Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь истории и философии науки. Классификация наук: естественные, технические, социальные, гуманитарные и формальные науки.

Поиск

Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств

Проблема возникновения науки

Своим появлением наука обязана с одной стороны человеческому любопытству (астрономия), с другой стремлению к повышению уровня жизни (медицина, математика, науки о материалах).

Схема возникновения науки:

Миф → Логос → Преднаука → Наука

Миф – это начальная форма мировоззрения. Мифология – это результат потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание природы.

Основные черты мифа:

· коллективный характер,

· неразлечение естественного и сверхъестественного миров,

· антропоморфизм. т.е. очеловечивание мира.

· отсутствие причинно-следственной координации событий

· отсутствие абстракции

Этапы развития мифа:

1. тотемизм – это вера в родство с объектами природного мира.

2. анамизм – это вера в одухотворенность мира.

3. фетишизм – это вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.

Логос – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы. На этой стадии оформляются принципы науки: принцип определенности (оформление мысли по законам логики), принцип естественности (устранение смешения естественного и сверхъестественного в мифах), принцип объективности.

Преднаука. Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай). Во многих концепциях истории науки этот период относят уже к научному знанию (о вариантах периодизации см. ниже). С точки зрения изучения этого периода развития науки возникает замкнутый герменевтический круг. Есть задача исследования древней науки. Но современная наука произрастает из древней науки, поэтому понятие науки не определно и мы не можем его определить, т.к. для этого нужно исследовать древнюю науку. Спасает некое предпонимание понятия науки и, основываясь на нем, можно продвигаться дальше.

Характеристические черты научного знания

1. Объективность. Стремление избавиться от личностной окраски.

2. Систематичность.

3. Обоснованность.

4. Прогресс. Стремление расширять область знаний.

Когда возникла наука?

1. С появлением человека, если считать науку связанной с появлением практических знаний.

2. 4-2 тысячелетие до н.э. Медный и бронзовый века. Первые медицинские, астрономические и математические документы и археологические находки. Эпоха древних царств.

3. 5 век до н.э. Появление древнегреческой культуры (Греческое чудо). Появление доказательных рассуждений в астрономии и математике.

4. Эпоха возрождения. Позднее средневековья 12-14 вв. Например, из-за того, что начинает играть роль эксперимент. Галилей и прочие опираются на работы позднего средневековья.

5. Эпоха научной революции 16-17 вв. Галилей и прочие.

6. Первая треть 19 века. Институализация науки, ученый получает социальный статус.

Наука периода древних царств

Пр изнаки науки-объективность и систематичность. Регионы развития древней науки - это Египет, Месопотамия (Шумеро-Вавилонская, ассирийская культура), древние Китай и Индия, древние Майя. Но о точных датах говорить трудно, т.к. мы имеем крайне фрагментарные сведения: Египет – папирусы, мало; Месопотамия – таблички глиняные, больше; Индия, Китай — достаточно много хороших записей, правда, они толком не ставили дат.

Главная область научного знания древних - это медицина. Врачи имеет выделенный социальный статус. Везде находим очень развитую медицинскую технику. Множество хирургических инструментов, сотни наименований лекарств (использовались травы, мед и т.д.). Везде, кроме Китая, она была неразрывно связана с религией и магией. Например, антисептическая обработка ран часто должна была сопровождаться какими-то молитвами, заговорами. Главный акцент ставился не на том, как вылечить болезнь, а на том, как не заболеть, т.ч. была масса сведений о здоровом образе жизни.

В древнем Египте была специализация: по зубам, по животу, по глазам и пр. Там было сухо и пыльно, много болезней глаз, поэтому глазые врачи были актуальны.

Находки медицинских документов в Египте.

Папирус Эдвина Смита (купил в 1862 году), середина второго тысячелетия. Древние считали все знание божественным, поэтому не было человеческих авторов. Знание никто не датировал, т.к. оно первично и вечно. Второй - папирус Джоржа Эбберса.

· Муммификации. Главным образом, интересовали животные, которых приносили в жертву в муммифицированном виде. Это была целая индустрия. Правда, неясно, был ли обмен знаниями между муммификаторами и врачами.

