Система социоприродных взаимодействий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система социоприродных взаимодействий.



(Миронов А.В., Цветнов Е.В. Естественная среда обитания человека: единство геосферных взаимодействий.МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: 2007 – 18 с.)

Социотехно-био-гео-система (СТБГС) – система, объединяющая: ближайшее космическое пространство, магнитосферу, атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу, социосферу и техносферу и являющаяся самой значительной из геосфер. Фактором, объединяющим геосферы, является человек и его деятельность, последняя в свою очередь определяет принципиальные границы СТБГС. На сегодняшний день СТБГС является последней системой в эволюционном ряду стадий развития планеты и представляет собой глобальный ареал жизнедеятельности человека, созданный последним, синергичный его природе. СТБГС - система наиболее полно описывающая взаимоотношения человека и мира вокруг него; система, позволяющая вскрыть процессы трансформации общепланетарных взаимоотношений и прогнозировать их развитие.

Возникшая с момента применения первых орудий труда, и будучи локализована местом обитания первых людей, СТБГС в настоящее время является мощной общепланетарной эволюционирующей и самоорганизующаяся структурой, порожденной взаимоотношением человека (социума) и природы.

Отличие СТБГС от ноосферы заключается в том, что СТБГС не является лишь идеализацией, весьма далекой от реалий ближайшего будущего. Ноосфера же структурно весьма схожа с моделью идеального общества, основой которого является идеальный же индивид. Современная наука доказывает, вся эволюция биосферы идет по пути трансформации в ноосферу. Однако в одном В.И. Вернадский, очевидно ошибался – в скорости трансформации. Вернадский так характеризует ноосферу: «Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней».

Сегодня становится ясно, что сменится еще не одно поколение людей, прежде чем идеалы Вернадского смогут в том или ином приближении воплотиться в жизнь.

СТБГС включает себя иррациональные мотивы - биологически определяемые особенности поведения и мышления человека, а также эгоистические мотивы поведения, определяющие и оправдывающие существование и нарастание (с ростом индивидуального и общепланетарного благосостояния) потребностей индивида, зачастую идущих вразрез с интересами человечества как целого. Неотъемлемой частью СТБГС являются отходы хозяйственной деятельности человека.

Здесь также важно отметить отличия СТБГС от техносферы. 1) СТБГС представляет собой систему взаимодействующих геосфер, тогда как негласно предполагается, что техносфера существует сама по себе в независимости от других оболочек Земли. 2) СТБГС включает в себя не только объекты созданные человеком, как это свойственно техносфере, но и те геосферные объекты, информация о которых влияет на принятие социальных, экономических, политических, технических и других решений. 3) Так же как и в случае с ноосферой, техносфера не включает в себя «не разумные» аспекты поведения человека.

СТБГС рассматривает весь комплекс новых отношений с учетом того, что разум человека оказывается несвободен в принятии решений, затрагивающих проблемы трансформации геосфер. Следует помнить, что принятие решений возможно только в заданных эколого-географических условиях – в границах репродуктивной и ресурсной возможности планеты, а также сообразно культурным, социальным и историческим особенностям обществ на данной территории. Вместе с тем следует отметить, что современные научные, технологические и технические возможности человека позволяют изменять профиль обозначенных границ. При помощи науки, техники и технологий удается извлекать полезные вещества из все более бедного начального сырья. Переработка вторичного сырья, создание гидропоники и применение экологичных источников энергии (энергия ветра, солнечная энергия) и т.д. - все это подтверждает изменчивость того лимита ресурсов, попавших в распоряжение человека. Благодаря деятельности человека удается как компенсировать потери в геосферах, так и влиять на процессы деградации биосферы. Впрочем, сказанное не должно приводить к выводу, что научно-технический прогресс – суть панацея от экологического недуга современности. Он лишь одно из слагаемых комплекса воздействий человека на природу, обозначаемого нами как техногенема.

Техногенема (от техно и греч. génesis – происхождение) – система социальных, политических, экономических и технических механизмов воздействия человека (социума) на природную среду. Названием системы подчеркивается, что конечной результирующей любых человеческих воздействий на окружающий мир является техника. Техногенема лишена самостоятельности, это система, сопряженная с СТБГС и подчиненная ведущему фактору развития последней - человеку. В условиях развитой СТБГС основным свойством техногенемы должна стать синергичность действия (направленного на достижение поставленных человечеством целей и задач), слагающих ее компонентов.

СТБГ с состоит из блоков:

Первый блок системы социотехнический. Человек (социум) – движущая сила, главный фактор развития СТБГС. Второй элемент блока (неразрывно связанный с первым элементом) - техническая реальность. Она состоит из великой триады: науки, техники и технологий. Наука – общая методологическая основа изменения окружающего мира, техника – инструмент преобразования мира, технологии – непосредственные алгоритмы преобразования мира.

Второй и третий блоки – био- и гео- составляющие, соответственно, имеют самостоятельное значение, являясь базисом развития первого блока. В то же время следует подчеркнуть, что элементы первого блока оказывают воздействие на их собственную эволюцию.

