Арабский халифат и арабская наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арабский халифат и арабская наука



Арабская наука испытала свой подъем тогда, когда в Европе был упадок - в средние века. В 7-9 веке мусульмане вели активную завоевательную политику и возникл Арабский халифат. Первоначальным ядром халифата стала созданная пророком Мухаммедом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община— умма. В результате завоеваний государство стало огромным - от Аравийского полуострова до Испании, сталица - Багдад.

Эпоха существования Арабского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.

Начали Арабы с создания научных центров при дворах правителей, как в Александрии, и с перевода греческих текстов на арабский язык. За ними появились комментарии к грекам, а затем и самостоятельные труды. Но в 13-14-15 веках постепенно арабская наука приходит в упадок. Некоторое историки полагают, что арабам не удалось найти удачного сочетаниянауки и религии, наука оставалась частным делом, не получавшим поддержку от Ислама и поэтому постепенно сошла на нет.

Средневековые европейские университеты и монашеские ордена

в 13-14 веках были основаны несколько значимых университетов, в том числе Оксфорд (12 век) и Парижский университет (12-13 век). Также возникают два очень важный монашеских ордена. Дело в том, что в средние века наукой занимались в основном монахи. Это доминиканский и францисканский ордена. Знаменитые доминиканцы: Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Они с одной стороны, профессора Сорбонны, а с другой – монахи.

Ордена доминиканцев и францисканцев оказали наибольшее влияние на науку. Они исповедовали нестяжательство. Вообще, вопринимались обществом странно: не участвовали в политической жизни, работали бесплатно, а для получения средств к существованию нищенствовали.

Францисканство и научная методология Оксфордской школы (Р. Гроссетест и Р. Бэкон)

Святой Франциск Ассизский вел нищенский, евангельский образ жизни. Тема нестяжательства - центральная в идеологии францисканцев. Отрицательно относился к занятиям наукой, как отвлекающее от Евангелия. Но при этом, он был очень творческим человеком, он воспринимал весь мир как творение Бога. Любовный взгляд на мир охватывал не только людей, но и природу. В этом смысле у францисканцев мы увидим практическую ориентацию знания. Отношение христианина к людям несимметрично: к себе и и к другому человеку разное. К себе – строго, к другому – щедро и сострадательно. Поэтому, для францисканских ученых наука, которую они создают, должна помогать другим людям обустраивать свою жизнь. Далее, францисканские учены (англичане, шотландцы и ирландцы) имели те же особенности, которые мы увидим у ученых Британии 17-18 и 19ого веков. У них четко выражены эмпирические тенденции.

Францисканцы делятся на интеллектуалов и спиритуалистов, которые считали, что нужно полностью уподобляться Франциску. Интеллектуальные монахи приходят в университеты, где их по началу странно воспринимают, но, затем, завоевывают интеллектуальные площадки, основывают свои школы, появляются интеллектуальные лидеры.

Роберт Гроссетест

Р. Гроссетест был епископом, не был францисканцем, но симпатизировал им. Они провозгласили знание не ради личной выгода, но ради более эффективной помощи своему ближнему. Для себя знания ему не нужны, нужна только божья благодать. Наука позволяет увидеть красоту мира, понять мир и прославить Бога. Это вошло в современную теорию сознания.Это сильно отличалось от представлений Аристотеля, который делил знание на полезное знание (рабское) и бесполезное (знание для господина, не связанное с практикой). Роберт Гроссетест стал основателем оксфордской школы и покравительствовал францисканцам в интелектуальных университетских кругах.

1. Роберт Гроссетест, формирует идею эксперимента. Эмпирическая методология была еще в античности (Аристотель, «Вторая аналитика»): из опыта угадываем общее положение, затем осуществляем некоторый вывод. Оксфордцы особо подчеркивали роль опыта. Роберт формулирует идею эксперимента. Вроде ничего нового он не говорит по сравнению с Аристотелем, который говорил, что мы не можем рассматривать мир во всем многообразии, поэтому мы выделяем один аспект, а от остального отвлекаемся, но Роберт применяет эту методологию конкретно для опыта. Так он формирует идею избирательного эксперимента. Он приводит такой пример: принятие какого-то лекарства вызывает некий эффект. Возможно, человек еще что-то съел, принимал другие лекарства. Как же понять, дает ли именно это вещество такой эффект? Для этого надо давать только одно вещество. Сначала выхватили некую догадку, потом пытаемся проверить на более искусственно созданных ситуаций.

2. Другая идея оксфордцев - подчеркивать не только роль опытов, но и роль математики. Их взгляд на математику тоже почерпнут из античности. Математика как образец обосновывающего знания.

Роберт создает красивую метафизику света. Пишет трактат «О свете или начале форм». Свет стоит на границе между чувственно-воспринимаемым и бестелесным, духовным. Основная идея: каким образом бог создает мир? Сначала первую световую точку, которая как зачаток первоматерии всего, что есть в мире. Затем по законам оптики из этой точки распространяется свет, который некоторым образом преобразуется и образует весь мир. При этом распространение света связано с непосредственным участием Бога, Гроссетест не приходит к деизму. То есть мир - из света, который подчиняется геометрической оптике. Геометрия оказалась зашита в основу мироздания. Поэтому оптика воспринималась метафизически, была наукой о мистическом, связанным с природой бога.