· Активная работа с лекарственными средствами, не только с растительными, но и с животными. Считалось, что человека всегда можно вылечить, используя окружающую среду.

· Хирургия. Переломы, боевые раны и даже внутренние болезни. Применяли анастезию, дезинфекцию.

Древняя медицина делала акцент на превентивной медицине. Тяжелые болезни тоже лечили, но пытались сразу понять, имеет ли это смысл.

Медицина за исключением была связана с религией и магией. Болезни - наказание за грехи, особенно в междуречье. В Египте болезни связаны со злыми духами, поэтому врач был экзорцистом.

1. Есть объективность.

2. Есть систематичность, т.к. есть челостный подход к человеку. Это не просто набор рецептов. Здоровье человека - правильное равновесие многокомпонентной системы (например, концепция Инь-Янь в Китае). Концепция нескольких типов веществ, вроде греческой гуморальной теории. В Индии была похожая теория. Болезнь - нарушение равновесия.

В более древние времена находили каменные иглы из слоистых минералов.

У Тирольской ледяной мумии (Эци) были найдены личинки паразита в желудке. При нем были жидкости, использовавшиеся для лечения, а также в желудке нашли уголь (типа активированного угля). Были татуировки, которые могли быть связаны с практикой акупунктуры.

Астрономия возникла в религиозном контексте, была неразрывно связана с астрологией, с "небесным танцем звезд". Все великие древние цивилизации систематично наблюдают за небом и составляют календари. Календари были связаны с движением солнца, луны и даже с восходом Сириуса (в Египте отметили корелляцию с разливами Нила). Различали разные планеты, например, Юпитер и Сатурн. Интерес представляли метеориты, кометы и затмения. В Китае понимали причину затмения. Казнили двух придворных астрономов, которые ошиблись в предсказании затмения.

Математика была тесно связана с астрономией, строительством, межеванием и другими хоз. расчетами. То есть задачи привязанные к практической сфере. Хорошо известно, что в Древнем Египте умели вычислять сложные площади (площади участков земли, с которых взимался налог, постоянно изменялись из-за разливов Нила), аналогичное наблюдается и у других культур.

Часто счет был неудобен из-за записи чисел. В Месопотамии была 60ти ричная система исчисления (отсюда наши минуты-часы-год), у Майя -20, Китай, Индия, Египет - 10.

Находили сборники задач. В них могли содержаться задачи по возрастанию сложности с решениями или без, но в любом случае без объяснений и доказательств. В Египте - папирус Ринда и Московский математический папирус - это учебники по математике. У шумеров - глиняные таблички.

Как правило решение конкретных задач, работа с числами. Есть задачники. Формулировка задачи и алгоритм решения без доказательства правильности. Умели работать с геометрическими фигурами. Знание было божественным, носители знания были выше обычных людей, они передавали знания по наследству только избранным. Поэтому не было необходимости в доказательствах, т.к. знание сакрально.

3. Обосновательные процедуры практически отсутствуют.

4. Нету представления о прогрессе. Круг божественного знания замкнут и не подлежит расширению. Единственная задача - передача знания от поколения к поколению.

 

Христианство и наука

Отношения неоднозначны. Есть мнение, что христианство подавляло науку пока могло, на самом деле, это не совсем так. Люди, которые возрождали античную науку, обладали уже другим мышлением, поэтому переосмысливали ее.

Непосредственно в христианской идеологии заложена двойственность во взгляде на мир. Основана она на том, что в главной книге - Библии есть два совершенно разных мира - мир Ветхого завета и мир Евангелия. Мир Ветхого завета - это мир, который Бог сотворил, смотрит на него и думает: "Неплохо получилось" - он вполне должен быть интересен для науки. А мир Нового завета - греховен, плох и недостоен внимания. В этом, кстати, принципиальное отличие от Ислама - в нем не оказалось аналогичного "языческого" Ветхого завета, на который могла бы опереться наука.

