но еще и научный мир. Научные идеи выражаются при помощи определенного языка, следовательно, третий мир Поппера – это лингвистический мир. Поппер выделяет две основные функции языка – дескриптивную (описательную) и аргументативную, которая неизбежно использует описательную функцию языка, так как аргументы невозможно приводить в отсутствие каких-либо описаний. Аргументативная функция возникла в ходе развития рациональности в человеческой культуре. Она является самым мощным средством приспособления к среде, которая когда-либо возникла в ходе эволюции мира. Поппер утверждает, что критицизм является важнейшим источником развития третьего мира. Если представители кумулятивной (усиленное действие путем увеличения концентрации, накопления) модели роста научного знания (Фрэнсис Бэкона, Джон Стюарт Миль) и неопозитивисты считали, что наука начинается с наблюдений и констатации фактов, то, с точки зрения Поппера наука начинается с проблемы, т.к. констатировать и наблюдать факты может и пастух, и тогда он становится физиком.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.011 с.) |