Мир по Гроссетесту бесконечен, Бог бесконечен. Бесконечное является мерой конечного, а не наоборот. Говорит о реальном существовании актуальной бесконечности, которая непостижима для человека, но постижима для Бога. В этом он отходил от представлений Аристотеля.

Роджер Бэкон

Роджер Бэкон был связан с Оксфордом и был францисканским монахом. Считал себя учеником Гроссетеста, но только потому, что читал его труды и опирался на них. По всей видимости, лично они знакомы не были.

1. Единый Бог → Единый мир → Единство истинного знания

2. Практические науки предпочтительнее теоретических (как у всех францисканцев)

3. Он описывает современную ему эпоху как упадок знания

4. Знание - элитарно, не для толпы

5. Знание должно помогать убеждать неверующих в истинности христианства

6. Знание может и должно также приносить материальные выгоды и новые технологии (примеры ниже).

7. Много размышляет о том, в чем причина невежества и заблуждений, и как с этим следует бороться.

Развитие медицины могло бы увеличить продолжительность жизни, т.к. в эпоху патриархов жили гораздо дольше. Роджера Бэкона отличала прекрасная фантазия, он пишет, что при помощи науки могли бы быть созданны ряд аппаратов, которые он описывает:

· навигационные инструменты для кораблей

· повозки без лошадей

· корабли без гребцов

· летающие корабли

· подъемные краны

· подводные лодки

· мосты через реки без опор

Он связывает это с упадком, а не с развитием прогресса. Т.е. это знание уже существует, раньше им умели пользоваться, но из-за невежества это забыли. В этом смысле он обращен в прошлое, а не будущее. Некоторые причины невежества по Бэкону:

· ложные авторитеты (опыт, в том числе мистически-религиозный позволяет их разоблачить). При этом он не отрицает авторитеты вообще, как это делает Декарт. Идолы театра Фрэнсиса Бэкона.

· обычаи и мнения толпы. Идолы рынка Фрэнсиса Бэкона.

· сокрытие собственного невежества под видом мудрости из-за гордыни. Нету аналогий у Фрэнсиса Бэкона.

Бэкон связывал математику с опытом. По его мнению, геометрические построения и счет - это опытный путь проверки математических теорем.

Лекция

Христианство отличает средневековье от античности.

"Союз" религии и науки в халифате просуествовал недолго.

Историки науки в XX веке работали над тем, чтооб понять связь христиантства и науки.

Наука нового времени в том виде, в котором она возникла и распространилась по миру не могла возникнуть без христианства.

Более сильная МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ тенденция позвлила достичь ЕДИНОГО взгляда на мир. Космос был заимствован из античности, но ранбше разделялись как сферы, так и ЗАКОНЫ, а также ценность разных тел и явлений. В христианстве все одинаково ценно, т.к. все создал и замыслил Бог. Все подчинено его единому замыслу.

Отношение к миру двойственно. МИр, который вышел из Его рук - хорош. В новом завете мир лежит во зле и его рекомендуется не любить, потму что это мир после грехопадения.

Дальше - сложный вопрос разделения миров.

Человек оказывается поставленным НАД миром, а природа - МЕСТО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ТВОРЧЕСТВА. А в античном мире человеку не дано создавать нового: все ходит по кругу - есть знания, которые "Были утеряны" и их надо "возродить". В античности знание мыслилось как утраченное в связи с упадком мифического "золотого века". Его надо вернуть. В средневековье знания добываются.

Космос был прекрасен, но конечен. Возникает понятие бесконечности через понятие неисчерпаемости Бога.

Отсюда лектор заключает, что прогресс науки тоже бесконечен.

В античности с точки зрения тех философов "ничего не происходит" (стоицизм). В средневековье - "идет развитие".

Если были эти предаосылки, почему они не давали о себе знать?

Францискагнство - центральная идея - бедность и нестяжательство. Чистое знание, но позволяющее улучшить жизнь простых людей.

Средние века.

Термин появляется в эпоху возрождения. Введен в Италии

К 17 веку этот термин становится прочным и широкоупотребимым: историю начинают делить на 3 периода: античность, средневеклвье и новое время

395г (разделение Римской империи) - 15 век

Термин "темные века" также берет начало в эпохе возрождения

Т.е. для гуманистов это было "темное время" между привлекательными античностью и Возрождением

Средние века начинаются с христианства. Христианство с одной стороны не давало науке развиваться, а с другой (так считает преподаватель!) - подготовило людей, которые смогли возродить.

Христианский бог неизмеримо больше мира, но является личностью и способен на любовь, причем на любовь не эрос, а акапи (акапическую любовь), которая свойственна только тем, кто несовершенен.

Бог любит человека бескорыстно, мало того, испытывает от человека массу неприятностей. И любовь в христианском смысле - жертва, страдание.

В центре - не космос, а отношение бога и человека, которые строятся не на мере, числе и весе.

В христианском космосе человеку не отведено никакого места. Он может стать всем, чем захочет. В античности это невозможно.

Для занятия той или иной темой требовалось найти зацепку в Священном Писании. Все подлинное знание - от Бога. И у языческих авторов могли быть полезные мысли, но не из-за язычества, а вопреки ему.

Переплетение магии и науки.

Потом подъем арабской культуры и науки. Язык образованных людей - арабский. Переводы, комментарии.

В середине 10 века знали почти как в Европе в 17 веке.

С 10 до 15 - испанская цивилизация.

Решение уравнений - альджабр - АлХорезми

также: Астрономия, Геометрия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.022 с.)