Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения



К числу ярких основоположников философии Просвещения относится Шарль Луи де Монтескье (1689-1775). Его важнейшие произведения: «Персидские письма» (1721), «Рассуждение о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748). Этот философ развивал из идеи о том, что природная среда - очень важный, определяющий фактор в формировании народов, в возникновении у них различных типов социального уклада.

Природные и исторические условия жизни народов, по Монтескье, являются определяющими для их политической жизни.

Вольтер – основоположник французского Просвещения. Полное имя его – Франсуа Мари Аруэ (1694-1774). Родился он в Париже в состоятельной, аристократической семье. Его отец был нотариусом. Значительное влияние на воспитание мальчика оказал крестный отец аббат де Шатонеф. Он был вольнодумец и свои взгляды передал подопечному. Франсуа прошел десятилетнее обучение в иезуитском колледже. Мальчик был талантлив, обладал пытливым умом, рано стал писать стихи. Вопреки желанию родителей Франсуа избрал карьеру литератора, стал идеологом «третьего сословья».

Вольтер был рано лишен материальной поддержки со стороны отца и из-за этого он вынужден был серьезно заниматься коммерческой деятельностью. За свое политическое свободомыслие и сатиру, обличавшую моральное разложение феодально-абсолютистской Франции, Франсуа провел в Бастилии 11 месяцев. Славу принесла ему трагедия «Эдип» (1718), поставленная на парижской сцене. После этого триумфа Франсуа взял себе псевдоним Вольтер.

Судьба Вольтера была полна различного рода превратностей. Он постиг: что такое слава, что такое преследование. В 1726-1729 годах он был вынужден проживать в Англии. Этим Вольтера наказали за попытку проведения дуэли с оскорбившим его аристократом. Вернуться во Францию ему было позволено только при условии, что он не будет жить в Париже. В Париж он смог вернуться незадолго до своей смерти. В этом городе он и умер. Вольтер был выходцем из «третьего сословья», в виду этого многократно испытывал различного рода притеснения как со стороны аристократов, так и со стороны представителей еще более низших социальных слоев.

Литературное наследие Вольтера обширно. Он написал много как художественных произведений, так и философских. Французское академическое собрание сочинений Вольтера насчитывает 52 тома. С философской точки зрения особо интересны его произведения: «Метафизический трактат»(1734), «Философские письма» (1734), поэма «Рассуждения о человеке» (1737), «Основы философии Ньютона» (1738-1740), «Философия истории» (1765), «О душе» (1774) и еще ряд других.

Философия Вольтера сформировалась под влиянием идей многих выдающихся философов: Дж. Локка, Дж. Беркли, Г.В. Лейбница.

Вольтер считал необходимым признать существование «безусловных истин», т.е таких истин, которые существуют независимо от наших чувств. Мышление Вольтер считал атрибутом материи, и настаивал на том, что существует зависимость между человеческим сознанием и органами его чувств. Признавая существование «всемирного разума», являющегося основанием для многообразия объектов нашего мира, разделяя взгляды деистов, Вольтер очень сильно критиковал религию как теоретическую систему и социальный институт. Особенно яростно он обличал католическую церковь: «Раздавите гадину!» - один из его афоризмов. Он считал, что нельзя постичь: бессмертна ли человеческая душа? Вольтер особо важное значение придавал борьбе с общественными предрассудками, прежде всего, религиозными. Вольтер по праву считается одним из крупнейших историков XVIII века, родоначальником просветительского направления в историографии. Особой заслугой Вольтера является введение в научный оборот понятия «философия истории». История человечества, с его точки зрения, есть история борьбы людей за образование, общественный прогресс, против невежества. Он признавал, что существует «исторический суверенитет народов». Отвергал религиозный взгляд на монархов как на «помазанников божьих». Идеальный правитель, по Вольтеру, просвещенный монарх, в совершенстве знающий философские теории общественного развития и государственного устройства. Философ-монарх должен управлять государством. Последние идеи перекликаются с подобными взглядами Платона. Вольтер настаивал, что история должна отражать жизнь народов, а не жизнь государей; необходимо исследовать и материальную, и всю духовную культуру этносов; необходимо создавать всемирное описание исторических событий; придерживался идеи, что «миром правит мнение» людей.

Высказывая много конструктивных предложений относительно просвещения народа, мечтая об ускорении прогрессивного развития человеческого общества, Вольтер раскрыл себя как великий гуманист.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) родился в швейцарском городе-республике Женеве. Его предками были гугеноты, эмигрировавшие из Франции. Отец – часовщик, мать умерла при его рождении. Отец мало занимался воспитанием и образованием ребенка. Жан-Жак был любознательным ребенком, стремился постигать мир, любил чтение. Серьезного образования в школьные годы он получить не смог, его отдали обучаться ремеслу. В шестнадцать лет он начал самостоятельную жизнь. Он много путешествовал, перебивался случайными заработками (Швейцария, Италия, Южную Францию) при этом старался заниматься самообразованием, познакомился со многими трудами известных философов.(«Философские письма» Вольтера). В 1741 году Ж.-Ж. Руссо приехал в Париж, где познакомился со многими прогрессивными деятелями и вольнодумцами своего времени (большое значение для судьбы Ж.-Ж. Руссо имело личное его знакомство с Д. Дидро и Э.Б. де Кондильяком).

Общественное признание и известность Ж.-Ж. Руссо получил в 1750 году, опубликовав свою работу «Рассуждения о науках и искусствах». Этот труд явился удачной попыткой участия Ж.-Ж. Руссо в конкурсе Дижонской академии на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?». Он стал выдающимся литератором. Писал в духе сентиментализма стихи, прозу. Ж.-Ж. Руссо изобрел новую систему записи музыки, сочинял музыку, в частности оперы. Принимал самое активное участие в создании знаменитой «Энциклопедии».

