Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Три этапа развития позитивизма. Позитивизм I: О. Конт.
Содержание книги
- Связь истории и философии науки. Классификация наук: естественные, технические, социальные, гуманитарные и формальные науки.
- Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств
- Древнегреческая наука: ее особенности
- Символическое истолкование «книги природы»
- Арабский халифат и арабская наука
- Наука в эпоху возрождения и научная революция XVII века: разрушение антично-средневекового иерархического космоса. Роль реформации. Становление классической научной рациональности
- Роль реформации и контрреформации для истории науки.
- Эпоха Просвещения и наука. Романтизм и наука.
- Атеизм философов эпохи Просвещения
- Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Отделение чистой математики от прикладной
- Три этапа развития позитивизма. Позитивизм I: О. Конт.
- Позитивистская философия Конта
- Философия науки Канта и неокантианство марбургской школы.
- Неокантианская концепция науки - марбургская школа (г. Коген)
- Конвенционализм: А. Пуанкаре.
- Позитивизм III: логический позитивизм Венского кружка.
- Философия языка позднего Л. Витгенштейна и прагматизм. Прагматистский эмпиризм У. Куайна.
- Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера.
- Концепция развития науки Т. Куна.
- Утонченный фальсификационизм и концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
- Методологический «анархизм» П. Фейрабенда. Принцип несоизмеримости научных теорий.
- Герменевтика: эволюция и основные принципы герменевтического метода. Проблема интерпретации в науке.
- Герменевтика как методология гуманитарного познания
- Эволюционная эпистемология: течения и концепции.
- Эволюционная эпистемология К. Поппера.
- Эволюционная эпистемология К. Лоренца и Г. Фоллмера.
- Ключевые различия между понятиями конструктивизм и радикальный конструктивизм.
- Эрнст фон Глазерсфельд (р.1917)
- Нов. Позиция по отнош-ю к культуре:
- Институциональная социология науки: концепция «этоса науки» Р. Мертона и ее критика.
- Исследования науки и технологии» (STS)
- Социальная эпистемология: основные идеи и представители.
- Естественная среда обитания человека.
- Система социоприродных взаимодействий.
- Великая триада: наука – техника – технологии .
- Развитие техники и технологии в условиях НТР
- Л.Витгенштейн о соотношении мира и языка в первом афоризме «Логико-философского трактата».
- Р. Карнап о преодолении метафизики путем логического анализа языка в одноименной статье.
- К. Поппер о трех точках зрения на человеческое познание (гл. Ш из книги «предположения и опровержения»).
- Т. Кун об уточнении понятий «научная парадигма», «научное сообщество» и «научная революция» в дополнении 1969 года к книге «структура научных революций».
- И.Лакатос о версиях фальсификационизма в работе «Фальсификационизм и методология научно-исследовательских программ».
- Р.Рорти о соотношении эпистемологии и герменевтики в книге «Философия и зеркало природы» (Гл.7, первый параграф).
- Из Космическая религия Альберта Эйнштейна
- Жизнеспособность вместо адаптации, пригодность вместо соответствия.
- Т.Нагель о проблемах эпистемологии в статье «Каково быть летучей мышью?».
- Категория сознания в философии Чалмерса
- Аргумент «китайская комната» показывает, что синтаксически оформленный речевой акт, производимый роботом, не имеет семантических (смысловых) данных и не содержит понимания смысла.
- Д.Блур и Б.Латур о сильной программе социологии науки ( cт. Латура «Дайте мне лабораторию, и я переверну мир».ж. Логос, 2002, № 5-6 (35)).
- М. Полани о субъективных факторах научного познания в кн. «личностное знание».
Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис - подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в вопросе о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами. Конт утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.
Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.
Третья форма позитивизма - 10-20 гг. XX — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.
Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа —другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.
(Дополнительно)
Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.
|