Роберт Гроссетест

Р. Гроссетест был епископом, не был францисканцем, но симпатизировал им. Они провозгласили знание не ради личной выгода, но ради более эффективной помощи своему ближнему. Для себя знания ему не нужны, нужна только божья благодать. Наука позволяет увидеть красоту мира, понять мир и прославить Бога. Это вошло в современную теорию сознания.Это сильно отличалось от представлений Аристотеля, который делил знание на полезное знание (рабское) и бесполезное (знание для господина, не связанное с практикой). Роберт Гроссетест стал основателем оксфордской школы и покравительствовал францисканцам в интелектуальных университетских кругах.

1. Роберт Гроссетест, формирует идею эксперимента. Эмпирическая методология была еще в античности (Аристотель, «Вторая аналитика»): из опыта угадываем общее положение, затем осуществляем некоторый вывод. Оксфордцы особо подчеркивали роль опыта. Роберт формулирует идею эксперимента. Вроде ничего нового он не говорит по сравнению с Аристотелем, который говорил, что мы не можем рассматривать мир во всем многообразии, поэтому мы выделяем один аспект, а от остального отвлекаемся, но Роберт применяет эту методологию конкретно для опыта. Так он формирует идею избирательного эксперимента. Он приводит такой пример: принятие какого-то лекарства вызывает некий эффект. Возможно, человек еще что-то съел, принимал другие лекарства. Как же понять, дает ли именно это вещество такой эффект? Для этого надо давать только одно вещество. Сначала выхватили некую догадку, потом пытаемся проверить на более искусственно созданных ситуаций.

2. Другая идея оксфордцев - подчеркивать не только роль опытов, но и роль математики. Их взгляд на математику тоже почерпнут из античности. Математика как образец обосновывающего знания.

Роберт создает красивую метафизику света. Пишет трактат «О свете или начале форм». Свет стоит на границе между чувственно-воспринимаемым и бестелесным, духовным. Основная идея: каким образом бог создает мир? Сначала первую световую точку, которая как зачаток первоматерии всего, что есть в мире. Затем по законам оптики из этой точки распространяется свет, который некоторым образом преобразуется и образует весь мир. При этом распространение света связано с непосредственным участием Бога, Гроссетест не приходит к деизму. То есть мир - из света, который подчиняется геометрической оптике. Геометрия оказалась зашита в основу мироздания. Поэтому оптика воспринималась метафизически, была наукой о мистическом, связанным с природой бога.

Мир по Гроссетесту бесконечен, Бог бесконечен. Бесконечное является мерой конечного, а не наоборот. Говорит о реальном существовании актуальной бесконечности, которая непостижима для человека, но постижима для Бога. В этом он отходил от представлений Аристотеля.

Роджер Бэкон

Роджер Бэкон был связан с Оксфордом и был францисканским монахом. Считал себя учеником Гроссетеста, но только потому, что читал его труды и опирался на них. По всей видимости, лично они знакомы не были.

1. Единый Бог → Единый мир → Единство истинного знания

2. Практические науки предпочтительнее теоретических (как у всех францисканцев)

3. Он описывает современную ему эпоху как упадок знания

4. Знание - элитарно, не для толпы

5. Знание должно помогать убеждать неверующих в истинности христианства

6. Знание может и должно также приносить материальные выгоды и новые технологии (примеры ниже).

7. Много размышляет о том, в чем причина невежества и заблуждений, и как с этим следует бороться.

Развитие медицины могло бы увеличить продолжительность жизни, т.к. в эпоху патриархов жили гораздо дольше. Роджера Бэкона отличала прекрасная фантазия, он пишет, что при помощи науки могли бы быть созданны ряд аппаратов, которые он описывает:

· навигационные инструменты для кораблей

· повозки без лошадей

· корабли без гребцов

· летающие корабли

· подъемные краны

· подводные лодки

· мосты через реки без опор

Он связывает это с упадком, а не с развитием прогресса. Т.е. это знание уже существует, раньше им умели пользоваться, но из-за невежества это забыли. В этом смысле он обращен в прошлое, а не будущее. Некоторые причины невежества по Бэкону:

· ложные авторитеты (опыт, в том числе мистически-религиозный позволяет их разоблачить). При этом он не отрицает авторитеты вообще, как это делает Декарт. Идолы театра Фрэнсиса Бэкона.

· обычаи и мнения толпы. Идолы рынка Фрэнсиса Бэкона.