В 1765 году он покинул Швейцарию, отказавшись от женевского гражданства. После постоянных переездов некоторое время он жил в Англии по приглашению Д. Юма. В 1767 году Ж.-Ж. Руссо вернулся во Францию. В этой стране он и умер в 1778 году.

Философских взглядов Ж.-Ж. Руссо в трудах, х «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762).

Следует особо выделить, что за резкую критику христианской церкви и радикальное политическое вольнодумство Ж.-Ж. Руссо неоднократно подвергался преследованиям со стороны властей. Такие его известнейшие произведения, как «Об общественном договоре» и «Эмиль, или О воспитании» были осуждены на сожжение в Париже и в Женеве.

Важнейшей философской проблемой для Ж.-Ж. Руссо - определения положения человека в современном данному мыслителю обществе. Он яростно обличал и критиковал угнетателей народа – аристократов, служителей церкви. Пытался найти причины, объясняющие бедственное положение низших слоев общества. Проблемы существования природы мало интересовали Ж.-Ж. Руссо. Таким образом, его философию можно назвать антропосоциальной. Ж.-Ж. Руссо вошел в историю как идеолог народных масс.

Возникновение неравенства среди людей Ж.-Ж. Руссо считал исторически обусловленным. Оно возникло на заре развития социальности под влиянием объективных причин. Присущая человеку «способность к совершенствованию», способствовала людям выделиться из природы в обособленное сообщество и развивать социальные отношения, материальную и духовную культуру в целом. Борьба за выживание подталкивала людей развивать разум.

Он является основоположником теории общественного договора ( в древние времена люди, живущие в условиях неограниченной чем-либо свободы, заключили особый договор: посредством общей воли всех обязались гарантировать в их сообществе соблюдение неотъемлемого права на личную жизнь и собственность; на основе общественного договора возникло впоследствии правовое государство), поэтому его относят к основоположникам политической философии и социальной философии.

Ж.-Ж. Руссо выделил особые этапы в развитии общества. «Первый переворот» в существовании людей произошел тогда, когда они стали строить себе жилища. Этот момент способствовал формированию и обособлению отдельных семей - первых постоянных «сообществ» людей.

«Второй переворот» в существовании людей явился переходом к «гражданскому обществу». Именно он отмечен ростом социального расслоения, появлением рабства и нищеты, исчезновением «равенства». Появилась частная собственность- фундаментальный источник социальных бедствий. Переход от древнего состояния естественной свободы людей («естественного состояния») к государству влечет за собой много негативного. Государство способствует укреплению господства богатых. Экономическое неравенство при установлении государства повлекло за собой и возникновение политического неравенства людей. Среди граждан выделилось правящее меньшинство и управляемое большинство.

Третьей, завершающей ступенью («переворотом») в существовании людей, по Ж.-Ж. Руссо, является превращение государственной власти в деспотизм, когда управляемые становятся рабами.

Деспотизм, особо акцентирует Ж.-Ж. Руссо, есть «последний предел неравенства». В обществе главенствует «закон сильного». Настаивал, что деспотическая ступень развития государственной жизни не есть последняя. Деспотизм может существовать до тех пор, «пока новые перевороты не уничтожат власть совершенно или же не приблизят ее к законному установлению». Убийство народом деспота есть закономерный акт. После свержения деспота в обществе вновь наступает равенство людей, но это уже не равенство первобытных людей или бесправных рабов. Данное равенство есть более высокое равенство людей, устанавливаемое посредством «общественного договора».

«Общественный договор» нужно понимать как «основное соглашение» между людьми, которое способствует установлению социального союза людей, усиливает их солидарность. Он «не только не разрушает естественного равенства, а напротив, заменяет моральным и законным равенством то физическое неравенство между людьми, которое могла создать природа; люди, будучи неравными по силе и уму, становятся равными в силу соглашения». При устройстве государства сувереном должен выступать народ. В законах государства должна выражаться «всеобщая воля народа».

Процесс воспитания ребенка, следует осуществлять, опираясь на заложенные природой способности ребенка. Социальная, культурная среда, в которой находится ребенок, оказывает значительное влияние на ребенка, причем не столько положительное, сколько отрицательное, изолируя его от мира природы, навязывая ему различные предрассудки, далеко не всегда истинные ценности, нормы. Воспитание и образование ребенка должны осуществляться всесторонне, следовать за его развитием. Ребенок должен соприкасаться в детстве с миром природы, изучать ее непосредственно. Особое значение имеют нравственное, гражданское и трудовое воспитание.

Отвергал и критиковал христианство, пытался разработать в противовес ему свою деистическую «гражданскую религию».

Философское наследие Ж.-Ж. Руссо было в дальнейшем развиваемо и даже обособилось в такое течение как руссоизм.

В эпоху Просвещения в обществе в целом наблюдалось повышение интереса к философским изысканиям; расширился круг философами проблем, возросло влияние философии социальную жизнь, ментальность народа.

Влияние на науку

Романтическая натурфилософия, обновив идею человека как микрокосма и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых — адептов раннего Шеллинга — таких, как Карус, Окен, Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизма (от герменевтики Шлейермахера, философии языка Новалиса и Ф. Шлегеля) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.

Романтизм и религия

В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей.

Этапы

Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер и Шеллинг), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.

Философы-романтики

Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра, Гельдерлина, Кьеркегора, Карлейля, Вагнера-теоретика, Ницше. Историософия Баадера, построения «любомудров» и славянофилов в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра и Бональда во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов кон. 19- нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.013 с.)