Развитие СТБГС осуществляется на основании факторов, определяемых как каждым блоком по отдельности, так и их (блоков) взаимодействием. На сегодняшний день невозможно приписать доминирующее значение ни одному из этих трех блоков.

Необходимость введения суммы суждений об СТБГС продиктована следующими тремя пунктами:

1. в связи со всей предшествующей эволюцией философского и естественнонаучного знания о взаимодействии человека и окружающего мира, начавшейся с противопоставления человека природе, утверждения независимости научного знания от субъективных и социокультурных процессов, постулирования внеэтичности науки, техники и технологий и закончившейся установлением социальной обусловленности содержания научного знания, осознанием экологического кризиса и отстаиванием прав будущих человеческих поколений на достойную жизнь. Но ни само воздействие, ни его последствия не позволяют говорить о всесторонне взвешенных прогнозах дальнейшего развития человечества. Могут возникать только однобокие представления о разрушении окружающей среды, прогнозы ее дальнейшего истощения и, как следствие, гибели всего человечества или большей его части.

2. Еще одним толчком к формированию адекватного взгляда на антропо-геосферный комплекс стал факт существования 2 взаимоисключающих друг друга подходов к описанию взаимоотношения социума и природы: экологическая (холистская) точка зрения на единство всех процессов на планете и широко распространенное противопоставление человека природе.

Если первая из обозначенных «планетарных моделей» скорее умозрительная, то вторая модель уже вполне научно обоснована и куда более часто реализуется на практике. Основой второй модели является естествознание, которое жестко позиционирует человека и окружающий мир. Одним из подтверждений этого в естественнонаучных дисциплинах могут служить базисные положения таких наук, как почвоведение и фитоценология.

Почвоведение как отрасль естествознания основана на положении В.В. Докучаева о факторах почообразования: почва есть функция (результат) от материнской породы (грунта), климата, [рельефа местности] и организмов, помноженная на время. Шестой фактор – человек и его деятельность до сих пор остается лишь основой для разумной критики докучаевской доктрины.

Обращаясь к фитоценологии, отметим, что, структурируя биогеоценоз, В.Н.Сукачев включил в него блок биоценоза (фитоценоз, зооценоз и микробоценоз) и блок косной среды (атмосфера и почвогрунт), но вывел человека, человеческий фактор за пределы общей схемы. Как и Докучаев, Сукачев, следуя традиции, уделил антропо-техническому воздействию лишь роль сторонней силы, воздействующей на систему. Очевидно, что в вопросах экологии Земли и определении результатов хозяйственной деятельности человека преобразующее воздействие человека как раз становится доминирующим фактором в эволюции биогеоценоза.

Говоря, что человек (социум) является содвигателем (одним из ряда «двигателей», в том числе и природных) эволюции СТБГС, мы подчеркиваем - рассматривать СТБГС как естественную среду обитания человека необходимо с учетом сохраняющейся на протяжении всей истории зависимости человечества от земных геосфер, определяющих возможности хозяйственной деятельности.

СТБГС – единственно возможная, естественная среда обитания человека; человек (социум) является инициирующей силой всей системы, задающей направление для ее эволюции.

Эволюция современной СТБГС открывает перед человеком 2 возможности.

Первая возможность - создавая собственную среду обитания, человек может придти к такой модификации СТБГС, в которой природный мир (в его традиционном понимании) был бы максимально упрощен или «одомашнен». Т.е. в конечном счете, человек призван формировать для себя такое жизненное пространство, в котором наличествовало бы ровно столько системных звеньев, сколько нужно для потребностей человека. Динамика сокращения видового разнообразия, упрощение сельскохозяйственного и урбанистического ландшафта подтверждает данное утверждение. Следует помнить, что именно по такому пути шло человечество до недавнего времени, полагая, что сможет изменять как заблагорассудится окружающий мир. Только с развитием экологии как науки становится возможным осознать всю опасность и неоднозначность такого пути развития.

Вторая возможность -  принять за аксиому довольно утопическое требование: в мире ничто не может быть изменено, а сохранение биоразнообразия есть чрезвычайно важная задача на выполнение которой возможно выделить столько ресурсов, сколько необходимо.

Как в первом, так и во втором случае человек выступает в качестве регулятора природных процессов. Однако если в первом случае человек наряду с упомянутой ролью выступает также и в роли инженера своей среды обитания, то во втором случае - человек больше коллекционер и бережливый хранитель.

Жизнедеятельность человека протекает в симбиозе с биологическим объектами, сам человек и неразрывно связанная с ним техногенема – естественные составляющие природы. На современном этапе человек, наука, техника, технология и природная среда слагают единую социотехно-био-гео-систему.

В первую очередь, это касается проблемы преодоления экологического кризиса, в эпоху которого мы живем (и предупреждения экологического коллапса, неизбежно с ним связанного). Единственный механизм защиты от которого состоит в создании экологической доктрины и формировании экологического мышления Последние, немыслимо без осознания человечеством единства и неразрывной связи всех компонентов СТБГС и своей ответственности за ее эволюцию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.011 с.)