· сокрытие собственного невежества под видом мудрости из-за гордыни. Нету аналогий у Фрэнсиса Бэкона.

Бэкон связывал математику с опытом. По его мнению, геометрические построения и счет - это опытный путь проверки математических теорем.

Лекция

Христианство отличает средневековье от античности.

"Союз" религии и науки в халифате просуествовал недолго.

Историки науки в XX веке работали над тем, чтооб понять связь христиантства и науки.

Наука нового времени в том виде, в котором она возникла и распространилась по миру не могла возникнуть без христианства.

Более сильная МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ тенденция позвлила достичь ЕДИНОГО взгляда на мир. Космос был заимствован из античности, но ранбше разделялись как сферы, так и ЗАКОНЫ, а также ценность разных тел и явлений. В христианстве все одинаково ценно, т.к. все создал и замыслил Бог. Все подчинено его единому замыслу.

Отношение к миру двойственно. МИр, который вышел из Его рук - хорош. В новом завете мир лежит во зле и его рекомендуется не любить, потму что это мир после грехопадения.

Дальше - сложный вопрос разделения миров.

Человек оказывается поставленным НАД миром, а природа - МЕСТО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ТВОРЧЕСТВА. А в античном мире человеку не дано создавать нового: все ходит по кругу - есть знания, которые "Были утеряны" и их надо "возродить". В античности знание мыслилось как утраченное в связи с упадком мифического "золотого века". Его надо вернуть. В средневековье знания добываются.

Космос был прекрасен, но конечен. Возникает понятие бесконечности через понятие неисчерпаемости Бога.

Отсюда лектор заключает, что прогресс науки тоже бесконечен.

В античности с точки зрения тех философов "ничего не происходит" (стоицизм). В средневековье - "идет развитие".

Если были эти предаосылки, почему они не давали о себе знать?

Францискагнство - центральная идея - бедность и нестяжательство. Чистое знание, но позволяющее улучшить жизнь простых людей.

Средние века.

Термин появляется в эпоху возрождения. Введен в Италии

К 17 веку этот термин становится прочным и широкоупотребимым: историю начинают делить на 3 периода: античность, средневеклвье и новое время

395г (разделение Римской империи) - 15 век

Термин "темные века" также берет начало в эпохе возрождения

Т.е. для гуманистов это было "темное время" между привлекательными античностью и Возрождением

Средние века начинаются с христианства. Христианство с одной стороны не давало науке развиваться, а с другой (так считает преподаватель!) - подготовило людей, которые смогли возродить.

Христианский бог неизмеримо больше мира, но является личностью и способен на любовь, причем на любовь не эрос, а акапи (акапическую любовь), которая свойственна только тем, кто несовершенен.

Бог любит человека бескорыстно, мало того, испытывает от человека массу неприятностей. И любовь в христианском смысле - жертва, страдание.

В центре - не космос, а отношение бога и человека, которые строятся не на мере, числе и весе.

В христианском космосе человеку не отведено никакого места. Он может стать всем, чем захочет. В античности это невозможно.

Для занятия той или иной темой требовалось найти зацепку в Священном Писании. Все подлинное знание - от Бога. И у языческих авторов могли быть полезные мысли, но не из-за язычества, а вопреки ему.

Переплетение магии и науки.

Потом подъем арабской культуры и науки. Язык образованных людей - арабский. Переводы, комментарии.

В середине 10 века знали почти как в Европе в 17 веке.

С 10 до 15 - испанская цивилизация.

Решение уравнений - альджабр - АлХорезми

также: Астрономия, Геометрия

Гуманизм и секуляризация

С развитием городов-республик в Европе возникают сословия, не участвующие в феодальных взаимоотношениях - городские слои населения. Эти слои существовали и в средние века, но с ними никак не была связана высокая культура, в то время она была связана с церковью, с монастырями. И вот теперь эти новые городские сословия создают свою высокую и научную культуру, они не зависят от университетско-церковной среды, не любят ее. Гуманисты эпохи Возрождения это не ученые и не философы в обычном смысле слова. Типичный представитель является синтезом городской аристократии, ученого-энциклопедиста, общественного деятеля и мецената и даже нечто вроде журналиста. Примеры: Петрарка, Макиавелли,Франческо Гвиччардини.

