Неокантианская концепция науки - марбургская школа (г. Коген) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неокантианская концепция науки - марбургская школа (г. Коген)



Неокантианство - рационалистическое течение в немецкой философии рубежа XIX-XX вв., возникшее как реакция на иррационалистические направления сер. и к. XIX в. Неокантианцы обращаются к строгому критическому методу И. Канта.

Традиционно выделяют два основных направления неокантианства - баденскую и марбургскую школы. С точки зрения философии и методологии науки баденская школа интересна обоснованием гуманитарных наук, марбургская - концепцией математики и естествознания. Ключевые фигуры баденской школы - В. Виндельбанд, Г. Риккерт, марбургской - Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер.

Неокантианство марбургской школы называет в числе оснований для своих философских построений не только кантианство, но и философию Платона как первоисточник идеалистических взглядов. С Платоном это философское течение солидарно в понимании идеального мира как приоритетной (по отношению к миру эмпирическому) сферы реальности.

С точки зрения неокантианцев марбургской школы, развитие науки не зависит от внешних факторов, будь то культурная обстановка эпохи или какие-либо социальные процессы внутри научного сообщества. Источник развития науки - в самом человеческом мышлении. Научное познание, пишет Г. Коген, является чисто логической операцией. У Канта познание составлялось из чувственного материала (опыта, эксперимента), конструируемого априорными формами и деятельностью нашего рассудка, который этот материал обрабатывает, тогда как Г. Коген отрицает врожденный характер априорных форм и настаивает на том, что эти формы создаются самим субъектом, так же как и категории рассудка, тем самым сводя познание к деятельности одного лишь мышления. Существуют два вида мышления: интуитивное - логическое, не выходящее за пределы идеального, и символическое, устанавливающее связи интеллектуального и чувственного. Если результатом деятельности первого вида мышления является математика, которая изучает отношения в чистом виде, то естественные науки выстраиваются на математическом фундаменте, они пользуются также и символическим мышлением. Научное знание понимается Г. Когеном как абсолютно самостоятельная и постоянно развивающаяся система, в рамках которой развертывается все разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом Коген отстаивает положение Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнить знание не с чем. Действительность — лишь форма, в которой мыслится знание, поэтому любое изменение знания ведет к изменению действительности, но не наоборот.

Пауль Наторп (1854—1924), трактуя философию как метод достижения позитивного знания, разрабатывал концепцию панметодизма, доказывая, что мышление имеет основания и источник в себе самом. Рассматривая познание как последовательную реконструкцию актов, в которых субъект осознает сам себя в отличие от положенного им предметного мира, он разработал социальную педагогику, целью которой стало включение человека в контексты мировой культа эволюционирующей к идеальному обществу, в котором личность выступает как самоцель.

Как и многие неокантианцы Эрнст Кассирер (1874-1945) пытался преодолеть метафизическое противопоставление бытия и мышления за счет разработки трансцендентального метода. Он полагал, что познание имеет дело не с вещью, а с отношением, с заданным, а не с данным. Поэтому логика развития философии предполагает ее эволюцию от философии науки к философии культуры и философской антропологии.

Эволюционизм Г. Спенсера. Позитивизм II:эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса.

Эволюционизм Г. Спенсера

Под влиянием учения Ч. Дарвина на стыке социологии с историческими дисциплинами многие гуманитарии XIX века обращались к проблеме социальных изменений. Выводы по данной проблеме изложены в работах Льюиса Г. Моргана (1818-1881), Джона Ф. Макленнона (1832-1917), Эдварда Б. Тайлора (1832- 1917), Джеймса Фрезера (1854-1941) и др. Важную роль в пропаганде идей эволюционизма сыграл британский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Задавшись целью создания всеохватывающей философской системы, Спенсер написал фундаментальный десятитомный труд «Синтетическая философия» (1867-1896), призванный синтезировать достижения всех наук на принципах эволюционизма. Этот труд был опубликован в 1862-1896 гг. и включал трехтомные «Основания социологии» (1876-1896), а также работу «Социология как предмет изучения» (1903).

Взгляды Спенсера формировались под влиянием естественных наук, в особенности, учения Чарльза Дарвина, а также идей А. Смита и Т. Р. Мальтуса, английских утилитаристов, стоявших на позициях радикального буржуазного либерализма и индивидуализма. Спенсер разделял представления Т. Гоббса о том, что человек в естественном состоянии антисоциален.

Главным фактором социогенеза он считал рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в способствовала развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть этой естественной эволюции - социализация человека, т. е. превращение его в существо, способное к коллективным действиям. Решающую роль в данном процессе играют механизмы организации совместной жизни людей - социальные институты, возникающие естественным путем в связи с ростом численности человеческой популяции и с усложнением ее организации. Выделяя обрядовые, церемониальные и политические институты, Спенсер приписывал последним функцию переноса внутригрупповых конфликтов в сферу межгрупповых отношений.

Проблема взаимовлияния индивида и общества не решалась Спенсером однозначно. По его мнению, на ранних этапах эволюции природа человека определяет свойства социального агрегата. Однако по мере эволюции социальной организации решающую роль в дальнейшем развитии человека играют свойства общества как целого, а в мотивации человеческого поведения начинают превалировать приобретенные им социальные качества.

По Спенсеру («Основные начала»), задача философии в том, чтобы, подвергая обобщению самые широкие обобщения наук, получать знание о первопринципах. Наиболее общими принципами соременной ему науки Спенсер считает неуничтожимость материи, непрерывность движения и силовое сопротивление. Они синтезируются в принцип непрерывного перераспределения материи и движения. На основе этого принципа Спенсер выстраивает наиболее общее философское учение об эволюции вселенной. Вселенная развивается 1) от менее связанных систем к более связанным; 2) от гомогенного к гетерогенному; 3) от неопределенного к определенному. Или в несколько иных выражениях: от хаоса к порядку, от неравновесия к равновесию, от худшего к лучшему.

Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896, «Анализ ощущений») и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916, «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил»). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.

Эмпириокритицизм Р. Авенариуса и Э. Маха. В истории философии для общего обозначения их позиции принято использовать термин «эмпириокритицизм».

       По Авенариусу и Маху, познание есть упорядочение опыта – данности мира субъекту, зафиксированной в его сознании с помощью высказываний. Наиболее существенная особенность опыта заключается в принципиальной координации – единстве субъекта (Я) и объекта (мира, среды). И то, и другое – комплексы ощущений, которые могут рассматриваться и как физические, и как психические явления в зависимости от точки зрения. Поэтому в познании речь идет не о соответствии мысли «внешнему миру», а о связности различных частей опыта, об адаптации мыслей к фактам в процессе наблюдения и адаптации мыслей друг к другу в процессе построения теории.

       Если наука – упорядочение опыта, то философия занимается установлением принципов этого упорядочения. А так как познание в целом есть процесс адаптации организма к окружающей среде, то главное – принцип наименьшей траты сил, экономия мышления. По словам Э. Маха: «Задача науки – искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении. При выявленной взаимозависимости двух феноменов наблюдение одного делает ненужным наблюдение другого, определенного первым. Такж и в описании может быть сэкономлен труд благодаря методам, позволяющим описывать один раз кратчайшим путем наибольшее количество фактов». К этому стоит добавить, что принцип экономии мышления ориентирует на кумулятивную модель развития знания, предполагающую его непрерывный рост и исключающую опровержение однажды ставших общепризнанными истин, если только сам человеческий опыт вдруг не претерпит радикальных изменений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.005 с.)