Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная эпистемология: основные идеи и представители.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — одна из современных областей исследования на стыке философии, истории и социологии науки, науковедения. Последние 30 лет она активно развивается, продуцирует новые подходы и порождает дискуссии. Сторонники классической эпистемологии полагали, что существуют три источника знания. Это, во-первых, объект, находящийся в фокусе познавательного интереса; во-вторых, сам субъект с присущими ему познавательными способностям; в-третьих, социальные условия познания. При этом позитивное содержание знания усматривалось в основном в объекте; субъект является источником помех и иллюзий, но при этом обеспечивает творчески-конструктивный характер познания; социальные же условия целиком ответственны за предрассудки и заблуждения. Ряд современных эпистемологов заняли существенно иную позицию. Они утверждают, что все три источника знания на самом деле сводимы к одному — к социальным условиям познания. И субъект, и объект являются социальными конструкциями; познается только то, что представляет собой часть человеческого мира, и так, как это диктуют социальные нормы и правила. Таким образом, и содержание и форма знания социальны от начала и до конца — такова точка зрения некоторых (но не всех) сторонников С. э. В рамках С. э. можно выделить три основных направления, связанных соответственно с именами их представителей: Д. Блура (Эдинбург), С. Фуллера (Уорвик) и Э. Голдмана (Аризона). Каждое из них по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще. Социальная эпистемология: · Мысль о том, что содержание и форма знания зависят от социальных условий, - во многих концепциях (К.Маркс, М. Фуко и др.) · В 20 в. – более сильные утверждения о том, что социальные факторы ОПРЕДЕЛЯЮТ знание. Юрген Хабермас (р. 1929), книга «Техника и наука как идеология” (1968) “Деятельность и познание определяются интересами ” – постмарксизм. · В современном обществе только одна сторона интересов взяла верх – техническая, сознание современного общества = научная и техническая идеология (принудительная рационализация).
Представители современной СЭ: Э. Голдман (США), Д. Блур (Великобритания), С. Фуллер (Великобритания), Фр. Шмит (Германия) и другие.
В понимании СЭ – значительный разброс точек зрения: Э. Голдман: «Социальная эпистемология — богато разветвленная дисциплина. Различные теоретики применяют различающиеся подходы, и выбор позиций довольно разнообразен, часто ортогонален по отношению друг к другу. Подход, который я предпочитаю, состоит в исследовании социальных практик в терминах их воздействия на процесс приобретения знаний»
Фр. Шмидт: «Социальная эпистемология — это концептуальное и нормативное исследование релевантности знанию социальных отношений, ролей, интересов и институтов… Социальная эпистемология сосредотачивается на вопросе, следует ли понимать знание индивидуалистически или социально…».
У. Элстон: «Социальное входит в эпистемологию во множестве обличий. Вместо того чтобы иметь в виду эпистемолога, обращающегося к тому, во что верят, и к индивидуальным когнитивным объектам, как это обычно было в данной дисциплине, социальная эпистемология может изучать то, что мы (члены определенной социальной группы) знаем или во что верим. Или она может рассматривать знание, «собранное» или «воплощенное» в определенных институциях, дисциплинах или организациях. Следовательно, имеются социально установленные санкционированные процедуры и методы, которые направлены на приобретение знания…»
Три направления в СЭ: 1. Д. Блур: подлинная теория познания сводится к когнитивной социологии. 2. Э. Голдман: СЭ не должна сводится к частным научным дисциплинам, она должна выполнять и нормативную задачу. 3. С. Фуллер: промежуточная позиция, опирается на Хабермаса, рассматривает СЭ как интегративную дисциплину, занимающуюся ролью и местом науки в обществе, функциями знания и проч.
Сильная программа в социологии знания Д. Блур (р. 1942) Книга «Knowledge and Social Imagery» «Знание и социальное представление” Блур: «Вместо определения знания как истинного мнения, социолог рассматривает в качестве знания все то, что человек за него принимает… В особенности социолога интересуют представления, принятые как сами собой разумеющиеся, как институализированные представления…» Знание = то, что социально санкционировано Принципы сильной программы: 1. Социология знания должна быть каузальной (изучать условия, порождающие опред. формы и состояния знания)
2. Социология знания д.б. беспристрастной. 3. Социология знания должна объяснять знания симметрично (одними и теми же причинами объяснять успехи и неудачи, истинные и ложные представления). 4. Социология знания д.б. рефлексивной (т.е. объяснения должны быть применимы к ней самой)
Важная черта современного состояния дел в С. э. — противостояние двух подходов: консервативного (Э. Голдман)и радикального (социально-конструктивистского). 1-й исходит из классических допущений о центральности для эпистемологии понятий истины, рациональности. 2-й делает упор на социальной детерминации и социально-исторической релятивности убеждений любого вида, считая такую детерминацию и релятивность несовместимыми с «абсолютизированными», вырванными из социально-исторически-культурного контекста понятиями истины и рациональности. Goldman A. I. Knowledge in a Social World. Oxford, N. Y. 2003.
Э. Голдман противопоставляет свою программу «сильной программе» Эдинбургской школы (Д. Блуру). Убеждению приписывается определенная ценность (V-ценность) в зависимости от того, насколько данное убеждение приближается к реальному положению дел. В связи с этим становится возможна «веритистская» оценка (V-оценка) социальной практики на основании того, в какой степени использование данной практики приводит к формированию у субъектов V-ценных убеждений (знаний). Т.Е. речь идет не об убеждениях (как у Блура), а об истинных убеждениях.
Значит, эпистемология – теория о знании в традиционном понимании этого слова, о знании как обоснованном истинном убеждении, а СЭ – о социальных аспектах знания.
«Убеждение (belief) само по себе не ценно и не должно быть спутано со знанием (knowing)» - подчеркивает Голдман. Двухстадийная эпистемическая модель 1) «стадия отбора стандартов»: общество выбирает эпистемические стандарты, процессы формирования убеждений или методы, доставляющие эпистемические гарантии; 2) «стадия развертывания стандартов»: члены общества применяют выбранные стандарты путем вынесения суждения о том, является ли каждое конкретное индивидуальное убеждение «гарантированным», то есть произведено ли оно при участии соответствующих процессов или методов У Голдмана: убеждение действительно обосновано, только если сформировалось путем действительно надежных процессов, а не только считаемых таковыми тем или иным обществом. (Отличие от «сильной программы» Блура) Истина = как высшая ценность «Веритистский» подход представляет это как 2 эпистемические ценности: - Истинное убеждение - Избежание ошибок. понятие степени уверенности (degree of belief) субъекта познания в истинности конкретного утверждения, к-рой можно приписать числовое значение от 0 до 1. Различает формирующие процессы и методы Процессы – часть фундаментальной когнитивной архитектуры человека (априорная, изучается психологией – умеренный натурализм). Методы – то, чему человек научается, обычно путем культурной трансмиссии. Э. Голдман Историческое case study - пример теоретического прикладного исследования в С. э.Ж исследование разного рода социальных практик с точки зрения хранения, распределения, обмена, производства и использования знаний. В современном информационном обществе, или «обществе знаний», эта область практически безгранична (поиск истины для принятия решения; способы аргументации и хранения знаний с помощью книг, библиотек, компьютера, Интернета; оперирование со знанием и сознанием во всех сферах системах образования, в политических, церковных и иных социальных институтах.)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.012 с.) |