Гуманисты начали изучать человека таким, какой он есть - физически и в социуме. От этого произошло их название. Изначально они были сориентированы изучение языков и ораторского искуства, а не математики и естествознания. Характерные труды того времени - возвышенные речи о достоинстве человека в стилеЦицерона. Гуманисты привнесли в христианский образ человека новые черты, втянули в него и понятия знания и науки. Новое понимание человека имеет следующие черты:

· Антропоцентризм - человек ставится в центре мира (очевидно, это дань христианской традиции).

· Мудрецы всех времен говорят об одном и том же, только разными словами.

· Христианская тема зараженности человека грехом у гуманистов уходит на задний план.

· Постепенно в ходе дебатов гуманистов оказывается, что "продвинутый" человек должен и знать языки, и хорошо говорить, и знать теоретические науки, и обладать практическими навыками. Таким образом, впервые соединяются разные типы знания и среди обывателей появляются широкообразованные люди.

Секуляризация - в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).

Секуляризация - в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе масштабная секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации.

Влияние на науку

Романтическая натурфилософия, обновив идею человека как микрокосма и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых — адептов раннего Шеллинга — таких, как Карус, Окен, Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизма (от герменевтики Шлейермахера, философии языка Новалиса и Ф. Шлегеля) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.

Романтизм и религия

В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей.

Этапы

Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер и Шеллинг), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.

Философы-романтики

Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра, Гельдерлина, Кьеркегора, Карлейля, Вагнера-теоретика, Ницше. Историософия Баадера, построения «любомудров» и славянофилов в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра и Бональда во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов кон. 19- нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме.

Математика

В 19 веке позиции науки существенно упрочняются, потому что в стремительно развивающемся промышленном мире растет потребность в ней.

Англия: начала промышленной революции, становление капитализма. Стремление к получению прибыли. Перестроение жизни общества, урбанизация, развитие промышленности. Наряду с Академиями начинают играть важную роль университеты. появляется связь науки с военным делом (французская политехническая школа). В обществе сохраняется оптимистическая вера в науку.

Естествознание

Химия

Особенности науки XX века

Для современной науки характерно и то, что можно назвать гуманитаризацией, – возрастание удельного веса общественных проблем и растущее воздействие разработки общественно-научных проблем на естествознание.

Роль физики в современной науке не похожа на роль механики в XVII-XVIII веках, когда механические законы претендовали на место того носителя космической гармонии, к которому в последнем счете сводятся все закономерности бытия. Но физика занимает в современной науке совсем иное место и по сравнению с XIX веком. Тогда физика противостояла диктатуре механики и, подобно другим дисциплинам, утверждала несводимость и специфичность своих законов. Сейчас она объединяет микромир и мегамир и в этом смысле, не покушаясь на специфичность других дисциплин, создает неклассическое представление о иерархии бытия, в которой Метагалактика сближается с элементарными частицами. Генезис такой, неизвестной прошлому, картины мира имеет важное значение для выяснения связи науки и философии. Подобная связь в определенной степени является импульсом и вместе с тем результатом распространения понятий современной физики на другие отрасли знания.

Но ответ на вопрос: «Что такое наука XX века?» – включает определение зависимости самого периода истории от состояния науки. Действительно, век разума, XVIII век, был периодом, когда идеи великих рационалистов предыдущего столетия приобрели историческое бытие и стали оказывать решающее воздействие на реальные судьбы людей. В этом столетии английская промышленная революция превратила рациональную схему мироздания – классическую механику в научную основу машинной индустрии. В этом же столетии плеяда великих мыслителей-рационалистов привлекла к суду отвлеченного разума все общественные институты.

В XIX веке рационализм воплотился в систему представлений – стройную, детально разработанную, проверенную экспериментами и практикой. Эта система казалась непоколебимой в своих основах, хотя и претерпевала глубокие изменения. В XIX веке люди узнали о неевклидовой геометрии, в которой перпендикуляры к одной и той же црямой пересекаются или, наоборот, расходятся. Они узнали много нового и о себе. Общественные отношения, которые представлялись незыблемыми, оказались преходящими, чреватыми социальными революциями.

