Эволюционная эпистемология: течения и концепции.
Содержание книги
- Связь истории и философии науки. Классификация наук: естественные, технические, социальные, гуманитарные и формальные науки.
- Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств
- Древнегреческая наука: ее особенности
- Символическое истолкование «книги природы»
- Арабский халифат и арабская наука
- Наука в эпоху возрождения и научная революция XVII века: разрушение антично-средневекового иерархического космоса. Роль реформации. Становление классической научной рациональности
- Роль реформации и контрреформации для истории науки.
- Эпоха Просвещения и наука. Романтизм и наука.
- Атеизм философов эпохи Просвещения
- Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Отделение чистой математики от прикладной
- Три этапа развития позитивизма. Позитивизм I: О. Конт.
- Позитивистская философия Конта
- Философия науки Канта и неокантианство марбургской школы.
- Неокантианская концепция науки - марбургская школа (г. Коген)
- Конвенционализм: А. Пуанкаре.
- Позитивизм III: логический позитивизм Венского кружка.
- Философия языка позднего Л. Витгенштейна и прагматизм. Прагматистский эмпиризм У. Куайна.
- Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера.
- Концепция развития науки Т. Куна.
- Утонченный фальсификационизм и концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
- Методологический «анархизм» П. Фейрабенда. Принцип несоизмеримости научных теорий.
- Герменевтика: эволюция и основные принципы герменевтического метода. Проблема интерпретации в науке.
- Герменевтика как методология гуманитарного познания
- Эволюционная эпистемология: течения и концепции.
- Эволюционная эпистемология К. Поппера.
- Эволюционная эпистемология К. Лоренца и Г. Фоллмера.
- Ключевые различия между понятиями конструктивизм и радикальный конструктивизм.
- Эрнст фон Глазерсфельд (р.1917)
- Нов. Позиция по отнош-ю к культуре:
- Институциональная социология науки: концепция «этоса науки» Р. Мертона и ее критика.
- Исследования науки и технологии» (STS)
- Социальная эпистемология: основные идеи и представители.
- Естественная среда обитания человека.
- Система социоприродных взаимодействий.
- Великая триада: наука – техника – технологии .
- Развитие техники и технологии в условиях НТР
- Л.Витгенштейн о соотношении мира и языка в первом афоризме «Логико-философского трактата».
- Р. Карнап о преодолении метафизики путем логического анализа языка в одноименной статье.
- К. Поппер о трех точках зрения на человеческое познание (гл. Ш из книги «предположения и опровержения»).
- Т. Кун об уточнении понятий «научная парадигма», «научное сообщество» и «научная революция» в дополнении 1969 года к книге «структура научных революций».
- И.Лакатос о версиях фальсификационизма в работе «Фальсификационизм и методология научно-исследовательских программ».
- Р.Рорти о соотношении эпистемологии и герменевтики в книге «Философия и зеркало природы» (Гл.7, первый параграф).
- Из Космическая религия Альберта Эйнштейна
- Жизнеспособность вместо адаптации, пригодность вместо соответствия.
- Т.Нагель о проблемах эпистемологии в статье «Каково быть летучей мышью?».
- Категория сознания в философии Чалмерса
- Аргумент «китайская комната» показывает, что синтаксически оформленный речевой акт, производимый роботом, не имеет семантических (смысловых) данных и не содержит понимания смысла.
- Д.Блур и Б.Латур о сильной программе социологии науки ( cт. Латура «Дайте мне лабораторию, и я переверну мир».ж. Логос, 2002, № 5-6 (35)).
- М. Полани о субъективных факторах научного познания в кн. «личностное знание».
Эпистемология (от греч. эпистема - твердое, надежное знание и логос - слово, учение) - учение о твердом и надежном знании.
Эпистемология имеет две основные задачи:
1.Нормативная задача - выработка стандартов и норм, ориентированных на соверщенствование познания.
2. Дескриптивная (оценочно-описательная) задача - исследование реального познавательного процесса.
Традиционная эпистемология отдавала предпочтение решению нормативной задачи. Философы стремились избавить человечество от ложных ходов мысли и заблуждений, найти путь к прочному и надежному знанию. Современная эпистемология ориентирована на решение дескриптивной задачи на основе натурализма (обращение в описании особенностей познавательного процесса на естественнонаучные теории - теорию эволюции, психологию).
Эволюционная эпистемология - новое междисциплинарное направление, ставящее своей целью исследование биологических предпосылок человеческого познания и объяснение его особенностей на основе современной теории эволюции. В эволюционной эпистемологии можно выделить 2 направления с различными задачами:
1.Попытка дать ответы на гносеологические вопросы с помощью естественнонаучных теорий, в первую очередь с помощью теории эволюции. Предметная область данного подхода - эволюция органов познания и познавательных способностей. Представители: К. Лоренц, Г. Фоллмер, Э. Ойзер.
2.Эволюционная теория науки - модель роста и развития научного познания. Процесс научного познания и историческая последовательность научных теорий получают объяснение по аналогии с биологической эволюцией (эволюционная теория науки). Представитель: К. Р. Поппер.
Основные положения эволюционной теории познания:
1.Жизнь представляет собой процесс познания - получения информации.
2.Живые существа обладают системой априорных (врожденных) когнитивных структур.
3. Формирование когнитивных структур осуществляется в соответствии с эволюционным учением.
4.Адаптивность этих структур является следствием реалистичности получаемых с помощью их знаний.
5.В способах получения и обработки информации имеется сходство.
«Всему, что мы, люди, знаем о реальном мире, в котором живем, мы обязаны возникшему в ходе родо-исторического развития аппарата получения информации, который (хотя и намного сложнее) построен по тем же принципам, как и тот, что отвечает за двигательные реакции инфузории-туфельки» (К. Лоренц).
10 постулатов научного познания:
1. Постулат реальности: имеется реальный мир, независимый от восприятия и сознания.
2. Постулат структурности: реальный мир структурирован. Успех упорядоченных теорий предполагает высокий уровень порядка объективного мира (симметрии, инвариантности...; сами данные структуры являются реальными и объективными)
3. Постулат непрерывности: между всеми областями действительности существует непрерывная связь.
4. Постулат о чужом сознании: также как и я, другие индивиды имеют чувственные впечатления и сознание..
5. Постулат взаимодействия: наши чувственные органы аффицируются реальным миром. (аффицировать означает вличть affect)
6. Постулат функции мозга: мышление и сознание являются функциями мозга, естественного органа.
7. Постулат объективности: научные высказывания должны быть объективными (отнесенными к гипотетически постулируемой реальности)
Критерии объективности: (А) Интерсубъективная понятность (Б) Независимость от системы отнесения (личности наблюдателя и т.п.)(В) Интерсубъективная проверяемость (Г) Независимость от метода(Д) Неконвенционалъность (НЕ традиционность, консервативность) 8. Постулат эвристичности: рабочие гипотезы должны содействовать исследованию.
9. Постулат объяснимости: факты опытной действительности могут анализироваться, описываться и объясняться посредством "естественных законов".
10. Постулат экономии мышления: следует избегать ненужных гипотез.
|