XX век начался неисчезающими научными парадоксами. Наука XX века как бы для того, чтобы оправдать подобное хронологическое название, может начать свою историю с 1900 года, когда М. Планк нашел, что излучение света происходит не непрерывно, а минимальными порциями, квантами. Вскоре, в 1905 году, А. Эйнштейн разъяснил, почему свет распространяется с одной и той же скоростью относительно тел, движущихся навстречу световому лучу, и относительно тел, которые лучу приходится догонять.

Для XX века характерна огромная концентрация материальных и интеллектуальных усилий общества, направленных на развитие науки. Поражают масштабы общественного труда, уделяемого исследованию природы. Наблюдаются несопоставимые с прошлым темпы роста числа ученых.

По-видимому, в будущем будет происходить с нарастающей скоростью более глубокий и органичный процесс включения исследовательских задач в содержание труда. При быстром и радикальном изменении технологии, основанном на переходе к принципиально новым физическим процессам, производство, его реконструкция и эксперимент сливаются воедино.

Как же назвать XX век в его зависимости от науки? Веком атома? Веком космоса? Веком кибернетики?… Список возможных названий можно было бы значительно расширить. В литературе мелькают и другие названия: «век полупроводников», «век информации», «век биологии».

Общим эффект науки XX века, характерный для всех отраслей производства, для культуры и стиля мышления – несравнимый с прошлым динамизм развития различных областей общественной жизни, непосредственно зависящий от характера современной науки.

Наука XX века – прежде всего неклассическая наука. И не только потому, что она отказалась от классических устоев, претендовавших на окончательный и абсолютно точный характер. Она неклассическая по своему стилю. Именно поэтому она приводит не только к незатухающей скорости научно-технического прогресса. Она ускоряет и технический, и культурный прогресс.

К концу XIX века сложилось довольно устойчивое представление о мире. В его основе лежала классическая механика, законы Ньютона, которые казались непоколебимыми. На них наслаивались законы физики.

В целом наука XIX века склонялась к мысли о законченной картине мира, к представлению о том, что эта картина мира завершена в ее фундаментальных основах. Английский физик Дж. Дж. Томсон утверждал, что науке осталось лишь уточнять детали, поскольку в основном человек уже знает, как устроен мир. Конечно, такой крайний взгляд не был общим. В основе этой схемы лежит идея сохранения основных законов бытия при переходе от одного звена иерархии вещества к другим, от атома к молекуле, от молекулы к макроскопическим телам, в частности к живому организму, затем к планетам, к солнечной системе, к звездам, к галактике. В начале этой иерархии находится атом. Атомы считались твердыми шариками, обладающими различной массой и различными физическими и химическими свойствами. Было известно несколько десятков различных типов атомов. Второе звено иерархии – молекула. В течение XIX века химия узнала о структуре громадного количества сложных веществ и определила состав их молекул. О природе сил, связывающих атомы в молекулы, знали так же мало, как о природе различий между атомами. Но об этом не слишком беспокоились. Наука могла идти вперед, не углубляясь в эти вопросы. То же можно сказать и о больших, включающих системах. Что касается живых организмов, то наука всесторонне изучила макроскопические законы естественного отбора, но остановилась перед проблемой наследственности и изменчивости организмов. Благодаря Г. Менделю стали известны некоторые законы наследственности, но природа их не была раскрыта. Теория Дарвина представлялась мощной демонстрацией универсальности классической науки. Она показала, что материя, состоящая из дискретных частей, обладающих свойствами притяжения и отталкивания и подчиняющихся в своем поведении законам классической механики, может эволюционировать и дойти до высокоорганизованных структур, до той целесообразности, которая всегда поражала людей при взгляде на органический мир.

Дальше простирались еще более высокие звенья иерархии – солнечная система, само Солнце, еще дальше – звезды, а еще дальше – внегалактические туманности, иные галактики. Этот мир казался царством Ньютона.

В целом XX век застал очень стройное и, казалось, достоверное в своей основе здание науки предыдущего столетия. В XX веке это здание не было разбито. Оно только зашаталось, и научная революция нашла для него новый фундамент, на котором старые знания получили ограниченное место. Это следует подчеркнуть. Научная революция не была очищением площадки для нового строительства. В науке не бывает катаклизмов, которые Ж. Кювье видел в прошлом Земли. История науки – непрерывный процесс. Н. Бор в начале нашего столетия, создавая модель атома, выдвинул принцип соответствия: при некоторых предельных условиях соотношения квантовой механики переходят в соотношения классической механики. Теория относительности Эйнштейна в случае медленных движений и процессов, при которых поглощаются или выделяются не слишком большие энергии, приходит к соотношениям механики Ньютона. Наука XX века подошла к классическому наследству как к совокупности теорий, уже не являющихся абсолютно справедливыми, абсолютно точными и абсолютно общими. Они становятся относительными и ограниченными, но получают более солидное обоснование.

Что застает в науке XXI век? Об этом трудно сказать – развитие науки приобрело такую стремительность, что за оставшиеся два десятилетия может произойти много неожиданного. Но кое-что можно сказать с большой достоверностью.

В XXI веке наука должна все осуществлять все более глубокие поиски фундаментальных оснований. Новая астрономическая революция позволила узнать много совершенно неожиданного о галактиках, находящихся от нас на расстояниях в миллиарды световых лет. Структура и эволюция Вселенной не могут быть познаны без дальнейшего коренного фундаментального преобразования основных физических принципов, основных принципов математики, без преобразования самой логики. Они не могут быть познаны и без нового представления об элементарных частицах.

Трудно сказать, к чему приведет развитие подобных идей. Но они иллюстрируют однозначный и достоверный прогноз: XXI век застанет в науке начавшийся процесс непрерывных поисков новых фундаментальных принципов. В этом великий вклад науки нашего века в историю цивилизации. Теперь уже покончено с представлением о неподвижном фундаменте науки, на котором меняется лишь надстройка.

Часть II (Современная философия науки)

 

Позитивизм I: Дж. Ст. Милль

В процессе дальнейшего развития позитивизма все более четко выявлялась его феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, роднившая его с юмизмом. Из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая проблематика и ослаблялось значение элементов естественнонаучного материализма. Об этом свидетельствуют философские учения крупнейших английских позитивистов XIX в.— Дж. С. Милля и Г. Спенсера, которые, существенно отличаясь в деталях от концепции О. Конта, вместе с тем в решении принципиальных философских вопросов вплотную примыкали к ней.

 

Джон Стюарт Мил ль(20.05.1806-8.05.1873):

Известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики. Продолжал традиции классического эмпиризма английских философов. Согласно его учению, основу своей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия - это просто (языковые) названия. Внешний мир в этом смысле- постоянная возможность сходных ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приемом познания- индукция; она же лежит в основе умозаключения логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. Милль различает науки о природе и науки о духе - психология, “этология”, наука об обществе- и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода.

Четыре метода научной индукции:

а) метод сходства

б) метод различия

в)метод сопутствующих изменений

г) метод остатков

В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.

Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с элементами механицизма, нередко являвшийся фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.

Во-вторых, развитие науки, и в первую очередь коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX—XX вв., а также интенсивное развитие психологических исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и физикой),—все это заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т. е. тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи.

Наконец, в-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать объективную обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы ценностей в рамках механистической и метафизической социологии не могли увенчаться успехом. Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в сферу научного исследования, выве­сти «должное» из «сущего» и при этом сохранить позитивистский критерий научности.

Представителями первой, «классической» формы позитивизма 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан – во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты- Л. Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус и др. Феноменологическими позитивистами (на идеях которых основываются неопозитивисты) называют Э. Маха, Корнеулиуса, Циена, Ферворна, которые только ощущения считают данными.

Эволюционизм Г. Спенсера

Под влиянием учения Ч. Дарвина на стыке социологии с историческими дисциплинами многие гуманитарии XIX века обращались к проблеме социальных изменений. Выводы по данной проблеме изложены в работах Льюиса Г. Моргана (1818-1881), Джона Ф. Макленнона (1832-1917), Эдварда Б. Тайл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.215.30 (0.024 с.)